К и н ж а л Ы. Рисунки. Содержание. Традиция стиля. Символ великого Предела тай-цзи-ту
Стр 1 из 12Следующая ⇒ К И Н Ж А Л Ы Рисунки Манько Ольги Николаевны
Эта книга познакомит читателя с редкой и оригинальной техникой фехтования, пожалуй самым " хладнокровным" из всех видов холодного оружия — кинжалом. Когда говорят о восточных единоборствах, то чаще всего имеют в виду их практическую или состязательную сторону и все реже вспоминают о том, какой значительный пласт в многослойном пироге Восточного Духовного Уклада составляют боевые искусства. В системе боевых искусств кинжалам отводится особая роль. По масштабам абстрактности им не сравниться с таким оружием, как лук или меч. Кинжалы всегда конкретны и в этом они символизируют доминанту восточного образа мышления. Кинжалы всегда индивидуальны, и в этом состоит их роль в раскрытии личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3 Традиция стиля 4 Гармония трех потоков 17 Положения кинжала в руке 23 Техника переводов 30 Техника перехватов 36 Искусство удара 48 Книга представляет оригинальную систему боевого фехтования кинжалами, получившую распространение в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Предназначена для обучающихся боевым искусствам Востока в спортивных школах и секциях, а также как пособие по самообороне. (С) Рисунки О. Н. Манько ТРАДИЦИЯ СТИЛЯ ПУТЬ История развития холодного оружия и соответствующих фехтовальных техник в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии богата живописными легендами о мастерах многочисленных тайных школ единоборств, носителях изотерической традиции фехтования разными видами холодного оружия. Не менее богата и сама система строевого и нестроевого вооружения, во все века служившего на Востоке не только надежным аргументом в решении вопросов жизни и чести, но и прекрасным средством психофизической тренировки.
И действительно, вряд ли найдется такой человек, которого не удивило бы разнообразие фехтовального оружия, составляющего традиционный боевой арсенал Востока. Кухонная утварь и предметы незамысловатого монашеского туалета, одежда и письменные принадлежности, мебель и сельскохозяйственные орудия, веера, метлы, плети и другие многочисленные " виды оружия" на равных правах входили в " универсальную весовую категорию", наряду с таким убедительным вооружением, как мечи, пики, топоры. Было бы удивительно не обнаружить в столь разнообразном арсенале такого распространенного и удобного средства нападения и обороны, как обычный нож или кинжал. Объединение всего многообразия холодного оружия в рамках одной универсальной системы имело целый ряд взаимосвязанных причин. Известная в настоящее время система фехтовального оружия, распространенного в странах восточного региона, сформировалась в своеобразных культурных и социально-политических условиях. Безусловно, главным, хотя далеко не единственным, центром распространения боевых искусств в древности и средние века являлся Китай, ставший благодатной почвой для расцвета не одной сотни боевых школ. Уже в древности, со времен первых памятников китайской иероглифической письменности, прослеживается устойчивая тенденция китайской культуры к системному пониманию мирового процесса и роли человека в нем. При таком взгляде на мир любое культурное явление, будь то живопись, мастерство рукопашного боя или получение шелковичного кокона — все увязывалось в единое целое и рассматривалось как космические сущности. Это в некоторой степени объясняет феномен монастырского, отшельнического кун-фу. Своеобразие этого феномена состоит в том, что основным источником развития фехтовальных и других боевых систем выступила не армия, а, казалось бы, далекие от военной подготовки буддийские и даосские монашеские общины либо кланово-семейные школы. Только в них физическая тренировка вместе с мощным психотренингом позволяла максимально раскрывать возможности чело-
