Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: общее и особенное 4 глава




Ниже, в таблице 1.3, приведен далеко неполный перечень экономических законов и их краткие характеристики, составленный с использованием разных экономических словарей [5].

 

Таблица 1.3

 

Некоторые экономические законы и их характеристики

 

Название закона Краткая характеристика
Закон больших чисел Общий принцип, согласно которому количественные закономерности, присущие массовым общественным явлениям, отчетливо проявляются только в достаточно большом числе наблюдений. Единичные явления в большей степени подвержены воздействию случайных и несущественных факторов, чем вся их масса в целом. В большом же числе наблюдений случайные отклонения от закономерностей взаимно погашаются. Согласно закону больших чисел совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых общих условиях, к результату, почти независящему от случая. Использование закона больших чисел в экономике предполагает наличие весьма значительных объемов статистических данных, которые получить бывает весьма сложно.
Закон Вальраса (1834 – 1910) Данный закон сформулирован Леоном Вальрасом, швейцарским экономистом, основателем математической школы в экономике. Согласно этому закону, стоимость требуемых экономикой страны товаров, равна стоимости продаваемых в ее рамках товаров. Такой вывод вытекает из предположения о том, что для каждого индивида его доход равен его расходам, включая займы и сбережения.
Закон Кейнса (1883 – 1946), «Основной психологический закон» Согласно закону Джона Мейнарда Кейнса, английского экономиста, одного из основоположников макроэкономического анализа, с ростом доходов склонность населения к потреблению имеет тенденцию к падению. Это объясняется психологией людей, выражающейся в том, что при росте доходов они предпочитают покупать более дорогие предметы длительного пользования, что требует от них предварительных накоплений. Таким образом, за определенным порогом роста личных доходов индивид отходит от положения наемного работника, большую часть дохода тратящего на личное потребление, и приближается к положению капиталиста, общественная функция которого состоит в накоплении капитала. Следовательно, доля эффективного спроса, обеспечиваемого личным потреблением, снижается, а объем сбережений расширяется, и он должен поглощаться растущим спросом на инвестиции. Закон Кейнса содержательно корреспондируется с законом Энгеля.
Законы Энгеля (1821 – 1896) Эрнст Энгель, прусский статистик, обнаруживший закономерности в поведении, связанные с размером получаемого ими дохода. Он, в частности, установил, что с ростом доходов потребление населением различных благ будет возрастать в различных пропорциях. В частности, расходы на питание будут возрастать в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия и сбережения. Законы Энгеля, которые также называют качественными схемами, послужили основой Д.М. Кейнсу при формулировании им модели «доходы - расходы» и построении функции потребления и сбережения.
Закон Грешема Этот закон сформулирован в XVI в. английским государственным деятелем и финансистом Грешемом. Его суть, как ее сформулировал Грешем, заключается в том, «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Закон сформулирован в эпоху биметаллизма и действует в условиях инфляции, когда золотые и серебряные монеты припрятываются населением, а в обращении, в основном, остаются бумажные деньги.
Закон денежного обращения Этот закон определяет количество денег, необходимых для обращения. В нем зафиксирована связь между денежной массой, суммой цен на товары и услуги, кредиты, величинами взаимно погашаемых платежей и скоростью обращения денег. Он позволяет определять количество денег для нормального функционирования.
Закон конкуренции Суть закона конкуренции заключается в том, что каждый товаропроизводитель и другие участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции (работ и услуг), а также пользования капиталом.
Закон Гудхарта Экономический закон, в соответствии с которым любая попытка правительства контролировать какую-либо экономическую переменную, может исказить ее настолько, что сделает этот контроль неэффективным.
Закон масштаба Данный закон утверждает, что увеличение масштабов производства продукции за счет ее унификации, возможностей совершенствования технологий и т.п. ведет к снижению себестоимости продукции. Однако действие этого закона имеет ограничение, выражающееся в существовании для каждого производства некоей своей точки насыщения, при достижении которой увеличении программы выпуска не обеспечивает снижение себестоимость или трудоемкость продукции.
Закон необходимого разнообразия Согласно этому закону разнообразие управляющей системы должно быть не менее разнообразия самого управляемого объекта. Другими словами, чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и управляющий орган.
Закон ограниченности Это один из фундаментальных экономических законов, согласно которому имеющееся на определенный момент времени количество товаров и благ недостаточно для удовлетворения всех существующих потребностей.
Закон непредвиденных последствий Этот закон говорит о том, что в результате некоторой совокупности действий могут получаться непредвиденные (неожиданные) результаты в дополнение к тем, которые были предусмотрены (ожидаемы) от их осуществления. Некоторые результаты от осуществлявшихся в начале 1990-х гг. в России следует отнести именно к этой категории, т.е. непредвиденных последствий.
