Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мастерская колдуньи-ведуньи




На урок к самой Колдунье-ведунье Уставшая Жен­щина шла волнуясь. Она надеялась, что мудрость и опыт Колдуньи помогут ей стать счастливее, но тем не менее побаивалась. Желто-оранжевая дверь открылась ей сама. Как и ее коллеги, Колдунья-ведунья встретила Устав­шую Женщину ласковым и все понимающим взглядом и предложила желтый чай на меду с ромашкой, сли­вовым и апельсиновым цветом. «Садись, дорогая моя,



Часть 2. Источники преображения...


устраивайся удобнее на подушках, пей желтый чай и про­сто слушай то, о чем я буду говорить», — сказала она глу­боким голосом. Уставшая Женщина спросила: «А почему чай желтый, слегка оранжевый? У него такой приятный персиковый цвет». «Потому, что желтый цвет — цвет жен­ского подсознания, не свойственный интеллекту», — от­ветила Колдунья-ведунья, — и я хочу, чтобы ты меня слу­шала, не стараясь осознать умом некую мудрость, а при­нимала мои слова истинной нашей женской мудростью. В психологии творчества, если тебе интересно, желтый цвет связывают с озарением (инсайтом), и если говорить о мудрости времени, то в этом отношении желтый ука­зывает на будущее и осуществление в нем определенных возможностей. Желтый цвет светоносного чая высвобо­дит твои животворные силы, которые погасят печаль и, подобно весне, пробудят тебя от зимней спячки. И это, если ты приглядишься, не просто желтый, а светоносный свет. Как говорил князь Евгений Трубецкой, золото полу­денного солнца, из цветов цвет и из чудес чудо. О чуде из чудес мы сегодня и будем с тобой беседовать».


Медитация о сказке

Почему нам хочется верить в старые добрые сказки? Почему нам хочется видеть в жизни лишь только яркие краски?

Е. Ваенга

В мифах, сказках и во сне душа высказывает о себе.

К.-Г. Юнг


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



Когда человек знакомится с мифом или слушает сказку, точнее, когда он действительно воспринимает их всей ду­шой, то он исцеляется...

Э.Юнг

«Это было однажды...», «Это было давным-дав­но...» — так начинаются сказки, которые затем уводят нас далеко-далеко — туда, где происходят странные вещи, не всегда понятные для рационального ума, где существуют ведьмы, волшебницы и волшебники, говорящие челове­ческим языком рыбы, птицы, животные, где Золушка превращается в принцессу, где можно увидеть чудеса на блюдечке, творить чудеса с помощью мертвой и живой воды, и где можно увидеть летающую Бабу Ягу.

Но куда Бабе Яге с метлой до летающего Змея Горы-ныча! И куда любому волшебнику до женского сундука. Волшебный сундук — это чисто женский атрибут. В сун­дуке обычная женщина хранит платья, а наша Колду­нья-ведунья — сказки о женщинах и для женщин, о том, что следует знать женщине. Надо полагать, что в сунду­ке у женщины не только наряды, статьи из «гламурных» журналов, фотографии актеров, деньги, бусы и прочее. Современная женщина обладает широким диапазоном интересов, предпочтений, вкусов, и ей приходится много учиться, трудиться, развиваться, при этом рожать и вос­питывать детей. Поэтому ей следует знать о своенравном характере ее внутреннего мира, об инициирующих об­рядах, об уроках, иллюзиях и жизненных задачах, о том, чего ей не избежать в своей жизни. Женщине нужно



Часть 2. Источники преображения...


знать о том, что делать, если ее мужа пытаются увести коварные подруги, и как принять сложное решение. Мужчина к принятию решения подходит просто, как к математической задаче с одним, двумя и тремя неизвест­ными, а вот женщине быстрее подойдет путь решения, основанный на ее интуиции, внутреннем творчестве, любви. И на помощь ей может прийти сказка.

