Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К и н ж а л Ы. Рисунки. Содержание. Традиция стиля. Символ великого Предела тай-цзи-ту




  К И Н Ж А Л Ы

Рисунки

Манько Ольги Николаевны

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга познакомит читателя с редкой    и оригинальной техникой фехтования,

пожалуй самым " хладнокровным" из всех   видов холодного оружия — кинжалом.

Когда говорят о восточных единоборствах,

то чаще всего имеют в виду их практическую

или состязательную сторону и все реже вспоминают о том,

какой значительный пласт в многослойном пироге

Восточного Духовного Уклада составляют боевые искусства.

В системе боевых искусств кинжалам отводится особая роль.

По масштабам абстрактности им не сравниться с таким оружием, как лук или меч.

Кинжалы всегда конкретны

и в этом они символизируют доминанту

восточного образа мышления.

Кинжалы всегда индивидуальны,

и в этом состоит их роль

в раскрытии личности.

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 3

Традиция стиля 4

Гармония трех потоков 17

Положения кинжала в руке 23

Техника переводов 30

Техника перехватов 36

Искусство удара 48


Книга представляет оригинальную систему боевого фехтования кинжалами,  получившую распространение  в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Предназначена для обучающихся боевым искусствам Востока в спортивных школах и секциях, а также как пособие по самообороне.

(С) Рисунки О. Н. Манько


ТРАДИЦИЯ СТИЛЯ

ПУТЬ

История развития холодного оружия и соответствующих фехтоваль­ных техник в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии богата живописными легендами о мастерах многочисленных тайных школ еди­ноборств, носителях изотерической традиции фехтования разными ви­дами холодного оружия. Не менее богата и сама система строевого и не­строевого вооружения, во все века служившего на Востоке не только на­дежным аргументом в решении вопросов жизни и чести, но и прекрас­ным средством психофизической тренировки.

И действительно, вряд ли найдется такой человек, которого не уди­вило бы разнообразие фехтовального оружия, составляющего традици­онный боевой арсенал Востока. Кухонная утварь и предметы незамыс­ловатого монашеского туалета, одежда и письменные принадлежности, мебель и сельскохозяйственные орудия, веера, метлы, плети и другие многочисленные " виды оружия" на равных правах входили в " универ­сальную весовую категорию", наряду с таким убедительным вооруже­нием, как мечи, пики, топоры. Было бы удивительно не обнаружить в столь разнообразном арсенале такого распространенного и удобного средства нападения и обороны, как обычный нож или кинжал.

Объединение всего многообразия холодного оружия в рамках одной универсальной системы имело целый ряд взаимосвязанных причин. Из­вестная в настоящее время система фехтовального оружия, распростра­ненного в странах восточного региона, сформировалась в своеобразных культурных и социально-политических условиях. Безусловно, главным, хотя далеко не единственным, центром распространения боевых ис­кусств в древности и средние века являлся Китай, ставший благодатной почвой для расцвета не одной сотни боевых школ. Уже в древности, со времен первых памятников китайской иероглифической письменности, прослеживается устойчивая тенденция китайской культуры к системно­му пониманию мирового процесса и роли человека в нем. При таком взгляде на мир любое культурное явление, будь то живопись, мастерст­во рукопашного боя или получение шелковичного кокона — все увязы­валось в единое целое и рассматривалось как космические сущности. Это в некоторой степени объясняет феномен монастырского, отшельни­ческого кун-фу. Своеобразие этого феномена состоит в том, что основ­ным источником развития фехтовальных и других боевых систем вы­ступила не армия, а, казалось бы, далекие от военной подготовки буд­дийские и даосские монашеские общины либо кланово-семейные шко­лы. Только в них физическая тренировка вместе с мощным психотренингом позволяла максимально раскрывать возможности чело-


веческого менталитета и доводить технику единоборств до уровня ис­кусства, высшей степени мастерства, когда тип используемого оружия не имеет большого значения.