Закон одной цены Под этим законом понимается экономическое правило, согласно которому при отсутствии торговых барьеров и транспортных издержек конкуренция обеспечивает продажу одного и того же товара во всех странах по одной и той же цене.
Закон ограниченности Суть этого закона заключается в том, что как для отдельного человека, так и для общества в целом большинство товаров ограничено, т.е. их нет в том количестве, которое необходимо для удовлетворения существующих потребностей.
Закон предложения Этот закон определяет прямую связь (зависимость) между ценой товара и тем его количеством, которое может быть предложено производителями рынку: чем больше цена, тем больше предложение товара.
Закон повышающихся издержек Данный закон констатирует, что по мере роста производства данной продукции альтернативные затраты производимой дополнительной единицы, выраженные в возможностях производства другой продукции, возрастают.
Закон стоимости Объективный экономический закон трудовой теории стоимости, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарно-денежных отношений. Согласно этому закону производство и обмен товарам осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения.
Закон Сэя (1767 – 1832) Закон сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй, пропагандировавший идеи Адама Смита во Франции. Закон утверждает, что избыточное предложение товаров или денег имеют тенденцию к саморегулированию. Если складывающийся уровень спроса демонстрирует невозможность продажи всех товаров по цене, покрывающей издержки и приносящей нормальную норму прибыли, цены должны снизиться. В результате этого покупательная способность денежного номинала увеличится, и каждый индивид окажется обладателем реально возросшего запаса денег, т.е. возникает ситуация избыточного спроса на деньги. При стремлении индивидов уменьшить объем наличных средств, находящихся в их распоряжении, спрос на товары начинает возрастать вплоть до момента поглощения избыточного предложения на товарных рынка. При появлении нулевого избыточного спроса на деньги возникает условие равновесия, поскольку цены и процент падают при избыточном спросе на наличные деньги. Таким образом, для каждого набора относительных цен существует соответствующий один-единственный уровень абсолютных цен, при котором денежный рынок находится в состоянии устойчивого равновесия.
Закон сравнительного преимущества Этот закон сформулирован Д. Рикардо. Согласно ему общее производство будет наибольшим, если производство каждого товара (услуги) осуществляется производителем с самыми низкими альтернативными издержками.
Закон спроса Этот закон устанавливает обратную зависимость между ценой товара и спросом на него: Чем выше цена на товар, тем меньше спрос на него.
Закон убывающей доходности Согласно данному закону, увеличение одного потребляемого в производстве ресурса, при неизменности всех других видов затрат, будет достигнута точка, за пределами которой предельный физический продукт переменных затрат начнет сокращаться.
Закон тенденции нормы прибыли к понижению Закон выведен Карлом Марксом и изложен им в третьем томе «Капитала». Он утверждает, что рост производительной силы труда, способствуя повышению органического строения капитала, приводит к падению нормы прибыли. Другими словами, чем выше отношение постоянного капитала, что обусловливается научно-техническим прогрессом, к переменному, тем ниже – при прочих равных условиях – норма прибыли. Однако тенденция нормы прибыли к понижению отнюдь не означает уменьшение массы прибыли. С ростом органического строения капитала масса прибыли увеличивается потому, что, во-первых, переменный капитал по своей абсолютной величине возрастает, а, во-вторых, увеличивается и норма прибавочной стоимости. В законе же речь идет об обстоятельствах, обусловливающих падение нормы прибыли.
Закон убывающей отдачи Последовательные приросты переменного ресурса, добавляемые к постоянным сверх какого-то определенного уровня их использования, приводят к сокращению предельного продукта переменного ресурса.
Закон убывающей предельной полезности Суть закона заключается в том, что по мере увеличения потребителем потребления определенного товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги неизбежно сокращается.
Закон убывающей производительности труда и капитала Это концепция политической экономии, в основе которой лежит принцип падающей эффективности последовательных затрат труда и капитала. Истоки этой концепции лежат в теории убывающего плодородия почвы. Но если в последнем случае земля является постоянным фактором производства, а труд и капитал переменными, то сторонники этого закона предлагают в качестве постоянного считать любой фактор производства. В этом случае закон приобретает черты универсального. Одним из современных приверженцев этого закона является П. Самуэльсон. По его мнению, если расширяется использование одного какого-то фактора производства и сохраняются при этом неизменными затраты всех других факторов, то физический объем предельного продукта, производимого с помощью переменных затрат указанного фактора, станет, по крайней мере, начиная с какой-то определенной стадии, убывать. По мере роста дополнительных вложения труда, по мнению П. Самуэльсона, происходит прогрессирующее снижение предельного продукта и неизбежен такой момент, когда дополнительные затраты труда вовсе не дадут прироста продукции.
Закон эффекта Согласно этому закону люди стремятся повторить тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет им удовлетворить свои потребности и избежать поведения такого типа, которое не приведет их к удовлетворению потребности.