Немного из истории сказок. Рассказывание сказок в народе имело ритуальный характер. Так, в народной рус­ской традиции считалось, что сказки нельзя рассказывать летом и в дневное время. Потому что сказочное говоре­ние представляет собой особую речевую деятельность, яв­ляющуюся формой магического воздействия на реальную действительность, и имеет функции рассказывать о тра­диционных представлениях человека об устройстве мира, содержащихся в сказочных текстах, и оказывать реальное воздействие на формирование мира. Подобно закону ска­зочной действительности — «Сказано — сделано», здесь реализуется архаичное представление о возможности при­дания вещественной формы мыслям и желаниям, словам в пространстве и во времени. Кроме того, сказ о событи­ях жизни сказочного героя представляет собой идеаль­ную модель поведения, закрепленную в традиции народа, для воспитания и передачи знаний молодому поколению: «Приобщаясь к миру сказки, ведомые сказочником, слуша­тели идентифицируют себя с героем, проходя вместе с ним предварительное, основное и дополнительные испытания, пересекая границы и получая искомые ценности, но, как и сказочник-герой сказки, они теряют эти ценности на


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



сказочной границе (то есть в конце сказки. — Я. Е.), при­обретая лишь правила и нормы поведения» [7].

Сказка, рассказанная временем, всегда добра и по­учительна. Она для детей и их родителей, для юношей и девушек, для жен и мужей. Каждый в ней найдет прак­тические советы, применимые к реальности.

В сказке отображаются иллюзии, которые женщина преодолевает на своем пути от девочки до глубокой ста­рухи. Юной девой она преодолевает первую иллюзию — ожидание в лице мужчины удовлетворения всех своих желаний (не всегда понятных даже ей самой). Далее ее поджидает другая ловушка-иллюзия, — будто мужчины любят только красивых женщин и видят в них лишь объ­ект сексуального интереса... В сказке можно увидеть, что Красавице предстоит масса испытаний, через которые необходимо пройти, прежде чем она выйдет замуж. Пер­вый шаг — отделение от родителей, независимость от их мнения и убеждений, снятие «семейных заклятий». От­делиться от родителей означает стать взрослой, руковод­ствоваться своими жизненными ценностями, понимать смысл своей жизни, иметь смелость брать на себя ответ­ственность за свою жизнь, а также уметь прощать оби­ды, в том числе родителям. Важно перестать считать себя жертвой своего несчастливого детства и обстоятельств. Второй шаг — обретение средств к самостоятельному су­ществованию. Как в сказке «Морозко»: после ряда при­ключений и переживаний Красавица возвращается из темного леса с ларцом, полным сокровищ и красавцем женихом. На обретение брачного партнера, вступление



Часть 2. Источники преображения...


в отношения с собственным мужчиной требуется разре­шение — разрешение на личное счастье, которое можно и нужно получить, сохранив при этом мир с отцом [10,16].

Вы полагаете, что в основном сказки существуют для женщин? Нет, они существуют и для мужчин! Мужские мифы и сказки, в отличие от сказочных уроков Краса­вицы, рассказываются иначе. Общепринято, что интер­претация сказки с позиции мужской психологии ближе людям и что мужскую сторону легче понимать с позиции действий Героя-спасителя. До некоторых пор мужчина в своей жизни может развивать преимущественно свою умственную функцию. Переориентация в середине жизни требует от мужчины обратить больше внимания на вну­тренний мир и углубить его вместо того, чтобы расширять переживание, в котором развиваются чувства, и ведет мужчину наконец к встрече с магически-мифологической иллюстрацией собственного внутреннего мира.

Что обычно делает Герой-мужчина в сказке? Он ча­сто играет роль спасителя, спасает страну от драконов, от чужестранцев и т. д. Во многих сказках Герой находит спрятанное сокровище, отправляется ночью в плаванье, чтобы освободить свой народ. В мифах Герой часто бы­вает самоуверен, и тогда Боги наказывают героя, пы­таясь его уничтожить (например, в мифе о Прометее). В сказках герой, так же как и в мифах, либо погибает, либо исправляется, либо изменяет себя.

Весьма распространен сюжет, в котором Герой встре­чается с драконом, — это метафорическое обозначение борьбы с семью различными недостатками человека. Они


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



и являются его препятствием на пути к счастью — бли­зости с любимой. Каждый из драконов имеет уязвимое место, но для избавления от них необходимо встретиться с ними лицом к лицу. Фактически то, что люди называ­ют драконом, является формой выражения их обычного, повседневного поведения. Хорошо познакомившись с дра­коном, мы начинаем понимать, что сам дракон и дает нам ключ к спасению: вместо неизбежного поражения он помо­гает обрести победу, которая разгоняет сомнения и страхи и расчищает дорогу к мудрости, правде и красоте. Герою в результате встречи с драконом предстоит не только раз­витие физической, интеллектуальной силы, приобретение друзей, но и встреча, свадьба с Красавицей и царствование через преодоление нарциссизма и эгоцентризма.

