Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мастер-класс XIII. Последний. Для специалистов




• Перечислите и запишите любые мифы, сказки, ле­генды или духовные рассказы, которые вызывают у вас ассоциации с каким-нибудь вашим архетипом и имеют для вас особое значение. Затем определите параллели этих историй с вашей жизнью. Напри­мер, вы можете ощутить себя Золушкой или Магом, Одухотворяющим Архитектором или Художником.

• Просмотрите свой альбом с любимыми фотогра­фиями, на которых запечатлены разные события из вашей жизни. Сопоставьте эти фотографии с вы­бранными архетипами (субличностями). Подумай­те, чему научили вас эти архетипы и какие уроки вы еще проходите.


Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 281

• Выполните упражнения, рекомендуемые Дж. Каме­
рой [15]:

- Включите веселую, игривую мелодию, зажгите ароматизированную свечу или благовоние. Вам необходимо добиться сочетания звука и запаха, которое изменит привычную обстановку и позво­лит вам помечтать.

- Назовите пять-семь своих тайных личностей. Сопро­тивление может проявляться в виде таких мыслей: «Если я о них знаю, как они могут быть тайными?» Не нужно понимать все так буквально. Вам всего лишь надо постараться увидеть самих себя в таком виде, в котором вы редко появляетесь на людях. Если вам трудно, обратитесь к истории своей жизни. Возмож­но, ваши тайные личности со школьных лет остают­ся с вами. А возможно, они проявились у вас после двадцати. Понять это вам поможет упражнение 1.

- Если у вас ничего не получается, составьте список того, что вам нравится, из двадцати пунктов и спро­сите себя, какая часть вас предложила каждый из них. Этого должно быть достаточно, чтобы обна­ружить ваши тайные личности.

• Назовите, что лежит в шкафу каждой тайной лич­
ности. Выполняя это задание, представьте себе, что
открываете шкаф каждой из ваших тайных лично­
стей. Подробно опишите пять вещей, которые на­
шли в каждом из них. Например:

- Принцесса Трусиха: строгие туфли-лодочки (ба­летки), скромное платье с черным поясом и т. д.


282 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

- Арабский Музыкант-целитель: простые хлопча­тобумажные одежды, шерстяной свитер и т. д.

- Мужчина с телевидения: черная шелковая рубаш­ка, два костюма (темно-синий и коричневый), пурпурный галстук, строгие и «гламурные» бо­тинки и т. д.

• Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы какая-либо из ваших тайных личностей была в ней главной. По очереди представьте в роли главной каждую из своих тайных личностей. Можно начать с самого скучного персонажа, который всячески ме­шает вам развлекаться. На пять минут представь­те себе, как бы вы жили под его руководством. Не очень-то весело, правда? Затем попробуйте предста­вить в роли главного — самого веселого, творческо­го персонажа.

• Поработайте с теми личностями, что оказались на противоположных полюсах. Пусть каждая из них попробует побыть главной. Вы заметите, что у каж­дой есть свои достоинства и недостатки.


Часть 4

ХРАНИТЕЛИ МУДРОСТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ


ГЛОССАРИЙ

Алхимия — древнейшая наука, совмещающая в себе экспериментальную химию с образно-интуитив­ным, отчасти религиозным, мировоззрением и воспри­ятием природы и человека. Для нее характерен язык символов, призванный передавать природу жизни и не-познанность души [33]. В аналитической психологии рассматривается как средневековая предтеча исследова­ний бессознательного и, в частности, изучения транс­формации личности [12].

Арт-терапия — метод психологической работы, использующий возможности визуального искусства: живописи, графики, скульптуры, дизайна либо таких форм творчества, в которых визуальный канал комму­никации играет ведущую роль (кинематограф, видео-арт, компьютерное творчество, перформанс и др.) для достижения положительных изменений на пути разви­тия личности.

