№
п/п
| Вопросы
|
1.
| Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса.
|
2.
| Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии.
|
3.
| Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины.
|
4.
| Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н. э. ЛаоЦзы.
|
5.
| Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве.
|
6.
| Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI—IV вв. до н. э.
|
7.
| Учение Сократа о государстве, праве, законности.
|
8.
| Учение Платона о праве.
|
9.
| Учение Аристотеля о политике, государстве и праве.
|
10.
| Теория справедливости.
|
11.
| Римские юристы о сущности и системе права.
|
12.
| Учение Полибия о круговороте политических форм.
|
13.
| Основные черты древнегреческой политико-правовой мысли.
|
14.
| Учение Цицерона о праве и государстве. Естественный закон как форма справедливости.
|
15.
| Правовые и политические идеи раннего христианства.
|
16.
| Особенности теологического правосознания средневековой Европы.
|
17.
| Правовая концепция Августина. Учение о двух градах.
|
18.
| Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.
|
19.
| Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве.
|
20.
| Проблема самодержавия в российской политико-правовой мысли XV-XVI вв. Теория «Москва - третий Рим».
|
21.
| Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова.
|
22.
| Политическая доктрина Н. Макиавелли. Знаменитые советы Н. Макиавелли политикам и правителям.
|
23.
| Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета.
|
24.
| Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).
|
25.
| Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца».
|
26.
| Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция.
|
27.
| Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии.
|
28.
| Правовые учения периода Реформации: проблема юридической сущности светской власти.
|
29.
| Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса о государственном суверенитете и формах правления.
|
30.
| Политико-правовая теория индепендентов.
|
31.
| Политико-правовая идеология левеллеров.
|
32.
| Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государстве. Теория разделения властей.
|
33.
| Общая характеристика политико-правовых идей французского Просвещения.
|
34.
| Учение Ш. Монтескье о праве и государстве.
|
35.
| Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете.
|
36.
| Политическая программа преобразований и проект идеального государства ГракхаБабёфа.
|
37.
| Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон).
|
38.
| Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII-XVIII вв. (С. Пуффендорф, X. Томазий).
|
39.
| Учение И. Канта о праве и государстве.
|
40.
| Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве и праве.
|
41.
| Политические идеи и программы декабристов.
|
42.
| Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
|
43.
| Историческая школа права.
|
44.
| Развитие западноевропейского либерализма первой половины XIX в. Сравнительная характеристика ведущих концепций (по выбору студента).
|
45.
| Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б. Н. Чичерина.
|
46.
| Учение Р. Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов.
|
47.
| Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина.
|
48.
| Социологическая теория государства: Л. Гумплович.
|
49.
| Учение Г. Спенсера о государстве и праве.
|
50.
| Политико-правовая концепция Ф. Ницше.
|
51.
| Политико-правовая доктрина солидаризма.
|
52.
| Учение марксизма о государстве и праве.
|
53.
| Нормативистская теория Г. Кельзена.
|
54.
| Психологическая теория права Л. Петражицкого.
|
55.
| Политико-правовое содержание теории национал-социализма.
|
56.
| Возрожденное естественное право XX века.
|
57.
| Либертарная теория права В. С. Нерсесянца.
|
58.
| Коммуникативная теория права.
|
- «отлично», если студент, отвечая на вопрос, свободно оперирует терминологией, грамотно строит свою речь, ответ основан на изучении не только учебной, но и научной литературы и носит осмысленный характер, а не характер «зазубривания», при этом студент должен высказывать собственную позицию по наиболее спорным вопросам. Студент полностью раскрывает поставленный вопрос и отвечает на дополнительные вопросы;
- «хорошо», если студент, отвечая на вопрос, свободно оперирует юридической терминологией, но «допускает» незначительные погрешности; ответ основан на изучении не только учебной, но и научной литературы, однако студент затрудняется высказать собственную позицию по наиболее проблемным вопросам и допускает незначительные стилистические погрешности при построении ответа на вопрос. Студент практически полностью раскрывает поставленный вопрос;
- «удовлетворительно», в том случае, если ответ носит реферативный характер и основан на изучении только учебной литературы. Ответ не носит проблемного характера. Студент ориентируется только в учебном, но не научном материале;
- «неудовлетворительно», если студент не отвечает на вопрос, либо ответ носит характер «обрывочных» знаний. Студент фактически не ориентируется в вопросе