Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предисловие.




Изменение социально-экономической политики государства в области образования. Сегодня определены три субъекта взаимодействия в области обеспечения качества дошкольного образования: государство, муниципалитеты, родители. Государство возлагает на себя обязанность по обеспечению образовательного минимума на ступени дошкольного детства. Муниципальные отделы образования выполняют контроль качества организации и реализации педагогического процесса. Родители должны возложить на себя обязанность по обеспечению образовательного уровня детей с учётом оптимального содействия развитию индивидуальных возможностей своего ребёнка (используя дополнительные образовательные услуги).

Образовательная политика. На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» коллективам ДОУ предложено разработать и лицензировать авторские общеобразовательные программы, предполагающие целесообразную свободу образовательной политики учреждения. Навязанные «сверху» рамки содержания или технологий организации и руководства образовательными процессами могут быть оспорены педагогическими коллективами, если «разработанная, утверждённая и реализуемая в образовательном учреждении программа» соответствует федеральным государственным требованиям к структуре и содержанию. Модернизация дошкольного образования предполагает сохранение линии инновационных процессов. Приоритетные цели инновационных процессов – развитие ОУ, поиск индивидуального своеобразия, обеспечение требований микросоциума, заказ родителей и пр. Инновационные процессы могут охватывать самые разнообразные аспекты деятельности ДОУ: решать проблемы здоровьесбережения, развития творческости, индивидуальной неповторимости воспитанников, приоритетного обеспечения одной из линий развития детей, подготовку детей к активной жизненной позиции, обеспечение базовой общекультурной компетентности и пр.

Воспитательная политика дошкольного образования – содействие становлению социально-активной, гармонично развитой личности, воспитание социально-востребованных качеств личности ребёнка: деятельностной компетентности, самостоятельности, активности, субъектности, творческости; эмоциональности, эмпатийности, способности к образному и элементарному логическому мышлению, творческому воображению.

Таким образом, государство делегирует ответственность за качество и результативность функционирования ДОУ на муниципалитеты, на педагогические коллективы и, в большей степени, на родителей (предполагая наличие активного, действенного отношения к обеспечению условий полноценного развития своего ребёнка).

Проблемы ДОУ.

В подавляющем большинстве ДОУ сегодня сохраняется проблема выбора основной общеобразовательной программы и соразмерной интеграции её содержания с содержанием авторских и парциальных программ. Перед педагогическими коллективами встают вопросы: какая из множества предложенных федеральных программ может оптимально обеспечить качество образования, полноценное развитие индивидуальности ребёнка, его готовность к школьному обучению? Как увидеть перспективу развития конкретного ДОУ, создать проект, программу развития, обеспечивающую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг? Как создать образовательную программу, с обновлённым содержанием? Как обеспечить реальное повышение качества психотехнического аспекта деятельности и профессиональной компетенции педагогов? Как обеспечить освоение и внедрение современных, наиболее актуальных технологий:

- развивающего образования и воспитания (диалогического общения, проблемно-поисковых ситуаций, обеспечения ребёнку права выбора в формате предоставленных возможностей, трансформации когнитивного в эмоциональное, любования, соразмерного развития логического и образного мышления детей и мн. др. );

- интеграции приоритетных линий развитиядетей (познавательного, художественно-творческого, речевого, интеллектуального, психофизического и др. );

- формирования компетентностей детей в созидательно-продуктивных видах деятельности (игра, изображение, дизайн, конструирование, проектирование, моделирование, макетирование и пр. )

- содействия становлению гармоничных отношений ребёнка с окружающим миром.

Проблемы организации образовательного пространства ДОУ

· большие объёмы современной научно-практической информации, новых сведений, требующих осмысления; объём накопленных педагогами знаний, с трудом поддающихся системной структуризации;

· недостаточная ориентация и педагогов и детей на способы освоения, переработки, субъективизации предлагаемой образовательной информации. Как следствие – поверхностное (фрагментарное) освоение детьми программного материала, или его механическая репродукция;

· отсутствие у субъектов педагогического взаимодействия способности к анализу, обобщению, конструктивному синтезу, выделению главного и второстепенного в образовательных системах, определению системообразующего компонента в процессе формирования упорядоченных представлений и знаний детей (репрезентативных структур освоения и трансформации поступающей информации);

· недостаточный учёт индивидуальных различий детей;

· необходимость повышения профессиональной компетенции педагогов в области использования технологий моделирования, проектирования и комплексно-тематического планирования образовательно-воспитательного процесса.

