Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: общее и особенное 4 глава
Ниже, в таблице 1.3, приведен далеко неполный перечень экономических законов и их краткие характеристики, составленный с использованием разных экономических словарей [5].
Таблица 1.3
Некоторые экономические законы и их характеристики
В таблице 1.3 приведены далеко не все экономические законы, а только те из них, с которые выпускники современной высшей школы могут быть знакомы в недостаточной степени. О таких законах, как закон предложения и др. в таблице не упоминается, поскольку они довольно хорошо изложены в современных курсах экономической теории. Некоторые законы упомянуты вскользь, например, закон убывающей предельной полезности, поскольку и о нем в современной учебной литературе речь идет довольно подробно. В общем и целом, цель таблицы 1.3 заключается отнюдь не в предоставлении исчерпывающих сведений о системе экономических законов, а всего лишь в предварительном знакомстве Вас, уважаемый читатель, с этой системой, с намерением побудить Вас приступить к их изучению целенаправленно и основательно. При изучении экономических законов с целью использования их в научных исследованиях при подготовке диссертационных работ нужно обращать внимание на два обстоятельства. Во-первых, на механизмы их действия (или на формы их проявления). И, во-вторых, на механизмы использования в экономической (или управленческой) практике. Понятие механизма действия экономического закона тесно связано с его структурой, взаимозависимостью и взаимообусловленностью входящих в него переменных (категорий, понятий), которые и предопределяют его функционирование (его действие). Знание механизма действия экономического закона может подсказать хозяйствующим субъектам (практикам) возможные направления в совершенствовании своей деятельности, исследователям – возможные пути научного поиска и т.п. При этом следует иметь в виду, что одним из таких возможных направлений поиска, способного привести исследователя к получению научной новизны, может оказаться и познание глубины механизма самого закона, уже давно открытого, описанного, неоднократно проверенного на практике и, казалось бы, полностью известного науке. Но поскольку мир динамичен, постоянно развивается, то могут несколько изменяться и законы общественного развития, в том числе и экономические, механизмы их действия, функционирования. Поэтому изучение действия объективных законов экономики для исследователей-экономистов никогда не будет неактуальным. К научной новизне могут быть отнесены и предложения соискателей по созданию новых механизмов применения известных экономических законов на практике. Так, например, исходя из механизма действия закона спроса, согласно которому спрос может изменяться (кривая спроса изменять свое положение и форму в известной системе координат) под воздействием каких-либо внешних сил, можно прогнозировать появление новых возможностей для бизнеса. Механизм закона спроса, в общем и целом, действует через такие параметры рынка, как цены на другие товары, уровень доходов реальных и потенциальных покупателей, вкусы и предпочтения, ожидания от дальнейшего изменения цен. Очевидно, что это самые общие показатели. Очевидно, также, и то, что каждый конкретный товар имеет еще большее число частных показателей, которые определяют форму и положение кривой спроса на графике. Установление этих показателей и доказательство того, что именно они определяют спрос на данный товар, безусловно, будет представлять собой элемент научной новизны не только для магистерской, но и для кандидатской диссертации, поскольку в нем будет содержаться предложение по развитию механизма применения этого экономического закона, позволяющего предвидеть ситуацию на рынке. Кроме законов в экономической науке описаны и так называемые закономерности, которые характеризуют менее устойчивые и менее широкие, чем законы, причинно-следственные зависимости. Их установление и описание применения также может составить научную новизну диссертационных исследований. Законы и закономерности могут применяться также и при проектировании методологии научного исследования. Каждое научное исследование должно иметь свою уникальную методологическую схему. На вопрос, как можно использовать объективные экономические законы в методологических схемах научных исследований, еще в XVIII веке ответил французский философ-материалист К.А. Гельвеций: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (цитируется по [43, с. 229]. Другими словами, если исследователь владеет тем или иным экономическим законом, поскольку любой закон означает устойчивую принципиальную внутреннюю связь экономических явлений и процессов, он может и не заниматься сбором данных, ибо ответ на интересующие его вопросы со всей очевидностью может следовать из закона. Вот один из примеров об этом. В середине двадцатых годов прошлого века известный русский ученый Н.Д. Кондратьев, формулируя основы теории предвидения писал, что в процессе прогнозирования важно основываться на познанных закономерностях статики, цикличной динамики и социогенетики. Статика, по утверждениям Н.Д. Кондратьева, дает возможность исследовать функциональную и морфологическую структуру системы с точки зрения обеспечения равновесия и равновесного движения, нормального функционирования с учетом строго определенных пропорций между отдельными составными частями, причем в разных соотношениях этих пропорций. Закономерности цикличной динамики социально-экономических явлений позволяют исследовать и прогнозировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные колебания, предвидеть периодически возникающие кризисы. Н.Д. Кондратьев выявил длинные волны, получившие позднее название волн Кондратьева. Кондратьевские циклы – долгосрочные циклы динамики общества (48 – 55 лет). Они вызывают глубокие изменения в обществе, приводящие к радикальным преобразованиям, кризисам, которые могут завершаться распадом системы, заменой одной системы другой. Закономерности социогенетики проявляются в наследственной изменчивости и отборе, который может быть целенаправленным или стихийным. До настоящего времени этот вид закономерностей остается наименее исследованным, что предоставляет еще одну, правда, далеко не самую легкую, возможность получить новое знание. Знание принципа Кондратьевских циклов избавляет исследователя проблем долгосрочного прогнозирования от многих и многих исследовательских процедур, если этот принцип ввести в методологию научного исследования, посвященного этой, или похожей, проблеме. О построении методологических схем научных исследований на основе системного подхода и объективных законов, при работе над диссертациями, речь идет в параграфе 1.17. А в следующем параграфе представлены рассуждения о том, что такое методология науки вообще.
