Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мониторинг развития творческой индивидуальности детей




Мониторинг развития творческой индивидуальности детей

старшего дошкольного возраста

М. В. Грибанова, к. п. н., доцент

Г. А. Трапезникова, воспитатель

МДОУ № 21, г. Добрянки

Развитие творческости (умение самостоятельно, нестандартно, оригинально решить возникшую проблему или практическую задачу) представляет собой одну из приоритетных линий личностного развития. Перефразируя мысль Б. Гизелина, можно говорить о том, что человеку необходимо создание «значимой упорядоченности в субъективной сфере», оформление смыслового конструкта, благодаря которому люди открывают мир и себя в этом мире. В обозначенном формате педагогика решает задачи воспитания творческой личности. Для этого необходимо научить ребёнка открывать мир и созидать себя в мире, быть творцом, а не объектом воздействия. По мнению ученых (В. А. Петровского, В. В. Давыдова Н. Н. Поддъякова, Е. Л. Яковлевой, Д. И. Воробьевой, Г. Г. Григорьевой др. ) перед современным детским садом стоит задача обеспечить условия становления личности ребенка, что предполагает формирование базиса социально-личностной культуры и направленное развитие индивидуальности. Дошкольное детство это период интенсивного преобразования когнитивных процессов, время интенсивного становления сознания, самосознания, Я-концепции, период формирования потребности в проявлении творческой индивидуальности и самоосуществления. Система внутренних (актуально-действенных) мотивов конкретной личности раскрывается в той деятельности, где ребёнок наиболее успешен, где природные задатки легко трансформируются в индивидуально-неповторимые способности. К видам актуальных «детских» деятельностей учёные относят палитру занятий художественным творчеством, познавательную деятельность и игру. Формат обозначенных видов деятельности позволяет обеспечить уникальные условия развития творческой индивидуальности ребёнка посредством выбора приоритетной, значимой для себя деятельности.

В ДОУ № 21 г. Добрянки на протяжении семи лет реализуется авторская программа Грибановой М. В., Трапезниковой Г. А. «Создаю красоту сам». Поэтому вопросы поиска способов мониторинга и оптимальных средств развития творческой индивидуальности на ранних этапах её проявления носят характер проблемы и имеют принципиальную значимость. Один из аспектов инновационной деятельности ДОУ обозначен как «Мониторинг развития творческой индивидуальности детей 5-7 лет» (в формате авторской программы художественно-творческого развития детей дошкольного возраста). Целью работы по обозначенному направлению стало создание системы мониторинговых процедур, опосредующих возможность изучения динамики творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста. В процессе разработки и апробации авторской программы художественно-эстетического развития детей были раскрыты понятия «творческость, творческая индивидуальность, творческое и креативное мышление». Определены приоритетные условия содействия развитию творческой индивидуальности в практике дошкольного воспитания (по материалам исследований Яковлевой Е. Л., Казаковой Т. Г., Григорьевой Г. Г., Воробьёвой Д. И., Грибановой М. В., Ивановой О. Л. и пр. ). Разработана и апробирована система мониторинга творческого развития детей старшего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная группы ДОУ № 21, 15, 16). Проведён анализ результатов мониторинга с целью выявления достоверности полученных данных и эффективности системы содействия творческому развитию детей старшего дошкольного возраста.

В современной науке представлены различные взгляды на понимание природы творчества, творческой индивидуальности, творческости как личностного образования. С одной стороны творчество рассматривается с позиций развития способностей (Б. М. Теплов). Творчеству можно «научить», создав необходимые условия для формирования теоретического мышления (В. В. Давыдов, Д. Б. Богоявленская). С другой стороны творчество рассматривается в тесной связи с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности (Е. Л. Яковлева, А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Леонтьев, М. В. Грибанова и др. ). С этих позиций творчество рассматривается как качество личности - творческость.

Творческость человека предполагает открытие и реализацию собственной индивидуальности (уникальности), формирование индивидуальных особенностей (специфики) познания и преобразования окружающей действительности, создание системы субъективно-ценностных, личностных отношений с миром (общечеловеческими ценностями). По мнению Е. Л. Яковлевой самодостаточным проявлением индивидуальности (творческости) являются эмоциональные реакции и состояния человека. Именно эмоциональная реакция безошибочно указывает на истинное отношение человека к происходящему. По мнению учёных, эмоциональная реакция детерминирует переживание-деятельность, результатом которой является рефлексия и возникновение субъективно-оценочного (возможно ценностного) отношения к окружающей действительности, способность к адекватной поведенческой реакции, обусловленной переживанием. Внутренняя жизнь ребёнка, его неповторимый, индивидуальный мир – это, прежде всего эмоциональная жизнь. Способность и возможность выразить свои эмоциональные переживания, впечатления, состояния в доступной возрасту продуктивной деятельности – путь реализации уникальности, путь выражения творческости человека. Поддержка взрослыми позитивных эмоциональных реакций ребёнка (и принятие негативных) обеспечивает основу, необходимые ресурсы для адаптации ребёнка в сложном мире отношений людей, объектов, позволяет справиться с разными трудностями, возникающими в ходе социализации маленького человека.

