Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: общее и особенное 3 глава




 

Отступление 1.11. Холизм. Что это такое?

Холизм – методологический принцип, согласно которому миром управляет процесс творческой эволюции, постоянно создающий новые целостности. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными. Целое, целостность трактуются в холизме как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное. В современной науке термин «холизм» используется для обозначения принципа целостности.

Источник: Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 756.

 

Таким образом, холистический способ мышления, в отличие от редукционистского, основывается на представлении изучаемого объекта, явления или процесса в его целостном виде, в форме целостной системы, способной к функционированию, т.е. к решению конкретных целостных задач, которые не способен решить ни один из входящих в нее элементов. Понятие системы при холистическом способе мышления является фундаментальным, а его практическая реализация в научных исследованиях системным подходом. Мир систем сложен и многообразен. Иногда трудно определить, что не является системой. Впрочем, и в общем хаосе человеческого бытия отнюдь не легче увидеть какую-либо систему, определить ее строение – границы, структуру. Об этом очень доходчиво объяснили авторы одной из книг, посвященной организационному поведению людей (см. отступление 1.12).

 

Отступление 1.12. Строение организационных систем

Если речь идет о технических системах, то их строение и границы очевидны. Однако такой ясности нет в отношении организационных и социальных систем. Социальная система – комплекс отношений, возникающих в результате различных взаимодействий индивидов… Каждая небольшая группа людей представляет собой подсистему внутри более крупных объединений, в свою очередь являющихся подсистемами более крупных сообществ, и так до тех пор, пока не будет охвачено все население Земли. Внутри отдельной организации социальная система включает в себя всех ее сотрудников и их отношения друг с другом и с окружающим миром… Поведение любого члена группы может оказать прямое или косвенное влияние на действия любого другого ее участника… Изменения в одной части системы оказывает влияние на все остальные ее элементы (вне зависимости от его силы).

Источник: Ньюстрем Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. С.

 

Чтобы познать суть системного подхода необходимо познакомиться с понятием самой системы. В учебной и научной литературе можно встретить множество определений системы. Они отличаются друг от друга, в основном, уровнем абстракции. Так, под системой, в общем и целом, можно понимать нечто целое, которое самостоятельно поддерживает свое существование и выполняет присущие только этой целостности функции благодаря упорядоченному взаимодействию входящих в него элементов. Для более зримого (полного) представления понятия «система» здесь вполне уместно воспользоваться методическим приемом Дж. О’Коннора и Я. Мак-Дермота, сопоставивших систему, как целостную совокупность взаимодействующих частей, с набором никак не связанных между собою элементов, представляющих собою просто кучу [30, с. 22 – 23] (см. табл. 1.2). Каждая из характеристик системы, представленная в левой колонке таблицы 1.2, описывает систему как понятие, каждая со своей особой стороны. Совокупность этих характеристик, т.е. весь левый ее столбец, представляет собой более полное определение системы.

 

Таблица 1.2

 

Сопоставительная характеристика понятий «система» и

«не система»

 

Характеристики системы Характеристики кучи (не системы)
Составляющие компоненты объединены упорядоченным образом и действуют как единое целое (например, велосипед в собранном состоянии) Случайный набор составляющих компонентов в неупорядоченном виде (тот же велосипед в разобранном состоянии, все детали которого лежат в одном месте; в куче)
Все компоненты находятся под влияние объединяющей их системы, а поведение самой системы изменяется (вплоть до разрушения) при исключении из нее любого компонента. Если систему механически (без применения системного подхода) разделить на две части, то никак не получится две системы, а, скорее всего, получится разрушенная система (из одного велосипеда, посредством его разделения, никак нельзя сделать два). Добавление новых элементов в систему может ухудшить ее функциональную деятельность, о чем хорошо говорит известная русская поговорка: «Мешает, как пятое колесо в телеге» (таким образом, телега – это система). Все компоненты никак не влияют друг на друга и при добавлении или удалении составляющих основные свойства набора (кучи) изменяются только количественно, но никак не содержательно (куча не перестает быть кучей). При разделении кучи пополам получаются две равные кучи меньших размеров.
Упорядоченная совокупность компонентов действует согласованно и осуществляет некоторую функциональную деятельность. При этом ни один из элементов системы не обладает свойством выполнять эту функцию. Составляющие элементы никак не взаимодействуют друг с другом и ничего не могут производить. Они просто лежат в куче. Велосипед, с нарушенным взаимодействием его частей, при котором невозможно исполнение предназначенной ему функции, так же будет просто кучей.
Поведение системы, ее реакция на динамику внешней среды определяется структурой. Изменение структуры влечет за собой и изменение ее поведения. Куча не имеет ни упорядоченной структуры, ни поведения. Она характеризуется только размерами.
Система всегда определяется с позиции некоторого заинтересованного субъекта, осуществляющего целесообразную деятельность. Куча может возникать независимо от целесообразной деятельности людей (она может возникнуть и от их нецелесообразной деятельности).

