Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебный класс колдуньи-ведуньи для специалистов




Внутри каждого человека есть друзья, похожие на друзей Колдуньи-ведуньи. Такие же друзья могут быть и в его реальном окружении. Некоторые называют их тайными личностями (научное название — «сублично­сти»), а некоторые считают, что в каждом человеке их «содержится множество». Человек легко может убедиться в этой множественности, вспоминая свою жизнь, которая иногда ощущается унылым болотом, иногда — праздни­ком, приключением или испытанием, а иногда — рути­ной или гонкой по кругу. Спектр сравнений обширный, многозначный, и у каждого человека свой набор опреде­лений этой множественности. Потому что субличности — это образования психики, подобные живым существам, имеющим свой стиль жизни, свои мотивы. В каждом из нас толпа, как говорит португальский поэт Ф. Песо, «в каждом углу души моей — алтарь иному божеству». И если познакомиться со всеми своими субличностями и предоставить им возможность говорить, действовать, предлагать свои решения, то жизнь станет ярче. Иссле­дуя свои субличности, человек имеет шанс познать свое


Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 271

истинное «Я». Иногда им непросто уживаться друг с дру­гом, но это необходимо, поскольку они являются частью человека, и, чтобы оставаться в гармонии с самим собой, ему необходимо к ним прислушиваться. Здесь умест­но сравнение человека с оркестром, в котором человек представляет собой не один музыкальный инструмент, а целый оркестр. И все инструменты в этом оркестре зву­чат и обогащают мелодию жизни человека.

В нашей истории легко увидеть разделение персо­нажей на две части. Одна часть — это коллеги Колду­ньи-ведуньи, занимающиеся одним из видов искусства. Вторая часть — люди, преодолевшие свои внутренние проблемы. Объединив тех и других, можно сказать, что творческая деятельность дает личности дополни­тельные возможности роста. Есть задачи, и есть ин­струменты для их решения. Если провести аналогию со сказкой «Волшебник Изумрудного города», то в даль­нейшем с персонажами этой истории может произойти следующее. Мужчина с телевидения, помимо успешной карьеры, создаст семью, а Волшебный Ребенок станет взрослее. Принцесса Трусиха пересмотрит свое пред­ставление о том, что мужчины любят только красивых женщин, а Индейский Вождь поймет, как адаптировать свой восточный стиль работы к человеку с западным мышлением, и поможет ему. Молодая Фурия убережет себя от проблем Уставшей Женщины, которая в погоне за карьерой вытеснила свою женственность.

Признав и узнав в себе каждую тайную личность (субличность), человек будет принимать решения более


272 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

целостно, как Колдунья-ведунья и ее друзья. Если же представить, что решения в жизни всегда будет прини­мать субличность, похожая на Молодую Фурию, то наша Уставшая Женщина, захотевшая очаровать Короля, стала бы игнорировать его мнение, и вместо того, чтобы при­нимать советы друзей и коллег Колдуньи, стала бы сама их поучать. Но, поскольку в ней нашлась другая сублич­ность — сильная, мудрая, хранительница тонких, духов­ных древних знаний, умеющая согласно им изменяться, то она приняла правильное решение: выслушать советы друзей и выбрать те, которые помогут ей очаровать Ко­роля. Не углубляясь в область психотерапии, Колдунья-ведунья предлагает применять на практике инструменты творчества, развиваться творческим путем, любить ис­кусство, что само по себе является терапией.

Например, внутри меня живет мой Архитектор. Ко­гда-то я получила образование в этой области, но как ар­хитектор не состоялась. Темой моей дипломной работы был проект клуба в сельской местности, предполагающий наличие сцены для занятий художественной самодеятель­ностью, мастерские и т. д. Но в душе оставалась нереа­лизованная мечта. Архитектура как искусство вызывает в моей душе особый трепет, всегда наполняет меня особы­ми чувствами, и я частично реализовала себя в этом пла­не, затронув в настоящей книге возможности применения искусства архитектуры в арт-терапии. А моя приятельни­ца — настоящий архитектор из Риги — выполнила иллю­страции к этой книге, которые, к сожалению, не вошли в нее. Но она попробовала себя в роли Художницы.


Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 273

Вот история из моей практики. На одном тренинге я встретила девушку, в которой жил внутренний, печаль­ный ребенок, любящий балет. На первой встрече она выполнила из глины балетную тапочку (пуанту), через год — необычный ассамбляж, где основной темой была балерина. Позже судьба свела ее с начинающей талант­ливой балериной. Девушка стала оказывать балерине помощь. Счастливы были обе.

Эта история была и обо мне, потому что мне тоже знаком внутренний Волшебный Ребенок, танцую­щий умирающего лебедя. Будучи маленькой девочкой, я очень любила Майю Плисецкую и ее танец «Умираю­щий лебедь», но я никогда не ходила в балетную школу, только в своем «активном воображении». В моем пред­ставлении Майя Плисецкая была феей, живущей за го­рами. Каждую ночь, укладываясь спать, я просила своих близких: «Разбудите меня обязательно, когда будет тан­цевать Майя Плисецкая». Я мечтала танцевать, как она. Такая возможность мне представилась. Перед поступле­нием в первый класс меня отправили в другой город к бабушке и деду. Они много трудились, и у них не было свободного времени, чтобы заниматься мной. Поэтому они решили определить меня в пионерский лагерь, хотя мне было только шесть лет и я еще не ходила в школу.

