Гл. 2. Последствия верности и неверности евреев Богу и его закону
Во вступлении, во 2-й глазе с особой ясностью автор говорит о зависимости благоденствия Израиля от его верности Богу и Его закону. Еще при Иисусе Навине были случаи непослушания евреев повелениям Божиим относительно завоевания Земли Обетованной. После же смерти святого вождя Израиль все чаще проявлял желание войти в союз с языческими народами, сделав их своими данниками. Союз с Хананеями вызвал гнев Божий, о котором Израиль узнаёт из обличительной речи Ангела Господня. Можно полагать, что это был неизвестный пророк, говоривши от Лица Божия. За богопротивный союз с язычниками Господь наказывает Израиль: отныне язычники будут постоянными врагами и поработителями евреев. "Не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью" (Суд. 2, 3), – изрёк Ангел. Все дальнейшее содержание книги Судей служит подтверждением этих слов. Языческие народы многократно порабощают то одно, то другое колено Израилево. В скорби и тесноте Израиль начинает взывать о помощи к Богу, и Господь освобождает Свой народ через судей. После их смерти евреи снова отступали от Бога и попадали в пленение к язычникам (Суд. 2, 16-23). Первый судья – Гофониил* «На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля». При нем земля покоилась 40 лет, он помог Израилю в борьбе с царем Месопотамским. Второй судья – Аод* Это тот судья, который употребил хитрость и коварство по отношению к своему противнику – Еглону, царю Моавитскому. «И сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь». Когда Еглон встал, Аод простер руку свою, взял меч с правого бедра и вонзил его в чрево, т.е. ни слова не говоря, коварно убил этого царя. Он не вызвал его на единоборство, а коварно пришел и исподтишка ударил, даже оставил в нем меч свой и ушел. Это присутствует на страницах Библии и говорит о том, что израильтяне пользовались всеми возможными способами, чтобы освободиться и нанести урон своим противникам. Но, однако, после этого события земля покоилась 80 лет.
Третий судья был Самегар* Самегар шестьсот филистимлян побил воловьим рожном и тоже спас Израиль. Девора и Варак* «В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд. 4, 4-5). Ее авторитет был достаточно велик. И она предсказала Вараку, что он должен пойти и победить Сисару. Однако Варак смалодушничал и сказал, что если она пойдет с ним, то и он пойдет. А если не пойдет, то и он не пойдет, «ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною». Она ответила: «Я пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару». Так и случилось. Сисара вошел в палатку к своему другу, Хеверу Кенеянину, и его жена Исаиль там убила его, поставив кол к виску и пригвоздив его таким образом к земле. Затем перед нами предстает особое песнопение, редкое по своей силе, мощи и величию. Это песня Деворы и Варака (Суд. 5). «В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Израиль отмщен, народ показал рвение: прославьте Господа. Слушайте цари, внимайте вельможи: я Господу пою, бряцаю Господу Богу Израилеву». Прекрасная песнь, вдохновенная, которую пела Девора, и в честь Деворы пели Варак и его окружение. Такие слова они сказали: «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою». Это – помощь Божия и образ Ангелов Божиих. Это как бы Ангелы Божии в образе звезд пришли на помощь Израилю. Четвертый судия Гедеон* После четвертого отпадения Израиля, приведшего к 7-летнему господству над ним Мадианитян, Господь поставляет четвертого судью, имя которого Иероваал, или Гедеон. Призвание Гедеона на это служение произошло следующим образом. «Ангел Господень сел под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиазерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян». Т.е. он делал определенные запасы, чтобы потом уйти и жить где-то в отдалении. Но Господь судил иначе. И этому человеку, который был младшим в своей семье, ничем не знатен, является Ангел Господень и посылает его на великое служение. И он говорит: «Господи, как я спасу Израиля. Вот племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший?» А до этого он говорит такие слова, что ясно, что он совсем далек от истинного богопочитания.