 

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что система всегда имеет некую структуру, некое строение. Следовательно, необходимо познакомиться с основополагающими понятиями системы, позволяющими описывать их, анализировать, изучать, производить новые знания.

Обычно выделяют следующие основные рабочие понятия систем, без которых невозможно ни проектирование систем, ни их анализ, ни их объяснение:

§ элементы;

§ подсистемы;

§ компоненты;

§ границы.

Элементом является такая составная часть системы, которая не подразделяется исследователем на более мелкие составляющие. Из развернутого определения системы, представленного в левой колонке таблицы 1.2, следует, что определение предела ее делимости на элементарные составляющие (элементы) осуществляется с позиции заинтересованного лица. Другими словами, каждый субъект по-своему определяет структуру системы, ее границы и т.п. Так, в частности, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), анализируя складывающуюся систему парковки автомобилей в городе, если перед ней встанет такая задача, каждый автомобиль, очевидно, будет рассматривать в качестве неделимого элемента, а инженер-конструктор, решая проблему перегрева двигателя, в качестве объекта изучения выделит упорядоченную совокупность элементов, объединенных в систему охлаждения, что представляет только часть автомобиля, или, точнее, элемент автомобиля, как системы.

Элементы в рамках системы могут объединяться в более крупные составляющие, которые, если они выполняют определенную частную функцию, обеспечивающую выполнение функции всей системы, называются подсистемами.

Компоненты – обобщающее понятие. Под компонентами обычно понимают и элементы, и подсистемы.

Каждая система имеет свои границы, которые проводятся вокруг ее компонентов, часто в неявном виде, если это организационная система (не техническая). Проведение границ системы, так же как и ее структуризация (выделение компонентов), осуществляется с позиции заинтересованного субъекта. Не всегда четкое проведение границ, обозначение их каждым субъектом похожим образом – оба эти обстоятельства наиболее сильно проявляют себя в организационных системах, где практически в каждом элементе, так или иначе, задействованы люди, возможно на практике: разные люди по-разному проводят границы организационных систем. Например, границы и компоненты системы стимулирования труда по-разному обозначат руководитель службы управления персоналом и отдельный исполнитель (рядовой работник) конкретных трудовых процедур. Нередки случаи, когда та или иная система своими границами выходит за пределы предприятия. Это вполне справедливо по отношению к системе маркетинга предприятия, если речь вести именно о системе, а не об отделе, поскольку в нее (в систему) в качестве элементов или подсистем необходимо включать потребителей, конкурентов, поставщиков и др., которые вообще находятся за пределами предприятия. Да и система стимулирования труда предприятия может включать в себя элементы, находящиеся за его (предприятия) границами. Допустим, при включении в эту систему внешним независимых служб по найму работников, которые могут предлагать работу, ориентируясь на систему симулирования труда.

Различия в представлении границ могут носить и иерархический характер (см., например, рис. 1.5).

 

 


Рис. 1.5. Иерархическая зависимость системных границ

 

Системы становятся более понятными, наглядными, и удобными для анализа, если их представлять в виде различного рода схем [12]. Основными из них можно назвать следующие:

§ системная карта;

§ схема влияния;

§ схема входов-выходов;

§ контур управления с обратной связью.

Есть смысл, хотя бы коротко, рассмотреть каждую из этих схем.

Первые две из них – системная карта и схема влияния – предназначены для наглядного представления структуры систем и взаимосвязей между входящими в них компонентами. Основная задача, которая решается исследователем при использовании этих схем, однако отнюдь не сводится к элементарной наглядности. Эти схемы предоставляют исследователю прекрасную возможность со своей личной позиции, как заинтересованного субъекта, представить себе и структуру системы, и внутренние взаимосвязи между ее элементами, и границы системы.