Беляев В.И. 1.9. Методология научных исследований в экономике
В параграфе 1.7 указывалось, что в научном исследовании при подготовке диссертации должен применяться отнюдь ни один метод, а несколько и их применение должно быть взаимосвязанным и взаимообусловленным, а именно, системным. При этом нужно обеспечить такое их взаимодействие, чтобы они дополняли друг друга, позволяли получать как можно более точные и всесторонне обоснованные новые знания о сущности изучаемых явлений, объектов, процессов. Намеченные для получения новых знаний методы должны быть логически объединены в единую схему, построенную на принципах системного подхода, характеризующуюся целостностью и учитывающую действия объективных законов общественного развития. Особенно не надо забывать о законах экономического развития, о чем речь идет в параграфе 1.8, и использовать подходящие для изучаемой проблемы законы в исследовательских поисковых процедурах. Другими словами, каждое научное исследование должно иметь собственную, соответствующую только ему систему методов производства новых знаний. Таким образом, по справедливому заключению А. Маршалла, отдельные методы научных исследований могут применяться в разных отраслях знаний и являются, как бы, общими для всех отраслей науки [27]. Но сочетание этих методов в каждом конкретном исследовании может быть только оригинальным, только присущим этой конкретной теме (см. параграф 1.17). Это сочетание как мозаика собирается исследователем из методов по определенным принципам, правилам и предшествует самому исследованию, или являться его начальной стадией. Совокупность знаний и конкретных процедур этой исследовательской работы объединяется понятием «методология». В параграфе 1.7, коротко, упоминается об этом понятии, но без приведения определений. Здесь же методология, как одно из основных понятий науки, рассматривается более подробно. В общем и целом, под методологией (метод и …логия) понимают учение о структуре, логической организации, методах и средствах человеческой деятельности по достижению определенной цели, причем цели не обязательно ориентированной на получение нового научного знания. В основе любой человеческой деятельности лежит своя методология, соответствующая содержанию этой деятельности. Методология же науки представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научного познания [34]. Если еще совсем недавно понятие методологии охватывало преимущественно только совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности людей, то в настоящее время ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная отрасль знаний, делающая акцент на методах, путях достижения нового истинного знания, имеющего практическую значимость для жизни людей [40]. Есть немало научных работ, посвященных методологии экономической науки (см. библиографический список). В качестве одной из таких можно назвать книгу Марка Блауга [4], ранее ставшего известным в России по своему фундаментальному труду «Экономическая мысль в ретроспективе» [3] (см. отступление 1.15).
Отступление 1.15. Методология экономических исследований Объяснить, что такое методология очень сложно. Это трудноуловимое понятие. Поэтому в объяснении этой непростой категории, как, впрочем, и любой другой, следует обращаться к авторитетным публикациям. Одной из таких публикаций, действительно, является книга М. Блауга. Методология – это не просто яркое название для «методов исследования», а изучение связи между теоретическими концепциями и обоснованными выводами о реальном мире; в частности, методология – это та ветвь экономической науки, где мы рассматриваем способы, которыми экономисты обосновывают свои теории, и приводимые ими причины, по которым они предпочитают одну теорию другой. Методология одновременно является описательной («вот что делает большинство экономистов») и предписывающей дисциплиной («вот что экономисты должны делать, чтобы продвинуть свою науку вперед»). Наконец, методология не дает механического алгоритма ни для построения, ни для обоснования теорий, и этим она больше напоминает искусство, нежели науку. Источник: Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. – М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. С. 18 – 19.
