Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и функции финансовой службы




В организационной структуре управления фирмой в качестве са-мостоятельного звена выделяется финансовая служба. Её структурное построение зависит от масштабов хозяйственной деятельности, опре-деляющих требуемый объём финансовых ресурсов и разнообразие финансовой деятельности, от стадии жизненного цикла организации, определяющей уровень её рисков и потребности в финансировании, от организационно-правовой формы ведения бизнеса и т.д.

 

Для крупных компаний характерно выделение специализиро-ванной финансовой службы (департамента, управления и т.п.), воз-главляемой финансовым директором или вице-президентом по фи-нансам. В средних по масштабам фирмах могут быть организованы финансовые отделы, а в субъектах малого предпринимательства весь объём финансовых работ выполняется, как правило, в рамках бух-галтерии в тесном контакте с руководителем организации.

Стандартным подходом к структурированию финансовой служ-бы за рубежом является разделение казначейских и контрольных функций (рис. 2.1).

 

Внутри казначейской службы могут быть выделены следующие функциональные подразделения: отдел финансового анализа и пла-нирования, отдел управления инвестициями, отдел управления рис-ками и др.

Функции контролёра в российский организациях традиционно возлагаются на главного бухгалтера, в подчинении которого могут


 


находиться такие функциональные подразделения, как отдел финан-сового учёта и налогообложения, отдел управленческого учёта, отдел финансового контроля и др.

Финансовый директор

 

 

Казначей   Контролёр
Управление инвестициями   Бухгалтерский и налоговый учёт
Управление денежными средствами   Управленческий учёт
Управление финансированием   Внутренний аудит
Разработка кредитной и дивидендной   Подготовка отчётности
политики   Финансовый контроль
Финансовый анализ и планирование   Управление затратами
Страхование   Разработка учётной и налоговой
Управление рисками   политики
     

 

Рис. 2.1. Организационная структура финансовой службы

 

Финансовая служба призвана интегрировать в единую систему долгосрочные цели акционеров, корпоративные и бизнес-стратегии, выработанные высшим менеджментом, а также функциональные

и операционные стратегии всех подразделений компании в единую

 

и эффективно функционирующую систему управления бизнесом. Поэтому финансовый директор, как правило, является членом правления или совета директоров и занимает одно из ведущих мест

 

в управленческой иерархии. Вместе с генеральным директором он несёт прямую ответственность перед акционерами, докладывает финансовые результаты на их общем собрании, разрабатывает, корректирует и контролирует выполнение финансовой стратегии фирмы.

 

Структура финансовой службы организации, функции и ответ-ственность её подразделений, их взаимоотношения с другими под-разделениями определяются Положением о финансовой службе.


 

 


Финансовая служба организации выполняет следующие функции:

 

• обеспечение функционирования и развития организации на основе стратегического, текущего и оперативного финансового пла-нирования;

 

• разработка инвестиционной, амортизационной, финансовой, налоговой, кредитной, валютной, дивидендной политики органи-зации;

• финансово-кредитное обеспечение её деятельности;

 

• обеспечение роста стоимости и доходности активов;

 

• обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости органи-

 

зации;

 

• обеспечение финансовых взаимоотношений с партнёрами;

 

• поиск новых инструментов и механизмов увеличения объёма финансовых ресурсов организации;

• осуществление финансового контроля и регулирования де-нежных потоков и финансовых ресурсов.

 

Профессиональный уровень и должностные обязанности фи-нансового менеджера определяются его знаниями и навыками в об-ласти финансов и кредита, законодательства в области налогообло-жения, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгал-терского учёта, финансового анализа. Прежде всего финансовый менеджер должен уметь:

 

• читать и анализировать финансовую, статистическую и опера-тивную отчётность хозяйствующих субъектов и оценивать результа-ты их хозяйственно-финансовой деятельности;

 

• ориентироваться в потоках финансовой информации, анали-зировать финансовую среду предпринимательства и оценивать уровень финансовых рисков, разрабатывать мероприятия риск-ме-неджмента;

• управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, дви-жением денежных средств;

• осуществлять операции на финансовом и фондовом рынках;

 

• прогнозировать результаты вложения капитала, оценивать экономическую эффективность инвестиционных решений;


 


• составлять финансовые планы и отчёты;

 

• подготавливать документы по финансовым вопросам для пре-доставления в банк, налоговую службу и другие органы управления, вести деловую переписку по финансовым вопросам с органами управления и хозяйствующими субъектами;

• осуществлять контроль за выполнением показателей финансо-вых планов и программ, за эффективностью использования финансо-вых ресурсов организации.

 

Техническое обеспечение системы управления финансами орга-низации основывается на использовании безбумажных технологий

и специализированного программного обеспечения, в связи с чем компьютерная грамотность и владение информационными техноло-гиями выступают в роли ведущих требований к уровню профессио-нальной подготовки финансового менеджера.

Таким образом, финансовая служба, представляющая собой штат финансовых менеджеров, организованных в определённую структуру, с помощью финансовых методов и инструментов осуще-ствляет воздействие на движение капитала, реальных и финансовых активов, прибыль и инвестиции, т.е. координирует весь спектр во-просов, относящихся к хозяйственно-финансовой деятельности орга-низации.