 

В таблице 1.3 приведены далеко не все экономические законы, а только те из них, с которые выпускники современной высшей школы могут быть знакомы в недостаточной степени. О таких законах, как закон предложения и др. в таблице не упоминается, поскольку они довольно хорошо изложены в современных курсах экономической теории. Некоторые законы упомянуты вскользь, например, закон убывающей предельной полезности, поскольку и о нем в современной учебной литературе речь идет довольно подробно. В общем и целом, цель таблицы 1.3 заключается отнюдь не в предоставлении исчерпывающих сведений о системе экономических законов, а всего лишь в предварительном знакомстве Вас, уважаемый читатель, с этой системой, с намерением побудить Вас приступить к их изучению целенаправленно и основательно.

При изучении экономических законов с целью использования их в научных исследованиях при подготовке диссертационных работ нужно обращать внимание на два обстоятельства. Во-первых, на механизмы их действия (или на формы их проявления). И, во-вторых, на механизмы использования в экономической (или управленческой) практике.

Понятие механизма действия экономического закона тесно связано с его структурой, взаимозависимостью и взаимообусловленностью входящих в него переменных (категорий, понятий), которые и предопределяют его функционирование (его действие). Знание механизма действия экономического закона может подсказать хозяйствующим субъектам (практикам) возможные направления в совершенствовании своей деятельности, исследователям – возможные пути научного поиска и т.п. При этом следует иметь в виду, что одним из таких возможных направлений поиска, способного привести исследователя к получению научной новизны, может оказаться и познание глубины механизма самого закона, уже давно открытого, описанного, неоднократно проверенного на практике и, казалось бы, полностью известного науке. Но поскольку мир динамичен, постоянно развивается, то могут несколько изменяться и законы общественного развития, в том числе и экономические, механизмы их действия, функционирования. Поэтому изучение действия объективных законов экономики для исследователей-экономистов никогда не будет неактуальным.