Обратимся к сказкам, в которых Герой, прежде чем совершить некий подвиг, встречает помощников. У ко­роля Артура помощник — волшебник Мерлин, у Ива­нушки-дурачка — волшебные животные, а у Аладдина — джин из кувшина. Значит, первое, чему Герой должен научиться, — дружить с помощниками и понимать их язык — животный или волшебный, но в любом случае это иной язык, язык чуждого ему мышления, иной жиз­ни с другими интересами и потребностями.

У Героя есть некоторые иллюзии, которые ему сле­дует преодолеть. Одна из них заключается в том, что в лице любимой ищет он женщину-мать, которая должна быть старше его и относиться к нему по-матерински. Очень многие мужчины тайно холят придуманный ими образ женщины и всю энергию направляют на то, чтобы



Часть 2. Источники преображения...


достичь «пигмалионовского» счастья, обижая реальных женщин желанием переделать их в соответствии с вооб­ражаемым образом!

Для многих сказок характерно наличие двух миров. Один мир полностью нам понятен, он естественный и нормальный. В нем может жить купец со своей семьей, с дочерьми, который уезжает за подарками. В нем отец может второй раз жениться и привести в дом мачеху. И есть второй магический мир, в котором с помощью кольца дочь купца может перемещаться в другое место, а мачеха владеет волшебным зеркалом, в котором мож­но видеть весь мир.

Если применить эти два мира к человеческой душе, то первая область — это сознание, а вторая — бессозна­тельное, та область, из которой, как известно, приходят наши мечтания и фантазии. Сознание и бессознатель­ное — это две большие противоположности, в которых происходит сказка, и сказка налаживает связи между ними. При этом бессознательное может появляться во многих вариациях: это заколдованный дворец или мир под землей или под морем, лес или источник, дом ведь­мы или пещера с драконом и т. д.

Интерпретируя сказку, можно решать психологи­ческие проблемы и мужской, и женской души, и про­блемы, присущие различным возрастам человека. От­крытым для слушателя, в зависимости от его данностей, остается только вопрос личной идентификации себя с центральной фигурой повествования — мужской или женской. Конечно, в каждой сказке имеется правило


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи 139

придерживаться какой-то одной идентификации. Но из­вестно, что человек владеет признаками обоих полов не только в физическом, но и в психическом плане, а это значит, что как мужчина, так и женщина имеют кон­трполовые гормоны, а также качества обоих полов — мужественные и женственные. В нашем случае напра­шивается понимание сказки как изображение женской проблемы. Но это ни в коем случае не исключает прин­ципиальной возможности идентифицировать себя с за­колдованным принцем или с отцом, и понимать сказку с точки зрения мужской психологии.

К.-Г. Юнг и его последователи уделяли особое вни­мание кризисам второй половины жизни. На примерах сказок и мифов они дают нам возможность отследить весь жизненный круговорот от рождения до смерти и от смерти до рождения. Переход от восприятия сказок в четыре или в восемь лет до осознания сказок во взрос­лом возрасте позволяет принять все переходы в нашей жизни, взрослеть, исцеляться в этих кризисах, принимая свою другую, неизведанную сторону жизни. А делом подлинной мифологии и волшебной сказки является раскрытие особых опасностей и методов преодоления темного внутреннего пути от трагедии к комедии.

Общеизвестно выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сегодня мало кто из взрослых имеет интерес и спокойствие восточного падишаха, чтобы внимательно слушать сказки «Тыся­чи и одной ночи», то есть истории Шехерезады. Хотя именно в них падишах смог найти то, что, он думал,



Часть 2. Источники преображения...


давным-давно потерял. Слушая сказки, он нашел и лю­бовь, и доверие, и человеческое отношение.

Рассмотрим психологическую основу сказок, в кото­рых присутствует основная героиня — девушка, отправ­ляющаяся по разным причинам в странствие. Например, родной отец по воле мачехи оставляет дочь в лесу, или сестрица отправляется на поиски своих братьев, закол­дованных в лебедей, или падчерица, не выдержавшая со­перничества с мачехой в красоте и погибающая, от рук подосланной старухи с отравленным яблоком. Все эти сказки описывают путешествия, за которыми стоят ини­циация и изменение жизни героини. Инициирующие об­ряды — это обрядовые действия, которые сопровождают и формально закрепляют изменения социального статуса женщины или ее социальной роли в связи с возведением в какую-либо социальную должность, сопряженную с вы­полнением особых функций. В связи с этим обряды пере­хода, близкие по понятию инициации, закрепляют переход женщины в новую социальную категорию и приобретение нового статуса. Стратегия женской инициации предпола­гает обогащение и увеличение не только жизненной силы, но и способностей, опыта. В результате прохождения ини­циации жизнь дает женщине возможность стать более естественной, живой, творческой. При этом женщина не должна участвовать в боях, турнирах, сражаться и уби­вать, а может быть только Жертвой или Искательницей.