Традиционное стремление китайской историографии возводить ис­торию развития любого культурного явления китайской культуры ко времени Золотого века древнекитайской философии (5-4 вв. до н. э. ) не оказывается чересчур тенденциозным, когда речь идет об истории фех­тования на Востоке. Описания ритуальных военных танцев эпохи Чжоу (11-3 вв. до н. э. ) в древних текстах свидетельствуют о действительно давней традиции включения фехтования в общий культурный процесс, не ограниченный рамками чисто практического, военного применения. Если ранее формирование государственности на территории Китая обеспечило системное становление базового строевого вооружения, то основными центрами развития боевых искусств служили монастыри, где и речи не могло быть о применении приемов кулачного боя и фехто­вания. Именно монастырская школа, несовместимая с идеей насилия и основанная на нравственно-этических принципах была способна сохра­нять необходимую меру сочетания духовного и физического совершен­ствования. Именно монастырская традиция, основанная на духовной психо-энергетической практике, позволяла боевым искусствам сущест­вовать в наиболее чистом виде. Превосходство этого способа существо­вания монахи и отшельники неоднократно доказывали на государственной службе в периоды смут и кровопролитии.

Окончательное становление системы фехтовального оружия прихо­дится на конец нового времени. При этом, развитие огнестрельного оружия в странах Востока не имело того сильного влияния на использо­вание и модификацию холодного оружия, какое было в Европе. Причи­ной этому служило освещенное традицией понимание фехтования, как необходимого вспомогательного средства в системе психофизического тренинга. Тем не менее, бурное развитие экономических отношений в странах Востока в начале двадцатого века не могло не отразиться на ограничении применения таких видов традиционного оружия, как меч, пика, алебарда, цеп и другие.

Единственным типом холодного оружия, сохранившим свою значи­мость в конкуренции с огнестрельным, было короткое оружие кинжаль­ного типа, а также различные виды нестандартного короткого и сверх­короткого колющего, режущего и метательного оружия. Поэтому не удивительно, что вытеснению многих традиционные техник сопутство­вал новый мощный импульс развития кинжального фехтования. Это, в то же время, не меняло основного принципа боевого фехтования, со­гласно которому главенствующее значение имело умение вести поеди­нок без оружия.

                                                                                                                        с.


истоки

Наиболее значительным центром распространения культуры для наро­дов стран дальневосточного региона с древних времен выступал Китай. Самым ярким памятником письменной традиции древнего Китая не без основания считается Книга Перемен (И-цзин), составлявшаяся в 8-7 вв. до Р. Х. В ней в наиболее общем виде отразилась натурфилософская диалек­тика восточного понимания мира. Именно Книге Перемен отводится зако­нодательная роль в китайской культуре на протяжении всех последующих веков со времени ее составления. Совершенно естественно, что боевые ис­кусства также претерпели сильнейшее влияние Книги Перемен.

Логика, символика я нумерология (манипуляция сакральными чис­лами) составляли основу категориального аппарата многих боевых, оз­доровительных и медитативных школ, независимо от стиля и направле­ния. Во многих случаях категории И-цзина символизировали основную концепцию стиля, определяя тем самым его название. К ним, безуслов­но, относятся стили БА-ГУА, ТАЙ-ЦЗИ, У-СИН и СИН-И.

БА-ГУА — " восемь триграмм" — символ цикличного, дискретно-не­прерывного процесса, охватывающего все явления, название одного из стилей " внутреннего" направления кун-фу (рис. 1).

                  Рис. 2

Символ Великого Предела ТАЙ-ЦЗИ-ТУ


ТАЙ-ЦЗИ — " Великий Предел", регламентирующий систему отноше­ний между противоположными началами, явлениями. ТАЙ-ЦЗИ является названием целой группы стилей " внутреннего" направления кун-фу (рис. 2).

                        Рис. 1

Цикл восьми триграмм БА-ГУА-ТУ

Рис. 3

Схема пяти первоэле­ментов У-СИН-ТУ

 

У-СИН — " пять первоэлементов", символизирующих ис­черпывающий харак-

тер связей и закончен-

ность системы, У-СИН называет не­сколько стилей " внутреннего" и " внешнего" кун-фу, а также оздоровитель­ное направление " пя­ти зверей" (рис. 3).

 

СИН-И-" единст­во мысли и формы" — понятие, описываю­щее сознание как фор­му существования ма­терии, а также назва­ние одного из самых популярных стилей кун-фу. Единство фор­мы и значения, внут-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...