В пионерлагере перед началом и в конце смены проводилось мероприятие «Пионерский костер». На этом мероприятии дети пели и танцевали. И я смело заявила, что могу станцевать танец умирающего лебе­дя. Очевидно, я думала, что легко станцую этот танец


274 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

без репетиций, потому что я много раз видела его по телевизору и часто представляла себя в образе умира­ющего лебедя. Другие ребята репетировали, готовили костюмы, а я просто играла. Пионервожатая спроси­ла — неужели мне ничего не нужно для выступления? Я, недолго думая, ответила, что только кеды, в которые можно вставить пробки. Мне сшили пачку, натерли кеды зубным порошком и спросили, под какую музы­ку я буду танцевать. Кто-то предложил «Танец малень­ких лебедей». Один мальчик показал мне движения рук и ног. Так начались и концерт, и мое первое и послед­нее публичное выступление в роли балерины. Ко мне подошел аккордеонист и сказал: «Раз знаешь музыку, то будем выступать без репетиции». До сих пор не пой­му, как же я станцевала. Помню, что устала повторять одни и те же движения руками (а это были движения не «умирающего лебедя», а «маленьких лебедей»). Других движений я не знала. Так произошла метаморфоза: из мечты о танце умирающего лебедя состоялся дебют в танце маленького лебедя.

Определить свои субличности вам помогут исто­рии из вашей жизни. Проанализируйте их. Вы уже не­мало историй создали, пока читали эту книгу. Каждый раз, когда человеку приходится реагировать на новую значимую для него жизненную ситуацию, менять образ жизни или выживать в кризисной ситуации, когда при­ходит время смены ценностей и мировоззренческой кон­цепции, формируется новая субличность — новая грань личности как новый целостный способ реагирования


Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 275

и существования в той или иной ситуации. Чем бога­че жизненный опыт, тем более глубоко и разнообразно живет человек, тем больше субличностей у него форми­руется. Поскольку основой путешествия по жизни явля­ются архетипы — образы, вложенные в каждого чело­века изначально, как некий «багаж», который сопрово­ждает человека на протяжении его жизни. Архетипы — первичные корни человеческой души, существующие на том глубинном уровне, через который соединяются все живые души. Это своего рода «архитекторы жизни че­ловека», с чьей помощью люди понимают себя и друг друга. Понимание эмоциональной и психологической модели того, как мы выбирали друзей в детстве, как устанавливаем отношения, как осваиваем новые терри­тории, и просто понимание того, как мы живем, кого любим, подводит нас к всестороннему, глубокому пони­манию нашей высшей цели.

У каждого человека свой индивидуальный рисунок архетипов, который проявляется в жестах, мыслях, по­ступках, символах, сновидениях. И задача каждого че­ловека — объединить и осознать эти архетипы для по­лучения целостной картины своей многогранной мис­сии на земле.

Знание своих архетипов необходимо человеку в пер­вую очередь для того, чтобы понять, почему некоторые отношения в его жизни были не только необходимы­ми, но и неизбежными, почему он выполнял некото­рые разрушительные и неприятные для себя обязанно­сти. Знание архетипов также позволяет понять, что все


276 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

в жизни играет свою определенную роль — радостную или болезненную. Ниже описаны наиболее часто встре­чающиеся архетипы (тайные личности) с указанием их функций [21].

Волшебный Ребенок (Дитя) — символизиру­ет чистоту, неиспорченность, способность удивляться, творить, радоваться, всегда находить что-то новое. По­дробно этот архетип раскрыт на примере друга Колду­ньи — творческого Волшебного Ребенка.

Алхимик (Колдун, Ученый, Изобретатель) — спо­собствует трансформации одной формы материи в дру­гую. Колдунья-ведунья выражает этот архетип.

Мудрая старуха (Ведущая, Учитель, Проповедни­ца) — принимает роль просветителя на духовном уровне, открывает иное видение окружающего мира. Этими чер­тами обладают Индейский Вождь и Колдунья-ведунья.

Жертва (Трусиха) — оказывает помощь в развитии самооценки, самоуважения посредством актов честно­сти, смелости, целостности, способности оценить ду­ховные ценности и качества. Имеет в своем основании гнев из-за невозможности иметь то, что имеет другой, и из-за незаслуженных, но неозвученных обид (Прин­цесса Трусиха).

Дева (Монахиня, Соблазнительница) — сексуаль­ный и финансовый архетип, порождаемый деньгами и властью, манипуляциями мужчинами. В случае, когда мужчина отвергает женщину, ее положительные черты проявляются через открывшееся сердце. В мифологии это царица Клеопатра, в литературе — Скарлетт О'Хара


Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 277

из книги М. Митчелл «Унесенные ветром», а в нашей истории это Молодая Фурия.