 

2.3. Внутрифирменное финансовое планирование

 

Финансовое планирование играет очень большую роль в систе-ме финансового управления организацией. Оно позволяет миними-зировать неопределённость рыночной среды и снизить негативные последствия предпринимательских рисков, уменьшать трансакцион-ные издержки и преобразовывать стратегические цели в формат по-нятных исполнителям плановых заданий.

 

Финансовое планирование –это процесс определения целей фи-нансовой политики организации, прогнозирования её результатов, принятия решений о допустимом уровне риска и разработки показа-телей стратегических, текущих и оперативных финансовых планов.


 


В процессе финансового планирования осуществляется целена-правленная деятельность по формированию, распределению и ис-пользованию финансовых ресурсов организации в соответствии с це-лями её развития, интересами собственников, требованиями законо-дательства.

 

Стратегические планы определяют объём и структуру финан-совых ресурсов, необходимых для функционирования организации в долгосрочной и среднесрочной перспективе, важнейшие финансо-вые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инве-стиционные стратегии, а также и возможности реинвестирования и накопления.

 

Тактические (текущие) планы разрабатываются на основе стра-тегических планов путём их детализации, выработки кредитной, на-логовой, дивидендной, инвестиционной, научно-исследовательской и другой политики, взаимного согласования каждого вида вложений с источниками их финансирования. Наиболее часто текущее финан-совое планирование реализуется в форме бюджетирования, основной задачей которого является максимизация конечных финансовых ре-зультатов при заданных ресурсах, рисках и организации работ в те-кущем периоде.

 

Оперативные планы –это краткосрочные тактические планы,необходимые для реализации стратегических и тактических реше-ний, а также для обеспечения стабильной и согласованной работы всех служб организации (график поступления денежных средств, платёжный и налоговый календари и т.п.).

 

Все планы (бюджеты), сформированные как по функционально-му признаку, так и по ЦФО, в обязательном порядке образует свод-ный (основной) бюджет организации в целом. Система бюджетов ор-ганизации включает в себя следующие их группы: операционный, основной и финансовый.

 

Операционный бюджет содержит:

 

• бюджет продаж,

 

• бюджет производства,

 

• бюджет прямых затрат на материалы,


 


• бюджет прямых затрат на оплату труда,

 

• бюджет общепроизводственных расходов,

 

• бюджет производственных запасов (готовой продукции, неза-вершённого производства, материалов),

 

• бюджет коммерческих расходов,

 

• бюджет управленческих расходов и т.д.

 

На основании операционных бюджетов составляются основные бюджеты:

• бюджет доходов и расходов,

 

• бюджет движения денежных средств,

 

• бюджет по балансовому листу.

 

Финансовый бюджет включает в себя все основные бюджетыи инвестиционный бюджет.

Как правило, форматы основных бюджетов максимально при-ближены к форматам соответствующих форм финансовой отчётно-сти. Это упрощает как процесс составления бюджета, так и анализ плановых и фактических показателей.

Процесс формирования финансовых планов организации вклю-чает в себя следующие этапы:

• разработка формата финансовых документов;

 

• разработка методики формирования каждого вида бюджета;

 

• определение перечня необходимых первичных документов;

 

• установление временного регламента составления бюджета;

 

• разработка схемы консолидации бюджета;

 

• определение ответственных лиц за составление бюджета;

 

• сбор и обработка информации.

 

В процессе финансового планирования финансовые менеджеры придерживаются принципов системности (единства), научности, не-прерывности, гибкости планов, точности расчётов, самофинансиро-вания деятельности, участия исполнителей, сбалансированности рис-ков, коммерческой тайны и др.

 

Перечень планируемых финансовых показателей может ощути-мо варьировать в зависимости от масштабов и специфики деятельно-сти организации. Планирование финансовых показателей осуществ-


 


ляется с использованием следующих основных методов: расчётно-аналитического, нормативного, балансового, программно-целевого, оптимизации плановых решений, экономико-математического моде-лирования, факторного, сетевого, экспертных оценок и др.

 

Более подробно с технологией и методиками финансового пла-нирования можно ознакомиться с помощью специальной литерату-ры, которая представлена как монографическими, так и специализи-рованными периодическими изданиями, включая интернет-ресурсы.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Как формируется финансовая структура организации?

 

2. Что понимается под центром финансовой ответственности? Какие виды центров финансовой ответственности вам известны?

3. Смоделируйте финансовую структуру для известной вам ор-ганизации, выделив центры финансовой ответственности.

4. Какой является структура финансовой службы в известной вам организации, какие функции она выполняет?

 

5. Каковы должностные обязанности финансового менеджера организации?

6. В чём суть финансового планирования?

 

7. Какова структура и взаимосвязь бюджетов организации?

 

8. Какие виды планов включают в себя операционный, основ-ной и финансовый бюджеты компании?

9. Какие бюджеты формируются в известной вам организации?

 

10. Какие этапы составляют процесс формирования финансовых планов организации?

11. Какие принципы лежат в основе финансового планирова-ния? Какие методы используются при планировании финансовых показателей?

 

12. Ознакомьтесь с регламентом и методиками составления бюджетов в известной вам организации.


 


Раздел 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...