Из схемы видно, что женщина в своей жизни проходит через три инициации. Первая инициация по своей сути — возрастная. Она связана со взрослением девочки и иногда


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



 



Вторая инициация

Девушка

Женщина

Первая' инициация

Третья инициация

Старуха

Девочка

 


заканчивается просто свадьбой. Она предполагает отделе­ние от родителей, независимость от их мнения, обретение средств к самостоятельному существованию, обретение брачного партнера, то есть разрешение на личное счастье с собственным мужчиной. Первая иллюзия любви, кото­рую преодолевает девочка при взрослении и превращении в девушку, — это ожидание от мира в лице мужчины удо­влетворения всех своих желаний, не всегда понятных ею самой. Принц предстает в ее мечтах в сказочном, ирреаль­ном, виде, на белом коне или, как в истории с Ассоль, под алыми парусами. В любом случае девочка, девушка испы­тывает сильнейшее влечение души к грезам. Положитель­ным исходом инициации Девочки считается позитивный внутренний ребенок и принятие ответственности на себя. Это умение означает оставаться любопытной к жизни и со­бытиям, умение восторгаться, наслаждаться и радоваться жизни. При отрицательном исходе инициации девушки становятся старыми девами, куклами, у них развиваются нарциссизм, желание быть зависимой, чтобы кто-нибудь



Часть 2. Источники преображения...


«носил на руках». В этом случае результатом становится построение негативной модели себя и / или мира. На эта­пе превращения в женщину девушка сталкивается с иллю­зией, которая состоит в том, что мужчины любят только красивых женщин и смотрят на них исключительно как на объект сексуального использования или насилия [10,16].

Вторая инициация происходит более осознанно, чем первая: девушка добивается статуса, уважения, особого положения. В сказках этот процесс описывается как во­царение женщины. Это выражается поначалу в получе­нии права на социальный статус и возможность рожать детей, права на половину того, что зарабатывает муж, права построить свой дом, стать столь же сильной, как мать мужа, пройдя чаще всего через сложное разделение территории со свекровью. Впервые она познает Любовь и соприкасается с женским коварством. Ей предстоит преодоление ловушек со стороны близких людей. Поло­жительный исход инициации Девушки выражается в пре­ображении Красавицы, в переосмыслении мира и бытия, в становлении взрослой женщиной, Прекрасной Дамой, излучающей добро, осознание и принятие сексуально­сти. В случае отрицательного исхода инициации женщи­на становится карьеристкой, агрессивной, ненавидящей других женщин, иными словами, становится мужествен­ной Героиней, Чудовищем.

В материнстве женщину поджидает еще одна иллю­зия, состоящая в том, что материнская любовь может за­менить любовь к мужчине и это единственный удел жен­ского существования.


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



Негативная Мать вмешивается в дела и жизнь сво­их близких, безусловно, из лучших своих побуждений, при этом в детях подавляется способность свободного принятия решений и ответственности за свою жизнь.

Третья и последняя инициация происходит, когда у женщины заканчивается детородный период, проис­ходит эмансипация от выросших детей, добровольный отказ от главенства в пользу молодой преемницы и при­нятие ее. Это не просто переход в старость, а духовное преображение, высшая ступень посвящения, которой достигают единицы женщин. В результате инициации женщина обретает статус Дарителя и сама проводит инициации. В сказках это Фея, Волшебница и т. д. Ее функции в социальной жизни — инициирование моло­дежи, культивирование в следующем поколении духов­ных, общечеловеческих ценностей. Вспомним о старухе у разбитого корыта: как далека она была до статуса да­рительницы, требовала от бедной рыбки то корыто, то терема высокие. Странно, что она принца себе молодого не требовала. Положительный исход третьей инициации выражается в становлении Харизматической Женщины, автономном духовном бытии, мудрости, возможности видеть жизнь в единстве и понимании человеческих проблем. Жизнеутверждающим является существование после отделения своих взрослых детей. Отрицательный исход инициации проявляет себя в состояниях отчаяния, в потере веры, надежды, любви, в рождении Ведьмы.

