Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство удара. Траектория. Техника рук




Рис. 62

Подготовка оружия для броска проводится перехватом из любого по­ложения: из центрального хвата (рис. 62), из полного хвата (рис. 63), из хвата на указательном пальце (рис. 64) и др.

Хват оружия в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 64 В), так и клинком вниз (рис. 64 Г).


Рис 63


Рис. 64


 




ИСКУССТВО УДАРА

Все удары, используемые в кинжальном фехтовании, от простого до самого сложного, сочетают в себе пять компонентов техники.

1. Траектория движения руки.

2. Техника рук при выполнении ударов.

3. Направление удара и связанные с этим особенности работы опор­
но-двигательного аппарата.

4. Положение кинжала в конечной фазе удара.

5. Техника возврата руки после удара.

ТРАЕКТОРИЯ

Различаются два типа движений, условно разделяемых по сложно­сти выполнения.

Движения простой траектории проводятся в один такт, в одной пло­скости и, как правило, без смены хвата кинжала. Иногда допускается смена положения клинка переводом в пределах одного хвата. Смена хвата в ударах этого типа возможна лишь в тех случаях, когда перехват оружия проводится в одной плоскости с ударом, вписываясь в ритм и об­щий динамический рисунок всего движения.

Удары сложной траектории требуют значительно большего умения контролировать положение оружия в руке. Разные части руки могут двигаться в разных плоскостях и направлениях, смена положения ору­жия проводится независимо от общего движения руки. Все движение до момента фиксации конечного положения обычно проводится в два так­та, но на основе одного общего импульса. Сложность траектории не ли­шает удары их основного достоинства — неожиданности и непредсказу­емости. Многие удары этого типа составляют раздел " секретной" техни­ки фехтования.

Наиболее распространенные траектории: прямая, круговая, скручи­вающая, раскручивающая и обводная.

ТЕХНИКА РУК

Традиционно существует несколько подходов к описанию техники движения рук: энергетический — различает движения по способу энер­гетического включения; ментальный — по условной степени участия сознания; эмоционально-образный — по доминирующему эмоциональ­ному состоянию, сопутствующему удару; механический — учитывает только физику и механику движения тела человека.

В старых школах единоборств обычно придерживаются смешанной классификации описания техники. По ней отдельные движения, при­емы и целые серии движений получают названия в зависимости оттого,


что считается принципиально важным для их выполнения. В одном слу­чае — это абстрактный образ, в другом — конкретное действие.

Современный механистический подход к описанию движений ориен­тируется на спортивные цели и во многом проигрывает по сравнению с традиционным подходом, так как изменяет изначальную систему ак­центов, скрывая тем самым оригинальную суть приемов.

В кинжальном фехтовании различают несколько техник удара: пальцевая, кистевая, локтевая, рывковая, толчковая, маховая и техни­ка плети.

ПАЛЬЦЕВАЯ ТЕХНИКА особенно важна для эффективных дейст­вий кинжалами. В отличие от фехтования другими видами оружия, кинжалы требуют автономной работы пальцами, независимо от движе­ния рук. Большое количество неожиданных и резких ударов проводится только в этой технике. Основная ее сложность состоит в плотном обхва­те и контроле оружия во время перевода или перехвата. В большинстве случаев пальцевая техника сочетается с движением всей руки, прида­вая удару резкость, хлесткость и законченность.

КИСТЕВАЯ ТЕХНИКА позволяет наносить удары резким измене­нием положения кисти руки с одновременным переводом или без него. Применяется для колющих и режущих ударов. Движение руки в подго­товительной фазе кистевого удара может быть любым.

ЛОКТЕВАЯ ТЕХНИКА позволяет делать резкие выбросы руки без включения силы корпуса. При этом локтевой сустав может служить не-подвижной точкой опоры для разгибания руки или смещаться в любом направлении для увеличения скорости удара. Большая часть ударов требует совмещения в одном импульсе трех сил: локтя, запястья и пальцев, причем основу составляет движение локтя. Особенно важна локте­вая техника в ударах сложной траектории, где допускается сочетание разнонаправленных движений и, соответственно, требуется особая четкость.

