Разделение на части и очерк содержания
Стр 1 из 13Следующая ⇒ КОНСПЕКТ ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ Исторические книги (для 2-го курса бакалавриата) Барнаульская духовная семинария 2016
В основе данного учебного пособия лежит конспект Киевской духовной семинарии по Ветхому Завету для 3 класса. Материал, отмеченный в тексте звездочкой, был добавлен преподавателем Барнаульской духовной семинарии. Оглавление
ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КНИГАХ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.. 4 КНИГА ИИСУСА НАВИНА.. 5 КНИГА СУДЕЙ.. 10 КНИГА РУФИ.. 17 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КНИГАХ ЦАРСТВ.. 20 ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРСТВ.. 21 ВТОРАЯ КНИГА ЦАРСТВ.. 23 ТРЕТЬЯ КНИГА ЦАРСТВ.. 26 ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ЦАРСТВ.. 30 КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН.. 32 РАСПАД ИЗРАИЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ (3 ЦАР 12–14; 2 ПАР 10–12)*. 35 ПЕРВАЯ КНИГА ЕЗДРЫ... 38 КНИГА НЕЕМИИ.. 41 КНИГА ЕСФИРИ.. 42 О НЕКАНОНИЧЕСКИХ КНИГАХ.. 44 ВТОРАЯ КНИГА ЕЗДРЫ... 46 КНИГА ТОВИТА.. 47 КНИГА ИУДИФИ.. 49 ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА.. 51 КНИГИ МАККАВЕЙСКИЕ.. 53 ПЕРВАЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ.. 54 ВТОРАЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ.. 58 ТРЕТЬЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ.. 61 ТРЕТЬЯ КНИГА ЕЗДРЫ... 63 ХРОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ.. 65 Синхронная таблица разделенного царства евреев. 67 БИБЛИОГРАФИЯ.. 68 Интернет-ресурсы.. 69
ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КНИГАХ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Историческими книгами Ветхого Завета называются библейские книги, содержащие в себе историю еврейского народа с момента вступления его в Палестину под предводительством Иисуса Навина (ок. 1220 г. до Р.Хр.) до Симона Маккавея (142 г. до Р.Хр.). Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период примерно в 1100 лет. Всего исторических книг 19, из которых 12 являются каноническими и 7 неканоническими. К каноническим относятся: · Иисуса Навина,
· Судей, · Руфи, · 1, 2, 3, 4 книги Царств, · 1 и 2 книги Паралипоменон, · 1 книга Ездры, · Неемии, · Есфири. В еврейской Библии эти книги называются "Небиим ришоним", т.е. "Ранние пророки", некоторые из них объединены и исчисляются числом 7. К неканоническим историческим книгам относятся: · 2 и 3 книги Ездры, · Товита, · Иудифи, · 1, 2 и 3 книги Маккавейские. У католиков неканонические книги называются второканоническими (постановил Тридентский собор). В протестантской традиции неканонические книги называются апокрифическими. Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность Богу, т.е. в повествовании прослеживается явно назидательный характер. Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности и значения. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются. Духовный смысл повествования можно кратко сформулировать следующим образом: Ягве, положив начало существованию Своего народа, ведёт его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). Для этого Он отдаёт Израилю землю обетованную, поставляет Давида монархом и обещает его потомку вечную власть в эсхатологическом Царстве. Но в то же время составители исторических книг сурово и беспощадно обличают народ Божий за его неверность Завету. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Таким образом, история превращается в урок и предупреждение. Она содержит призыв к покаянию, который с особой силой прозвучал в эпоху плена Вавилонского.
Библейский археолог У. Ф. Олбрайт называет первоисточники Исторических книг (эпос XII-XI вв., Книгу браней Господних, Книгу Праведного, жизнеописания судей, царей и пророков, государственные летописи и др.) «бесценными документами». По его мнению, они были «переписаны и сокращены с большой осторожностью, многие из них — воспроизведены дословно» («Археология Палестины»). Завершен цикл Исторических книг был, вероятно, на исходе VII века до Р.Х., а окончательную форму принял около 560 года. КНИГА ИИСУСА НАВИНА
Первой исторической книгой Ветхого Завета является книга Иисуса Навина. В еврейском тексте она называется книгой "Иошуа", по имени главного героя повествования. Книга содержит в себе описание событий жизни народа Божия, последовавших вскоре после смерти Моисея. Повествование теснейшим образом связано с Пятикнижием и составляет как бы продолжение книги Второзакония, почему и начинается в славянском тексте союзом "и" ("И бысть..."). Разделение на части и очерк содержания Все содержание книги можно разделить на три части. В 1-й части (главы 1-12) повествуется о переходе евреев через Иордан и о покорении ими Ханаана (Земли Обетованной), во 2-й части (гл. 13-21) говорится о разделении земли между коленами Израилевыми, в 3-й части (гл. 22-24), составляющей как бы заключение книги, описывается собрание старейшин под руководством Иисуса Навина и его последнее завещание им. 1 часть. После краткого введения, где говорится о первом откровении Господа Иисусу Навину с обетованием никогда не оставлять его Своей помощью (1, 1-9), рассказывается о приготовлении народа к переходу через Иордан и завоевании Земли Обетованной (1, 10-18). Вторая глава повествует о посылке соглядатаев в Иерихон и о гостеприимстве Раави. Чудесному переходу через Иордан посвящены 3 и 4 главы. Исполнение завета об обрезании, совершение Пасхи и встреча с таинственным веждем воинства Господня составляют содержание 5 главы. Далее описываются факты самого завоевания: чудесное падение стен Иерихона и заклятие его Иисусом Навином (6 гл.), корыстолюбие и казнь Ахана, завоевание Гая и напоминание народу Закона Моисеева (7, 8 гл.), подчинение Гаваонитян, хитростью сохранивших свою жизнь (9 гл.), две великие победы Израильтян над союзными войсками ханаанских царей у Гавона и на севере Ханаана (10-11 гл.), перечисление всех покоренных царей (12 гл.).
2 часть. В главах с 13 по 21 повествуется о разделении завоеванной Земля Обетованной между коленами Израилевыми. Это повеление Божие Иисус Навин ревностно выполнял, будучи уже в преклонных летах. Палестина была разделена между 10-тью коленами. Колена Гадово и Рувимово ещё ранее при Моисее получили в удел землю к востоку от Иордана (Числ. 32). Колено Левино получило в удел 48 городов для проживания левитов. Назначаются также 6 городов убежищ для невольных убийц (22 гл.) и один город самому Иисусу Навину (21 гл.). 3 часть. Под конец своей жизни Иисус Навин собирает старейшин города, увещевает их избегать общения с язычниками, и в Сихеме возобновляет завет израильтян с Богом. Заканчивается книга упоминанием о смерти Иисуса Навина, о погребении праха праотца Иосифа в Сихеме и о смерти священника Елиазара (22-24 гл.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|