Темы лекции
| Вопросы СРСП
| Задания на СРС
| Цель и содержание заданий
| Рекомендуемая
литература
| Форма контроля
| Сроки сдачи
| Макс, балл
|
Введение в этнопедагогику
| Обсуждение вопросов:
1. Понятие о народной педагогике
2. Объект, предмет и содержание этнопедагогики
3. Сущностные свойства этнопедагогики
| 1. Выписать понятия этнопедагогики
2. Подготовить презентацию по теме «Роль народной педагогики в формировании национального самосознания»
3. Написать сочинение на тему «Казахстан – многонациональная страна»
4. Из книги выбрать пример традиции или обряда и проиллюстрировать его
| Изучить понятия этнопедагогики
Формирование понимания роли народной педагогики в формировании национального самосознания
Формирование культуры межнациональных отношений, патриотических качеств личности студента
Ознакомление с народными традициями и обычаями и их воспитательным значением
| 1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
3. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
4. Кенжеахметулы С. Традиции и обряды казахского народа. – Алматы: Алматыкітап, 2010. – 312 с.
| Проверка выполненных работ
| 1-ая неделя
|
|
Педагогическая культура и духовный прогресс народа
| Народные традиции ввоспитании молодежи: Проведение ролевой игры «Диалог культур»
| Подготовка к ролевой игре «Диалог культур»
| Формирование культуры межнациональных отношений, ознакомление с традициями народов РК, изучение их воспитательной роли
| Педагогика межнационального общения // Под редакцией Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – С. 289 – 290.
| Проведение ролевой игры
| 2-ая неделя
|
|
Идеал совершенного человека в народной педагогике
| Традиционная педагогическая культура семьи и школы как феномен жизнедеятельности народов Казахстана в системе общечеловеческих ценностей: Презентация и обсуждение эссе.
| Подготовка эссе:
1. В дружбе – достояние2. Роль семьи в воспитании поликультурной личности
3. Традиционная педагогическая культура семьи в современном воспитании
4. Народный идеал совершенного человека в системе общечеловеческих ценностей5. Народный идеал совершенного человека в воспитательном процессе современной школы
| Формирование культуры межнациональных отношений, ознакомление с традициями народов РК, изучение их воспитательной роли
| 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
2. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000. –
3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы, 1998.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы, 2006. – 364 с.
| Проверка и обсуждение эссе
| 3-я неделя
|
|
Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)
| Отражение отношения к труду в народной педагогике (на примере пословиц и поговорок): Обсуждение вопросовСРС
| 1. Проанализировать различия и сходства пословиц и поговорок.Составить таблицу или логико-структурную схему. 2. Подготовить конспект на основе трудов ученых, которые собирали и исследовали казахские пословицы, поговорки и загадки 3. Подготовить тематическую подборку-классификацию пословиц и поговорок о труде. 4. Выполнить рисунки, иллюстрирующие пословицы и поговорки о труде
| Изучить возможности использования средств народной педагогики (пословиц, загадок) в воспитании
| 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000. –
3. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы, 2001.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов.– Алматы, 2006. – 364 с.
| Проверка выполненных работ и обсуждение вопросов СРС
| 4-я неделя
|
|
Песни как средство народной педагогики
| Полиэтническая среда жизнедеятельности человека:
Презентация и обсуждение эссе по темам СРС.
| Подготовить эссе:
1. Взгляд Президента Н.А. Назарбаева о воспитании поликультурной личности
2. Политика многонационального Казахстана для сохранения единства народа
| Изучение документов Республики Казахстан, формирование толерантности и культуры межнациональных отношений
| 1. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства
2. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан, А., 1996
| Проверка и обсуждение эссе
| 5-я неделя
|
|
Сказки в народной педагогике
| Значение народных сказок в нравственном воспитании детей.Обсуждение вопросов по выполнению СРС
| В микрогруппе подготовить инсценировку выбранной народной сказки. Раскрыть педагогический смысл сказки и особенности его выражения через различные средства, использованные в подготовленной инсценировке. Сделать вывод о педагогическом значении представленной сказки в современном воспитании.
| Изучить возможности использования сказок в воспитании, формирование умения использовать сказку в воспитании
| 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000. –
3. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы, 2001.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы, 2006. – 364 с.