 РЫВКОВАЯ ТЕХНИКА применяется в тех случаях, когда ударная рука сильно отведена в сторону, противоположную направлению атаки. Плечо начинает движение и рывком " вытягивает" руку на удар. При этом техника самого удара может быть любой.

ТОЛЧКОВАЯ ТЕХНИКА так же, как и рывковая, легко совмещается с любой другой в процессе удара. Основу толчковой техники составляет сильное движение плечом в направлении атаки. Толчок может быть резким и импульсивным, либо продолжительным и давящим. В обоих случаях участие в ударе спины и поясницы обязательно. Эффек­тивный толчок, в отличие от рывка, возможен только тогда, когда в на­чальном положении удара предплечье направлено в сторону атаки. Отвод руки назад потребует использования рывковой техники.


МАХОВАЯ ТЕХНИКА основана на силовом вращательном движе­нии прямой рукой. Эта техника используется в основном при ударах полным хватом оружия, когда кинжал плотно лежит в руке. Большая амплитуда движения в маховой технике затрудняет одновременное применение переводов и перехватов оружия из-за сильного центробеж­ного ускорения. Начало удара в маховой технике такое же, как и в рывковой, но рука не сгибается. Раскручиваясь., она наносит удары сверху или сбоку. Большая амплитуда движений при маховой технике требует особенной устойчивости и пружинистости стойки, способной служить надежной опорой для маховых ударов.

ТЕХНИКА ПЛЕТИ — одна из самых эффективных в системе вос­точных единоборств. Это, в то же время, один из самых сложных разде­лов динамики ударов. Если все остальные техники усваиваются относи­тельно свободно, то плеть требует постоянной внимательной отработки всего движения и отдельных его компонентов. Несмотря на сложность выполнения, большая часть ударов типа " плеть" относится к движениям простой траектории, когда все части руки работают в одном направле­нии, в одной плоскости и по кратчайшей траектории.

Техника плети сочетает в себе все описанные нами техники. При этом основа всех ударов — совмещение ритмов движения рук, ног, кор­пуса с начальным импульсом из области живота и поясницы — остается неизменной.

Образ движения " плеть" ассоциируется с принципами нанесения удара длинным бичом: роль рукоятки выполняют стойка и корпус, а в роли рабочей части бича выступает рука. В ударе бичом резкость и хле­сткость зависят не только от силы выброса, но и от силы создаваемого рукой обратного момента. Это означает, что в заключительной фазе удара ручка бича резко отдергивается назад. Удар плеть полностью ко­пирует эту технику: сильный импульс из корпуса передается в руку и дойдя до кисти руки встречается с силой обратного момента, создавае­мого коротким, но мощным отводом плеча в сторону или назад во время фиксации конечного положения удара.

Слаженность выполнения последовательности движений в технике плети зависит от правильности распределения силы начального импульса. В качестве начального положения может быть выбрана любая стойка. Рука также может начинать движение из любого положения, техника включения мышц рук будет зависеть от того, какое движение выполняется в технике плети: толчок, рывок или мах. Для рывкового плетевого удара удобно начи­нать движение руки от живота, а для толчкового плетевого оружие должно быть выведено вперед, в направлении предполагаемой атаки.

В исходном положении позвоночник должен быть слегка согнут. Рез­кое распрямление позвоночника в области поясницы вместе с сокраще-


нием мышц живота дает единый импульс всему движению, распростра­няющийся из поясничной области в руки и ноги, одновременно с под­ключением спины и плечевого пояса. Часть потока, направленная в но­ги, позволяет сделать пружинистый рывок вперед. Часть потока, на­правленная в спину, передается в руки. Последовательная передача волны импульса — необходимое условие плетевой техники. Основная особенность заключается в создании обратного момента движения. Для этого необходимо начать возврат руки до момента окончания удара. Об­ратный импульс придает удару дополнительную силу и резкость.

Расслабление руки во время выполнения удара в технике плети создает условия для свободной манипуляции кинжалом в процессе движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...