Возможные пути решения проблем современного ДОУ.

1. Целенаправленное повышение уровня методологической, методической и профессиональной компетенции педагогов (связь с учреждениями повышения квалификации, ВУЗами, учёными, обобщение опыта, участие в конкурсах и пр. ).

2. Разработка программы развития ДОУ и обновлённой образовательной программы «соответствующей принципам развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости; отвечающей критериям полноты, необходимости и достаточности; решающей образовательные цели и задачи на материале, максимально приближённом к «разумному минимуму»; обеспечивающей знания, умения и навыки, имеющее непосредственное отношение к развитию детей. Программы, построенной с учётом принципа интеграции образовательных областей; основанной на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» /приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»/.

3. Обеспечение и приветствие инновационных процессов любого уровня (локальных, модульных, системных).

4. Изменение экономической политики ДОУ, организация управления на основе компетентности в современной нормативно-правовой базе функционирования ДОУ.

5. Освоение технологий моделирования, проектирования (разных аспектов работы ДОУ) и блочно-тематического планирования образовательного процесса.

Сегодня качественный образовательный процесс во многом опосредован способностью педагогов к отбору и структурированию программного материала; освоению методик его эффективной реализации; использованию современных средств организации взаимодействия с детьми. Современный педагог осваивает палитру технологий требующих умения интегрировать, модифицировать, трансформировать, адаптировать содержание образования возможностям детей. Овладевает информационной культурой, вариативными и эффективными методиками трансляции образовательной информации детям, культурой рефлексии и осмысления психотехнического аспекта своей деятельности.

Направления работы над содержанием образовательных программ ДОУ в формате технологии блочно-тематического планирования.

1. Анализ современного категориального аппарата педагогики, психологии, концепции общеобразовательной программы и любой образовательной области («Детский сад - дом радости», «Истоки», «Развитие», «Детство», «Монтессори-педагогика» и пр. ). Цель анализа - определение ключевых понятий и концепции построения образовательных областей. Выделение системообразующего компонента образовательной программы. Моделирование системно-структурных отношений между блоками информации, моделирование технологического аспекта выполнения требований программы.

2. Обогащение, обобщение, интеграция и другие трансформации информационно-содержательных (образовательно-тематических) блоков. Цель - определение минимума и максимума содержания по той или иной образовательной области, определение принципов и объёма («разумного минимума») транслируемого содержания.

3. Разработка содержания образовательной области (темы, тематического блока). Минимизация объёма сведений с целью выделения и трансляции репрезентативной структуры познания и освоения детьми содержательного обобщения темы. Выделение сущности осваиваемых понятий, наполнение абстракции конкретным доступным возрасту содержанием, освоение предметного действия. Цель - обеспечение процесса освоения детьми способа действия, развития способности к самостоятельному обогащению содержательного обобщения конкретным содержанием.

4. Разработка перспективных планов, календарных сеток занятий, конспектов и других форм содеятельности педагогов с детьми. Цель - максимальная интеграция приоритетных линий развития ребёнка на материале содержательно-образовательных областей. Включение в содержание занятий интегрированных задач интеллектуально - познавательного, речевого, художественно- эстетического и созидательно - продуктивного характера.

Так, любой тематический блок, в рамках технологии блочно-тематического планирования, обеспечивает решение четырёх образовательных направлений в работе с дошкольниками:

- формирование упорядоченных, системных знаний об объектах познания;

- формирование культуры восприятия, разноаспектного познания объектов окружающей действительности, способов умственных действий и умений использовать результаты познания в разных видах деятельности;

- развитие эмоционально – образного мышления, а на его базе субъективно – значимого, ценностного отношения к объектам познания;

-  обеспечение условий самостоятельного использования полученных ЗУН в продуктивно-творческих видах деятельности.

На основании вышеизложенного можно говорить о широких возможностях использования технологии блочно-тематического планирования в процессе разработки обновлённого варианта образовательных программ и модернизации образовательного процесса ДОУ.

 

Грибанова М. В. 2010 г.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...