Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: общее и особенное 2 глава




 

Отступление 1.7. Классификация элементов научной новизны

В предлагаемой классификации всего лишь шесть типов элементов научной новизны, но с подразделением на теоретические и практические их в два раза больше.

1. Впервые (В) сделаны выводы, разработки и предложения в теории (Т) и (или) практике (П) – ВТ, ВП.

2. Выполнены оригинальные (О) решения по сравнению с уже имеющимися в теории и практике – ОТ, ОП.

3. Развиваются (Р) известные в теории и практике идеи и решения – РТ, РП.

4. Произведено дополнительное (Д) обоснование (хорошо, если оно будет оригинальным) ранее известных в теории и практике решений – РТД, РПД.

5. Произведено углубление (У), детализация и улучшение ранее известных в теории и практике решений – РТУ, РПУ.

6. Распространяются ранее известные в теории и практике решения на другие сферы применения – РТР, РПР.

Источник: Веселков Ф.С., Гага В.А. Методика комплексной оценки результатов социально-экономической деятельности. – Томск: изд-во ТГУ, 1986. С.23.

 

При идентификации научной новизны в магистерской диссертации, безусловно, можно пользоваться требованиями, сформулированными и Э.М. Филипс, и Д.С. Пью, а также и требованиями их соотечественника Фрэнсиса (см. отступление 1.6), и классификацией Ф.С. Веселкова и В.А. Гаги (см. отступление 1.7), и рекомендациями Н.И. Аристера и Н.И Загузова [1], Ю.Г. Волкова [10], а также и других ученых, имеющих опыт в оценке научных квалификационных работ. А поскольку степень магистра, как справедливо утверждают Э.М. Филлипс и Д.С. Пью (см. отступление 1.1), свидетельствует о более низком уровне квалификации, чем степень кандидата наук, то и элементы научной новизны в магистерской диссертации, очевидно, не должны носить такой глобальный характер, какой они имеют в кандидатских, и особенно в докторских диссертациях. Для магистерских диссертаций будет вполне приемлемо, если элементы их научной новизны будут подходить под четвертый, пятый и шестой пункты классификационной схемы Ф.С. Веселкова и В.А. Гаги (см. отступление 1.7), или под первые шесть пунктов схемы Э.М. Филлипс и Д.С. Пью, или под первые три пункта классификации Фрэнсиса (см. отступление 1.6). Очевидно также и то, что количество элементов научной новизны в магистерской диссертации должно быть меньше, чем в кандидатской. Так, если в кандидатской диссертации требуется не менее четырех-пяти пунктов научной новизны, то в магистерской, по мнению авторов, будет вполне достаточным наличие двух пунктов, относящихся, как уже отмечено, к наименее значимым типам по той или иной классификации.

Можно привести следующий пример идентификации элементов научной новизны в диссертации. Используя характеристики и условные обозначения, предложенные Ф.С. Веселковым и В.А Гагой, представление научной новизны в диссертационной работе (во введении к ней), которая была посвящена совершенствованию системы нормирования труда на отечественных предприятиях в связи со становлением и развитием в России рыночных отношений, можно выполнить так, как это представлено в приведенной ниже таблице (см. табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

 

Научная новизна диссертационного исследования

 

№ п/п № параграфа Наименование элементов научного вклада (научной новизны) Степень новизны
1 1.1 Предложена модель структуризации задач экономической реформы, в которой зафиксированы роль и место нормирования труда РТ, РП
2 1.1, 1.2, 1.3 Обоснована необходимость реформирования нормирования труда как специфической функции промышленного менеджмента РТ, РП
3 1.3 Доказана объективная необходимость нормирования труда как самостоятельной функции промышленного менеджмента ВТ
4 1.4 Предложена и обоснована концептуальная модель системного обоснования норм труда на предприятиях в условиях рыночной экономики ВТ

 

Таким образом, научна новизна составляет ту основу, которая делает квалификационную работу диссертацией, т.е. работой и содержащей новые знания, и позволяющей судить о квалификации соискателя в области производства им этих новых знаний. Если в работе, представленной к защите нет научной новизны, ее нельзя считать диссертацией. Возможно, она будет хорошей выпускной квалификационной работой, по которой можно судить о профессиональной квалификации, но никак не о научной. А магистр – это квалификация (степень), предшествующая ученой степени кандидата наук, должна свидетельствовать о том, что носитель ее умеет производить новые знания, т.е. имеет определенную научную квалификацию.

В заключение параграфа следует отметить, что научная новизна создается не ради ее самой. Весьма существенным обстоятельством является практическая значимость элементов научной новизны. Другими словами, важно, чтобы эти элементы могли найти применение на практике. Об этом речь идет в следующем параграфе пособия.

 

Беляев В.И.

1.5. Практическая значимость результатов исследований.

Что это такое?

 

Кроме научной новизны любая диссертация – магистерская, кандидатская, докторская – должна иметь и так называемую практическую значимость. В общем и целом, практическая значимость представляет собой четко выраженную пригодность применения результатов научного исследования, выражаемых в элементах научной новизны, на практике, в практической деятельности людей. Весьма важной при этом является не просто пригодность, но и экономичность, эффективность, результативность и этичность практического применения полученных результатов научных исследований. Таким образом, важно, чтобы в ходе работы над диссертацией не просто впервые появились новые результаты, а чтобы эти новые результаты могли оказать заметное и положительное влияние на развитие той сферы человеческой деятельности, в пределах которой проводится исследование.

