Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: общее и особенное 1 глава




 

Магистерская диссертация представляет собой обобщение результатов самостоятельной исследовательской деятельности выпускников магистратуры. Как и выпускная квалификационная работа бакалавра (или специалиста), магистерская диссертация является квалификационной работой, т.е. готовится с целью публичной защиты для получения квалификации (степени) магистра.

Поскольку выпускники магистратуры, как отмечено в 1.1, могут, затем, поступать в аспирантуру, где аспиранты, также, занимаются научной деятельностью, и готовят диссертации, есть смысл коротко подчеркнуть отличие магистерских диссертаций от кандидатских. И как можно, занимаясь научной деятельности, от магистерской диссертации перейти к кандидатской.

Первое отличие заключается в уровне получаемой степени. При защите кандидатских и докторских диссертаций соискатели получают соответствующие ученые степени либо кандидатов, либо докторов наук. При защите же магистерской диссертации речь идет о получении квалификации (степени) магистра. А в чем же, собственно, состоит отличие магистерской степени от кандидатской, а, следовательно, и магистерской диссертации от кандидатской? Ясно и четко об этих отличиях высказались, в своей книге, английские профессора Эстел М. Филипс и Дерек С. Пью [39], активно занимающиеся подготовкой и магистров, и аспирантов (см. отступление 1.1).

 

Отступление 1.1. Различия между степенями магистра и кандидата наук

Степень магистра указывает на менее высокую квалификацию, нежели степень кандидата наук. Диссертация на соискание степени магистра обычно меньше по объему, чем диссертация на соискание степени кандидата, к тому же для ее создания достаточно двух лет очного обучения. Ее часто используют в качестве подготовки к проведению научной работы более высокого уровня, и, разумеется, она может стать подготовительным этапом в будущей работе на соискание степени кандидата. Степень магистра, таким образом, является признанной законом степенью, подтверждающей более высокую квалификацию, чем простой специалист, и, естественно, чем выпускник бакалавриата.

Источник: Филлипс Э.М., Пью Д.С. Как написать и защитить диссертацию: практическое руководство. – Челябинск: Урал LTD, 1999. С. 36 – 37.

 

Следует заметить, что в Англии применяется другая, непохожая на российскую, система оценки квалификации научных кадров. Принятому в России понятию «кандидат наук» в Англии соответствует понятие «доктор философии», заимствованное в Америке в начале XIX века [39, с. 32]. Очевидно, в приведенной цитате отступления 1.1, там, где упоминается о кандидате наук, в оригинале речь идет о докторе философии, как ученой степени, присваиваемой за определенные научные результаты.

Подчеркнув различие между магистерской и кандидатской диссертациями, следует обратить внимание и на то, чем диссертация вообще отличается от выпускной квалификационной работы бакалавриата. А между ними существует еще большее различие, чем между диссертациями – кандидатской и магистерской. Другими словами, между диссертацией и выпускной квалификационной работой бакалавра есть то особенное, что вообще выделяет диссертацию в особый класс выпускных работ. Общим же у них является только то, что обе они являются квалификационными, и не более. Однако уже и в этом общем сокрыто (завуалировано) коренное различие между этими видами выпускных работ. Речь идет об оценке не только разных уровней квалификации, но и разных видов (типов) этой квалификации. Выпускная квалификационная работа бакалавра предназначена для оценки профессиональной квалификации выпускников бакалавриата по соответствующему направлению подготовки в высшем учебном заведении: в данном случает речь идет о направлениях «экономика», «менеджмент», «коммерция (торговое дело)», «реклама и связи с общественностью». При защите выпускной квалификационной работы выпускнику вуза (будущему бакалавру) надо показать, что в процессе обучения им накоплен достаточный уровень общепрофессиональных знаний, и он может применять их в практической деятельности (т.е. кроме знаний имеет необходимые для практической работы навыки и умения). Об оценке совершенно не такой квалификации идет речь при защите диссертации (причем, любой – магистерской, кандидатской, докторской).

