Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Формирование кредитной политики корпорации по отношению к дебиторам




Решение

 

Согласно данным табл. 8. 4, видно, что предприятие имеет просроченную задолженность (свыше 45 дней и более) по дебиторам 1, 2 и 3 в сумме

 


2 010 тыс. руб. По формуле 8. 4 рассчитаем коэффициент просроченной

 

дебиторской задолженности:

 

Кп = 10410 = 0, 193

 

То есть, просроченная дебиторская задолженность составляет 19, 3 % от

 

общей ее суммы.

 

Согласно ст. 266 НК предприятию рекомендуется сформировать резерв по сомнительным долгам на сумму (1 390+370)ž 50 %+250 = 1 130 тыс. руб.

Желательно проводить аналогичный анализ дебиторской задолженности за ряд последовательных периодов (например, кварталов) и для более точных расчетов             определять средний коэффициент просроченной дебиторской задолженности.

Форма реестра старения дебиторской задолженности в том или ином виде часто применяется в современных пакетах прикладных программ для организации учета в корпорации. Очень часто такие пакеты помещают клиентов «в режим ожидания», если они достигают своего уровня кредитного лимита.

Важным этапом анализа дебиторской задолженности является ее сопоставление с кредиторской задолженностью. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу для финансовой устойчивости компании, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлекать дополнительные источники финансирования.

Многие специалисты считают, что если кредиторская задолженность больше дебиторской, то предприятие работает рационально, вовлекая в оборот средств больше, чем изымая из него. С другой стороны, предприятие обязано выплачивать кредиторскую задолженность, несмотря на величину дебиторской. Также, увеличение          кредиторской                    задолженности влияет на снижение показателей ликвидности и платежеспособности.

На данном этапе анализа рассчитывают показатели:

 

- количество оборотов или скорость обращения кредиторской задолженности (коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности):

 


С
КО = КЗ ,                                              (8. 7)

 

где С – себестоимость продукции (услуг) корпорации в рассматриваемом периоде, ден. ед.;

КЗ – средний остаток кредиторской задолженности (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде, ден. ед.;


- период оборота кредиторской задолженности (в днях):

 

.
=
ПО
360 КЗ КО


 

(8. 8)


 

Необходимо регулярно сопоставлять темпы роста дебиторской и

 

кредиторской задолженности, а также показатели оборачиваемости, не допуская значительных отклонений между ними.

2. Формирование кредитной политики корпорации по отношению к дебиторам

Кредитная политика предприятия – это комплекс решений, включающий срок действия кредита компании, стандарты кредитоспособности, порядок погашения покупательской задолженности и предлагаемые скидки.

Кредитная политика является частью финансовой политики предприятия. Формирование кредитной политики не регулируется нормативно–правовыми актами, но в то же время в ней принято отражать следующие параметры:

- срок предоставления коммерческого кредита и величину скидок за своевременную оплату;

- лимиты предоставления коммерческого кредита;

 

- требования к обеспечению коммерческого кредита; - критерии оценки финансового состояния дебиторов; - принципы работы с дебиторами.

Следует отметить, что в практике корпоративных финансов нет единых значений, указанных параметров кредитной политики, то есть каждое конкретное предприятие в зависимости от индивидуальных условий ведения бизнеса, политических и экономических факторов может устанавливать свои

критерии по ним. Наряду с этим можно выделить два типа кредитных политик,


чаще всего применимых на практике – жесткие и льготные. Характеристика

 

этих политик приведена в табл. 8. 5.

 

Некоторые авторы выделяют дополнительно умеренную (взвешенную) кредитную политику, которая устраняет недостатки жесткой и льготной политик, поддерживает средний уровень риска при формировании кредитных условий. Но такой оптимальной политики на практике бывает сложнее всего добиться.

Таблица 8. 5 Основные типы кредитной политики предприятия

Тип кредитной политики Описание политики Возможные недостатки
Жесткая (консервативная) кредитная политика - минимизация                                   сроков предоставления        отсрочки платежей       (вплоть      до стопроцентной предоплаты); - минимизация      величины коммерческого кредита; - повышение        стоимости коммерческого кредита; - сокращение                          покупателей продукции в кредит за счет исключения                    групп повышенного риска - усложнение формирования устойчивых контактов с покупателями продукции; - возможное снижение объема реализации в условиях низкого спроса на продукцию
Льготная (агрессивная) кредитная политика - увеличение                                   сроков предоставления        отсрочки платежей; - увеличение         величины предоставляемого кредита; - уменьшение       стоимости предоставления кредита; - расширение круга дебиторов - увеличение   объема ресурсов, инвестируемых           в дебиторскую задолженность - повышение     риска возникновения просроченной задолженности

 


Какое же решение следует принимать финансовому менеджеру, какова

 

должна быть оптимальная величина дебиторской задолженности? На самом деле какой-то конкретной формулы здесь не существует, так как при изменении дебиторской задолженности должны выполняться следующие условия:

- рост прибыли должен превышать рост расходов, связанных с изменением объемов производства (выручки) и управлением дебиторской задолженностью;

- предприятие должно всегда оставаться ликвидным и платежеспособным, не допуская кассовых разрывов.

При формировании кредитной политики одним из ключевых вопросов для предприятия является определение размеров скидок за ранний платеж. Чтобы стимулировать покупателей к досрочной оплате товара, необходимо предлагать такую скидку, которая была бы «экономически выгодной» клиенту. По-другому, процент скидки в годовом выражении должен превышать уровень доходности по другим альтернативным вложениям предприятия-дебитора (например, банковским депозитам).

Кроме размера скидки, предприятие-продавец, как правило, устанавливает льготный период, в течение которого эта скидка будет действовать для покупателя. В практике зарубежных корпоративных финансов часто используют такое обозначение как d/n, net T, где d обозначает скидку с цены товара в процентах; n – период времени в днях, в течении которого действует скидка (с момента отгрузки); T – период времени в днях, в течении которого товар должен быть полностью оплачен.

Для пересчета размера скидки в годовую процентную ставку, воспользуемся следующими формулами (8. 9–8. 11):

 

ç         ÷ ç      ÷
æ         ö æ      ö
d       360
r = è 100-d ø × è T -nø × 100%,                                   (8. 9)

 

где r – размер скидки, представленный в форме годовой процентной ставки, %. Данная формула соответствует схеме простых процентов, она наиболее

часто используется в практике корпоративных финансов. Покупатели-

 


дебиторы, имея в распоряжении денежные средства, воспользуются скидкой в

 

том случае, если размер этой скидки в годовом выражении будет выше доходности по другим альтернативным вложениям (например, банковским депозитам). В случае же отсутствия наличных средств, покупатели могут рассматривать вариант краткосрочного кредитования, если процентная ставка по кредиту будет ниже, чем скорректированный размер скидки.

ê                           ú
é                           ù
÷
ç
æ              ö
d
360

ë
û
r = ê è 1+100-d ø T-n -1ú × 100.                                (8. 10)

 

Формула 8. 10 базируется на методе сложных процентов, то есть

 

учитывает временную стоимость денег.

 

T
r = d × 360 .                                            (8. 11)

 

Формула 8. 11 является наиболее простой и понятной для пересчета размера скидки в годовую процентную ставку, но вместе с тем она не учитывает льготный период, в течение которого предоставляется скидка, а также не учитывает стоимость денег во времени.

Пример 2. Предприятие предоставляет своим покупателям скидку на следующих условиях «3/6, net 60». Определить, выгодно ли воспользоваться данной скидкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...