Отрывок из «Поэмы о чае» Лу Туна
...Ах, как замечателен этот чай, Его обдул ласковый ветерок и смыл росу с листьев. И эти крошечные листики сияют, словно золото!...Первая чаша слегка увлажнила горло и губы; Вторая вывела меня из одиночества; Третья удалила скуку из моего ума, Обостряя вдохновение, полученное из всех книг, которые я прочитал. Четвертая чаша вызвала легкую испарину, Рассеивая через поры все неприятности по службе. Пятая — прочистила каждую частичку моего естества. Шестая сделала меня подобным бессмертным... Чай, которым Колдунья-ведунья любит поить своих гостей, успокоит любую уставшую женщину и настроит на приятное общение. Состав чая сложный. В нем есть зеленая и перечная мята, ромашка, фенхель, цветы розы, шалфея лекарственного. И о каждой травке, растении, будь то липовый цвет, цветок акации, лист подсолнуха, душица или земляника, у Колдуньи есть своя история. Глава 3. Досье на Уставшую Женщину Липа у древних славян была священным деревом и отождествлялась с богиней любви и красоты — Ладой. В старину у наших предков ни одно празднество не обходилось без обрядовых сцен у лип. Под липами они водили хороводы, которые непременно посвящались липовому цвету, липовому аромату и липовому меду. Белая акация воспета поэтами и запечатлена на полотнах художников как символ теплоты и нежности. Душица — «горная отрада». Она заставляет человека улыбаться и радоваться и приносит душе спокойствие и радость. Базилик усиливает веру, дает ясность ума, раскрывает сердце, наделяет человека энергией любви. Он растет на окне у Колдуньи, так как поглощает положительные ионы, выделяет отрицательные ионы кислорода, создающие в помещении чистый и свежий воздух, продлевающие жизнь. Четки из базилика помогают человеку проявить свои лучшие качества, укрепить здоровье, способствуют гармоничным отношениям между людьми. А земляничный лист Колдунья кладет в чай, потому что в старой Англии врачи говорят: «В том доме, где едят землянику и чернику, врачу нечего делать».
Особенно Колдунья-ведунья любит подсолнечник. В кабинете у Колдуньи-ведуньи среди магических картин есть «Ваза с двенадцатью подсолнухами» Винсента ван Гога. Цветок подсолнечника, как летний хранитель времени, следит за солнцем весь день, поворачивая свою головку вслед за ним. Он — символ единства, солнечного света и процветания. 52 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины... Подсолнух, собственно, неисчерпаем, Как прочий мир. Порукой в том роенье Пчел, чуящих крыла прозрачным краем Растительного космоса струенье. ...Подсолнечное семечко без блеска Сейчас — вот словно тусклая железка В тевтонской маске... Но, прозрев, тяжелый Кольчужный лик яснеет... Всходят сами От сердцевины образы: венцами, Кругами радиации веселой... Я. Матвеева Пока Уставшая Женщина пьет чай, настраивается на общение и привыкает к необычным обитателям мастерской, поговорим о психологических уроках сказки. Всем известно, что, прежде чем Иванушке-дурачку жениться на принцессе, ему нужно убить похитившего ее великана, и помогают ему в этом друзья. Рыцарь, возвращающийся домой с поля битвы, прежде чем добраться до источника чистой воды, должен отрубить голову Змею Горынычу, пожирающему девушек, приходящих к озеру, прямо с коромыслом. А на любом заслуживающем внимания кладе, зарытом в землю или погруженном на дно самого глубокого моря-океана, лежит заклятие, и клад этот охраняют самые невероятные чудища. Чтобы получить клад (дар, богатство), герою нужно преодолеть насмешки и недоверие окружающих братьев, брань
