Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гл. 13-16. Правление Симона Маккавея (143-134 г.)




Симон, последний из оставшихся в живых братьев Маккавеев, признанный вождем народа, вступил в борьбу с Трифоном, намеревавшимся захватить страну врасплох. Хитрый Трифон потребовал от Симона сто талантов серебра и двух сыновей Ионафана, обещая отпустить последнего. Симон удовлетворил это требование. Однако Трифон не исполнил своего обещания, но, не сумев завоевать Иудеи, предав смерти Ионафана и возвратился в свою страну, где объявил себя царем вместо убитого Антиоха VI. Тогда Симон, используя благоприятную для иудеев обстановку борьбы за царский престол в Антиохии, вошел в сношения с царем Димитрием II Никанором и на условиях союзничества с ним получил от него грамоту, освобождающую иудеев от дани царям Антиохии. Таким образом, Симон стал самостоятельным правителем страны в 170 год эры Селевкидов, или 143 г. до Р.Хр. Этот год сделался началом новой эры у иудеев, и в официальных документах и договорах они стали писать: "первого года при Симоне, великом первосвященнике, вожде и правителе Иудеев". В тот же год Симон завоевал Газу, а в следующий изгнал из Сионской крепости языческий гарнизон. На великом собрании "священников и народа, и князей народа, и старейшин страны" в мае 140 года Симон был избран первосвященником, военным и гражданским правителем страны "навек, доколе восстанет Пророк верный" (14, 41-42), т.е. пришествия Мессии.

С этого времени первосвященство стало наследственным в семье Симона (гл. 13-14).

Антиох Сидет (138-129), сын Димитрия II Никанора, признал полную независимость иудеев, предоставив им право чеканить монету в своей стране. Следуя политике своих братьев-предшественников, Симон восстановил союз с Римом, хотя и оказался вовлеченным в напряжённую войну с Сирией. Антиох VII предъявил Симону претензии на города Иоппию и Газар, но посланные им войска под предводительством Кендевея были разбиты Иоанном и Иудой, сыновьями Симона. В 135 г. Симон коварно был умерщвлен своим зятем Птоломеем, пытавшимся узурпировать власть. Но место Симона как правителя и первосвященника занял его сын Иоанн Гиркан (134-104 до Р.Хр.) (гл. 15-16).

Оригинальный язык книги, время её составления и автор

По свидетельствам Оригена и блаженного Иеронима, 1-я Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она сохранилась только в греческом, латинском и сирийском переводах.

Время происхождения книги можно определить из её последних стихов (16, 23-24), содержащих замечание о правлении Иоанна Гиркана (135-105 г. до Р.Хр.), о смерти которого ничего не говорится. Книга, следовательно, написана ранее года смерти Гиркана, т.е. 105 г. до Р.Хр.

Писателем книги был палестинский иудей, о личности которого не сохранилось известий. Подражая методу написания древних священных хроник, он не просто излагал исторические события, но своей главной целью считал религиозную интерпретацию их. Бедствия своего народа он рассматривал как наказания за грехи, а успехи объяснял помощью Божией. Это был человек, ревнующий о вере в истинного Бога, в полной мере сознававший, что борьба между языческими влияниями и отеческими обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем – национальную независимость. Он – летописец борьбы, спасшей от поглощения язычеством Ветхозаветный Закон, который должен был быть хранителем богооткровенной истины до пришествия Мессии.

Историческое значение и учительный авторитет

Первая Маккавейская книга представляет несомненную ценность для изучения истории того времени; рассматривая книгу с этой точки зрения, следует лишь иметь в виду упомянутый выше метод изложения автора. Исследователи особенно высоко оценивают исторический авторитет книги в той части, где излагается история собственно иудеев. Автор книги цитирует много официальных документов, более десяти, к которым, по мнению ученых, можно относиться с надлежащий доверием. В описании исторических событий и местностей вообще наблюдается точность.

Хронология ведется по греческому летоисчислению (исходная точка – октябрь 312 г. до христианской эры), но события, связанные с Храмом и иудейской историей, датируются по иудео-вавилонскому календарю (исходная точка нисан-апрель 311 г. до христианской эры) 1, 54; 4, 52, 2, 70; 9, 3, 54; 10, 21, 12, 41, 51; 14, 27; 16, 14.

В сведениях о других народах (не евреях) в книге иногда встречаются неточности, например, сообщение 1,6 – о разделении Александрам Македонским его монархии, не подтверждаемое историей: в 6, 21 говорится: "найдено в писании о спартанцах, что они братья и от рода Авраамова".

В книге почти не употребляются имена Божии, что, однако, не умаляет её несомненного религиозного характера и может быть объяснено тем, что автор в духе книжников своего времени употреблял термин "небо" в значении Господь (Иегова) (см. 4, 10-11; 3, 50, 57; 4, 40, 55; 9, 46 и др.).

По суду Отцов и Учителей Церкви, вся 1-я Маккавейская книга проникнута духом истинного благочестия, в ней очень поучительны самоотверженность Маккавеев и иудеев при исполнении ветхозаветного закона, их патриотизм и подвиги в неравной борьбе с Селевкидами в защиту веры отцов и независимости родины.

ВТОРАЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ

 

Вторая книга Маккавейская не является продолжением Первой, а повествованием частично параллельным 1 Макк. 1-7. Также, как и Первая книга, она повествует о борьбе палестинских иудеев против язычества и притеснения Селевкидов, но при этом охватывает более краткий, 15-летний период времени (176-161 гг. до Р.Хр.) В ней рассказывается о событиях маккавейского времени правления четырех сирийских царей (Селевка IV, Антиоха IV Епифана; Антиоха V Евпатора и Деметрия I Сотера), начиная с попытки Илиодора ограбить иерусалимский Храм (176 г.) и кончая последней победой Иуды Маккавея (над Никанором в 160 г.). При этом Вторая книга сообщает некоторые дополнительные сведения, которые отсутствуют в Первой Маккавейской книге.

Разделение и содержание книги

Содержание книги можно разделить на 3 следующие части:

1) Введение (1-2 гл.);

2) Описание внутреннего религиозно-нравственного состояния иудеев и гонения Антиоха Епифана (3-7);

3) Описание подвигов Иуды Маккавея (8-15).

1-2 гл. Во введении помещены два послания палестинских иудеев к иудеям египетским, в которых речь идёт о гонениях, перенесенных палестинскими иудеями, особенно от Антиоха Епифана, о спасении от врагов благодаря подвигам Иуды Маккавея и об установлении праздника Очищения Храма, праздновать который призываются и египетские иудеи (2, 18-19). Далее автор объясняет, как он составил книгу свою из пяти книг Иасона Кириянина (2, 20-33).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...