В третьей инициации происходит выход женщины на духовный уровень существования, но и здесь уже взрослую



Часть 2. Источники преображения...


женщину ожидает встреча и преодоление очередной иллю­зии, заключающейся в том, что возможности не имеют пре­делов, а уникальность и сила дают право презрительного отношения к бездельникам, бесталанным, бездействующим («Мне дано право судить других!»).


От автора

В волшебной стране Оз Дороти попала в сложную ситуа­цию и ей потребовалась немедленная помощь. Не успела она высказать свою просьбу вслух, как появилась добрая Кол­дунья-ведунья и помогла ей. Что же было в ней такого, что из миллионов просьб в эту минуту от разных людей добрая Кол­дунья-ведунья услышала ее одну? То же встречаем и в сказке о Золушке: когда та очень сильно захотела на бал, появилась добрая Фея и помогла ей. Дороти и Золушку объединяли не­сколько качеств — доброта, бесхитростность и честность. Эти качества присущи и Аладдину. Всех троих объединяет еще одно общее качество, которое есть у всех людей на зем­ле, — творческая сила. Вспомним сюжет сказки «Красавица и Чудовище». Когда Чудовище отпускает красавицу погостить с острова домой к отцу и сестрам, он предупреждает ее, что если, она не вернется к назначенному часу, он погибнет. Кра­савица клянется, что вернется к этому часу. Когда она возвра­щается на остров, то находит его умирающим. Она плачет, и ее слезы, капнув на мохнатую руку Чудовища, превращают его в красивого Принца. Он рассказывает ей о том, что злая ведьма заколдовала его, наследного Принца, в безобразное чудовище. И злые чары могли развеяться только в том случае, если его полюбила бы добрая и честная девушка. Получается, что для


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



того, чтобы добиться помощи в реальной жизни, как в сказ­ках, нужно обладать духовной силой, а она живет в добром и честном сердце и любовь творит чудеса. Нашей Уставшей Женщине не хватает качеств, открывающих дверь в незримый мир волшебства. Ей следует вернуть яркие краски в свою жизнь, чтобы превратиться в Лучезарную Даму. Краски всегда имеют волшебную творческую силу. Все женщины могут ис­полниться творческих сил, и тогда их можно называть по-раз­ному! Колдунья-ведунья, Фея, Волшебница, Джинн, Маг и т. д.

Вы можете наслаждаться жизнью волшебной сказки (у каж­дого она своя), и не имеет значения, кто вы — влиятельная биз­нес-леди или бедный, замученный беготней по городу, риелтор, с морщинками или без... Вы можете начать строить новую жизнь, так как у вас есть связь с Волшебницей, которая регулярно по­является для контакта с вами и готова исполнять ваши желания.

Мы можем изменить свою жизнь, привнеся в нее фанта­стическое процветание, любовь. И чем скорее мы осознаем реальность нашего внутреннего мира, его волшебство, тем больше его даров получим во внешнем мире. В глубине души у нас есть знание, что жизнь не заканчивается тем, что видит глаз и слышит ухо. Об этом свидетельствует множество ми­фов и сказок. И зачастую, чтобы описать скрытые законы не­видимого, но реального мира, мудрые люди используют язык притч, легенд, преданий, фольклора.

Сказка действительно способна поднять на поверхность все, что скрыто. Для Уставшей Женщины здесь есть очень много советов. И прежде чем претендовать на роль Королевы, ей сто­ит призадуматься. И вы попробуйте посмотреть на свою жизнь сквозь призму сказки, выполнив следующие упражнения.



Часть 2. Источники преображения...


МАСТЕР-КЛАСС III. СКАЗКИ В НАШЕЙ ЖИЗ Н И

• Напишите свою личную сказку. Начните ее с привыч­ных слов «Жила-была принцесса (или Красавица, или Герой, или разбойник). Она (он) мечтала (мечтал)... И вот однажды, случайно...». Не бойтесь фантазировать.

• Сделайте несколько иллюстраций к своей сказке. Для этого можно использовать как технику рисунка, так и технику коллажа. Затем перечитайте свою сказку несколько раз, рассмотрите иллюстрации и дайте свободу интуиции. Вы можете увидеть, какие чувства и эмоции выражают персонажи вашей сказки. Може­те узнать о себе нечто новое, заметить в себе то, что утаивали от сознания, о чем даже не догадывались... А ведь это ваш жизненный сценарий, мечта, судьба...