Диссертация (от лат. dissertation – рассуждение, исследование) – это не только квалификационная работа, но и, как уже подчеркивалось выше, научная, подготовленная для публичной защиты с целью получения ученой степени. Цель любой диссертации состоит в решении научной проблемы (большой или малой, что определяется степенью, на которую претендует соискатель) путем познания предмета исследования, открытия в нем неизвестных сторон, характеристик, и совершенствования на этой основе (на основе новых знаний, полученных в ходе научных исследований) выбранного объекта исследования.

Диссертация представляется в виде рукописи (т.е. в письменном виде). Следовательно, можно сказать, что диссертация представляет собой особый научно-литературный жанр. Она должна быть написана понятным научным языком, иметь четкую логику в изложении полученных научных результатов, быть непротиворечивой и обладать мощной доказательной силой. Ее должен отличать безупречный стиль изложения результатов исследования. Он должен быть строгим, с применением широкого понятийного научного аппарата, но, несмотря на это, легко воспринимаемым при чтении, доступным. Текст диссертации должен быть органично дополнен рисунками, графиками, диаграммами, таблицами, увеличивающими информативность текста, что делает ее стиль специфичным, характерным только для научных текстов, что, собственно, и позволяет определить диссертацию, как самостоятельный литературный жанр.

Диссертация представляет собой единоличный научный труд ее автора. Поэтому в ней должны легко просматриваться личные достижения соискателя в области выбранной им науки. Исходя из этого, текст диссертации следует представлять таким образом, чтобы в нем были отражены достижения других ученых с указанием их имен и фамилий, а также и их печатных трудов. Это позволяет автору диссертации зримо, в сравнении, показать свои достижения в рамках выбранной темы исследования, выделить их из всей массы ранее произведенных знаний. Отождествление описания достижений науки в выбранной теме с тривиальным переписыванием является ошибочным. Не для объема диссертации осуществляется это, а для того, чтобы показать, что написавший диссертацию выпускник магистратуры свободно ориентируется в выбранной отрасли науки и способен дополнить накопленные в ней знания своим трудом.

Таким образом, к форме диссертации предъявляются весьма жесткие требования, хотя они нигде формально и не зафиксированы. Весьма образно об этом написали в своей книге Э. М. Филипс и Д.С. Пью [39, с. 85]. Они, характеризуя форму диссертации, провели аналогию с музыкой, используя форму такого музыкального произведения, как соната. Форма сонаты еще не дает представления о ее содержании. Так сонаты Гайдна вовсе непохожи на произведения Леннона и Маккартни, которые так же использовали эту форму. А джазовые произведения Скотта Джоплина, несмотря на ту же самую форму, совершенно непохожи ни на произведения Гайдна, ни на произведения Леннона и Маккартни. Точно также обстоит дело и с диссертациями. Этот жанр, также как и соната, требует применения одной формы, но с уникальным содержанием. По содержанию диссертация должна содержать в себе исчерпывающую характеристику состояния области исследования, обоснование направления научного поиска, доказательство достоверности используемой информации и выводов. И это содержание должно быть представлено в строгой форме научной работы.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что подготовленная таким образом диссертация должна представить способности соискателя для работы в области науки. А что же такое наука вообще? Ответ на этот вопрос содержится в следующем параграфе данной главы.

 

Беляев В.И.

1.3. Наука и научная деятельность

 

Наука, по определению, представляет собой сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и систематизацию объективных знаний об окружающем людей мире. Содержание науки нашло довольно полное определение в многообразной философской литературе (см. отступление 1.2).

 

Отступление 1.2. Наука: содержание и сущность

Определяя понятие науки, следует учитывать два обстоятельства: первое из них связано с тем, что наука представляет собой не просто сумму каких-то знаний об окружающем нас мире, а систему точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и их глубинных связях, т.е. о законах природы и общества, выраженных посредством особых понятий, математических или вербальных выражений, называемых научными; из второго обстоятельства с непреложной очевидностью следует, что науку нельзя отождествлять с результатом любознательности отдельных людей – она представляет собой совокупный плод практической деятельности всего человечества и подчинена целям развития общественной практики.

Источник: Мостепненко М.В. Философия и методы научного познания. – Л.: Лениздат, 1972. С. 8 – 9.