К научной новизне могут быть отнесены и предложения соискателей по созданию новых механизмов применения известных экономических законов на практике. Так, например, исходя из механизма действия закона спроса, согласно которому спрос может изменяться (кривая спроса изменять свое положение и форму в известной системе координат) под воздействием каких-либо внешних сил, можно прогнозировать появление новых возможностей для бизнеса. Механизм закона спроса, в общем и целом, действует через такие параметры рынка, как цены на другие товары, уровень доходов реальных и потенциальных покупателей, вкусы и предпочтения, ожидания от дальнейшего изменения цен. Очевидно, что это самые общие показатели. Очевидно, также, и то, что каждый конкретный товар имеет еще большее число частных показателей, которые определяют форму и положение кривой спроса на графике. Установление этих показателей и доказательство того, что именно они определяют спрос на данный товар, безусловно, будет представлять собой элемент научной новизны не только для магистерской, но и для кандидатской диссертации, поскольку в нем будет содержаться предложение по развитию механизма применения этого экономического закона, позволяющего предвидеть ситуацию на рынке.

Кроме законов в экономической науке описаны и так называемые закономерности, которые характеризуют менее устойчивые и менее широкие, чем законы, причинно-следственные зависимости. Их установление и описание применения также может составить научную новизну диссертационных исследований.

Законы и закономерности могут применяться также и при проектировании методологии научного исследования. Каждое научное исследование должно иметь свою уникальную методологическую схему. На вопрос, как можно использовать объективные экономические законы в методологических схемах научных исследований, еще в XVIII веке ответил французский философ-материалист К.А. Гельвеций: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (цитируется по [43, с. 229]. Другими словами, если исследователь владеет тем или иным экономическим законом, поскольку любой закон означает устойчивую принципиальную внутреннюю связь экономических явлений и процессов, он может и не заниматься сбором данных, ибо ответ на интересующие его вопросы со всей очевидностью может следовать из закона. Вот один из примеров об этом.

В середине двадцатых годов прошлого века известный русский ученый Н.Д. Кондратьев, формулируя основы теории предвидения писал, что в процессе прогнозирования важно основываться на познанных закономерностях статики, цикличной динамики и социогенетики.

Статика, по утверждениям Н.Д. Кондратьева, дает возможность исследовать функциональную и морфологическую структуру системы с точки зрения обеспечения равновесия и равновесного движения, нормального функционирования с учетом строго определенных пропорций между отдельными составными частями, причем в разных соотношениях этих пропорций. Закономерности цикличной динамики социально-экономических явлений позволяют исследовать и прогнозировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные колебания, предвидеть периодически возникающие кризисы. Н.Д. Кондратьев выявил длинные волны, получившие позднее название волн Кондратьева.

Кондратьевские циклы – долгосрочные циклы динамики общества (48 – 55 лет). Они вызывают глубокие изменения в обществе, приводящие к радикальным преобразованиям, кризисам, которые могут завершаться распадом системы, заменой одной системы другой. Закономерности социогенетики проявляются в наследственной изменчивости и отборе, который может быть целенаправленным или стихийным. До настоящего времени этот вид закономерностей остается наименее исследованным, что предоставляет еще одну, правда, далеко не самую легкую, возможность получить новое знание. Знание принципа Кондратьевских циклов избавляет исследователя проблем долгосрочного прогнозирования от многих и многих исследовательских процедур, если этот принцип ввести в методологию научного исследования, посвященного этой, или похожей, проблеме.

О построении методологических схем научных исследований на основе системного подхода и объективных законов, при работе над диссертациями, речь идет в параграфе 1.17. А в следующем параграфе представлены рассуждения о том, что такое методология науки вообще.

 

Беляев В.И.

