Магистерских диссертациях
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Методология и методы научных исследований в
Бутакова М.М. 1.1. Магистратура в системе высшего профессионального образования России: история и современность
Слово «магистратура» произошло от латинского magistrature, что в Древнем Риме означало совокупность всех лиц, занимавших высшие государственные должности. Историки относят возникновение магистратуры к периоду становления республики (конец VI века до нашей эры). В древней Византии «магистр» был высшим титулом служебной знати. В некоторых европейских странах и сегодня сохраняется применение данного термина для обозначения совокупности членов юстиции, выполняющих судейские функции и функции прокурорского надзора. В средние века в Европе магистрами стали называть особо отличившихся студентов, достигших высших результатов в науках. Постепенно данный термин распространился и на выпускников программ высшего образования самого высокого уровня. В России ученая степень магистра была введена специальным императорским указом в январе 1803 г. наряду с учеными степенями кандидата и доктора наук. Лица, получившие ученую степень магистра, имели право заведовать кафедрой. В 1819 г. было утверждено «Положение о производстве в ученые степени», регламентирующее порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. После отмены в 1884 году ученой степени кандидата наук в России присуждались только две степени – магистра и доктора наук (аналогичное положение сохранилось и сегодня в англо-американской системе образования). Степень магистра в России того времени имела весьма высокий научный статус. Магистерские диссертации носили характер серьезных научных трудов, многие из которых послужили основой новых научных направлений. В 1917 году Декретом Совета народных комиссаров были отменены ученые степени магистра и доктора наук, а в 1934 восстановлены ученые степени кандидата и доктора наук [20]. Степень же магистра в советской системе высшего образования не нашла применения, оказалась невостребованной.
В девяностые годы двадцатого века в России начинает формироваться многоуровневая система подготовки кадров с высшим образованием, в рамках которой в 1992 году была восстановлена и степень магистра наук. Законодательно произошедшие изменения были закреплены постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации №13 от 13 марта 1992 года «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации», постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию №42 от 10 августа 1993 года «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации», в 1996 г. законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которым в России устанавливались три ступени высшего профессионального образования: § высшее образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр», § высшее образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист», § высшее образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр». Подписание Россией Болонской декларации с целью интеграции в мировое образовательное пространство означало переход на двухступенчатую систему высшего образования, сближение национальной системы образования с аналогичными системами в других странах, при сохранении особенностей, обусловленных историческим, социально-экономическим развитием, демографической ситуацией. В период до 2007 г. система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, традиционная для России, и двухуровневая система подготовки, включающая бакалавриат и магистратуру, существовали одновременно, при преобладающей доле традиционной системы подготовки специалистов и активной дискуссии о последствиях болонского процесса.
В октябре 2007 г. Государственной Думой Российской Федерации одобрен переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования и установлены два уровня высшего профессионального образования: § высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» – бакалавриат; § высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» – подготовка специалиста, или магистратура".[1] Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют: § ля получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года; § для получения квалификации (степени) «специалист» – не менее пяти лет; § для получения квалификации (степени) «магистр» – два года (в дополнение к сроку обучения в бакалавриате). Ученые Санкт-Петербургского государственного университета сформулировали основные функции магистратуры в условиях классического университета в современных условиях развития российской высшей школы: § Магистратура позволяет в большей степени использовать научно-педагогический потенциал университета, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность, привлекает новые педагогические кадры из системы Российской академии наук (РАН), из высокотехнологичных фирм и т.д. Магистранты участвуют, как полноправные исполнители, во многих видах научных исследований и выполнении российских и международных грантов. § Магистратура способна оперативно и гибко реагировать на потребности экономики, промышленности, научных организаций. Индивидуализация магистерских программ на базе широкой фундаментальной бакалаврской подготовки позволяет магистрам лучше адаптироваться к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения.
§ Магистратура дает дополнительные возможности в повышении эффективности подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру. Большинство выпускников магистратуры, поступающих в аспирантуру, уже имеют сданные кандидатские экзамены и оказываются в состоянии в срок подготовить к защите кандидатские диссертации. § Магистратура является эффективным механизмом эволюции факультетов университета, наиболее остро столкнувшихся с проблемами серьезного обновления содержания образования и подготовке современных научно-педагогических кадров для целей собственного развития и завоевания конкурентоспособных позиций на российском и мировом рынке образовательных услуг. § Магистратура дает дополнительные возможности в подготовке высококлассных специалистов в междисциплинарных областях, отражающих современные тенденции междисциплинарного синтеза в науке и образовании. § Магистратура позволяет эффективно сохранить и развить традиции российской высшей школы в условиях интеграции и вхождения нашей страны в Европейское пространство высшего профессионального образования (Болонский процесс).[2] Подготовка магистров в настоящее время регламентируется следующими документами федерального уровня: 1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования): закон Российской Федерации от 11 октября 2007 года – Поисковая система Консультант Плюс. 2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (ред. от 28.02.2008) – Поисковая система Консультант Плюс. 3. Об образовании: закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 28.02.2008) – Поисковая система Консультант Плюс. 4. Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров: приказ Минобрнауки России от 22.03.2006 г. №62.
5. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: приказ Минобрнауки России от 22.02.2005 г. №40. 6. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 – Поисковая система Консультант Плюс. Таким образом, как следует из вышеизложенного, обучение в магистратуре предполагает выполнение магистрантами самостоятельных научных исследований, соответствующих профилю их подготовки, ибо получаемая ими после окончания магистратуры квалификация (степень) магистра представляет собой начальную квалификацию ученого, педагога высшей школы. Для доказательства своей научной состоятельности магистранты, по завершению своего обучения, должны подготовить и публично защитить магистерскую диссертацию, представляющую собою результат их личных научных исследований. Что представляет собой диссертация? Чем магистерская диссертация отличается от выпускной квалификационной работы в бакалавриате? Ответы на эти вопросы содержаться в параграфе 1.2.
Беляев В.И.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|