| Проверка и обсуждение выполненных заданий
| 6-я неделя
|
|
Факторы народного воспитания
| Значение народных сказок в нравственном воспитании детей. Презентация микрогруппами задания СРС 6 и обсуждение результатов в студенческой группе
| Изучить отношение к детству в культурах разных народов, роль игры в этнопедагогике. Результаты работы представить в виде таблицы, логико-структурной схемы, тематической подборки фотографий, видеофильма или мультимедийной презентации (по выбору студента).
| Изучить возможности использования народных сказок и игр в воспитании, формирование умения использовать сказки и игры в воспитании
| 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000. –
3. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы, 2001.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы, 2006. – 364 с.
| Проверка и обсуждение выполненных заданий
| 7-я неделя
|
|
Народное воспитание в письменном наследии прошлого
| Исторический аспект развития этнопедагогики.Обсуждение вопросов:
1. Идеи народного воспитания в истории педагогики в трудах выдающихся педагогов
2. Периодизация развития этнопедагогики в трудах учёных-педагогов
3. Вопросы СРС 8.
| Выполнить анализ этнопедагогической литературы и документов образования Республики Казахстан с целью изучения одной из тем, по выбору студента, – «Созвучие традиций разных народов» или «Особенности воспитания поликультурной личности».
| Изучение генезиса этнопедагогических идей в воспитании, воспитательных традиций народов и особенностей воспитания поликультурной личности
| 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.
3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – А., 1998.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – А., 2006.
5. Концепция этнокультурного образования в РК, А., 1996.
| Проверка и обсуждение выполненных заданий
| 8-я неделя
|
|
Этнопедагогическая мысль в Казахстане
| Становление отечественной этнологической школы:
1. Основные этапы развития знаний по этнологии (этнопедагогике)2. Этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий3. Становление отечественной этнологической школы
4. Обсуждение вопросов СРС 9-10.
| Подготовить сообщения по вопросам:
1. Выдающиеся казахские мыслители прошлого о народном воспитании
2. Традиции и обряды в романе М. Ауэзова «Путь Абая»
3. Ч. Валиханов как этнограф и исследователь народных традиций и воспитания
| Изучение развития этнопедагогической мысли в Казахстане
| 1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы, 1998.
2. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – А., 2006.
3.Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История школы и педагогической мысли Казахстана –А., 1998.
4.ШалгимбековаА.Б.Проблемы истории школы и педагогической науки в трудах казахстанских педагогов (конец XIX–первая половина ХХ века). – Костанай, 1997. – 28 с.
| Проверка и обсуждение выполненных заданий
| 9, 10-я неделя
| 1+1
|
Теоретические основы казахской этнопедагогики
| Этнические, религиозные и мифологические основы этнопедагогики:Обсуждение СРС 11.
| Подготовка сообщений, логико-структурных схем, таблиц,мультимедиапрезентаций по вопросам:
1.Этнические основы этнопедагогики.2. Религиозные воззрения народа и народное воспитание подрастающего поколения. 3. Мифологические представления, их воспитательное значение
| Изучение этнических основ этнопедагогики, роли религиозных и мифологических представлений в народном воспитании
| 1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.–Алматы, 1998.
2. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов.–Алматы, 2006. 3. Кенжеахметулы С. Казахские народные традиции и обряды. – Алматы:Ана тілі, 2002. –4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин–Алматы, 1998
| Проверка и обсуждение выполненных заданий
| 11-я неделя
|
|
Казахская народная педагогика как источник казахской этнопедагогики
| Воспитание бережного отношения к природе путем использования казахских народных сказок: Обсуждение возможности использования казахских народных сказок, пословиц, песен в воспитании бережного отношения к природе в современной школе и в семейном воспитании.
| 1. Найти в литературе казахские народные сказки, которые способствуют воспитанию у детей бережного отношения к природе.
2. Рассмотреть воспитательное значение пословиц и поговорок.
3. Составить таблицу или логико-структурную схему «Особенности народных песен».
| Изучить возможности использования казахских народных сказок, пословиц, песен в воспитании.
| 1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.–Алматы, 1998.
2. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов.–Алматы, 2006. 3. Кенжеахметулы С. Казахские народные традиции и обряды. – Алматы:Ана тілі, 2002. –4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин–Алматы, 1998
| Проверка и обсуждение выполненных заданий
| 12-я неделя
|
|
Этнокультурное образование
| Полиэтническая образовательная среда
Обсуждение вопросов:1.Понятие полиэтнической образовательной среды
2.Этническое самосознание как фактор коммуникации в образовании 3.Толерантность как условие межэтнической коммуникации 4. Этнокультурные особенности народов Казахстана
| 1. Подготовка по вопросам СРСП
2. Подготовить сообщение «Ассамблея Народа Казахстана и её основные задачи»
3. Подготовить сообщение о деятельности этнокультурных объединений в рамках Костанайского Дома Дружбы народов
| Ознакомление с этнокультурными особенностями народов Казахстана, деятельностью Ассамблеи Народа Казахстана и Костанайского Дома Дружбы народов
| 1. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов.–Алматы, 2006.
2. Педагогика межнационального общения //Под ред. Д.И. Латышиной. – М., 2004.
3.УтегеноваБ.,Даумова Б. Воспитание этнотолерантной компетентности у старших школьников: – Германия, 2012.
4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – А, 1998.
5. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан
6. Дымов О. Тепло казахстанской земли.–Алматы, 1999.
| Проверка и обсуждение выполненных заданий
| 13-я неделя
|
|
Содержание казахской этнопедагогики
| Место родногоязыка в национальной этнопедагогике. Элементы народной педагогики в произведениях жырау, акынов, выдающихся мыслителей и педагогов
Обсуждение рефератов
| Подготовить реферат о роли родного языка в национальной этнопедагогике или об элементах народной педагогики в произведениях жырау, акынов, выдающихся мыслителей и педагогов (каждый реферат посвящается творчеству в основном лишь одной выдающейся личности)
|
| 1. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001.
2. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисципли–Алматы, 1998.
3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.– Алматы, 1998.
4. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М., 1991.
5. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов.– Алматы, 2006.
6.Ерназаров Ж.Т. Семейная обрядность казахов: символ и ритуал. – Алматы, 2003.
7.Семейные торжества/ Сост. М.П. Губина, И.Ф. Самойлюк. – Алматы, 1996.
|
| 14-я неделя
|
|
Содержание казахской этнопедагогики
| Концерт-загадка «Найти название прослушанной песни и имя её исполнителя»
| 1. Подготовка к СРСП
2. Составление альбомов, посвященных жизни и музыкальной деятельности знаменитых певцов
| Изучить народные песни, их значение в современном воспитании
|
| 15-я неделя
|
|
1. Антология педагогической мысли Казахстана // Составители Жарыкбаев К.Б., С Калиев. – Алматы, 1995. – 512 с.
2. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М., 1993.
5. Жарыкбаев К.Б.– История казахской психологии. – Алматы, 1996.
6. Жарыкбаев К.Б., Калиев С. Национальные аспекты обучения и воспитания. – Алматы, 1990.
7. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
8. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
9. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
10. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
11. Маргулан А.Х. Древние свидетельства культуры. – Алма-Ата, 1986.
12. Узакбаева С.А., Муканова Е.Н. Казахская этнопедагогика. – Алматы, 1998.
13. № 13 по типовой программе
1. Дымов О. Тепло казахстанской земли. – Алматы: Арыс, 1999. – 272 с.
2.Ерназаров Ж.Т. Семейная обрядность казахов: символ и ритуал. – Алматы: ТОО Курсив, 2003. – 200 с.
4. Кенжеахметулы С. Традиции и обряды казахского народа. – Алматы: Алматыкітап, 2010.– 312 с.
5. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан
6. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
7. Педагогика межнационального общения // Под редакцией Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
8. Семейные торжества / Сост. М.П. Губина, И.Ф. Самойлюк. – Алматы: Кайнар, 1996. – 272 с.
9. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства
10. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
11. Утегенова Б., Даумова Б. Воспитание этнотолерантной компетентности у старших школьников: Книга для педагогов общеобразовательных школ. – Германия: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2012. – 140 с.
12. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед.соч. в 6 т., т.1. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
13. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. история школы и педагогической мысли Казахстана. – Алматы: Кайнар, 1998. – 168.
14. Шалгимбекова А.Б. Проблемы истории школы и педагогической науки в трудах казахстанских педагогов (конец XIX– первая половина ХХ века). – Костанай, 1997. – 28 с.