 

Анализируя и другие философские издания, посвященные науке и научной деятельности, можно придти к выводу, что понятие науки многогранно. Она, как следует из этих публикаций, включает в себя всю деятельность, направленную на приращение знаний, но и не только. В понятие науки включают также и результаты этой деятельности, выражающиеся во все увеличивающейся сумме знаний о природе и обществе, лежащих в основе научной картины мира. Но и это еще не все. Под наукой также понимают обозначение отдельных отраслей научного знания. Например, «экономика», как наука (которую часто называют «экономическая наука»), др. Наука, как сфера деятельности, кардинальным образом отличается от всех других видов деятельности людей по своему результату, который всегда связан с приращением нового знания, приводящего к изменениям в других сферах человеческой деятельности. Таким образом, под наукой, в общем и целом, следует понимать логически непротиворечивую систему научных знаний, выраженную в понятиях о явлениях и законах природы и общества, служащую теоретической основой для их целенаправленного преобразования в интересах человечества.

Есть несколько классификационных схем науки. Во-первых, вся наука, и как сфера создания новых знаний, и как совокупность накопленных знаний, условно подразделяется на естественные, общественные и технические науки. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на отдельные отрасли научного знания, которые, в свою очередь, на научные специальности, включающие в себя специализации. Так, в частности, в состав экономической науки, относящейся к классу общественных наук, входит специальность «экономика и управление народным хозяйством», имеющая шифр 08.00.05 и включающая в себя ряд специализаций: «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности», «экономика труда», «маркетинг», др.

По непосредственному отношению к практике и по своей направленности в исследованиях, во-вторых, науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Основную свою задачу отрасли фундаментальных наук видят в познании объективных законов взаимодействия и развития базисных структур природы, общества, мышления. Фундаментальные науки изучают эти законы, так сказать, в «чистом виде», т.е. безотносительно к их применению. Результаты фундаментальных исследований используются прикладными науками в решении своих частных познавательных задач, а также в совершенствовании технических систем и процессов, улучшении социально-экономических условий общественного бытия, др., к чему, собственно, и сводятся задачи прикладных наук и прикладных исследований.

Наука, как сфера человеческой деятельности и результат этой деятельности динамична, она постоянно пополняется новыми знаниями, добываемыми учеными в процессе научных исследований. Истинная цель науки, как следует из приведенных выше определений, как раз и заключается в производстве новых знаний, и ни в чем другом. А новые знания непременно должны производиться в процессе выполнения диссертационных исследований. Таким образом, диссертационная работа, если еще более точно определить ее предназначение – в дополнение к изложенному в параграфе 1.2 – и ее защита, должны показать умение (квалификацию) соискателя, в данном случае выпускников магистратуры, производить новые знания, полезные для общества, т.е. способствовать приращению научных знаний. Необходимость производства новых знаний и составляет суть особенных отличительных характеристик диссертации от дипломной работы. Именно квалификацию в производстве новых знаний и следует оценивать, в частности, государственной аттестационной комиссии при защите магистерских диссертаций.

Защитив магистерскую диссертацию, соискатель становится ученым, обладающим квалификацией (степенью) магистра. Он может производить новые знания, т.е. он может быть руководителем и (или) исполнителем в различного рода научных исследовательских программах, он также может работать преподавателем в вузе, он может выступать в качестве эксперта (рецензента) по оценке магистерских диссертаций, написанных другими, и т.п. Все это требует наличия у него широкой профессиональной эрудиции, глубоких знаний, умений и навыков проводить научные исследования и оценивать их результаты, полученные другими. Об этом довольно хорошо написали, уже дважды процитированные в этой книге, английские профессора Э. М. Филипс и Д.С. Пью [39] (см. отступление 1.3).

 

Отступление 1.3. Ученый: требования к квалификации

…Ученый – это исследователь-профессионал высокой квалификации, что означает: Во-первых, владение знаниями и информацией, интересной другим ученым.

Во-вторых, знание не только базовых основ своей отрасли науки, но и знание последних достижений в ней.

В-третьих, владение методологией и методами производства новых знаний в своей отрасли науки.