веческого менталитета и доводить технику единоборств до уровня искусства, высшей степени мастерства, когда тип используемого оружия не имеет большого значения. Традиционное стремление китайской историографии возводить историю развития любого культурного явления китайской культуры ко времени Золотого века древнекитайской философии (5-4 вв. до н. э. ) не оказывается чересчур тенденциозным, когда речь идет об истории фехтования на Востоке. Описания ритуальных военных танцев эпохи Чжоу (11-3 вв. до н. э. ) в древних текстах свидетельствуют о действительно давней традиции включения фехтования в общий культурный процесс, не ограниченный рамками чисто практического, военного применения. Если ранее формирование государственности на территории Китая обеспечило системное становление базового строевого вооружения, то основными центрами развития боевых искусств служили монастыри, где и речи не могло быть о применении приемов кулачного боя и фехтования. Именно монастырская школа, несовместимая с идеей насилия и основанная на нравственно-этических принципах была способна сохранять необходимую меру сочетания духовного и физического совершенствования. Именно монастырская традиция, основанная на духовной психо-энергетической практике, позволяла боевым искусствам существовать в наиболее чистом виде. Превосходство этого способа существования монахи и отшельники неоднократно доказывали на государственной службе в периоды смут и кровопролитии. Окончательное становление системы фехтовального оружия приходится на конец нового времени. При этом, развитие огнестрельного оружия в странах Востока не имело того сильного влияния на использование и модификацию холодного оружия, какое было в Европе. Причиной этому служило освещенное традицией понимание фехтования, как необходимого вспомогательного средства в системе психофизического тренинга. Тем не менее, бурное развитие экономических отношений в странах Востока в начале двадцатого века не могло не отразиться на ограничении применения таких видов традиционного оружия, как меч, пика, алебарда, цеп и другие.
Единственным типом холодного оружия, сохранившим свою значимость в конкуренции с огнестрельным, было короткое оружие кинжального типа, а также различные виды нестандартного короткого и сверхкороткого колющего, режущего и метательного оружия. Поэтому не удивительно, что вытеснению многих традиционные техник сопутствовал новый мощный импульс развития кинжального фехтования. Это, в то же время, не меняло основного принципа боевого фехтования, согласно которому главенствующее значение имело умение вести поединок без оружия. с. истоки Наиболее значительным центром распространения культуры для народов стран дальневосточного региона с древних времен выступал Китай. Самым ярким памятником письменной традиции древнего Китая не без основания считается Книга Перемен (И-цзин), составлявшаяся в 8-7 вв. до Р. Х. В ней в наиболее общем виде отразилась натурфилософская диалектика восточного понимания мира. Именно Книге Перемен отводится законодательная роль в китайской культуре на протяжении всех последующих веков со времени ее составления. Совершенно естественно, что боевые искусства также претерпели сильнейшее влияние Книги Перемен. Логика, символика я нумерология (манипуляция сакральными числами) составляли основу категориального аппарата многих боевых, оздоровительных и медитативных школ, независимо от стиля и направления. Во многих случаях категории И-цзина символизировали основную концепцию стиля, определяя тем самым его название. К ним, безусловно, относятся стили БА-ГУА, ТАЙ-ЦЗИ, У-СИН и СИН-И.
БА-ГУА — " восемь триграмм" — символ цикличного, дискретно-непрерывного процесса, охватывающего все явления, название одного из стилей " внутреннего" направления кун-фу (рис. 1).
ТАЙ-ЦЗИ — " Великий Предел", регламентирующий систему отношений между противоположными началами, явлениями. ТАЙ-ЦЗИ является названием целой группы стилей " внутреннего" направления кун-фу (рис. 2).
Рис. 3 Схема пяти первоэлементов У-СИН-ТУ
У-СИН — " пять первоэлементов", символизирующих исчерпывающий харак- тер связей и закончен- ность системы, У-СИН называет несколько стилей " внутреннего" и " внешнего" кун-фу, а также оздоровительное направление " пяти зверей" (рис. 3).
СИН-И-" единство мысли и формы" — понятие, описывающее сознание как форму существования материи, а также название одного из самых популярных стилей кун-фу. Единство формы и значения, внут-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|