О времени происхождения книги и авторстве
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Основная часть книги (3-14 гл.), представляющая собой иудейский апокалипсис, написана раньше пролога и эпилога. В ней неоднократно упоминаются опустошение и даже сожжение Иерусалима (3, 2; 10, 48; 12, 44; 12, 48), разрушение Храма и прекращение богослужения (10, 21-22). Это описание, по единогласному мнению современных библеистов, имеет в виду разрушение святого города Титом в 70 г. по Р.Хр., но автор созерцает его как разрушение, которое произвели вавилоняне при Навуходоносоре в 587 г. до Р.Хр., поэтому Вавилон в этой книге, также, как и в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 14, 8; 16, 19; 17, 5; 18, 10) обозначает Рим. Анализ текста показывает, что "еврейский отдел" книги (3-14 гл.) отражает ветхозаветные иудейские понятия и верования. Так, идея исключительности иудейской нации находит отражение в утверждении, что весь мир создан для иудеев (6, 55-56; 7, 11). О Мессии автор пишет как о земном владыке иудеев. Ему совершенно чужд образ смиренного, страдающего Христа. Смерть Мессии отождествляется с кончиной мира (7, 29). Эти и другие характерные черты заставляют сделать вывод, что автором "еврейского отдела" 3-й книги Ездры был иудей, не принявший Христа. Цель написания книги – желание укрепить веру своих соотечественников. Заметно стремление автора отвлечь читателей от удовольствий земной жизни и сосредоточить их внимание на будущем суде и загробном воздаянии. Книга могла быть написана в конце I-го или начале II-го века нашей эры. "Греческий отдел" книги, т.е. вступление и эпилог (1, 2, 15, 16 гл.) – творение христианского писателя, отражающее евангельские понятия и взгляды. Примеров этому много: явление Мессии – факт уже совершившийся (1, 37); блага Мессии не земные и чувственные, а вечные и духовные (2, 11; 37); о попечительности Божией, о евреях и об отвержении их говорится евангельскими выражениями (1, 30, ср. Мф. 23, 37; 1, 33 ср. Мф. 23, 38). Естественен вывод, что писателем "греческого отдела" 3-й книги Ездры был христианин из евреев, стремившийся повлиять на своих "жестоковыйных" собратьев и обратить их на путь истинный. Написан этот отдел книги в конце I-го или начале II-го века нашей эры, то есть тогда же, когда и Апокалипсис святого Иоанна Богослова.
ХРОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ I. Период Праотцев (Быт. 12-50) ок. 1850 – поселение Авраама в Ханаане ок. 1700 – 1650 – поселение Израильтян в Египте II. Моисей и Иисус Навин (Исх.,Числ., Втор., Ис. Нав.) ок. 1250 – исход из Египта. Моисей. Синайское законодательство ок. 1220 – - 1200 – завоевание Палестины Иисусом Навином III. Период Судей и Царей 1200-931 (Суд., 1 и 2 Цар., 3 Цар., 1-II Пар., 2 Пар. 1-9) 1200-1025 – Судьи ок. 1040 – Самуил – последний из судей ок. 1030-1010 – Саул – первый царь Израильский. Резиденция в Гиве. ок. 1010-970 – Давид. Взятие Иерусалима ок. 1000 970-931 – Соломон IV. Разделение царств: Иуда и Израиль (3 Цар., 12-22; 4 Цар. 1-17; 2 Пар. 10-28; Ам., Ос., Ис., Мих.)
V. Восстановление в персидскую эпоху (538-333) (Езд., Неем., Агг., Зах., Мал.) 538 – Указ Кира о возвращении иудеев 537-515 – построение Второго Храма 458 – возвращение второй группы иудеев с Ездрой при Артаксерксе 445-433 – деятельность Неемии 350 – Иудея становится теократическим государством и чеканит свои монеты VI. Эпоха эллинизма (333-63) (1 и 2 Макк., Дан. II) Платон 356 – Филипп Македонский. Аристотель. 336-323 – Александр Великий (Македонский)
333 – покорение Сирии 332 – вторжение в Египет 331 – завоевание Персии 330-326 – основание Александрии и завоевание Индии 323 – смерть Александра в Вавилоне Борьба преемников Александра В Сирии и Вавилоне – Селевкиды, в Египте – Лагиды. до 200 – Иудея подчинена Лагидам (3 Макк.) с 200 – 142 – Иудея подчинена Селевкидам 141 – конец оккупации Иудеи Селевкидами 143-134 – Симон Маккавей. Возобновление союза с Римом и Спартой 134-104 – Иоанн Гиркан Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной. VII. Эпоха Маккавеев 175 – воцарение Антиоха IV Епифана 167-164 – великое гонение. Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167) Сопротивление Маттафии и его сыновей. 166-160 – Иуда Маккавей 164 – очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36) 162 – Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8) 160-143 – Ионафан 152 – Ионафан становится родоначальником династии первосвященников – князей Асмонеев 144 – возобновление союзов с Римом и Спартой 143 – убийство Ионафана. Ему наследует его брат Симон (143-134) 141 – Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой. 134 – Симон и его сыновья Иуды и Маттафия вероломно убиты Птолемеем, зятем Симона, но второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц 134-104 – Иоанн Гиркан, первосвященник 104-103 – Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем 103-76 – Александр Ианний 76-67 – его жена Александра. Первосвященник старший сын – Гиркан II 67-63 – Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царём VIII. Палестина под властью Рима 64 – Сирия становится римской провинцией. 63 – Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдаётся Юлием Цезарем идумеянину Антипатру 40 – Ирод – сын идумеяна Антипатра становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или 6 г.). Синхронная таблица разделенного царства евреев