• Напишите 5-10 названий любимых сказок. Проанали­зируйте, чем схожи персонажи или сценарии этих ска­зок, кто в кого превращается, кто, как и кому помогает, какие волшебные предметы фигурируют в этих сказках. Узнаете ли вы в них себя? Не живете ли вы похожей жизнью? Возможно, вы ждете, что сама по себе появит­ся скатерть-самобранка, слепо веря в богатого принца, удачу в лотерее или в фортуну казино... Или ищете молодильное яблочко, вечный эликсир молодости...

• Вспомните, какая сказка, фильм или история на ска­зочную тему произвели на вас самое больше впечат­ление в детстве. Как связан этот образ с сегодняшней жизнью? Найдите этот фильм или эту сказку, пересмо­трите или перечитайте.


Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



• Вспомните несколько любимых сказок. Обратите вни­мание, какой сюжет вас в них привлекает. Странствия, превращения, преображения, исцеления? Как это свя­зано с вашей деятельностью? Например, моей любимой книгой в детстве были «Приключения Карика и Вали» Яна Ларри. Особенно впечатляющим для меня был момент превращения героев обратно из маленьких в больших, нормальных людей. Как вы думаете, связа­но ли это каким-либо образом с работой психолога?

• Подумайте, какие иллюзии дергают вас за скрытые от простого взгляда ниточки, на что они толкают вас в жизни? Вспомните и старуху у разбитого корыта. Можете ли вы использовать свой шанс, чудо или вы не удовлетворитесь никогда, потому что не знаете, чего вы хотите и в чем ваше счастье?

• Отразите в технике коллажа своих любимых сказоч­ных героев. Можно использовать старые открытки, журналы, разорванные книжки. Например, я приоб­рела в специальном магазине старые журналы, и ко­гда начала делать коллаж, находила чаще всего об­разы на сказочную тему.

Колдунья-ведунья предложила Уставшей Женщине пе­речитать еще раз следующие сказки: «Спящая Красавица», «Золушка», «Царевна-Лягушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», сказки «Тысяча и одна ночь».

После посещения мастер-класса Колдуньи-ведуньи Уставшая Женщина приободрилась, ее настроение улуч­шилось, стало веселее от того, что теперь, когда ей будет в жизни сложно, она может найти «подсказки в сказках».



Часть 2. Источники преображения...


И еще. Помимо сказок в жизни женщины есть другие виды устного творчества. Это разговоры с подругами о своих житейских делах, рассказывание сказок детям, разговоры по телефону, сцены мужьям, придуманные истории о несуществующих романах с выдуманными по­клонниками и многие другие разговоры. Все это выдает активную способность женщины к устной и эмоциональ­но окрашенной речи.

С новыми знаниями и умениями Уставшая Женщина отправилась к Путешествующей Писательнице.


Глава 11

МАСТЕРСКАЯ ПУТЕШЕСТВУЮЩЕЙ

ПИСАТЕЛЬНИЦЫ

Встреча Уставшей Женщины с Путешествующей Пи­сательницей должна была состояться позже, но Путеше­ствующая Писательница не всегда бывает в Мастерской и не всегда готова разговаривать с людьми. Всем хорошо известно, что писатели и поэты чаще разговаривают с ее величеством Музой и чистым листом бумаги. Поэтому Колдунья-ведунья решила сразу использовать появив­шуюся возможность и вне очереди отправила Уставшую Женщину к Путешествующей Писательнице.

Дверь Путешествующей Писательницы была стран­ного пурпурного цвета. Позже Уставшая Женщина узна­ет, что это цвет мудрости, Софии, объединяющий в себе идеи красной физической силы с фиолетово-мистиче­ской креативностью. Это цвета, выражающие жизнен­ный путь Путешествующей Писательницы. Нахождение в кабинете Путешествующей Писательницы, где обои на стенах в сине-красных цветах пурпура, благоприятно по­действовало на Уставшую Женщину и на ее сердечно-со­судистую систему. Стимулирующее возбуждение красно­го в определенном сочетании с покоем синего цвета при­водит к положительной равновесности нервной системы. А это было очень важно в данной ситуации, поскольку



Часть 2. Источники преображения...


предполагалось говорить о мужчинах и о том, что было пережито давным-давно.