Глава 3. Досье на Уставшую Женщину злобной старухи, трясущей своего старика за выловленную из моря золотую рыбку... И не всем, подобно пресловутому Емеле, удастся получить желаемое, сказав только: «По щучьему веленью, по моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Скорее предстоит перепоясаться мечом, который будет три дня и три ночи ковать кузнец, свистать Сивку-бурку и, надев шлем, поскакать «туда, не знаю куда, но за тем, не знамо за чем». Древнему человеку любой архаической культуры было известно, что за всяким превращением стоит инициация. При переходе из одной социальной или возрастной 54 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины... группы в другую человек искусственно подвергался испытаниям, граничащим с пытками. Человек голодал и рисковал жизнью, подвергался физическим и моральным унижениям со стороны сородичей, проводил недели и месяцы вдали от рода и был вынужден не общаться с представителями противоположного пола. Психологи считают, что современному человеку, желающему изменить свой внутренний мир, также предстоит пройти ряд испытаний, меняющих внутреннюю природу чувств и представлений, установок и мыслей. Чтобы перейти с одного уровня развития на другой, необходимо принести жертву — пока неизвестно, кому и какую именно. Дракону, стерегущему сокровище? Вождю племени? Или Печальному Ребенку? «Ты не бойся», — говорит Колдунья-ведунья Уставшей Женщине. «Пей чай не спеша, медленно, маленькими глоточками. А после того как ты выпьешь чаю, ты пройдешь цикл превращений, побывав в тринадцати комнатах. В каждой тебя будут ждать мои помощники». «Что это за тринадцать комнат и какие такие испытания?» — испуганно спросила Уставшая Женщина. Очевидно, она вспомнила сказку «Синяя борода», в которой сюжет строится вокруг множества комнат, в которые не следовало заходить любопытным женщинам, женам Синей бороды. «Могу сказать только, что все испытания тебе под силу. А комнаты — это и есть творческие мастерские». Главной мастерской является Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи. Глава 4 ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КОЛДУНЬИ-ВЕДУНЬИ
Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи называется «Лучезарная Женщина». Чтобы создать любое событие, женщине необходимо придать ему цвета и краски. Поэтому девиз Мастерской звучит так: «Добавь краски в свою жизнь», а миссия: «Преобрази себя с помощью творчества, искусства и психологии». Все инструменты Мастерской основаны на Арте, то есть искусстве, творчестве, интуиции. Есть мнение, что колдунья, ведьма, веда — периодическое состояние каждой женщины. Поэтому понятно, что все колдуньи работают по-разному: кто травку волшебную собирает, кто камешек особый подбирает и с его духом разговаривает. Колдунья-ведунья, с которой я познакомилась и о которой рассказываю, использует другую силу, находящуюся в каждом человеке, — его творческий дух, творческую искру. Говорят, что в каждом человеке есть искра божья — его творчество. Через творчество человек может получить заветное исцеление, прозрение. Оно и качество человеческой жизни определяет. Человек всегда стремился и будет стремиться понять цель и значение свой жизни на пути от рождения до смерти, а также подчинить внутреннюю природу своих 56 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины... сил, которые им движут. Символы и знаки искусства придают человеческий масштаб и слепой судьбе, и безмерной радости. Искусство помогает неизвестное сделать более понятным и потому переносимым, подчинить безобразные случайности жизни труднодостижимому мастерству. Искусство часто сравнивают с игрой, а игра дает удовлетворение, которое, как ничто другое, примиряет человека с его лишениями, потерями и необъяснимыми событиями. Любой вид искусства имеет свой язык, свою систему символов, а художественный образ в искусстве соединяет в себе общие закономерности жизни с индивидуальными явлениями. Существующее многообразие искусства позволяет творчески и эстетически осваивать внутренний мир человека во всем его богатстве. Медитация об искусстве Искусство — надежный способ познать и понять истину... П. Роджерс Искусство — это сила, которая исцеляет и художника, и зрителя.
