Мастерская одухотворяющего
АРХИТЕКТОРА Уставшая Женщина в первую очередь по совету Колдуньи-ведуньи пошла к Одухотворяющему Архитектору. Она с трудом открыла первую белую тяжелую мраморную дверь. Там за компьютером сидел его величество Одухотворяющий Архитектор. Это смутило Уставшую Женщину. Она подумала: «Он же родом из прошлого века, а работает за компьютером. Я ожидала увидеть его за большим кульманом с карандашом в руках». Он будто понял ее мысли и сказал: «Не хочу отставать от жизни, от возможностей прогресса, осваиваю эту машину. Со столькими удивительными мастерами в нашем деле познакомился благодаря Интернету! А сколько женщин в нашем зодчем деле преуспевает, диву даюсь!» Архитектор подарил Уставшей Женщине кусочек белого мрамора, чтобы у нее усилилось стремление освободиться от связей с прошлой жизнью и начать новую. Белый мрамор — как чистая доска (tabula rasa), на которой ей предстояло написать новые содержательные события своей жизни. Уставшая Женщина взяла в руки приятный на ощупь кусочек белого мрамора, и ей показалась, что настроение ее стало не таким уж мрачно-серым. И в этом состоянии она приготовилась к медитации. Часть 2. Источники преображения... Медитация об архитектуре ...Архитектура подобна музыке, должна выражать радость и печаль, любовь и ненависть, идиллию и даже ужас. Ж. Боффран Греческое зодчество — это светлое, радостное сознание, мавританское — печаль, готическое — священный экстаз. Греческая архитектура — это яркий солнечный день, мавританская — пронизанные звездным сиянием сумерки, готическая — утренняя заря. Ф. Энгельс У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность.
А. Дюма-отец Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру разбить, но как поступить с фасадом дворца? Д. Дидро Фасад без украшений подобен человеку без улыбки. Й. Плечник Города бывают умышленные и неумышленные. Ф. Достоевский Прежде чем дать Уставшей Женщине первые уроки, Одухотворяющий Архитектор внимательно выслушал ее историю еще раз и посоветовал первым делом устроить Глава 8. Мастерская Олухотворяюшего Архитектора в ближайшие выходные прогулку по городу после медитации на тему высказываний разных великих людей об архитектуре. Цель прогулки — отдохнуть, посмотреть на город и окружающих людей новым взглядом. Чтобы прогулка принесла удовольствие, Архитектор предложил сделать ее творческой, необычной, изменить для этого привычное поведение в городе, придумать себе разные творческие темы. Вот его рекомендации: — Представьте, что вы приехали из другого города и хотите познакомиться с новым городом и людьми. Понаблюдайте, как горожане ходят по улицам, в какие помещения они чаще всего заходят. Или представьте, что к вам в гости приехал иностранец. Что бы вы рассказали ему о своем городе и его жителях? Безусловно, блокнот с простым карандашом, фотоаппарат или диктофон сделают вашу прогулку интересней. Можно сделать прогулку культурно-исторической. Моя подруга, например, искала оставшиеся в пригороде Санкт-Петербурга деревянные здания в стиле северного модерна. Другой житель Петербурга набирает на реке Фонтанке группу любителей романтического писателя Александра Грина и проводит по местам, связанным с его именем, небольшую, но запоминающуюся экскурсию. В старинном чешском городе Чески-Крумлове одна приезжая русская женщина собрала легенды о домах, в которых, по словам жителей, обитали разные мистические существа — привидения, ведьмы, домовые и т. д. Теперь она проводит удивительные вечерние пешие экскурсии по
