Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Введение в этнопедагогику




III. Краткое описание курса

Появление новых суверенных государств на постсоветском пространстве стало мощным фактором резкого усиления интереса граждан этих стран к истории, языку, культуре, традициям и обычаям своих народов. За пределами сферы этих интересов не могла остаться народная педаго­гика как неотъемлемый компонент культуры, выработанной многими поколениями предков.

Этнопедагогика как теория народной педагогики – это область современной педагоги­че­с­кой науки, имеющая междисциплинарный характер, образованная на стыке различных гумани­тар­ных наук.Цель курса «Этнопедагогика» – формирование у студентов педагогического мыш­ле­ния, педагогической культуры и общепрофессиональной компетентно­сти на базе изучения об­­щих основ этнопедагогики Казахстана через освоение общих культурных ценностей, твор­че­ское взаимообогащение этнических культур, стимулирование развития каждого этноса, населя­ю­ще­го Республику Казахстан; вооружение студентов знаниями о сущности и специфики этно­пе­да­гогики, внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с уче­том национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основ­ны­ми идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан.

Задачи курса – формирование:1) базовых понятий этнопедагогики, знаний о культуре и тра­ди­ци­ях этносов Республики Казахстан;2) профессионально-значимых личностных качеств у буду­щего учителя: педагогического мыш­ления,коммуникативности, мобильности, педагогического так­та, этикета, толерантности и т.п.;3) умение проводить анализ сопутствующей общественно-по­ли­ти­ческой, этнопедагогической литературы;4) готовность к творческой научно-исследователь­ской работе в области проблем этнопедагогики;5) знаниях об особенностях педагогической дея­тель­ности в полиэтнической среде учащихся и навыков сравнительно-сопоставительного анализа этнопедагогических систем;6) понимания основных путей, методов, форм и средств внедрения мате­риалов этнопедагогики этносов Республики Казахстан в практику воспитательной деятель­ности образовательных учреждений.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

1) иметь знания о базовых понятиях этнопедагогики, о культуре и традициях этносов Республики Казахстан; об особенностях педагогической деятельности в полиэтнической среде; об основных путях, методах, формах и средствах внедрения материалов этнопедагогики этносов Республики Казахстан в практику воспитательной деятельности образовательных учреждений; об основах изучения проблем этнопедагогики этносов Республики Казахстан и народов мира;

2) приобрести умения: работы по самообразованию при анализе социальной литературы по этнопедагогике; сравнительно-сопоставительного анализа этнопедагогических систем разных народов; творческой научно-исследовательской работы в области проблем этнопедагогики; внедрения материалов этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс.

Изучение курса этнопедагогики должно привести к формированию профессионально значимых качеств, в том числе педагогического мышления, коммуникабельности, мобильности и т.д., а также культуры межнационального общения и толерантности.

На протяжении веков решалась задача осмысления, сохранения и передачи последующим поколениям опыта и ценностей, как общих для всего человечества, так и частных, составляющих особенности данного народа. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Каждый человек, начиная со своего появления на свет и до конца своей жизни впитывает в сознание выработанные народом на протяжении веков обычаи, традиции и нормы поведения. Обычаи и традиции являются самым дорогим наследием, определяющим психологию, духовность и культуру народа. В многонациональной Республике Казахстан представляет ценность опыт народного воспитания каждого из народов, населяющих ее. Воспитание в детях таких основных качеств как доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность – это основа народной педагогики.Объектом изучения является содержаниекурса «Этнопедагогика». Изучение курса осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, СРСП и СРС.

IV. Пререквизиты и постреквизиты дисциплины

Изучению курса предшествуют дисциплины: «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика», что позволяет курсу «Этнопедагогика» прочно входить в блок педагогических дисциплин. Курс «Этнопедагогика» ориентирован на создание основы для изучения и понимания этнопедагогических проблем и явлений как у этносов Республики Казахстан, так и у народов мира.Его изучение направлено на подготовку студентов к педагогической практике в школе, выполнению курсовых работ по педагогике.

V. Тематический план по дисциплине «Этнопедагогика» для студентов очного отделения всех специальностей группы «Образование»

Тема занятия Количество часов
лек. сем. СРСП СРС всего
1. Введение в этнопедагогику          
Раздел 1. Народная педагогика как источник этнопедагогики
2. Педагогическая культура и духовный прогресс народа          
3. Идеал совершенного человека в народной педагогике          
4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)          
5. Песни как средство народной педагогики          
6. Сказки в народной педагогике          
7. Факторы народного воспитания          
8. Народное воспитание в письменном наследии прошлого          
Итого раздел 1          
Раздел 2. Казахская этнопедагогика
9-10. Этнопедагогическая мысль в Казахстане          
11. Теоретические основы казахской этнопедагогики          
12. Казахская народная педагогика как источник казахской этнопедагогики          
13. Этнокультурное образование          
14-15. Содержание казахской этнопедагогики          
Итого раздел 2          
Итого по курсу          

VI. Содержание дисциплины

Лекция 1. Введение в этнопедагогику

План:

1. Понятие о народной педагогике и народном воспитании

2. Этнопедагогика как наука

3. Содержание курса «Этнопедагогика», его значение в профессиональной подготовке будущих педагогов

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

2. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.

3. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.

5. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.

6. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

7. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...