В-четвертых, умение убедительно и доказательно интерпретировать полученные новые результаты, доходчиво доносить их до своих коллег в письменной и устной формах.

В-пятых, умение осуществлять все это на уровне международной практики.

Источник: Филлипс Э.М., Пью Д.С. Как написать и защитить диссертацию: практическое руководство. – Челябинск: Урал LTD, 1999. С. 32 – 33.

 

Как следует из отступления 1.3 быть ученым непросто, но интересно. Для этого надо много знать, постоянно пополняя свои знания, уметь самому производить новые знания, уметь доказательно предоставлять их научной общественности. А чтобы стать ученым, надо доказать соответствие своей квалификации этому званию, написав и защитив соответствующую диссертацию. В связи с необходимостью оценки квалификации соискателя в производстве им новых знаний и появилось, очевидно, основное понятие, неизбежно сопутствующее любой диссертационной работе, и при этом не обязательное для выпускной квалификационной работы бакалавра, а именно, понятие научной новизны, о чем речь идет в следующем параграфе данной главы.

 

Беляев В.И.

1.4. Научная новизна. Что это такое?

 

Под научной новизной при квалификационной оценке любой диссертации – магистерской, кандидатской, докторской – понимаются такие результаты, полученные соискателем (в частности, выпускником магистратуры), которые ранее в таком виде (в такой форме) никому не были известны, нигде не были опубликованы и нигде не применялись. И, что не менее важно, применение этих новых знаний на практике существенно повышает эффективность и результативность деятельности людей в той сфере, для которой они и созданы. Получить такие результаты можно только в процессе научного исследования. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование, включающее в себя совокупность научных положений и обобщений (собственно научную новизну), имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы, обозначенной в теме диссертации. Положения научной новизны (новое знание, полученное лично автором диссертации), выносимые на защиту, должны быть логически и четко (без противоречий) изложены, аргументированы и соотнесены с ранее известными научными разработками в этой области (а именно в той, что заявлена в теме диссертационного исследования) с тем, чтобы отделить новые научные результаты, полученные лично соискателем, от уже известных (об этом подробнее написано в 2.7).

Но что же такое научная новизна вообще, если говорить о ней конкретно? К сожалению, совершенно конкретно о ней еще никто не сказал, что иногда воздвигает перед соискателями труднопреодолимые барьеры в их дискуссиях с руководителем, рецензентами, другими экспертами и др., ибо каждый из них по-разному понимает научную новизну. Некоторые, и их немало, завышают требования к научной новизне, видя в диссертации только научную работу и забывая о том, что она, все-таки, является еще и квалификационной. Некоторые, наоборот, склонны занижать требования к содержанию научной новизны, сводя ее, в частности, в диссертациях по экономике и управлению, к тривиальному анализу хозяйственной деятельности предприятий, зафиксированных в этих диссертациях как объекты исследования. А коль скоро нет однозначного понятия этой важнейшей категории, есть смысл, хотя бы коротко, познакомиться с различными взглядами на нее. Так, в частности, высшая аттестационная комиссия (ВАК) РФ в своем «Положении о порядке присуждения ученых степеней» кандидатов и докторов наук, не употребляя термин «научная новизна», в отношении кандидатских и докторских диссертаций требования к ним определяет следующим образом (см. отступление 1.4). Такой же подход, в общем и целом, должен применяться и в определении научной новизны в магистерских диссертациях.

 

Отступление 1.4. Требования к докторским и кандидатским диссертациям

Требования к докторским и кандидатским диссертациям изложены в разделе II Положения, в пунктах 8 и 9.

8. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное, хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

9. …Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, – рекомендации по использованию научных выводов…

Источник: Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74

 

Требования к магистерским диссертациям, естественно, несколько ниже (см. отступление 1.1), чем к кандидатским, а тем более к докторским. Для получения магистерской степени вполне достаточным будет умение соискателями применять те или иные методы научных исследований в получении ими новых знаний, которые являются прикладными (не фундаментальными). Эти умения надо четко изложить в самой диссертации и продемонстрировать их при защите. Безусловно, многие из магистров рано или поздно приступят к работе над кандидатскими и докторскими диссертациями. Поэтому знакомство их с требованиями к этим научным работам никак не будет лишним.