Часть 2. Источники преображения... городу, показывая эти дома и рассказывая о них. Подобная прогулка по городу даст вам ощущения отпуска, проведенного в другом городе. Подумайте, какие дома вам нравятся в вашем городе, какие необычные деревья в нем есть, какие места особенно любят горожане. Ведь город, хотим мы это или нет, оказывает на нас влияние. Он может нас поддерживать. В футболе спортивные комментаторы матча всегда отмечают, на своем поле играет команда или на чужом. Потому что родные места поддерживают нас. Люди часто покидают свои родные города или деревни, но они вновь притягивают их к себе, возвращают в своих воспоминаниях, и люди приезжают туда, чтобы получить поддержку родных мест. Но это не все! Вам предстоит еще ряд упражнений и действий. Иногда изменениям в себе способствуют изменения во внешнем окружении. Для того чтобы начать эти изменения, не нужно красить стены, двигать мебель, прогонять мужей. Начните менять свой взгляд на окружение и свое ощущение этого удивительного окружающего мира. Прислушайтесь к словам Халиль Жибрана. Прежде чем в пределах стен городских Построить дом, создайте в воображенье вашем Жилище в пустыне. Ибо, когда вы в сумерки домой идете, точно так же В свое жилище поспешает и скиталец, что в вас Живет, — тот, что вечно далек и одинок. Глава 8. Мастерская Олухотворяющего Архитектора МАСТЕР-КЛАСС I. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ГОРОДА И ДОМА • В течение нескольких дней, возвращаясь с работы, учебы, придумывайте новый маршрут возвращения домой, но не пользуйтесь при этом подземным транспортом. Пусть ваш путь пролегает через другой конец города. Наслаждайтесь новизной ощущения города. Вы можете узнать много нового о нем. Если вам не хочется гулять в городе, можно в выходные дни устраивать прогулки по разным пригородам. • Вспомните или прочтите городские легенды, истории о вашем городе. Легенды есть у каждого города. Воспользуйтесь Интернетом, городской библиотекой. • Нарисуйте портрет своей семьи в виде архитектурных силуэтов. Объясните, почему был выбран именно этот стиль, с какими чертами характера связана та или иная архитектурная ассоциация.
• Организуйте свой дом по принципу Колдуньи-ведуньи. Организуйте небольшую художественную мастерскую, где под рукой всегда будет маленький мольберт или фотоаппарат. Уголок для чайной церемонии даст возможность встречать друзей, а зимний сад на подоконнике — контактировать с природой. 116 Часть 2. Источники преображения... • Создайте в своем доме творческую мини-студию - музыкальными инструментами или колокольчиками — для звука; - камнями, перьями, ветками деревьев, цветами — для связи с природой; - цветами, ароматическими палочками, ладаном или свечами — для запаха; - тканями — для приятных осязательных ощущений; - забавными или памятными предметами — для поддержания духа фантазии и игры; - призмами или зеркалами — для отражения света; - репродукциями картин, открытками и другими художественными изображениями — для вдохновения; - фотографиями семьи или людей, которые вам дороги или достойны восхищения — для связи с общественностью. • Подумайте, как бы вы ответили на следующие во - Какие цвета и материалы вы предпочитаете в интерьере? - Какие изображения особенно заметны в вашем доме? Держите ли вы на видном месте дома или на работе фотографии семьи? Вешаете ли вы на стены репродукции или календари? Какие изображения вы при этом предпочитаете: природу, животных, репродукции картин любимых художников? Глава 8. Мастерская Одухотворяющего Архитектора - Какие предметы вам нравится видеть вокруг себя? В какой из комнат находится больше всего предметов, имеющих к вам отношение? Напишите несколько слов о каждом из таких предметов, попытайтесь выразить, почему тот или иной образ вам дорог. Например, вам нравится цвет или форма, это изображение успокаивает вас, приводит в хорошее настроение или напоминает о каком-то особенном событии или переживании.