Системную карту, отражающую только структуру, границы и лишь некоторые нюансы отношений (взаимосвязей), на примере системы организации практики студентов магистратуры, можно представить в следующем виде (см. рис. 1.6).

 

 

 


Рис. 1.6. Системная карта организации преддипломной практики

студентов магистратуры

 

Как следует из рисунка 1.6 в систему практики студентов, в качестве подсистемы производственной базы вошли и предприятия, на которых студенты осуществляют сбор информации для дипломной работы. Таким образом, одна из обычных вузовских систем своими границами вышла за пределы самого вуза. Это первое обстоятельство, на которое надо обратить внимание при анализе рисунка 1.6.

Второе обстоятельство связано с тем, что систему не обязательно отождествлять с каким-либо четко выделенным подразделением организации. Будет даже лучше, если в качестве системы исследователь представит не отдел, не подразделение предприятия, а его функцию, или даже отдельную проблему, ставшую вдруг актуальной на предприятии или в отрасли, о которой мало известно, или вообще ничего не известно, и которую надо подвергнуть тщательному изучению с холистических позиций. Ее компоненты не всегда будут представлять собой официально выделенные структурные подразделения или задачи (процедуры), а границы, как уже указывалось, не всегда будут совпадать с границами даже самого предприятия. Однако в решении именно такого рода проблем чаще всего и кроется рациональное зерно повышения эффективности деятельности исследуемого объекта, что делает научную новизну (см. параграф 1.4) практически значимой (см. параграф 1.5).

Суть третьего обстоятельства связана с тем, что некоторые подсистемы могут не иметь формально закрепленной структуры (закрепленной в уставах, положениях об отделах, должностных инструкциях, методиках выполнения отдельных видов работ, др.). Так, в частности, подсистема контроля над ходом преддипломной практики, осуществляемая руководителями дипломных работ, построена на принципах матричных структур, т.е. каждый руководитель дипломной работы имеет, в таких случаях, двойное подчинение – он подчиняется руководителю отдела практик вуза и заведующему кафедрой, что и нашло отражение в системной карте.

Четвертое обстоятельство (о нем уже не раз упоминалось на страницах данного пособия) связано с тем, что данная подсистема представлена с позиции некоего заинтересованного субъекта, в данном случае заведующего кафедрой. Ректорат может представить себе эту систему несколько по-иному. Руководитель предприятия, к которому студенты придут устраиваться на практику – по третьему. Сами же студенты – совершенно непохожим ни на одно из этих трех представлений образом. Каждый из этих субъектов будет смотреть на данную систему, как говорят в России, «со своей колокольни» и каждый из них будет прав, но прав по-своему. Вполне уместным здесь будет и упоминание о том, что каждую подсистему, и даже отдельный элемент, можно представить в виде самостоятельной системы с более подробной структурой и связями.

И, наконец, последнее, пятое, обстоятельство вытекает из того, что на любую систему оказывает влияние внешняя среда, которую также можно структурировать. На рисунке 1.6 в качестве внешних структурных компонентов представлены только ректорат и министерство образования. Помня о том, что системами, а, следовательно, и их компонентами могут быть не обязательно хорошо структурируемые организации, в качестве компонентов системы преддипломной практики можно представить экономику страны (ее состояние), политику, если они в момент проведения исследования оказывают заметное влияние (или происходит изменение влияния) на систему.

Что касается схем влияния, как второго вида наглядного представления систем, то они представляют собой те же системные карты, только с нанесенными на них стрелками, показывающими зависимость одних компонент системы от других (или влияние одних компонент на другие). Толщиной стрелок можно показать интенсивность такого взаимодействия (или воздействия). Пример схемы влияния представлен на рисунке 1.7 и демонстрирует систему взаимодействий при защите отчетов студентами практики.

Схемы влияния могут оказаться весьма полезными при установлении внешних и внутренних сил, способствующих или сдерживающих развитие анализируемой системы. Безусловно, схема влияния может включать в себя любые факторы внешней среды. Анализ влияния внешних сил также является предметом внимания при системном подходе, применяемом в исследовательской практике.