В качестве концептуального основания и выявления сущности творческой деятельности дошкольника в осуществляемой нами работе приняты определения М. В. Грибановой. Она отмечает, что художественно-творческую деятельность правомерно рассматривать как форму трансформации (преобразования) субъектом культурных значений в субъективные смыслы, «опредмеченные» в образах графики, пластики, аппликации, музыкально-исполнительской импровизации, художественного конструирования. Детское художественное творчество правомерно рассматривать как:

- процесс преобразования знаний, представлений, впечатлений (эмоций, переживаний, чувств) в субъективный, авторский образ мира;

- продукт художественно-творческой деятельности, результат трансформации (преобразования) субъектом культурных значений в субъективные смыслы, опредмеченные в рисунке, аппликативном или пластическом изображении, рассказе, музыкально-исполнительской импровизации и т. п.;

- способность к преобразованию идеального (продукта сознания, ментального образа мира) в материальное (художественную поделку, образ мира в искусстве), средствами разных видов творческой деятельности (рисования, аппликации, лепки, творческого рассказывания, игровой роли и т. п. ).

К наиболее известным, традиционно принятым в практике показателям творческости дошкольников сегодня принято относить:

- Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения», «проживания» воображаемых обстоятельств, условных ситуаций.

- Увлеченность, «захваченность» деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

- Искренность, правдивость, непосредственность переживания, в процессе создания авторского продукта деятельности.

- Специальные художественные способности, позволяющие успешно решать изобразительные задачи.

- Переживание чувства удовольствия, наслаждения от процесса и результата деятельности.

- подчинение воображения творческой задаче (активизация продуктивно-творческого воображения ).

- Устойчивый интерес, потребность в творчестве.

- Дополнения, изменения, вариации в процессе преобразования знакомого материала.

- Самостоятельные поиски, пробы вариантов реализации замысла.

- Активность и инициатива в применении новых приемов решения творческих заданий.

- Поиск адекватных изобразительно -выразительных средств для воплощения замысла и создания художественного образа.

- Индивидуальный «почерк» осуществления деятельности, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

С целью изучения индивидуальных различий детей, учета их достижений, создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка, была разработана система мониторинговых процедур динамики творческой индивидуальности. Цель мониторинга – получение достоверной информации об индивидуальном развитии (в т. ч. творческости) и достижениях дошкольников. Объект мониторинга – особенности индивидуального развития детей дошкольного возраста (в условиях реализации авторской программы художественно-эстетического развития). Предмет мониторинга – исследование индивидуальных и личностных характеристик детей (типа ВНД, свойств темперамента, ведущей модальности восприятия, интеллектуального и эстетического развития, проявлений творческости и т. п. ). Инструментарий мониторинговой деятельности:

- диагностические методики, ориентированные на выявление динамики исследуемых характеристик;

- наблюдение за объектами исследования;

- фиксация исследуемых характеристик в разных видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, на занятии, в самостоятельной деятельности, в условиях содеятельности);

- способы обработки и интерпретации полученных данных.

На протяжении трёх лет мы отбирали и апробировали диагностические процедуры, создавали систему мониторинга, удобного в использовании, отражающего реальную картину развития ребёнка в аспекте становления творческой индивидуальности. На наш взгляд художественное творчество проявляется в степени развития специальных способностей, в самостоятельности процесса создания образа; в оригинальном продукте деятельности. Т. е. творческая индивидуальность прослеживается в развитии художественных (специальных) способностей: воображении, логическом и образном мышлении, эмоциональности восприятия. В самостоятельности: определения замысла, выбора художественных материалов, подбора и использования выразительных средств создания образа. В оригинальности и неповторимости авторского продукта, созданного в художественно-творческих видах деятельности: рисунке, аппликации, лепке, творческом рассказе, музыкально-исполнительской интерпретации.

Разработанная и апробированная в ДОУ № 21 модель организации системы мониторинга позволяет использовать ряд диагностических методик выявляющих развитие индивидуальных особенностей ребенка в художественно творческих видах деятельности. Результаты фиксируются в «индивидуальной карте мониторинга развития творческой индивидуальности». Изучение достижений детей ориентировано на базовые критерии: творческая самостоятельность, проявления индивидуальности (гибкость, оригинальность) и художественно-эстетической компетенции, наличный уровень художественного восприятия искусства и эстетического познания действительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...