Об авторе и времени составления книги
Вторая Маккавейская книга является сокращением истории, описанной в пяти книгах Иасона Кириянина (2, 20-33), с добавлением двух посланий палестинских иудеев к египетским иудеям. Автор книги неизвестен, но, по всей вероятности им был александрийский иудей, так как стиль его книги, написанной по-гречески, характерен для эллинистических авторов; язык изящен и изобилует риторическими оборотами, а указания географии Палестины не всегда точны. Автор больше проповедник и оратор, чем историк, и в то же время он значительно превосходит писателя 1-й Маккавейской книги в знании эллинистических общественных учреждений и политической жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев с целью побудить их к единению с палестинскими собратьями, переживавшими тяжелое время борьбы за религиозную и этническую свободу. В 1, 10 – второе письмо палестинских иудеев к египетским собратьям датируется 188 годом эры Селевкидов, который соответствует 124 г. до Р.Хр. Книга, следовательно, написана после этой даты. Историческое и учительное значение книги 1. Автор признает, что в написанной им книге он "мешает вино с водой" (15, 39), это выражение по мнению митрополита Филарета (Дроздова) означает произвольное обращение его с пятью книгами Иасона Кириянина, которые служили для него источником, – добавление к историческим сведениям Иасона народных сказаний и собственных прикрас с целью прославления иудеев. Но некоторые исторические, географические и хронологические неточности могли иметь место в писаниях и Иасона, например, упомянутая выше перестановка в третьей части книги, нарушающая хронологию событий. Эти особенности книги, однако, не умаляют её общей исторической ценности. В своей основе 2-я Маккавейская книга содержит вполне достоверные исторические сведения; в частности, заслуживают полного доверия все повествования, согласные с 1-й Маккавейской книгой и древними небиблейскими памятниками, затем повествования о событиях, предшествовавших ограблению храма Антиоха IV, содержащиеся только во 2-й Маккавейской книге (гл. 4), а также описанное в 6, 18-7, 41 мученичество святых старца-книжника Елеазара, семи братьев и их матери, ежегодно прославляемых Церковью с древних времен 1 (14 авг.) и другие рассказы.
Хронология книги следует на эре Селевкидов (начало октября 312 г.), как в 1-й Маккавейской книге, а иудео-вавилонскому исчислению (начало нисан-апрель 311 г.), за исключением писем, которые датируются по греческой эре Селевкидов. 2. С точки зрения веро- и нравоучительной, 2-я книга Маккавейская заслуживает особого внимания. Так, в ней говорится о сотворении мира из ничего, о воскресении мертвых и вере в это иудеев издревле (7, 12, 44-25; 14, 44-46), о загробном воздаянии (6, 26); в ней представлены примеры молитвенного ходатайства умерших святых за живых (15, 12-17) и живых за умерших (12, 39-45), выявляется значение мученических подвигов (6, 18-7, 41). Таким образом в книге излагается учение о загробной жизни, о воскресении мёртвых и о действительности молитвы живых за умерших и усопших праведников за живых, то есть о связи Церкви земной и небесной. Кроме того, в книге содержится много поучительных примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющих верующих людей (1, 8-29; 2, 17; 3, 15, 22, 33-35; 8, 18, 27), и явного наказания беззаконников: Иасона, Антиоха Епифана, Менелая, Никанора (5, 7-10; 9, 5-28; 13, 6-8; 15, 32-35). Поэтому книга служит назидательным чтением для православных христиан, учит их ревностному хранению святой веры и её чистоты. ТРЕТЬЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ Разделение и содержание книги Содержание этой книги не имеет отношения ни к деяниям, ни к эпохе Маккавеев. Главная её тема повествования – гонение на иудеев в Египте от Птоломея IV Филопатора (221-204 г. до Р.Хр.). В семи главах книги сначала описывается повод к гонению (1, 1-2, 18), затем самое гонение и благополучный исход его (2, 19-7, 20).
1, 1-2, 18. Египетский царь Птоломей IV Филопатор, после своей победы над сирийским царём Антиохом III Великим при Рафии (в Малой Азии) в 217 году, возвращался в Египет и на пути посещал главные города, где в местных капищах приносил благодарственные жертвы богам. В Иерусалиме он упорно хотел войти во Святое Святых, несмотря на протесты первосвященников, священников и народа. Тогда первосвященник Симон II обратился с пламенной молитвой к Богу о том, чтобы Сам Господь не попустил язычнику осквернить Его святого места. И вот внезапно Птоломей затрясся и пал без чувства на землю, когда же пришел в себя, то в озлоблении на иудеев за свое бесчестие с угрозами вынужден был удалиться в Египет. 2, 19-7, 29. В Египте, особенно в Александрии, иудеи пользовались при трех первых Птоломеях большими льготами и правами. Озлобленный Птоломей IV решил лишить их не только льгот и преимуществ, но даже велел зачислить в "рабское состояние". Во дворце был вывешен письменный приказ о запрещении входа тем, кто не приносит жертвы богам; иудеям, записанным в рабское состояние, выжигали на теле знак Диониса – лист плюща. Непокорных приказано было убивать, принявшим же языческую религию возвращались все права александрийского гражданина. Некоторые из иудеев изменили своей религии, но большинство осталось верными закону Моисееву; они либо откупались деньгами от позорной записи, и их не клеймили, либо спасались при помощи друзей из александрийских эллинов, товарищей по торговле, которые укрывали их от преследования. Птоломей, узнав об этом, издал грозный указ, повелевающий областным начальникам, в оковах доставить всех иудеев в Александрию, где их ожидала казнь на ипподроме. Но это намерение Птоломея трижды оставалось без исполнения. В первый назначенный для казни день царь необычно долго спал, и казнь была отложена до следующего дня; на следующий день он помешался в рассудке и, к удивлению придворных, не только забыл своё вчерашнее распоряжение, но даже разгневался на Ермона, начальника над слонами, когда ему напомнили об этом. Потом, упившись на пиру, Птоломей опять стал гневаться на Ермона уже за то, что тот до сих пор не исполнил его приказание, и назначил следующий день для казни, угрожая после этого опустошить всю Иудею и сжечь Храм (2, 19-5, 28).
На утро Птоломей с многочисленной свитой и все языческое население Александрии явились на ипподром, где собранные на казнь иудеи в отчаянии рыдали, а иерей Елеазар возносил пламенную молитву к Богу; когда же выпущены были слоны, предварительно напоенные вином, внезапно явились два страшных Ангела, видимые всем, кроме иудеев; слоны обратились на царских воинов и стали их попирать. Птоломей, узрев в этом кару "небесного Вседержителя", приказал освободить иудеев и, устроив для них пиршество, отпустить по домам. Иудеи, прославляя "своего святого Спасителя Бога", торжественно отпраздновали чудесное избавление и определили и впредь праздновать ежегодно те три дня (5-7 дни) месяца Епифа (евр. "ав" – наш июль), в которые они ожидали смерти, но были избавлены Богом. Отпуская иудеев по домам, Птолемей разослал начальникам областей новый указ, которым повелевалось охранять почитателей Иеговы от всякого оскорбления. Иудеи со своей стороны выпросили у Птолемея разрешение наказать отступников от веры, которые "переступивши ради чрева постановления Божественные, никогда не будут иметь добрых расположений и к правлению царя" (5, 29-7, 20).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|