 
 

 


Рис. 1.7. Схема влияний при защите отчетов по практике

 

Схемы «входов-выходов» и «контуров управления с обратной связью» отражают, в отличие от рассмотренных выше системных карт и схем влияния, уже не просто структуру систем, а их функционирование, что также очень важно в системном анализе.

Иногда, для того, чтобы оценить экономичность, эффективность и результативность деятельности системы, изменить эти параметры в сторону улучшения, вовсе не обязательно изучать ее (системы) структуру, корректировать ее. Достаточным будет изменение входов системы на основе оценки их выходов, если в структуре последних наметились негативные тенденции. Схема входов-выходов, если вернуться к рассмотренному выше примеру прохождения студентами практики, может иметь следующий вид (см. рис.1.8).

 

 


 

 

Рис. 1.8. Схема входов-выходов преддипломной практики студентов

 

Важным в построении схем входов-выходов является следующее обстоятельство: не надо интерпретировать входы системы только как ресурсы (материалы) в обычном смысле этого слова, а ее выходы только как продукты. Осознание того обстоятельства, что одним из важных видов выходов следует считать уровень удовлетворенности потребителей, посредников, поставщиков и др. может навести исследователя на мысль о необходимости корректировки входов с тем, чтобы создать среди клиентов и др. атмосферу заинтересованности в деятельности организации. Это и есть системный подход к анализу ситуации.

Чтобы обеспечить постоянную корректировку входов с целью обеспечения приемлемых выходов (выгодной для организации реакции внешней среды) в рамках системного подхода рекомендуется пользоваться важнейшим системным принципом – обратной связью. Для наглядного представления такого рода задач можно использовать контур управления с обратной связью (см. рис. 1.9).

 

 
 

 

 


Рис. 1.9. Контур управления практикой студентов

с обратной связью

 

Схема, представленная на рисунке 1.9, настолько очевидна и прозрачна, что совершенно не нуждается в сколько-нибудь подробных комментариях. Следует, пожалуй, отметить только то обстоятельство, что входов и выходов на таких схемах также может быть больше одного (как, например, на рис. 1.8) и от каждого выхода можно наметить обратную связь, формы съема информации на них, нормативные документы (критерии, показатели) для ее сопоставления с требованиями, целями, желаниями и др. с тем, чтобы изменять в нужном направлении входы, если в этом возникнет необходимость.

Где и как можно использовать принципы системного подхода? Системные карты, схемы влияния, схемы входов-выходов и контуры управления с обратной связью в магистерских диссертациях можно использовать при проектировании методологических схем исследований, определяя зависимость применения одних методов от результатов исследований, полученных с использованием других методов. Такой подход, а именно, системный подход, позволит исследователю построить уникальное сочетание методов исследования, где каждый из них будет представлять собой элемент системы, взаимодействующий с другими элементами (методами), что и обеспечит создание нового научного знания, имеющего признаки научной новизны. Учет системных факторов позволит исследователю строить точные и непротиворечивые системы исследований, использующие многие и многие методы научного познания в их взаимосвязи и взаимозависимости как единое целое, т.е. с холистических позиций познания объективной реальности. А использование обратной связи обеспечит своевременное выявление отклонений в функционировании системы и их исправление, а также апробацию промежуточных результатов научного поиска.

Разумеется, представленные выше схематические изображения систем можно (и нужно!) использовать не только для проектирования методологии научного исследования, но и для решения конкретных исследовательских задач прикладного характера, как самостоятельный метод приобретения научного знания, как самостоятельный метод создания научной новизны. Так, например, приведенные в иллюстрациях примеры по системному представлению практики позволяют исследователю (в случае именно такой темы исследования) найти новые пути решения этой задачи, если возникли проблемы, что также может составить новое знание, а именно, научную новизну. Ни для кого не секрет, что в последние годы предприятия, всегда составлявшие производственную базу практики, весьма неохотно стали брать студентов на практику. Системное представление проблемы с использованием таких схем (разумеется, с другой «начинкой») может привести к решению этой проблемы, что может быть вынесено на защиту, как элемент научной новизны. Любую проблему, составляющую суть диссертации, можно представить в виде системы. При этом подход будет аналогичным, подходу представленному на рисунках 1.6 – 1.9, хотя на них и не пояснено подробно, как именно надо получать эти новые знания (в частности, по отношению к проблеме прохождения практики). Но поиск новых путей в решении прежних задач, какими бы они ни были, – это уже задача соискателей магистерских степеней. Дерзайте, уважаемые соискатели, «ищите и обрящете», как учат древние. Анализируйте прежние концепции, используя системное их представление, ищите слабые места в них, проектируйте более экономичные, эффективные и результативные системы, намечайте переход от первого ко второму – в этом и заключается, в общем и целом, суть системного подхода в научном поиске.