Выполнив задания Одухотворяющего Архитектора, Уставшая Женщина поблагодарила его за то, что он помог ей новыми глазами посмотреть на окружающий мир. Когда мы погружены в свои проблемы, нам кажется, что жизнь остановилась, а между тем возможность выйти из Часть 2. Источники преображения... внутреннего мира во внешний и увидеть, что жизнь продолжается, дает много новых сил. Обратите внимание: на улице много людей, которые, кажется, движутся хаотично, непонятно каким образом, но каждый человек знает свой путь и идет по своим делам. Кто-то идет на свидание, кто-то в кружок, кто-то на репетицию. Голуби и воробьи слетаются к вам, если вы приготовили им лакомство в виде хлебных крошек. Дождь раскачивает фонари, лунный свет струится в окна, автомобили шумят на дорогах, хлопает входная дверь подъезда. И на душе становится спокойнее, ведь все вокруг говорит вам на своем языке, что жизнь продолжается... Парадокс, но человек чаще может найти себя, чем потерять в большом городе, — так думает великий маэстро Одухотворяющий Архитектор — архитектор человеческих душ и зодчий городов. От автора После посещения Одухотворяющего Архитектора Уставшая Женщина ощутила прилив любопытства к себе, к окружающему миру и даже почувствовала себя отдохнувшей, как будто вернулась из поездки к своим старым знакомым, милым друзьям. Потому что она смотрела на свой город не затуманенными глазами, не мимоходом, а созерцательным взглядом, который меняет качество жизни и отношения. Иначе увидела она и свой дом, будто Одухотворяющий Архитектор вдохнул дух в ее дом и одухотворил его, а значит, и придал новые силы. Одухотворяющий Архитектор остался довольным, похвалил Уставшую Женщину и подарил ей на прощание еще один подарок — эскиз ее будущего дома, а затем отправил к Интуитивной Художнице для следующего шага к новой жизни. Глава 9 МАСТЕРСКАЯ ИНТУИТИВНОЙ ХУДОЖНИЦЫ Уставшая Женщина мысленно подошла ко второй, уже более легкой голубой двери, которая ей показалась слегка холодноватой. Не спеша она вошла в комнату. За мольбертом стояла, вглядываясь вдаль, Интуитивная Художница. Высота и необъятность неба, бесконечная глубина морских вод производят на любого художника впечатление неограниченных возможностей и во всех смыслах отражают сдержанный благородный характер голубого, слегка холодноватого цвета, и вместе с этим — удаленность, некоторую отрешенность и просветленность. Интуитивная Художница предложила Уставшей Женщине посидеть в тишине и подумать, прежде чем начать второй круг превращений.
Уставшая Женщина уже имела опыт медитации после посещения Одухотворяющего Архитектора, поэтому она уселась поудобнее и попросила чашку волшебного чая. Чай состоял из красивых, в виде звездочек, цветков бадьяна, имбиря, настоянных на меду, палочек корицы, фиолетовых цветков душицы и листьев зеленого чая. Интуитивная Художница сказала: «Для душевной поддержки я хочу подарить вам голубой шелковый шарф в технике Часть 2. Источники преображения...
батик с изображением голубой мечты. Это абстрактная картина, но она выражает вечную голубую мечту женщины, которая во все времена остается непостижимой, как божественная тайна, как вечная истина, и во все времена обладает духовным очарованием. Носите его,, и он поможет вам в исполнении вашей мечты». Медитация о рисунке Голубое пространство наших душ и голубое небо, нам смеющееся, — одна реальность, один символ. А. Белый Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы Рисунок дает форму существам, цвет дает им жизнь. Д. Дидро Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения. Н. Хиллиард Замените серым камнем сияющий белизной мрамор, и идея смерти утвердится снова. Стендаль Действительно, просто выполняя те или иные художественные работы, можно получить море удовольствия и лекарство для души. Рисовать умеет каждый, если не акцентировать внимание на оценке «красиво — некрасиво». Масляные краски следует использовать только в тех случаях, когда позволяет временной режим. В любых других случаях лучше использовать гуашевые, акварельные, акриловые краски. Вот несколько упражнений рисуночной терапии. Тематическое рисование. Основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными, например: «Я и моя профессия», «Мое любимое занятие», «Я и организация», «Я как руководитель» и др. Часть 2. Источники преображения... Образно-символическое рисование. В его основе рисование, связанное с изображением различных эмоциональных состояний и чувств (радость, гнев, удивление), с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий (общечеловеческие ценности, альтруизм, предназначение человека) в виде образов, созданных воображением. Совместное рисование. Его можно использовать всей семьей. Для этого следует просто вместе рисовать. Вариантов совместного рисования множество. Например: 1) один участник начинает рисовать или создавать глиняную скульптуру, затем посылает свою работу по кругу, чтобы другие члены семьи продолжали; 2) берется один лист бумаги на всех — общаться