Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Время написания книги и ее автор





Вся книга Судей представляет собой довольно стройное, цельное литературное произведение, что указывает на одного её составителя, жившего в конце описываемого периода. Это же подтверждает и введение в книгу, в котором дается оценка всему описываемому периоду. Можно также заключить, что автор жил до царя Давида, так как Иерусалим ещё называется Иевусом и иевусеи еще не были изгнаны из крепости, взятой Давидом (Суд. 1, 21; 33, 10; 2 Цар. 5, 6-7). На основании сказанного автором книги Судей называют пророка Самуила (XI в. до Р.Хр.). Это мнение подтверждается также древним иудейским преданием, записанным в Талмуде.

Но некоторые полагают, что книга окончательно была составлена во времена священника Ездры (V в.), т.е. на её формирование ушло около 600 лет. Сторонники этого мнения указывают на симпатию писателя к монархическому образу правления Израилем (Суд. 21, 25). Кроме того, представители этого мнения убеждены, что прослеживаемая в книге идея греха и наказания могла сформироваться так убедительно только после плена.

Что же касается времени описываемых событий, то его по книге установить нелегко, ибо она не является в строгом смысле слова продолжением книги Иисуса Навина и, кроме того, хронологический порядок в книге не соблюдается.

Основная идея книги довольно ясна, это – зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу. В результате приведенные исторические сведения не просто переплетены с религиозными соображениями, но над всем повествованием доминирует религиозный подход. Летописцы, фиксирующие исторические события, прежде всего отражали истину и величие поклонения Единому Богу сравнительно с нечистыми культами многочисленных Ваалов и Астарт. Только в этом смысле книга Судей может рассматриваться как продолжение книги Иисуса Навина. Принято считать, что книга Судей описывает период примерно в 200 лет.

Разделение книги на части и её содержание

Книгу Судей можно разделить на 3 части: вступление, основная часть и два прибавления.



1. Вступление (1 – 3, 6). В нем изображается общее состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, вызвавшее появление судей в то время.

2. Основная часть книги (3, 7 – 16, 31). Это история о судьях, повествующая о многократных порабощениях Израильтян, попущенных Богом в наказание за их идолопоклонство, и об избавлении их от врагов через судей – богоизбранных вождей Израиля. Как только Израиль осознавал свой грех и обращался к Богу с молитвою о помиловании, так Господь посылал народу Своему избавление.

3. Два прибавления (17 – 21 гл.), которые наглядно показывают, до какой низкой степени порой падал Израиль, отступая от веры и закона Моисеева.

Общая характеристика периода*

Фактически, книга продолжает историю, которая была при Иисусе Навине. Израиль поселяется в земле обетованной, он захватывает определенные территории. Между этими территориями остаются некоторые города, которые занимают другие народности, которые населяли эту землю до этого.

Весь Запад населяется филистимлянами, моавитяне временами то уходят в пустыню, то возвращаются вновь, как саранча. Амаликитяне то уходят в горы, то опять покоряют израильтян. Израиль живет в окружении враждебных ему народов. Израиль является островком духа, пускай не очень прочно стоящим на ногах, часто спотыкающимся, падающим, разбивающимся, как сказано, «идущего вслед этим темным народам». Но в нем продолжает оставаться искра Божия, которая горит до самой эпохи царей Израилевых.

В Еврейскую Библию эти книги вышли под названием «Ранние Пророки», т.е. все судьи были посланы Богом. В то же время нельзя говорить о каждом судье, как о святом человеке. В нем проявляются все те недостатки, которые были присущи всему народу. Всех судей мы не будем разбирать, но нужно знать обязательно следующих: это Гедеон, Девора, Иеффай и Самсон.

Книга Судей начинается словами «По смерти Иисуса…». Главной темой этой книги является показ вмешательства Господня в судьбу израильского народа. Главное действующее лицо – Сам Господь, который присутствует среди своего народа. Книга начинается со смерти Иисуса Навина и заканчивается гражданской войной с сынами Вениаминовыми.

Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21: 25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю». То есть сменилось поколение, родились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан и первых победных лет шествия по земле Палестины.

«Тогда стали сыны Израилевы служить Ваалам и Астартам, оставили Господа, Бога своего, который вывел их из земли Египетской». И сказано: «И воспылал гнев Господень на Израиля и предал их в руки грабителей, и грабили их». Даже не враги, а просто грабители (Суд. 2, 13-14).

Вместе с Израилем в Палестину пришли другие народности, которые перенимали культуру тех народов, которые окружали их, легче, чем Израиль. Израиль сопротивлялся, а у них не было такой силы сопротивления. Но и через них тем не менее Господь влиял на Израиль и вразумлял его.

Народы, угнетающие Израиль во времена судей*

Печальная неспособность Израиля следовать за Богом приводит к тому, что они перенимают идолопоклонство хананеев (Суд. 2, 12-14) и подвергаются частым вторжениям со стороны соседей, о которых повествует Книга Судей.

В разное время Израиль завоевывают месопотамцы, моавитяне, хананеи, мадианитяне, филистимляне и аммонитяне.

Первое отпадение Израиля и его порабощение произошло перед первым судьей Гофониилом, тогда израильтяне находятся по гнетом царя Месопотамии Хусарсафема в течение 8 лет (Суд. 3, 8).

Второе порабощение и отпадение произошло перед вторым судьей Аодом, тогда «сыны Израилевы» служили царю Моавитскому Еглону 18 лет (Суд. 3, 14).

После смерти Аода произошло третье отпадение и порабощение, тогда «предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского» (Суд. 4, 2), и последовали 20 лет ханаанского угнетения.

Четвертое отпадение и порабощение произошло перед четвертым судьей – Гедеоном, тогда «сыны Израилевны» служили мадиатянам 7 лет (Суд. 6, 1).

Затем во время правления восьмого судьи Иаира произошло еще одно отпадение и порабощение. Тогда перед девятым судьей Иеффаем Израиль был предан «в руки Филистимлян и в руки Аммонитян» (Суд. 10, 7). Они «теснили и мучили» 18 лет.

Следующее отпадение от Бога и порабощение было перед тринадцатым судьей Самсоном, тогда Господь предал «сынов Израилевых» в руки Филистимлян «на сорок лет» (Суд. 13, 1).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.