1. Методические рекомендации по проведению
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ Тема 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология Вопросы для обсуждения: 1. Предмет истории политических и правовых учений 2. Методология истории политических и правовых учений
Занятие проводится в форме семинара, на обсуждение выносится два вопроса. Семинар начинается с выяснения базовых понятий, характеризующих, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т. д. Следующим этапом семинара является выяснение студентами предмета Истории политических и правовых учений. При этом студенты должны понять, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства. Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логикопонятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.
При выяснении предмета дисциплины необходимо обратить внимание на влияние философии на историю политических и правовых учений из-за значительного влияния тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования на мыслителей, которые занимались проблемами нефилософского, а политико-правового или социальнополитического профиля. Далее студенты должны разобраться с периодизацией Истории политических и правовых учений и понять, что она делится на следующие периоды: - Учения Древнего мира и Античности; - Учения Средневековья; - Учения Нового времени; - Учения Новейшего времени. При обсуждении второго вопроса необходимо понять, что в истории политических и правовых учений, как и в других современных гуманитарных науках, используется богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. При этом следует знать, что в любой политико-правовой теории ее предмет методологически ос-мыслен, а метод как способ, форма познания, понимания, объяснения объекта предметно выражен. Выражением предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. К ним можно отнести: - принцип историзма - конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения - теоретический аспект учения - хронологическое освещение учения - проблемно-категориальное освещение затрагиваемых политических и правовых учений - историко-сравнительный аспект исследования.
Обратите внимание на определения новых понятий: Принцип историзма – познание вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
Предмет исследования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько предметов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении). Сравнительно - исторический метод - способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении. Логический метод исследования – метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния объекта. Логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (т. е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (т. е. во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей) Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. • проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение; • внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции; • изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; • постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать; • запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Что изучает дисциплина История политических и правовых учений? 2. Что является предметом Истории политических и правовых учений? 3. Какие методы познания применяются в Истории политических и правовых учений? 4. Какова хронология Истории политических и правовых учений? 5. Что включает в себя принцип историзма? 6. Какую роль в Истории политических и правовых учений играет философия? 7. К какой отрасли знания относится История политических и правовых учений?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|