друг с другом Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы в процессе творчества можно только с помощью образов, красок, оттенков цвета, наносимых на этот лист, и т. д. Чтобы работать было интереснее, можно освоить несколько несложных графических приемов рисования. Графика (от греч. graphike, grapho — «пишу», «черчу», «рисую») — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (монотипия, гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Монотипия (от греч. monos — «один», «единый» и typos — «отпечаток») — одна из простейших графических техник. На гладкой поверхности, не пропускающей воду (стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге), делается рисунок масляной или гуа-шевой краской. Сверху кладется лист бумаги и плотно придавливается: получается оттиск в зеркальном отображении. Отпечаток в монотипии получается всего один, но число красок может быть любым. Чтобы изменить или улучшить качество монотипии, необходимо рисовать все заново. Или можно нарисовать рисунок сверху, и тогда этот же отпечаток живописного изображения приобретет новый вид, отличающийся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний. Влажный оттиск оставляют сушить на ровной поверхности. На начальном этапе освоения этой техники не нужно брать сразу много цветов, лучше поработать сначала с одним-двумя. Часть 2. Источники преображения... Дкатипия (от греч. dia — «сквозь», «через» и typos — «отпечаток») — разновидность монотипии, имеющая существенные отличия от нее. Специальным роликом (например, для накатки фотографий) или тампоном наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху прикладывается лист бумаги, на который наносится рисунок. Рисовать можно карандашом (несколькими карандашами) или просто заостренной палочкой. На той стороне, что была прижата к стеклу или картону, получается оттиск — зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно работать с двумя красками. Чтобы получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нужно нарисовать картину на кальке. Кальку изображением вниз положить на подготовленную для отпечатка бумагу, обвести контуры рисунка заостренной палочкой, и... оттиск готов. Рисунок получается слегка выпуклым, что делает его весьма своеобразным. Обычно используется цветная бумага, но можно отпечатать изображение и на другом фоне. Акватипия (от лат. aqua — «вода») — совсем иная, чем предыдущие, по основным приемам техника, хотя благодаря своей наглядности она перекликается с ними. Помимо бумаги и красок понадобится вода в любой емкости. Нужно развести гуашь и широкими мазками нарисовать на бумаге какой-либо, желательно крупный, рисунок. Когда гуашь подсохнет, весь лист покрыть черной тушью. Тушь сохнет быстро, если ее слой не слишком толстый. Затем рисунок «проявляется» в ванночке с водой. Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы В воде гуашь смывается с бумаги полностью, а тушь — лишь частично. На черном фоне останется своеобразный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании [29]. Гризайль (от фр. grisaille — «серый») — живопись, выполненная различными оттенками одного цвета, обычно серого. Какого цвета быть гризайлю, решает сам художник. Он бывает черным, коричневым, зеленоватым, розовым. Главное, чтобы соблюдался характеризующий эту технику принцип: использование всего одной краски с добавлением белил. М. А. Врубель говорил, что, работая в технике гризайля, он может одним цветом передать все переливы перламутровой раковины. И конечно, все могут выполнить коллаж. «Искусство клееных картинок» — так поэтично звучит перевод слова «коллаж» с французского «collage» — буквально «наклеивать». Коллаж как искусство — это магия клееных картинок, волшебство визуализации, мудрость в образах. Он привлекает своей загадочностью, привносит привкус тайны и позволяет органично соединить на первый взгляд несоединимые образы, которые вдруг начинают «играть» и говорить, сложившись в некую мозаичную картину. Коллаж как инструмент решения личных задач способствует появлению новых возможностей в повышении личной эффективности. Поскольку образы в коллаже отражают символическую природу человека, можно увидеть пути решения проблемы, которую вы долгое время Часть 2. Источники преображения... не могли решить привычным образом. Он дает ответы на многие вопросы: • Как и что нужно сделать, чтобы внутренние мечты и ожидания превратились в реальность? • Как распознать и прочитать символы в коллаже, помогающие в этом превращении? • Что я могу и хочу сделать прямо сегодня? Коллаж как технология — это наклеивание или прикрепление какого-либо материала (ткани, бумаги, газетных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы получилась композиция или картина. Иногда коллаж дополняют рисунком, живописью, словами и фразами. Для коллажа годятся самые разные материалы: бумага (гофрированная, папиросная, чертежная, оберточная, старые открытки, газеты, салфетки, обои), ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, наждак, губка). Можно