Более конкретно о научной новизне идет речь в некоторых специальных пособиях. Так, в частности, Ю.Г. Волков в своей книге [10] дает, более точное представление о научной новизне, чем это сделано в официальном Положении ВАК РФ (см. отступление 1.5).

 

Отступление 1.5. Что такое научная новизна?

Научная новизна применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право использовать понятие «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Новизна вовсе не указывает на то, что вся Ваша работа от начала до конца должна состоять из никем доселе не сформированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Применительно к кандидатской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение Вашей работы данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется – самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование и т.п.

Источник: Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. – М.: Гардарики, 2001. С. 16 – 17.

 

Последнее замечание автора относительно «небывалых понятий» и «элементов научной новизны» чрезвычайно важно, как для соискателей, так и для их научных руководителей, а особенно для членов государственных аттестационных комиссий при защите магистерских диссертаций, поскольку, как уже указывалось выше, иногда требования к научной новизне теми или иными лицами, причастными к оценке квалификации соискателя, неоправданно завышаются, что действительно, как уже говорилось, становится труднопреодолимой преградой на пути продвижения к защите, в общем-то, вполне приемлемых работ, а иногда и просто хороших, а иногда, наоборот, занижаются.

Несколько иной, но, в общем-то, похожий подход к оценке научной квалификации соискателей применяется и за рубежом. Так, в частности, в книге Э.М. Филипс и Д.С. Пью [39], в Англии, вместо понятия «научная новизна» рекомендуется применять понятие «оригинальный вклад». Имеется в виду оригинальный вклад в науку. Следует обратить внимание на то, что и Ю.Г. Волков, говоря о научной новизне в своем пособии, ведет речь, в том числе, и о разработке соискателями оригинальных тем. Значит, между понятиями «оригинальный вклад» и «научная новизна» существует прямая связь, поскольку и к тому, и к другому вполне применимо определение «впервые». Думается, что знакомство соискателей, в том числе и выпускников магистратуры, и их руководителей с зарубежным опытом оценки научной новизны диссертаций на основе «оригинального вклада» в науку, будет весьма полезным (см. отступление 1.6).

 

Отступление 1.6. Содержание понятия «оригинальный вклад в науку»

Итогом написания диссертации на соискание ученой степени должно стать внесение «оригинального вклада в область знаний». Звучит это довольно значительно, но имейте в виду, что термин «оригинальный вклад» следует рассматривать в довольно узком смысле. Но часто под этим термином подразумевают значительное открытие, потрясающее основы научной дисциплины, и если аспиранты думают, что это действительно так (пусть даже подсознательно или полуосознанно), то написание такой диссертации станет для них весьма изнурительным занятием.

Конечно, если Вы способны внести крупный вклад в свою область науки, приступайте к делу и дерзайте…Для тех же, кто не способен на великие открытия, понятие «оригинальный вклад» может быть значительно уже и фактически заключаться в следующем: применение теории в какой-то другой области, объяснение какого-то редкого случая, изучение малоизвестного исторического опыта и т.д.…

Таким образом, диссертация – это отнюдь не переворот в науке. «Сдвигом парадигм» Э.М. Филлипс и Д.С. Пью советуют заниматься после защиты диссертации и приводят по этому поводу два ярких примера.

Теория относительности (являющаяся классическим примером сдвига парадигм относительно постньютоновской физики) не являлась темой диссертации Альберта Эйнштейна на соискание ученой степени (темой его диссертации была разработка теории Броуновского движения). «Капитал» Карла Маркса также не был темой его диссертации, которая, кстати, была посвящена всего лишь сравнительной оценке учений двух малоизвестных греческих философов (а именно, анализу различий натур-философии Демокрита и Эпикура). Конечно, работая над своими диссертациями, А. Эйнштейн и К. Маркс несомненно как-то готовили себя к решению великих проблем (и это у них получилось!), но прежде всего они профессионально овладели уже известными знаниями (что и показали в своих диссертациях).