Путешествующая Писательница сидела за большим светлым столом, на котором лежала пожелтевшая бумага, стояли чернильница с гусиным пером и старая печатная машинка «Ундервуд» — как символы прошлого, близкие каждому писателю. Рядом сиял голубым светом экран


Глава 11. Мастерская Путешествующей Писательницы



современного монитора. Взгляд Уставшей Женщины оста­новился на печатной машинке. Путешествующая Писатель­ница поймала этот взгляд и немного отрешенным голосом рассказала: «Это старая печатная машинка „Ундервуд", выпуска 1914 года. На ней перед эмиграцией мой прадед в последний раз напечатал текст письма своей молодой жене. С белогвардейским добровольным полком в звании старшего поручика он эмигрировал в 1918 году в Китай, в Маньчжурию, где позже участвовал в гражданской войне. Там его следы затерялись. Я надеюсь когда-нибудь найти информацию о нем. Он был красив, смел, талантлив, в том числе в письменном слоге. Успел родить моего деда, от него я унаследовала голубой цвет глаз и тягу к путешествиям. На этой машинке никто больше не работал, она являет­ся для нас чем-то большим, чем символом писательского труда. Она — ценный реликт, символ нашего рода, чести, мужского благородства. О мужчинах и поговорим».

Уставшая Женщина успокоилась, ее сердце билось ровно. Пурпурный цвет кабинета как бы примирил ее внутреннее противоречие между красным и синим, между женским и мужским.

Сказки многому учат человека, но многому способ­ны научить нас и наши «обыкновенные» истории. В аль­боме каждой женщины хранятся фотографии любимых мужчин. О чем чаще всего пишут и рассказывают женщи­ны? Конечно, о мужчинах... Как правило, это сборники рассказов, эссе о любви, о мужчинах и женщинах, вос­поминания о прожитой и непрожитой жизни, о ее вол­шебных историях и несбывшихся встречах. О мудрости,



Часть 2. Источники преображения...


которую познаешь много лет спустя, прожив свою жизнь, и, оглядываясь назад в далекое прошлое, обязательно со­единив прошлое с настоящим, начинаешь видеть целост­ное полотно своей жизни. У каждого человека оно свое, неповторимое. Оно бывает пестрым, теплым и холод­ным, радостным и грустным — полотно под названием «жизнь». Человеческая задача — понять основной миф своей судьбы на этом полотне жизни. Увидеть вовремя свое предназначение, Бытие, чтобы успеть внести в этот сюжет встречи, которые должны были состояться, но не состоялись. Прожить чувства, которые не были прожи­ты. Сделать дела, которые не были сделаны, душой и ве­ликим духом. То есть, как говорит мой знакомый, «стан­цевать свой священный танец Жизни».

Наступает время, когда хочется задать себе вопрос: «Откуда и куда ты идешь?», когда пора себе сказать: «Хватит лгать, посмотри на свою жизнь». Это предло­жение быть честными перед собой. Новеллы о нас са­мих скрываются в глубинах нашего сознания и боятся выйти на свет, оголить нашу подлинную сущность и от­крыть глаза на истинную жизнь.

Много истинных и творческих историй погребе­но под нафталином времени. Если мы не проветрива­ем одежды, то их поест моль, а если мы храним лож­ное представление о себе, обряжаем истории в золотые одежды, иногда придуманные, боимся их встряхнуть, то будем находиться в плену своих юношеских иллюзий.

Пишите, рассказывайте, потому что отличительная черта нашего времени — отсутствие открытого диалога


Глава 11. Мастерская Путешествующей Писательницы 153

о чувствах и переживаниях, тогда как раньше это была одна из особенностей национальной культуры — «по­сиделки на кухне». Писать и рассказывать означает еще и учиться творить, раскрашивать свою жизнь в новые цвета. Например, воспоминания были одного цвета, а сейчас, когда вы будете о них рассказывать, они уже будут окрашены другим цветом. Ваш внутренний и окру­жающий мир станет добрее, пестрее и более жизнеспо­собным, в первую очередь для вас самих. Вспоминая, вы можете простить, отпустить.

Каждый имеет возможность увидеть калейдоскоп своей жизни, причем не только серые будни, и заниматься чем-то еще, помимо поиска смысла жизни и проклинания нелюбимого мужа или несостоявшейся жизни. Малень­кие, но яркие истории, сны, знаки... Нанизывая кропотли­во эти яркие бусинки, можно собрать для себя новое оже­релье. Главное — поверить, что в жизни многое зависит от того, какими глазами — яркими или мрачными — мы смотрим на этот мир и собственное место в нем.