Одухотворяющий Архитектор (Строитель, Про­ектировщик) — связан с реальной жизнью, практичный, создает работающие вещи. Он проявляет свой талант в обычной жизни, подыскивая творческое решение про­блем, и помогает преобразовывать творческую энергию в практический результат. Теневой аспект — манипу­лирование окружающими для собственного блага, без учета их потребностей. В мифологии это Дедал — ар­хитектор, построивший лабиринт и крылья сыну Икару. В нашей истории — коллега Колдуньи.

Искатель (Странник, Бродяга) — постоянно нахо­дится в поисках пути, просвещения, им движет любо­пытство, которое приведет к просвещению или к Богу. (Например, герой Брэда Питта в фильме «Семь лет в Тибете».) Теневой аспект — бесцельное путешествие, лишенное цели и смысла, потерянная душа. Наша Пу­тешествующая Писательница представляет собой кри­сталл, имея в своем характере энергию Искателя и Рас­сказчика.

Сказитель (Рассказчик) — архетип, всегда связан­ный с человеческой душой. Слушая истории, человек вхо­дит в контакт со своей внутренней сущностью. С помо­щью метафор и гипербол Сказитель доносит до слушате­лей заключенную в рассказе мудрость. Все мы являемся по натуре Рассказчиками. Не все рассказчики являются учителями, не все писатели владеют даром рассказчика, но рассказчики встречаются в любой профессиональной


278 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

деятельности, и не только среди писателей. Большое влияние на мастерство рассказчика оказывают голос и манера доносить информацию до слушателя. Архетип Рассказчика отражает главное человеческое чувство — что каждая жизнь достойна того, чтобы быть расска­занной, и главное человеческое желание — упорядочить события, которые кажутся порой хаотичными.

Целитель — испытывает потребность служить другим в восстановлении тела, разума, духа, использует нетрадиционные методы излечения. Способен подвиг­нуть на переосмысление своего прошлого и осущест­вление изменений в жизни, оказывающих влияние на будущее. Это скорее процесс преобразования, чем по­пытка исцелить, который возникает в психике в связи с требованием перехода на иной уровень восприятия жизни. В нашей истории это Арабский Музыкант-цели­тель и все персонажи мастерских.

Дурак — архетип, выполняющий три задачи, — за­ставить людей плакать, смеяться и носить маску, скры­вающую собственные чувства и эмоции. При этом важно доносить глубину мыслей, которые воспитывают чело­века и делают его мудрее. В нашей истории этот архетип представлен Киноманкой, «романтической дурочкой».

Художник — выражает те грани жизни, которые находятся за пределами восприятия пяти человеческих чувств, в физической форме. Создает эмоциональное поле, вдохновляющее других. Имеет высокую психо­логическую и эмоциональную потребность в самовы­ражении. В мифологии это теневая фигура Пигмалиона


Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 279

(скульптор) и ее полная противоположность — Гефест (греческий бог-кузнец, покровитель ремесел и мастер­ства). В нашей истории это Интуитивная Художница.

Мать — является источником вскармливания и вос­питания, родником любви, терпения, преданности, за­боты. Это женщина, выбравшая природную роль мате­ри, хранительницы домашнего очага вместо карьерного роста (Южная Женщина). Теневой аспект проявляется в задержке отделения от детей, болезненной привязан­ности к ним или слиянии.

Лучшему пониманию себя способствует также вы­деление архетипических фемининности и маскулинно­сти. Черты фемининности и маскулинности можно уви­деть в друзьях Колдуньи, в сюжетах сказок, в реальном поведении людей.

Архетипическая маскулинность в женщинах харак­теризуется склонностью разрывать связи, стремлением к агрессивному выживанию по отношению к природе и к людям, стремлением к обособленности, размежева­нию, разделению, ведению войны, а также стремлением к анализу людей, событий, идей. В отличие от маску­линности, архетипической фемининности свойственно присоединение, привязанность, сопричастность к лю­дям, идеям, событиям, сохранение естественной для человека жизни, органичной и поддерживающей среды, проявление заботы, стремление к продолжению жизни.

Главная задача личностного развития человека в сред­нем возрасте — уравновешивание, поскольку развитие зача­стую оказывается однобоким и бывает более интенсивным


280 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

в первой половине жизни. В связи с этим личностное раз­витие мужчин требует отказа от позиции одинокого ге­роя, признания важности межличностных отношений, своей зависимости от других людей. Личностное развитие женщин требует перехода от пассивной, зависимой, при­способленческой позиции к активной, независимой, влия­тельной и самостоятельной. Задачи личностного развития встают перед каждым человеком на том этапе своего раз­вития, когда он впервые сталкивается с неожиданными расставаниями (взросление и уход детей), потерями (раз­вод, смерть), старением и болезнью родителей, необходи­мостью профессионального самовыражения [21].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...