В экономических науках есть немало примеров и обратного – практические работники, не помышляя об ученых степенях, писали и пишут неплохие книги о своем опыте управления предприятиями, в которых содержатся элементы научной новизны. К ним можно отнести таких практиков, как Анри Файоль, Георгий Андреевич Кулагин, Ли Якокка, Акио Морита, Кадзумо Татеиси, Билл Гейтс, др.

Что же касается более конкретного выражения понятия «оригинальный вклад в науку», то Э.М. Филлипс и Д.С. Пью свели его к следующим девяти пунктам:

1. Выполнение эмпирической работы, до этого ни разу не осуществлявшейся.

2. Осуществление синтеза, ранее не выполнявшегося.

3. Использование известного материала, но в новой интерпретации.

4. Испытание в данной стране чего-то такого, что ранее выполнялось только в других странах.

5. Изучение определенного метода и применение его в другой области.

6. Получение новых фактов по известному вопросу.

7. Работа на стыке нескольких наук и применение различных методик.

8. Рассмотрение разделов научной дисциплины, до этого никем не изучавшихся.

9. Развитие области знаний способом, до этого не применявшимся.

В своей книге Э.М. Филлипс и Д.С. Пью приводят также мнение своего соотечественника, профессора гидравлики Фрэнсиса, которое, безусловно, будет интересным и для российского читателя. Ниже представлены шесть пунктов профессора Фрэнсиса, позволяющих определить работу соискателя, как оригинальную:

1. Впервые выполнено описание значительного объема новой информации.

2. Продолжение ранее начатой оригинальной разработки.

3. Выполнение оригинальной работы, задуманной руководителем.

4. Получение оригинальной методики, наблюдений и результата при выполнении неоригинальной в других отношениях, но выполненной на достаточном уровне научно-исследовательской разработки.

5. Осуществление многих оригинальных замыслов, методов и интерпретаций другими исполнителями под руководством соискателя.

6. Проявление оригинальности при проверке чужих замыслов.

Источник: Филлипс Э.М., Пью Д.С. Как написать и защитить диссертацию: практическое руководство. – Челябинск: Урал LTD, 1999. С. 53 – 54.

 

Как следует из элементов оригинального вклада, которыми руководствуются в зарубежных (в частности, в английских) вузах, диссертация на соискание ученой степени, безусловно, отличается от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку позволяет оценивать способность соискателя производить новые знания, а не просто осуществлять профессиональную деятельность, но, вместе с тем, она и не представляет собой нечто небывалое, как об этом сказал Ю.Г. Волков, выходящее за пределы понимания обычными людьми содержания деятельности соискателей, готовящих диссертации к защите. Наличие пятнадцати различных определений оригинальности, как отмечают Э.М. Филлипс и Д.С. Пью, обнадеживает, поскольку «быть оригинальным в каком-то одном из пятнадцати способов гораздо легче, чем быть просто оригинальным».

В России есть немало работ, позволяющие конкретизировать элементы научной новизны (элементы оригинального вклада в науку). Об оценке научной новизны, актуальности и практической значимости подробно написали в своей книге профессора Н.И. Аристер и Н.И. Загузов [1], много лет проработавшие в Высшей аттестационной комиссии России. Решению этой же проблемы посвящена и небольшая работа профессоров Ф.С. Веселкова (Санкт-Петербургский университете экономики и финансов) и В.А. Гаги (Томский государственный университет), которые предложили компактную по форме, но емкую по содержанию квалификационную систему оценок научной новизны в диссертационных работах [8]. В предлагаемой ими классификации типов (видов и разновидностей) элементов научной новизны реализована попытка, выделить личный вклад соискателя в теорию и практику развития исследуемой области. В их классификационных оценках, следует подчеркнуть, присутствуют слова «впервые» и «оригинально», что свидетельствует о подобии подходов в зарубежных и отечественных системах оценки научной квалификации. Однако эти слова у них употребляются только при оценке довольно глобальных элементов научной новизны, характерных, пожалуй, только для диссертаций, предъявляемых к защите на соискание степени доктора наук (см. отступление 1.7).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...