Архетипы (от греч. archetypos — «первообраз») — суть, форма и способ связи образов, наследуемых бес­сознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведе­ния, структурирование личности, понимание мира, вну­треннее единство и взаимосвязь человеческой культуры и взаимопонимания людей. Универсальные образы или


Глоссарий



символы, содержащиеся в коллективном бессознатель­ном, отражают определенные чувства или мысли че­ловека, которые он испытывает относительно данно­го объекта или ситуации. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когни­тивно и поведенчески на конкретные ситуации. Архе­типы пробуждают к жизни эмоции, заслоняющие собой реальность. Наиболее очевидным образом влияние ар­хетипов сказывается во времена кризисов, когда сфера «Я» отличается наибольшей ранимостью [12,13]. «Сле­дует, наконец, освободиться от иллюзий, будто архети­пы возможно объяснить и тем самым с ним покончить. Всякая попытка объяснить окажется не чем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык» [36, с. 461].

Бессознательное — аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания.

— «зоркий, видящий») —

Дракон (от греч. метафорическое обозначение семи образцов личностных страхов, представляющих собой препятствие на пути к счастью и порождающих человеческие страдания. Каж­дый дракон имеет уязвимое место, и для избавления от него необходимо встретиться с ним лицом к лицу. Есть драконы личностных страхов, препятствующие вдох­новению: самоуничижение и высокомерие; драконы, препятствующие конструктивной деятельности: муче­ничество и нетерпеливость; драконы, препятствующие самовыражению: саморазрушение и жадность; драконы, сужающие сферу человеческого влияния: мученичество,



Часть 4. Хранители мудрости преображения


самоуничижение и саморазрушение; драконы, обладаю­щие мощным разрушающим воздействием на все окру­жающее: жадность, нетерпеливость и высокомерие; дракон, препятствующий прохождению информации: упрямство; дракон, порождающий жгучее желание или, наоборот, отказ от предмета желаний вследствие силь­нейшего страха перед отсутствием или недостаточно­стью чего-либо: жадность.

Герой — архетипический мотив, в основе которо­го лежит преодоление препятствий и трудностей и до­стижение определенных целей. Мифологический мотив Героя соотносится с бессознательной самостью челове­ка, а сам Герой выступает как «квазичеловеческое суще­ство», символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу. Целью Героя является обретение сокровища, принцессы, кольца, эликсира жиз­ни и т. д. Психологически все эти обретения выступают метафорами подлинных чувств и уникального челове­ческого потенциала. В женской психологии путешествие Героя проживается путем земных подвигов Анимуса или с помощью проекции через партнера-мужчину [12].

Мандала (от инд. madala — «круг», «диск») — жи­вописное или графическое изображение схемы Вселен­ной в буддизме, символические изображения, которые принято считать либо священными, либо способствую­щими медитации, в психологии — магический круг (ар­хетипический образ самости). Мандалы могут обнару­живаться в сновидениях или различных изображениях (рисунке, пластике, архитектуре).


Глоссарий



Медитативное состояние — умственное состоя­ние внутреннего осознания, в котором Эго следует вну­тренней динамике самораскрытия [13].

Медитация — древняя эффективная методика успокоения сознания и освобождения его от всех по­сторонних шумов. Практика медитации необходима для очищения своего сознания от воздействия драко­нов-страхов.

Метафора — образное выражение понятия или си­туации в переносном смысле, определение и изучение одного путем обращения к образу другого. Метафора пря­мо или косвенно соотносится с действительным миром, углубляет понимание реальности и ее свойств. Может использоваться как сознательный литературный прием.

Путешествие — переживание интеграции внутрен­него развития и осознавания индивида. Путешествие сопровождается внешним развитием и может являться смыслом жизни, врожденной предрасположенностью или целью [13].

Развитие личности — процесс формирования личности как социального качества человека в резуль­тате его социализации и воспитания.

Самоактуализация — стремление человека к воз­можно более полному выявлению и развитию своего таланта, своих способностей. Бесконечный процесс, характеризующийся развитием личности при каждой возможности. Характеристики самоактуализирующих­ся людей: эффективное восприятие реальности и ком­фортабельные отношения с ней, принятие себя, других



Часть 4. Хранители мудрости преображения


людей и окружающей природы, спонтанность, простота и естественность, креативность и т. д.

Самооценка — оценка человеком самого себя, сво­их возможностей, качеств и места среди других людей.

Самосознание — осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделе­ние себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание по­могает человеку сохранять себя и свое «Я», а также ре­гулировать всю сложную систему внутреннего психиче­ского мира.

Символ — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Символ сле­дует отличать от знака.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...