Р. Ньюман Искусство есть призыв. Ж. -П. Сартр Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Глава 4. Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи Искусство призвано заклинать злых духов, уберегать от них человека и предупреждать об опасностях, разоблачая их носителей. Оно пророчествует и проклинает, одновременно благословляет и воспевает. Бим-Бад Различают изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура, художественная фотография, кино) и неизобразительные виды искусства (музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, танцы). Все виды искусства выражают отношение человека к каким-то сторонам жизни. Изобразительные искусства изображают жизнь в подобной ей форме и обращаются к действительности как к источнику формирования мира человека. Поэтому для изобразительных искусств основой является изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них опосредованно: по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях. Живопись — искусство, где основным изобразительным средством является система цветовых сочетаний, выделение чувства цвета в особую сферу. Графика — искусство однотонного рисунка, использующее в качестве основного изобразительного средства контурную линию: точку, штрих, пятно. Скульптура — пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, в объемно-пространственных формах, которые 58 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины... запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений: камень, бронза, мрамор, дерево. По форме изображения различают объемную трехмерную скульптуру и рельефно-выпуклые изображения на плоскости. В древности представления скульпторов о гармонии и красоте опирались на формулу «золотого сечения», задающую идеальные пропорции человеческого тела. В частности, эта универсальная формула объясняет «местоположение» талии. Любопытен такой факт: измерение нескольких тысяч человеческих тел выявило, что мужские пропорции ближе к канонам «золотого сечения», чем женские. Каноны были с особой полнотой отражены в творениях великих мастеров. Вспомним Аполлона Бельведерского или произведения прославленного Фидия — Зевса Олимпийского и Афину из Парфенона. Приступая к воспроизведению скульптурного образа человека, скульптор стремится правильно выбрать материал, поскольку цвет в этом виде искусства является второстепенным изобразительным средством. Например, выполнив платье и шлем Афины из золотых пластин, а обнаженные части тела — из слоновой кости, скульптор явно сделал акцент на игре материала, а не цвета, несущего лишь дополнительную смысловую нагрузку. Следует иметь в виду, что мрамор хорошо передает ощущение теплоты человеческого тела и одухотворенность облика. Бронза лучше подходит для изображения человека, бурно проявляющего эмоции. Вместе с тем выбор материала — процесс творческий, жестких рамок здесь не существует, и потому авторский почерк всегда заметен. Существует
Глава 4. Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи немало материалов и способов для ваяния. Можно вырезать скульптуру из мыла или дерева — этот процесс напоминает работу с камнем. Или сделать каркас из проволоки и залить его гипсом или алебастром. Или научиться моделировать скульптуры из картона, металла. Приятно вылепить что-то из глины или отлить из воска. По этому' поводу хочется вспомнить о старой богине Аруру из древ-нешумерского эпоса о Гильгамеше. Когда боги надумали лепить первых людей, их руки еще не привыкли к подобному занятию. Они обратились к богине Аруру, которая • оказалась не лучше их и лепила из глины одних уродов. Но когда она стала старой, то научилась лепить богатырей и красавцев, потому что стала лепить только тех, кого представляла в своем сердце. И она не ошибалась. Правда, она считала, что поколение, рожденное теми, кого она слепила уродцами, отжило свой век на земле. Художественная фотография — искусство создания художественно выразительного и достоверного зрительного образа в существенный момент времени, имеющее документальное значение и отражающее активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней). Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную. И в этом особенность фотографии как искусства. Кино — искусство создания зрительных подвижных образов, широко охватывающее современную жизнь во всем ее богатстве и своеобразии и вбирающее в себя опыт других видов искусства. 60 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины... Эти два жанра отражают состояние современного искусства и дают отчетливое представление о том, как с понятием «искусство» соотносятся мыльные оперы и фотографии, сделанные «мыльницами», где за хронологией событий на фотоснимке или в очередной серии ничего нет. Совершенно отсутствуют понятия «переживание», «чувство», «настроение». Неизобразительные искусства передают внутреннее состояние людей и обращаются к результатам влияния действительности на духовный мир личности (переживания, чувства, настроения, дух и т. п.). Основой неизобразительных искусств является воплощение мыслей, чувств, настроения. Архитектура — вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Архитектура как вид искусства не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер, статичный, пространственный. Поэтому художественный образ отображает определенные идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, форм, цвета в связи с окружающим пейзажем. Музыка — наиболее абстрактное, чувственное искусство. Ее находят эквивалентом философии и математики. Издревле музыку считают инструментом создания Вселенной. Музыка может восприниматься человеком и воспроизводиться без включения интеллекта. И если живопись невозможно воспринимать на уровне физиологических Глава 4. Творческая Мастерская Колдуньи-ведуньи реакций, то нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине. Чтобы сотворить что-то новое в своей жизни для себя или для других человек должен подключить подсознательный ум, который не откликается на повседневные слова, мысли, чувства. Здесь помогает творчество. Язык творчества — это язык символов, образов, визуальных картин. Чтобы понять смысл новой идеи необходимо смотреть на окружающий мир, где в квинтэссенции собраны образ (символ) и отражающее его чувство. Для этого ум нуждается в наполнении его прекрасными образами. Для этого нужно посещать музеи, художественные галереи, выставки, театры, слушать живую музыку, гулять в парках и наслаждать взор и ухо шедеврами: чудесным вокальным и музыкальным исполнением, архитектурными памятниками, художественной фотографией, хорошими фильмами. Чтобы ваше творчество не зависело от наличия или отсутствия материалов, лучше заранее позаботиться об этом и подготовить необходимый минимум для своей Творческой Мастерской.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|