Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Политические и правовые учения в древнеримском государстве




2. История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия http: //grachev62. narod. ru/hrest/content. htm

3. Антология мировой правовой мысли. Т. 1 / Отв. ред. Л. Р. Сюкияйнен. М., 1999.

4. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1995.

5. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Отв. ред. Е. А. Воритилин. М., 1996.

6. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В. П. Малахова. М., 2000.

7. Луковсксая Д. И. Становление политико-правовой мысли в Древней Греции // История государства и права. 2008. № 11. С. 26-29.

8. Луковская Д. И. Политические и правовые учения эпохи античной классики (середина V – IV в. до н. э. ): Сократ // История государства и права. 2008. № 14. С. 30-32.

9. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура / Общ. ред. М. А. Дынника. М., 1955.

10. Мирзоев С. Б. Политическое учение Полибия. М., 1986.

11. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М., 1989.

12. Нерсесянц В. С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

13. Нерсесянц В. С. Сократ. 2-е изд. М., 1984.

14. Платон. Диалоги / Под ред. А. Ф. Лосева. М., 1986.

15. Платон. Собрание сочинений: В 4-х томах / Под ред. А. Ф. Лосева. М., 1990.

16. Софисты и их учения // Вестник Московского университета. Сер. 11. 2001. № 3. С. 89 - 104.

17. Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – I четверть XIX века). М., 2000.

 

Практические задания

1. Представитель российского либерализма XIX века Б. Н. Чичерин выделял три периода в развитии древнегреческой политико-правовой мысли: космологический (универсализм), софистический (реализм), метафизический (рационализм). Соотнесите данную классификацию с современными. Дайте характеристику особенностям политических и правовых воззрений каждого из периодов.

2. «Один для меня – десять тысяч, если он наилучший» (Гераклит). Какую модель государства Гераклит называл идеальной? Почему он выступал с критикой демократии (сопоставьте с взглядами софистов, Платона, Аристотеля)?

3. «В политике, утверждают они, разве лишь незначительная какая-нибудь часть имеет общее с природой, большая же часть – с искусством. Стало быть, и всякое законодательство будто бы обусловлено не природой, а искусством; вот почему его пояснения и далеки от истины…Прекрасным по природе является одно, а по закону – другое; справедливого же вовсе нет по природе» (Демокрит). Проанализируйте данное высказывание. Что в обществе является справедливым и несправедливым? Раскройте его этическую концепцию права.

4. «Приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству» (Демокрит). Какова, по мнению Демокрита, роль правителя в системе управления? Какими качествами он должен обладать? Какое правление может называться справедливым и несправедливым?

5. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…» (Платон, «Государство»). Что, по мнению Платона, являлось причинами складывания государства? Какие человеческие потребности влияют на формирование государства? Как появляется разделение труда в идеальном государстве?

6. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия - …до тех пор государствам не избавиться от зол…» (Платон, «Государство»). Как обосновывал Платон идею о том, что править в государстве должны философы? В чем он видел преимущества такого правления?

7. В труде «Государство» Платон выделяет четыре вида извращенного государственного устройства: критско-лакедемонское государство (тимократия), олигархия, демократия, тирания. На основание каких критериев Платон отнес их к худшим моделям государства? Проанализируйте данные формы государства.

8. «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

Прежде всего, это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать, что хочешь» (Платон, «Государство»). Проанализируйте данные характеристики демократического устройства. Почему Платон считал их не благами, а недостатками этой государственной модели?

9. «В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен, не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если мира ты не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову» (Платон, «Государство»). В чем, по мнению Платона, состоит опасность безграничной свободы в демократическом обществе? Почему наибольших почетов и ценностей получают люди «лишь обнаружив свое расположение к толпе»? Как Платон обосновывает эволюцию чрезмерной свободы в чрезмерное рабство?

10. «Но, думаю я, ты не об этом спрашивал, а о том, какая болезнь, встречающаяся в олигархии, так же точно подтачивает демократию и порабощает её.

Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных, под предводительством отчаянных смельчаков, за которыми тянутся и не столь смелые: мы их уподобили трутням, часть которых имеет жало, а часть его лишена.

Оба эти разряда, чуть появятся, вносят расстройство в любой государственный строй, как воспаление и желчь – в тело» (Платон, «Государство»). Проанализируйте причины перерождения государственных устройств. Какими способами возможно преодолеть эту «общественную болезнь»?

11. «Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший своё завершение, - совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех…» (Аристотель, «Политика»). Раскройте его теорию естественного происхождения государства. Почему он считал государство – высшей формой общения людей? Из каких социальных элементов состоит государство?

12. «Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем строе – сильнее обеих крайностей…» (Аристотель, «Политика»). Какой социальный порядок Аристотель считал идеальным? Почему он выступал противником крайней бедности и крайнего богатства? Что он вкладывал в понятие «управление наилучших»?

13. «Справедливость не существует сама по себе; это договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается» (Эпикур). Раскройте его теорию договорного происхождения права и государства. Каково было отношение Эпикура к естественному праву? Почему он считал, что «в применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же»? Проанализируйте данную точку зрения.

14. Эпикур критически относился к активной политической деятельности граждан и призывал «жить незаметно». Сравните его взгляды на роль отдельных лиц в государстве с воззрениями других древнегреческих мыслителей.

15. В учениях древнегреческих мыслителей представлены несколько классификаций форм правлений. Проведите их сравнительный анализ. По каким критериям они делили их на справедливые и несправедливые, правильные и неправильные? Какие закономерности они выделяли в смене моделей государств? Кто разработал теорию циклического развития форм правлений?

Тема 3. Политические и правовые учения в древнеримском государстве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...