Ангел говорит: «Господь с тобою!» А Гедеон отвечает: «Если бы Господь был со мною и с нами, так не было бы у нас таких злоключений». Дело в том, что, действительно, в то время в Израиле существовало в реальном плане многобожие. По сути, они понимали, что есть единый Бог, который вывел их из земли Египетской, дал им землю обетованную, где они живут и, плохо или хорошо, но существуют. И память об этом событии, что был Моисей, что есть святыня – Ковчег, это есть в сознании Израиля. Но тем не менее, образ жизни других людей, окружающих их, подталкивал их к тому, что они наряду с Богом признавали и других местных богов, Ваалов, допуская в своей среде многобожие. Фактически это проявлялось в том, что они служили другим богам. Ангел Господень сказал, чтобы Гедеон прежде всего разрушил жертвенник Ваала, «который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем». Т.е. отец явно покровительствовал этому Ваалу, у него было дерево и был сам Ваал. Гедеон испугался, что если он будет делать это в открытую, то ему не поздоровится. Тогда он это сделал тайно ночью: пришел, срубил дерево, поставил новый жертвенник, Ваала разрушил. Утром люди пришли, чтобы воздать должное Ваалу, и видят, что их любимый бог лежит поверженный, дерево срублено, а вместо этого какой-то новый жертвенник. Они спросили: «Кто это сделал?» Искали, расспрашивали и сказали: «Гедеон, сын Иоаса сделал это». И сказали: «Выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем» (Суд. 6, 30).
Иоас ответил мудро: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя». И отныне стали звать Гедеона Иероваалом, потому что сказал: «пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил его жертвенник». В данном случае «Иероваал» переводится дословно, как «Ваал – мой покровитель». Почему же именно это имя стал носить Гедеон? Здесь ирония: называя Ваала своим покровителем, ты не являешься его покровителем. Раз он разрушил Ваала, то Ваал не его покровитель, но это имя за ним осталось. Отныне он назывался уже не Гедеон, а Иероваал. Господь посылает Гедеона на борьбу с Мадианитянами. Однако Гедеон сомневается и просит у Господа знамения. Прообразовательный смысл знамения с руном в истории Гедеона* Святые отцы указывают на прообразовательное значение чудесного орошения руна (Суд. 6, 36-40). В первом случае, когда роса была на руне, а земля оставалась сухой: это означало, что ранее Израиль, составлявший Церковь Божию, изобиловал Божественной благодатью, тогда как вся земля была суха от бесплодного зноя языческого суеверия. Во втором случае, когда земля покрылась росой, а руно осталось сухим, это означало, что, когда роса веры иссохла в сердцах иудеев, отвергших Источник живоносной воды – Христа, языческие народы, приняв слово Евангелия, стали причастны благодатных даров Святого Духа, и, таким образом, вся земля оросилась росой веры и даров духовных через евангельское слово. Руно, таким образом, прообразовало народ иудейский, сухая земля – языческий мир, а роса – всеоживляющую благодать Божию. Гедеон отобрал из всего количества израильтян всего 300 мужей. Он это сделал для того, что «если весь народ пойдет, то сам народ скажет: моя рука спасла меня». Сначала он сказал, что кто боязлив и труслив, у кого есть какие-то другие задачи, тот пусть идет назад. И возвратилось народа 22 тысячи, а 10 тысяч осталось. Из десяти тысяч он избрал тех, кто после длительного похода, подойдя к реке, лакал ртом, не выпуская из рук оружие. А те, встал на колено и пил с руки, были отосланы домой. И осталось только 300 человек из 10 тысяч. Именно эти триста он взял с собой на Мадианитян. После психологической атаки на них с факелами, с криками и шумом, враги стали поражать друг друга. Мадианитяне были разбиты и в страшном смятении бежали, а израильтяне кричали клич: «Меч Господа и Гедеона!»
Пожалуй, у Гедеона больше минусов, чем плюсов. То, что он освободил Израиль, оставив при себе только 300 воинов, хотя Мадианитян было бесчисленное множество – это Промысл Божий. Это заслуга не Гедеона, просто он был поставлен в такие условия. А в дальнейшем мы видим страшную жестокость по отношению к жителям Пенуэла. Затем Библия показывает нам его дальнейшую жизнь. Израильтяне предлагают ему возглавить их в качестве царя. Впервые появляется такая мысль, что он будет их вождем. Однако, его устраивает настоящее свое положение. Он богат, пользуется уважением и ему достаточно, что он живет, как восточный владыка. А быть царем означает взять на себя нечто большее, чем просто иметь популярность в народе, а отвечать за все и к этому он, возможно, не был способен. Слишком он был занят своим домом, устройством своего быта, своими женами. «И пошел Иероваал, сын Иоасов и жил в доме своем. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен. Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех. И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, погребен в гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой» (Суд. 8, 30-32).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|