Что же касается применения системного подхода в проектировании методологических схем диссертационных исследований, то об этом речь идет в параграфах 1.9 и 1.17 данного пособия. При формировании методологии исследования необходимо добиться того, чтобы используемые методы действительно представляли собой систему, а не просто набор, совокупность (кучу), т.е. действовали совместно, согласованно, дополняя друг друга. Кроме того, при проектировании методологии научного исследования необходимо учитывать объективные законы развития общества, экономики. О них речь идет в следующем параграфе пособия.

 

Беляев В.И., Бутакова М.М.

1.8. Объективные экономические законы и закономерности: их роль и место в научных исследованиях по экономике

 

Живая и неживая природа функционирует и развивается по объективным законам. По таким же объективным законам развивается и общество, и эти законы называются законами общественного развития. Законы, по которым развивается экономика, называются экономическими. Таким образом, экономические законы составляют особый класс (группу, тип) общественных законов.

Все законы действуют независимо от воли и сознания людей. Люди могут ничего не знать о некоторых законах, однако это вовсе не означает, что они – эти законы – не действуют и никак не проявляют себя. Так, в частности, закон всемирного тяготения был открыт сравнительно недавно, но древние люди в своей обыденной деятельности пользовались тем, что все тела притягиваются к Земле. Они, безусловно, были вынуждены пользоваться этим, поскольку жили на Земле. Но это их пользование было построено на обыденном познании и не могло привести людей к сколько-нибудь заметным результатам в их практической деятельности. Так, в частности, без знания закона всемирного тяготения, форм и механизмов его проявления, количественных зависимостей между массами тел и расстоянием между ними, люди никогда не смогли бы преодолеть земное притяжение и выйти в Космос. Тоже можно сказать и о законах развития общества вообще, и об экономических законах, в частности. Люди, безусловно, в силу некоторых очевидных обстоятельств пользовались некоторыми экономическими законами, не зная их, но, познав, они сделали свою деятельность более эффективной и результативной. Так, в частности, не зная закона спроса люди, вместе с тем, согласовывали цены на товары в соответствии со спросом на них на древних рынках. Познав же этот закон, люди более верно и точно реагируют на динамику некоторых параметров рынка конкретных товаров, предугадывая возможное изменение цен (например, курсы валют, цены на биржевые товары, др.) и принимают, на основе этого, упреждающие решения, отличающиеся более высокой экономичностью, эффективностью и результативностью, чем прежде.

А что же такое экономический закон вообще? Под экономическим законом понимают всеобщую, устойчивую, внутреннюю, необходимую связь экономических явлений и процессов. Закон – это непременный атрибут любой отрасли науки. Поскольку наука стремится к точности (научные знания, как отмечено в параграфе 1.16, более точны, чем обыденные и философские), то ученые, по свидетельству А. Маршалла, «формируют широкие обобщения», пытаясь, тем самым, обеспечить повышение точности; некоторые из этих обобщений (и только некоторые!) становятся, затем, законами (см. отступление 1.13).

 

Отступление 1.13. Объективные законы науки

Те естественные науки, которые достигли наибольших успехов после того, как они превзошли уровень, на который их поднял блестящий гений греков, не все являются, строго говоря, «точными науками». Но все они стремятся к точности. Иными словами, все они стремятся сформулировать результат множества наблюдений в виде предварительных обобщений, которые обладают достаточной определенностью, чтобы можно было подвергнуть их проверке с помощью других наблюдений над природой. Эти обобщения поначалу редко получают твердое признание. Однако после того как они прошли проверку многими автономными наблюдениями и особенно после их успешного применения для предсказания грядущих событий или результатов новых экспериментов, они переходят в разряд законов. Наука продвигается вперед, увеличивая количество и точность своих законов, подвергая их все более жесткой проверке и расширяя сферу их действия до тех пор, пока один-единственный, главный закон не поглощает и не заменяет ряд более узких законов, которые оказались лишь их частными проявлениями. Когда какая-либо наука достигла этого рубежа, …ученый может… предсказать, каких результатов следует ожидать от возникновения определенных условий, или охарактеризовать подлинные причины какого-либо конкретного события…

Всякая причина обладает тенденцией приводить к некоему определенному результату, если на пути к этому не возникает никаких препятствий. Почти все выведенные наукой законы представляют собой обобщение тенденций.