БИБЛИОГРАФИЯ 1. БИБЛИЯ. Книги Священного Писания Ветхого Завета. М., 2012. 2. АЛЕКСАНДР (Милеант), еп. Премудрость сокровенная. – М., 2004. 3. АЛЕКСАНДР (Милеант), еп. Ветхий Завет о Мессии / Александр (Милеант), – Свято-Троицкая Православная Миссия, 2003. 4. АЛЕКСАНДР (Милеант), еп. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета / Александр (Милеант). – Свято-Троицкая Православная Миссия, 2002. 5. АМФИТЕАТРОВ В., прот. – Очерки из библейской истории Ветхого Завета от Иисуса Навина до воцарения Давида. Юрьев, 1910. 6. БЕЛИКОВ В., прот. – Чтение по Библейской истории Ветхого Завета. (Период 3-х еврейских царей: Саула, Давида и Соломона). Казань, 1911 7. БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Путеводитель по Библии: пер. с англ. Изд.2-е, испр. – М.: РБО, 2002. 8. ВЕЙНБЕРГ И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока / И.П. Вейнберг. – М.: Наука, 1986. 9. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ, свт. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова / Григорий Нисский. – М.: Издат. имени свят. Игнатия, 1997. 10. ДАУЛИ Т. Библия в цифрах и фактах. – СПб.,2003. 11. ДЕСНИЦКИЙ А. Введение в библейскую экзегетику. М.: Издательство ПСТГУ, 2013. 12. ДЗИЧКОВСКИЙ Г., диак. – Библейские события во времена Ис. Навина и пророка Самуила в свете современных научных открытий. Курс. соч. Машинопись. Загорск, 1971. 13. ЕГОРОВ Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: Учебное пособие / Г. Егоров. – М.: ПСТГУ, 2007. 14. ИВАНОВ А., прот. Пророческие книги Ветхого Завета: курс лекций / А.Иванов. – СпбДАиС, 1994. 15. КАШКИН А. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие: учеб. пособ. — Саратов, 2012. 16. ЛОПУХИН А.П. – Толковая Библия. Т.2. СПб., 1905. 17. МИХАИЛ, еп. (Лузин) – Библейская наука. Кн. 3-я. Исторические книги Ветхого Завета. Тула, 1899.
18. РАЗУМОВСКИЙ Г., прот. Объяснение священной книги псалмов / Г.Разумовский. – М: ПСТБИ, 2003. 19. СНИГИРЕВ Р., прот. Священное Писание Ветхого Завета. Вып. 1. Введение в изучение Священного Писания Ветхого Завета. Саратов, 2006. 20. СНИГИРЕВ Р., прот. Законоположительные книги Ветхого Завета. М., 2010. 21. СОРОКИН А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. 3-е изд. СПб.: «Ладан», 2009. 22. ФАСТ Г., прот. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона / Г. Фаст. – Красноярск: Енисейский благовест, 2000. 23. ФАСТ Г., свящ. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Кн. 1. / Г. Фаст. – Красноярск: Енисейский благовест, 2007. 24. ФАСТ Г., свящ. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Кн. 2. / Г. Фаст. – Красноярск: Енисейский благовест, 2008. 25. ЦЫПИН В. Ветхозаветное право // Православная энциклопедия. Т. 8. – М.: Православная энциклопедия, 2004, С. 66 – 71 26. ЮНГЕРОВ П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. – К., 2006. 27. ЮНГЕРОВ П.А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной участи. – К., 2006.
Интернет-ресурсы 1. Апокалиптика / Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http://www.pravenc.ru/text/75602.html 2. Апокрифы / Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http://www.pravenc.ru/text/75608.html 3. Библеистика // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http://www.pravenc.ru/text/149119.html 4. Герменевтика библейская // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт] // [URL]: http://www.pravenc.ru/text/164827.html 5. Издательство «Библеист»: [сайт] // [URL]: http://www.bibleist.ru 6. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии: [сайт] // [URL]: http://www.bible-mda.ru/main.html 7. Научный богословский портал БОГОСЛОВ.RU: [сайт] // [URL]: http://www.bogoslov.ru 8. Сайт Российского Библейского Общества // [URL]: http://www.biblia.ru 9. Сайт BibleStudies – Русские страницы // [URL]: http://www.bibli-calstudies.ru 10. Тихомиров Б.А. К истории отечественной Библии // РБО [сайт], URL:http://www.biblia.ru/reading/new_translations/sinodal.htm 11. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» Седмица.RU: [сайт] // [URL]: http://www.sedmitza.ru 12. Янг Э. Введение в Ветхий Завет / Э. Янг // Библиотека издательства «Библеист»:[сайт]. URL: http://bibleist.ru/biblio.php?q=003&f=009.html 13. Новейшие Библейские археологические открытия: [сайт] // [URL]: http://nbad.narod.ru
[*] Заголовки помеченные «*» добавлены преподавателем Барнаульской духовной семинарии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|