Оптические методы контроля
Наиболее распространенным методом дефектации, применяемым как в эксплуатационных, так и в ремонтных предприятиях, является визуальный осмотр. Внешнему осмотру подвергаютсявсе детали и агрегаты. Он позволяет сравнительно быстро отбраковывать часть непригодных деталей, не подвергаяих другим, более сложным методам контроля. Осмотр позволяет выявить наружные повреждения деталей, деформации, забоины, трещины, царапины, наклеп, прогар, перегрев (по цветам побежалости), повреждения покрытий, коррозию, срыв резьбы, обрыв заклепок, отрыв сварных точек и т.д. Осмотр производится как невооруженным глазом, так и с помощью различных оптических средств: луп, микроскопов, оптических проекторов, а также специальных оптических приборов. К последним относятся эндоскопы - оптические приборы со встроенным источником света, применяемые для контроля внутренних поверхностей, скрытых от прямого контроля. Современные эндоскопы могут иметь гибкие световоды, представляющие собой жгутыиз прозрачных стержней или волокон. Такие световоды позволяют осуществлять передачу изображения по криволинейному пути на расстояние до нескольких метров. Освещение осматриваемой поверхности осуществляется с помощью миниатюрных ламп, смонтированных на конце световода (рис.5.16.).
С помощью эндоскопов можно осматривать внутренниеэлементы планера самолета, двигателей, например, камер сгорания и даже трубопроводов. Оптический НК наиболее распространенный при ТО и ремонте АТ основан на взаимодействии светового излучения с контролируемым объектом AT. К этому контролю относится люминес-центная дефектоскопия немагнитных деталей AT. Физический смысл этого НК заключается в способности излучать собственное свечение (флюоресценция) при облучении ультрафиолетовыми лучами деталей, смоченных жидкостями особых составов, обладающими высокой проникаемостью в несплошности (трещины) материалов. Этими жидкостями могут быть смеси минеральных авиационных масел и керосина.
Источниками облучения являются ртутно-кварцевые лампы сверхвысокого и высокого давления, при этом применяются еще и светофильтры. Повреждения объектов - трещины обнаруживаются невооруженным глазом по зеленоватому или голубому свечению проникшей в них флуоресцирующей жидкости. Капиллярные методы неразрушающего контроля деталей АТ. Капиллярные методы контроля Наибольшее применение в настоящее время имеют такие разновидности этого контроля, как метод красок и люминесцентный метод. Метод красок основан на применении специальных красной и белой красок. Красная краска должна обладать высокой жидкотекучестью и смачиваемостью по отношению к металлу, белая же краска подбирается такой, чтобы она обладала способностью хорошо впитывать в себя красную краску. Последовательность операций при контроле (см. рис.5.17.): 1) очистка поверхности от жира, грязи или лакокрасочного покрытия; 2) нанесение красной краски на контролируемую поверхность с помощью кисти, краска выдерживается на поверхности в течение 5-10мин; 3) удаление красной краски с помощью салфетки, в трещине краска удерживается капиллярными силами; 4) нанесение белой краски ровным тонким слоем мягкой кистью или из пульверизатора и выдержка в течение 5-10 мин. Белая краска активно впитывает красную краску, сохранившуюся в трещине, и в результате на белом фоне выступает четко различимая красная жилка.
Состав красок подбирается с учетом температуры воздуха. Метод красок применяется для дефектации деталей из любых сплавов как снятых с самолета,так и непосредственно на нем. Все необходимые материалы и принадлежности размещаются в специальных переносных чемоданах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|