… Следовательно, закон общественной науки… – это обобщение общественных тенденций, т.е. обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий. Экономические законы, или обобщения экономических тенденций, – это общественные законы, относящиеся к тем областям поведения человека, в которых силу действующих в них побудительных мотивов можно измерить денежной ценой.

Источник: // Маршалл А. Принципы экономической науки. Т I. – М.: Прогресс, 1995. – С. 86 – 94.

 

Весьма полезно, также, знать, как, каким образом появилось в науке понятие «закон», как к нему относились в разные периоды развития общественного сознания, науки, как, вообще, появляются сами законы и т.п. (см. отступление 1.14).

 

 

Отступление 1.14. Как и каким образом появляются объективные законы науки

Когда какое-либо широкое обобщение приходится приводить столь часто, что оказывается гораздо хлопотнее цитировать его полностью, чем ввести в оборот еще одно соответствующее обобщение, еще одно техническое обозначение, тогда только оно и получает свое специальное название, в противном же случае оно ему не присваивается.

Исчерпывающую характеристику соотношения «естественных и экономических законов» дал Нейман («Zeitschrift für die gesamte Stastswissenschaft», 1882, S. 464), который пришел к заключению, что нет иного слова, кроме слова «закон» (Gesetz), для обозначения обобщений тенденций, играющих столь важную роль, как в естественных науках, так и в экономической.

Очевидно, так и возникло понятие закона в науке. Весьма интересной, а также и поучительной, является судьба экономических законов в СССР. В первые годы социалистического строительства в нашей стране наличие законов в экономике отрицалось, их существование связывалось только со стихией (рынка), а социализм и стихия – понятия несовместимые. Эта точка зрения ошибочна, т.к. она основывалась на неправомерном отождествлении объективности со стихийностью (т.е. на сопоставлении несопоставимых понятий)… В начале 1930-х гг. экономические законы получили признание, но трактовались упрощенно, односторонне; была распространена точка зрения, что они создаются социалистическим государством, диктатурой пролетариата. Только в начале 1950-х гг. был признан объективный характер экономических законов.

Источники: Маршалл А. Принципы экономической науки. Т I. – М.: прогресс, 1995. – С. 89. Суслов И.П. Методология экономического исследования». – М.: Экономика, 1088. – С. 90 – 91.

 

Экономические законы, как и общественные вообще, существенно отличаются от законов в естественных науках. Главное отличие заключается в том, что экономические законы, являясь объективными, проявляют себя через субъективный фактор, т.е. через волю и сознание людей. Следовательно, экономические законы не имеют таких точных зависимостей между переменными, как это наблюдается в законах природы. Экономические законы от естественных отличаются также по форме своего действия и выражения. Многие законы природы представляют собой обобщения однозначных причинно-следственных связей – одна причина обусловливает одно следствие. А если связи многозначные, то зависимость между переменными носит более или менее определенный характер – такой, что ее можно представить в виде точной формулы. Как это, например, выглядит в формулировках уже упоминавшегося закона всемирного тяготения, закона относительности, др. Что же касается экономических законов, то они являются обобщениями многозначных статистических причинно-следственных связей. Другими словами, та или иная причина непременно вызовет соответствующее ей следствие. Но оно появится не в совершенно точной величине, как в объективных законах природы, а в среднем, в каких-то пределах возможных колебаний, как тенденция. Так, в частности, согласно закону спроса, при увеличении цены будет падать его объем, но, на сколько он будут падать – точно определить никак нельзя, только примерно, только в среднем. Другими словами одна и та же причина, допустим, в разных городах вызовет разные, в количественных оценках, колебания спроса. Таким образом, экономические законы не такие очевидные, как законы природы, и выявить их, установить и описать значительно сложнее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...