Кларисса Пинкола Эстес, автор нашумевшей книги «Бегущая с волками», книги истинной женщины и для женщин, пишет, что когда она начинает говорить с моло­дыми девушками, то ощущает себя старой собакой. Если иногда не рефлексировать свой опыт, можно остаться задержавшейся во времени, наивной, инфантильной Красавицей. Уж лучше ощущать себя «старой собакой», быть древней старухой, с бородавками на лице, крюч­коватым носом, сгорбившейся от перипетий жизни, но с лучистыми глазами, ясным умом и открытым сердцем.



Часть 2. Источники преображения...


Что лучше — вспоминать и анализировать или оставлять прошлое в прошлом? Существуют много раз­ных мнений. Например, у Ирины Снеговой есть замеча­тельное стихотворение на эту тему:

Не нужно приходить на пепелища И ездить в прошлое, как езжу я. Искать в пустой золе, как ищут кошки Напрасный след сгоревшего жилья.

Не надобно желать свиданий с теми, Кого любили мы давным-давно. Живое ощущение потери из встреч Нам вынести дано.

Их час пробит. Они уже подобны Волшебнику, утратившему власть. Их проклинать смешно и неудобно, Бессмысленно им вслед поклоны класть.

Не стоит приходить на пепелища И так стоять, как я стою. На пустыре холодный ветер свищет И пыль несет на голову мою.

Влюбленность может приходить в любое время в тече­нии нашей жизни. Сладостные или горькие воспоминания о юной влюбленности всегда присутствуют в нас. Всплы­вая откуда-то изредка, осознанно, во всех красках, запахах, ощущениях, они вызывают то трепетное и нежное чувство,


Глава 11. Мастерская Путешествующей Писательницы 155

которое бывает только однажды, в юности. Вернувшись к этим впечатлениям, можно горько сожалеть о том, что не нашел прежнего. М. Афтель говорит: «Как только вы на­чнете прислушиваться к собственным историям и к тому, что говорят о вас, то положите начало удивительному про­цессу — становлению автором собственной жизни и соз­дателем собственных возможностей».

Путешествующая Писательница предложила Устав­шей Женщине рассказать свои истории любви, расска­зать в них о мужчинах, о верности, о чуде... Для Писа­тельницы это новый материал для романа, для Женщи­ны — исцеление словом.


Медитация о повествовании

Поиск истории — это поиск жизни.

Д. Джонстон

Когда мы начинаем видеть переплетение нитей повество­вания, составляющих основу нашей жизни, то обретаем спо­собность управлять ими, менять их, облагораживать и даже переписывать заново.

М. Афтель

Мы должны радоваться своим воспоминаниям, особен­но потому, что мы творческие люди.

М. Крегхед

Чтобы принадлежать самому себе целиком, нужно всего лишь присвоить себе события собственной жизни.

Ф. Максвелл



Часть 2. Источники преображения...


Уставшая Женщина растерялась, когда услышала, что от нее требуется. Она сказала: «У меня нет ника­ких интересных историй, и не было в окружении лю­дей, истории которых могли бы быть поучительными, тем более о верности». Но, немного подумав, она начала рассказывать свою первую историю.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. ПЕРЕВАЛ АИФ — ИСТОРИЯ О ВЕРНОСТИ ДЛИ Н ОЮ В ЖИЗ Н Ь

Можно много говорить о верности, но каковы ее критерии? В каждой истории, я думаю, они свои. От­носительно лебединой верности все понятно — лебедь не может жить без своей половины, если та погибает. В волчьей стае «дядя» берет на воспитание «волчат-племянников», то есть детенышей своего погибше­го брата. Человек не женится или не выходит замуж, храня верность своей любимой половине, которой по разным причинам нет рядом. Другой, сохраняя чувства к человеку, ушедшему из жизни, создает новые отно­шения.

Я расскажу историю о верности, которой мы — оче­видцы — искренне восхищаемся.

Алексей Иванович был двадцатилетним юношей, когда влюбился в семнадцатилетнюю девушку Ларису. Тогда на гастроли приехал театр Мейерхольда, и она участвовала в постановке, так как была начинающей ба­лериной, танцовщицей. И как-то поздним летом Лариса бежала в театр на репетицию и по дороге купила кисть


Глава 11. Мастерская Путешествующей Писательницы 157

винограда. Она съела его немытым и через некоторое время умерла. В 1930-е

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...