использовать и другие предметы: пряжу, бечевки, пуговицы, алюминиевую фольгу, сетку от комаров, пакеты из-под сока, формочки для хранения яиц, пластиковые пакеты, пробки от бутылок, скорлупу, листья, ленты, зерна, лапшу и макароны, обрезки дерева, гальку, пробки, любые предметы, которые можно прикрепить, приклеить или привязать к плоской поверхности. Коллаж можно сделать, используя иллюстрации, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Самое важное Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы 127 и интересное — использование иллюстраций из старых и новых журналов, календарей, еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями. Основой может служить доска для объявлений, чертежная или оберточная бумага, грубая ткань (например, мешковина), газета, картон, стекло, дерево, пластмасса. Полезны при такой работе канцелярские скрепки, липкая лента, лента для наклейки на машинописный текст, клей, паста, дырокол, бечевка. Создавать коллаж, как и узоры на песке, можно самыми разными способами. Многие авторы отмечают терапевтические ресурсы коллажа: • интерес, азарт, эстетичность; • отсутствие сопротивления в работе; • информативность, большие диагностические возможности; • экологичная реконструкция (можно менять картинки, добавлять, убирать); • многовариантность тем. Интуитивная Художница предложила Уставшей Женщине самостоятельно выполнить следующие упражнения, которые можете выполнить и вы. МАСТЕР-КЛАСС II. ЖИЗНЬ В ЦВЕТЕ • Представьте, что вы пришли в этот мир в виде опре Часть 2. Источники преображения... • Представьте, как выглядит ваша мечта, и мысленно окрасьте ее своим любимым цветом. Представьте себя и тоже мысленно окрасьте своим любимым цветом. Затем выполните рисунок этих представлений. • Представьте свою жизнь и смело раскрасьте ее своими любимыми цветами. • Исследуйте, используя круг, свои чувства и эмоции, обозначая и раскрашивая их. Обозначьте каждое чувство или эмоцию своим цветом и характерным штрихом. • Передайте ваши чувства посредством подходящих им следующих изображений: - «движущейся» воды (струя фонтана, волны, водопад, водоворот и пр.); - горящего или затухающего огня (пламя костра / свечи, закат, восход солнца); - воздуха (ветер, облака, ураган); - кроны дерева (растущего, качающегося); - земли (гора, степь, пустыня). • Используя бумагу разной фактуры (толстый, тонкий, шершавый, водяной, папирусный лист), нарисуйте много разных цветных композиций. Разрежьте рисунки на квадратики. Из этих квадратиков можно ежедневно складывать лист настроений! • Прикрепите на стену листа ватмана или кусок обоев. Включите приятную музыку и с помощью мелков или пастели рисуйте свои танцевальные движения. При работе с холстом можно использовать кисти и акриловые краски. Можно выполнить рисунок Глава 9. Мастерская Интуитивной Художницы нерабочей рукой. Для разнообразия зажгите свечи, благовония и включите мелодию для релаксации или медленного танца. • Разделите круг диаметром от 24 см и более на двенадцать равных частей (более эффективная работа возможна при разделении на 36 секторов). Закрасьте каждый сектор, используя цветные карандаши, акриловые краски или пастель. Обращайте внимание на чувства, которые возникают при закрашивании каждого сектора: как воспринимается.тот или иной цвет, какие цвета вызывают приятные и неприятные ощущения, какие оттенки приносят удовольствие. • Сделайте себе подарок! Купите диск с приятной или любимой музыкой. Используя акварельную технику монотипии, изобразите на листке бумаги настроение музыки подходящими ей цветами и сделайте новую обложку для диска. • Возвращаясь с прогулки, моря, дачи, захватите с собой несколько камешков. Распишите их, используя краски для работы по керамике или ткани. В традициях восточных славян есть изготовление к праздникам расписных камешков для игры, которыми потом обменивались на празднике. Роспись символическим народным орнаментом маленьких камешков носит медитативный и гармонизирующий характер. Есть специальные упражнения, построенные на игре в расписные камешки. Это особая народная игра, любимая и популярная в прошлом, но не забытая и в Часть 2. Источники преображения... наше время. Суть ее в следующем. Определенное число камешков бросают вверх. Падая, они создают неструктурированный цветной рисунок, вглядываясь в который интуитивно можно увидеть определенный образ. В упражнениях увиденный образ зарисовывается и описывается в виде рассказа. Как правило, многие видят в этом образе символ позитивного будущего. От автора Уставшая Женщина почувствовала в себе прилив сил, настроения. У нее появилось желание творить, рисовать, клеить и работать с чувствами, используя воду, огонь. Она решила непременно расширить спектр этих навыков. После посещения мастер-классов Одухотворяющего Архитектора и Интуитивной Художницы Уставшей Женщине предстояло идти на урок к самой Колдунье-ведунье. Глава 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|