1.9. Методология научных исследований в экономике

 

В параграфе 1.7 указывалось, что в научном исследовании при подготовке диссертации должен применяться отнюдь ни один метод, а несколько и их применение должно быть взаимосвязанным и взаимообусловленным, а именно, системным. При этом нужно обеспечить такое их взаимодействие, чтобы они дополняли друг друга, позволяли получать как можно более точные и всесторонне обоснованные новые знания о сущности изучаемых явлений, объектов, процессов. Намеченные для получения новых знаний методы должны быть логически объединены в единую схему, построенную на принципах системного подхода, характеризующуюся целостностью и учитывающую действия объективных законов общественного развития. Особенно не надо забывать о законах экономического развития, о чем речь идет в параграфе 1.8, и использовать подходящие для изучаемой проблемы законы в исследовательских поисковых процедурах. Другими словами, каждое научное исследование должно иметь собственную, соответствующую только ему систему методов производства новых знаний. Таким образом, по справедливому заключению А. Маршалла, отдельные методы научных исследований могут применяться в разных отраслях знаний и являются, как бы, общими для всех отраслей науки [27]. Но сочетание этих методов в каждом конкретном исследовании может быть только оригинальным, только присущим этой конкретной теме (см. параграф 1.17). Это сочетание как мозаика собирается исследователем из методов по определенным принципам, правилам и предшествует самому исследованию, или являться его начальной стадией. Совокупность знаний и конкретных процедур этой исследовательской работы объединяется понятием «методология». В параграфе 1.7, коротко, упоминается об этом понятии, но без приведения определений. Здесь же методология, как одно из основных понятий науки, рассматривается более подробно.

В общем и целом, под методологией (метод и …логия) понимают учение о структуре, логической организации, методах и средствах человеческой деятельности по достижению определенной цели, причем цели не обязательно ориентированной на получение нового научного знания. В основе любой человеческой деятельности лежит своя методология, соответствующая содержанию этой деятельности. Методология же науки представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научного познания [34]. Если еще совсем недавно понятие методологии охватывало преимущественно только совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности людей, то в настоящее время ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная отрасль знаний, делающая акцент на методах, путях достижения нового истинного знания, имеющего практическую значимость для жизни людей [40].

Есть немало научных работ, посвященных методологии экономической науки (см. библиографический список). В качестве одной из таких можно назвать книгу Марка Блауга [4], ранее ставшего известным в России по своему фундаментальному труду «Экономическая мысль в ретроспективе» [3] (см. отступление 1.15).

 

Отступление 1.15. Методология экономических исследований

Объяснить, что такое методология очень сложно. Это трудноуловимое понятие. Поэтому в объяснении этой непростой категории, как, впрочем, и любой другой, следует обращаться к авторитетным публикациям. Одной из таких публикаций, действительно, является книга М. Блауга.

Методология – это не просто яркое название для «методов исследования», а изучение связи между теоретическими концепциями и обоснованными выводами о реальном мире; в частности, методология – это та ветвь экономической науки, где мы рассматриваем способы, которыми экономисты обосновывают свои теории, и приводимые ими причины, по которым они предпочитают одну теорию другой. Методология одновременно является описательной («вот что делает большинство экономистов») и предписывающей дисциплиной («вот что экономисты должны делать, чтобы продвинуть свою науку вперед»). Наконец, методология не дает механического алгоритма ни для построения, ни для обоснования теорий, и этим она больше напоминает искусство, нежели науку.

Источник: Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. – М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. С. 18 – 19.

 

Таким образом, понятие методологии является сложным, неоднозначным. С одной стороны методология экономической науки представляет собой совокупность методов и средств для объяснения того, что происходит (произошло) в экономической жизни людей, с другой же стороны – это совокупность методов и средств для получения новых знаний об экономике. Для научных исследований при подготовке диссертаций в области экономики, безусловно, важны оба подхода в определении методологии. Однако второй подход в реальной практике подготовки диссертаций используется в большей степени, он более заметен в применении диссертантами, поскольку на его основе можно получить более значимую с практической точки зрения научную новизну.

Еще одно определение методологии научного исследования, применительно к социологии, предложил доктор социологических наук, профессор В.А. Ядов (см. отступление 1.16).

 

 

Отступление 1.16. Методология научных исследований

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Источник: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. – С. 53 – 62.