Таким образом, понятие методологии является сложным, неоднозначным. С одной стороны методология экономической науки представляет собой совокупность методов и средств для объяснения того, что происходит (произошло) в экономической жизни людей, с другой же стороны – это совокупность методов и средств для получения новых знаний об экономике. Для научных исследований при подготовке диссертаций в области экономики, безусловно, важны оба подхода в определении методологии. Однако второй подход в реальной практике подготовки диссертаций используется в большей степени, он более заметен в применении диссертантами, поскольку на его основе можно получить более значимую с практической точки зрения научную новизну. Еще одно определение методологии научного исследования, применительно к социологии, предложил доктор социологических наук, профессор В.А. Ядов (см. отступление 1.16).
Отступление 1.16. Методология научных исследований Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Источник: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. – С. 53 – 62.
Ключевыми моментами, на которые в этом отступлении надо обратить внимание, является, во-первых, понимание под методологией «системы принципов» производства новых знаний и включение в методологию любого исследования, во-вторых, «совокупности исследовательских процедур, техники и методов». Разумеется, речь идет о системном включении в методологию методов получения новых знаний, т.е. о таком включении, в котором речь идет о дополнении одних методов другими, об использовании исследователем этих методов, как единого целого. Основной признак методологии исследования – это ее цельность. Исходя из приведенных выше, в том числе и в отступлениях 1.15 и 1.16, определений методологии научных исследований, можно заключить, что в реальных познавательных процедурах без применения объединенных системным образом (т.е. на базе принципов системности) методов научных исследований не обойтись. Объединение на системных принципах и объективных законах общественного развития методов научного познания для получения новых знаний в конкретной предметной области и будет представлять собой методологическую схему данного научного исследования. Любая диссертация должна иметь свою уникальную методологическую схему. Следует заметить, что в крупных фундаментальных исследованиях речь, обычно, ведут о методологиях, а не о методологических схемах. При этом методологию иногда обозначают словом «метод», имея в виду «метаметод». Например, говоря о методологии «Капитала», могут сказать – «метод Маркса». Однако, в магистерских диссертациях уместнее, все-таки, говорить о методологических схемах или подходах, т.е. чуть-чуть скромнее. Однако методологическая схема научного исследования при выполнении диссертаций отнюдь не представляет собой только взаимодействующую упорядоченным образом систему методов (мозаику) получения новых знаний по конкретному направлению, по конкретной теме. Коль скоро для каждого исследования ученым создается соответствующая только ему (этому исследованию) методология, то она, естественно, не может не включать в себя (или не учитывать при своем создании) предмет и объект исследования, а также и некоторые другие, весьма важные, обстоятельства, параметры, обусловливающие специфику исследовательской работы, ее содержание (см. отступление 1.17).
Отступление 1.17. Методология и организация научного исследования Методология… предполагает определение целей, предмета исследования, границ исследования, выбор средств и методов исследования (о чем речь шла выше), средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 20003. С. 39 – 58.
Другими словами, методология и организация исследований требуют учета целого ряда системных характеристик (см. параграф 1.7), к которым, кроме перечисленных выше, авторы цитируемой книги отнесли также и потребность в исследованиях, и эффективность исследований, и результаты исследований. Таким образом, методология научного исследования не только трудноуловимое понятие, как уже указывалось в отступлении 1.15, но и сложное по структуре образование. И в самом начале пути начинающим ученым очень важно понять (о чем уже неоднократно упоминалось на страницах данного учебного пособия), что для каждого исследования должна быть построена и своя методология (методологическая схема). От того, какова методология, таковым окажется и научный результат. Если в методологию привнесена ошибка, или неточность, результат тоже окажется ошибочным, или, как минимум, неточным. При проектировании методологии исследования может осуществляться и корректировка, или уточнение, его предварительно сформулированной темы. Если исследователю недоступны в применении какие-либо методы, и он не может включить их в свою методологическую схему, нет смысла определять для себя и тему диссертации, которую нельзя выполнить без применения этих методов. Если подытожить приведенные выше определения методологии науки, то можно сказать, что методологическая схема (или методологические подходы) научного исследования при подготовке диссертации представляет собой систему объединенных общей целью и задачами методов, приемов и средств производства новых знаний о конкретном предмете исследования, органично связанных с объектом. Следовательно, каждая диссертация должна быть посвящена какому-либо конкретному предмету исследования. В экономике предмет исследования представляет собой реальную область отношений между людьми по тому или иному, но вполне определенному, поводу. При этом предмет исследования, как отмечено в определении, всегда должен быть связан с объектом, в качестве которого могут выступать предприятия или комплексы предприятий, отрасли, их функции, отдельные задачи, народное хозяйство в целом, рынки, их отдельные сегменты и т.п. В определении подчеркивается, что каждая диссертация должна иметь свою цель, вытекающие из нее задачи, решение которых требует системного применения определенных методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|