 

Ключевыми моментами, на которые в этом отступлении надо обратить внимание, является, во-первых, понимание под методологией «системы принципов» производства новых знаний и включение в методологию любого исследования, во-вторых, «совокупности исследовательских процедур, техники и методов». Разумеется, речь идет о системном включении в методологию методов получения новых знаний, т.е. о таком включении, в котором речь идет о дополнении одних методов другими, об использовании исследователем этих методов, как единого целого. Основной признак методологии исследования – это ее цельность.

Исходя из приведенных выше, в том числе и в отступлениях 1.15 и 1.16, определений методологии научных исследований, можно заключить, что в реальных познавательных процедурах без применения объединенных системным образом (т.е. на базе принципов системности) методов научных исследований не обойтись. Объединение на системных принципах и объективных законах общественного развития методов научного познания для получения новых знаний в конкретной предметной области и будет представлять собой методологическую схему данного научного исследования. Любая диссертация должна иметь свою уникальную методологическую схему.

Следует заметить, что в крупных фундаментальных исследованиях речь, обычно, ведут о методологиях, а не о методологических схемах. При этом методологию иногда обозначают словом «метод», имея в виду «метаметод». Например, говоря о методологии «Капитала», могут сказать – «метод Маркса». Однако, в магистерских диссертациях уместнее, все-таки, говорить о методологических схемах или подходах, т.е. чуть-чуть скромнее.

Однако методологическая схема научного исследования при выполнении диссертаций отнюдь не представляет собой только взаимодействующую упорядоченным образом систему методов (мозаику) получения новых знаний по конкретному направлению, по конкретной теме. Коль скоро для каждого исследования ученым создается соответствующая только ему (этому исследованию) методология, то она, естественно, не может не включать в себя (или не учитывать при своем создании) предмет и объект исследования, а также и некоторые другие, весьма важные, обстоятельства, параметры, обусловливающие специфику исследовательской работы, ее содержание (см. отступление 1.17).

 

Отступление 1.17. Методология и организация научного исследования

Методология… предполагает определение целей, предмета исследования, границ исследования, выбор средств и методов исследования (о чем речь шла выше), средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 20003. С. 39 – 58.

 

Другими словами, методология и организация исследований требуют учета целого ряда системных характеристик (см. параграф 1.7), к которым, кроме перечисленных выше, авторы цитируемой книги отнесли также и потребность в исследованиях, и эффективность исследований, и результаты исследований.

Таким образом, методология научного исследования не только трудноуловимое понятие, как уже указывалось в отступлении 1.15, но и сложное по структуре образование. И в самом начале пути начинающим ученым очень важно понять (о чем уже неоднократно упоминалось на страницах данного учебного пособия), что для каждого исследования должна быть построена и своя методология (методологическая схема). От того, какова методология, таковым окажется и научный результат. Если в методологию привнесена ошибка, или неточность, результат тоже окажется ошибочным, или, как минимум, неточным. При проектировании методологии исследования может осуществляться и корректировка, или уточнение, его предварительно сформулированной темы. Если исследователю недоступны в применении какие-либо методы, и он не может включить их в свою методологическую схему, нет смысла определять для себя и тему диссертации, которую нельзя выполнить без применения этих методов.

Если подытожить приведенные выше определения методологии науки, то можно сказать, что методологическая схема (или методологические подходы) научного исследования при подготовке диссертации представляет собой систему объединенных общей целью и задачами методов, приемов и средств производства новых знаний о конкретном предмете исследования, органично связанных с объектом. Следовательно, каждая диссертация должна быть посвящена какому-либо конкретному предмету исследования. В экономике предмет исследования представляет собой реальную область отношений между людьми по тому или иному, но вполне определенному, поводу. При этом предмет исследования, как отмечено в определении, всегда должен быть связан с объектом, в качестве которого могут выступать предприятия или комплексы предприятий, отрасли, их функции, отдельные задачи, народное хозяйство в целом, рынки, их отдельные сегменты и т.п. В определении подчеркивается, что каждая диссертация должна иметь свою цель, вытекающие из нее задачи, решение которых требует системного применения определенных методов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...