Поскольку оценку научной новизны на ее практическую пригодность (значимость) следует вести по показателям экономичности, эффективности, результативности и этичности, есть смысл, хотя бы коротко, остановиться на их характеристиках. В зарубежных концепциях менеджмента совокупное применение этих показателей называют «концепцией четырех Е», поскольку каждый из них в английском языке начинается именно с этой буквы: E conomy – экономичность, E fficiency – эффективность, E ffectiveness – результативность, E thics – этика. Все эти четыре параметра (показателя) для оценки практической значимости результатов научного исследования можно (нужно) применять на различных фазах деятельности предприятия. Система использования «концепции четырех Е» представлена на рисунке 1.1.

 

 
 

 

 


Рис. 1.1. Взаимообусловленное действие «четырех Е»

 

Экономичность, как следует из рисунка 1.1, может означать получение необходимых для операционных процессов (для производства) входных ресурсов с наименьшими затратами (по более дешевым ценам, тарифам), но при соблюдении необходимых требований, призванных обеспечить заданное качество выходных продуктов (товаров, услуг). Поэтому концентрация внимания исключительно на ценах при принятии решений о закупках входных ресурсов в целом ряде случаев может оказаться неприемлемой и даже вредной для нарождающегося (или совершенствуемого) бизнеса. Задача соответствующих служб при организации закупок сырья (материалов, полуфабрикатов и т.п.) заключается в приобретении необходимых входных ресурсов, в требуемое время, у наиболее подходящих поставщиков, в нужных объемах и по разумным (отнюдь не минимальным) ценам (хотя в ряде случаев именно минимальные цены и могут оказаться наиболее подходящими). Таким образом, показатели экономичности применимы в оценке логистических схем бизнеса. Каждый из перечисленных выше факторов, как, впрочем, и многих других, которые надо найти, открыть в ходе исследования, имеет свое особое влияние на экономичность деятельности предприятия. Поиск их – этих факторов – может составить элемент научной новизны в магистерской диссертации, имеющий практическую значимость, выражаемую именно в повышении экономичности, проявляющей себя на входах системы.

Что касается результативности и эффективности, то их часто рассматривают вместе, поскольку они как бы дополняют друг друга. При этом, в России многие исследователи, которым надо оценить практическую значимость своих изысканий, довольно часто путают их между собою, называя эффективностью и результативность тоже. Чтобы не совершать подобных ошибок, важно уметь различать общее и особенное в этих показателях. Результативность означает способность организации в целом (или руководителя, менеджера) «делать правильные вещи», а эффективность – способность (организации, руководителя, менеджера среднего звена, др.) «делать вещи правильно», т.е. получать результаты с наименьшими затратами ресурсов [16, с. 61]. Так определил эти понятия Питер Друкер, один из столпов американского менеджмента. Согласитесь, уважаемый читатель, что это весьма оригинальное и весьма точное определение эффективности и результативности, подчеркивающее, как их сходство, так и различие.

Таким образом, эффективность представляет собой производство товаров, услуг (получение результата) при минимальном расходовании всех необходимых ресурсов (которые в расчетах чаще всего рассматриваются изолировано). Эффективность так же, как и экономичность, можно выразить количественно. В общем и целом, эффективность представляет собой отношение результата (выхода) к затратам (входу). При этом показатели эффективности могут исчисляться на основе как физических, так и стоимостных единиц. Так, например, производительность труда работников (эффективность живого труда) может быть оценена либо по числу выпущенных деталей (метров, килограммов, обслуженных клиентов и т.п.) в расчете на одного человека, либо в объемах производства в стоимостном выражении (в деньгах) на один человеко-час затрат труда. Аналогичным образом может быть определена и эффективность использования основных производственных фондов, которую принято называть фондоотдачей. Количественно она представляется как отношение стоимости объемов производства к стоимости основных производственных фондов. Можно найти и другие направления и формы выражения эффективности. Главным здесь является соотношение результатов и затрат. Возможность количественного выражения эффективности позволяет весьма активно использовать ее в диссертационных работах и в качестве объекта научного поиска, и в качестве критерия оценки уровня практической значимости полученных в ходе исследования элементов научной новизны. Эффективность проявляет себя в производстве.

Наиважнейшим из «четырех Е», безусловно, является результативность. Хотя ее и трудно измерить так же непосредственно, как экономичность и эффективность. Данное утверждение верно, хотя бы только потому, что «правильно» (т.е. эффективно) можно делать и совершенно «неправильные» вещи, т.е. такие, которые мало кому нужны или вообще никому не нужны, но исполнены с наименьшими совокупными затратами. В этом случае будет достигнута высокая эффективность при отсутствии какой-либо результативности.

Показателей, характеризующих результативность, очевидно, может быть очень много (во всяком случае, не меньше, чем показателей эффективности), но все они, несмотря на разнообразие, должны фокусироваться на выходных продуктах, как и показано на рисунке 1.1. Прежде всего, на товарах, услугах, хотя выходами могут быть и не только они, но и, например, формируемое этими товарами, услугами отношение общественности к фирме, к предприятию. Показатели результативности могут быть выражены в доле рынка, которой владеет предприятие, степени удовлетворенности потребителей, степени достижения поставленной цели, если последняя выражена количественно. Другими словами, предприятие может быть результативным, если товар или услуга, производимые им, соответствуют нуждам и потребностям покупателей, их ожиданиям, как осознанным, так и неосознанным, если эти товары и услуги решают их реальные проблемы. Таким образом, и результативность, наряду с экономичностью и эффективностью, также может, а в ряде случаев и должна, служить мерой оценки практической значимости научной новизны диссертационных работах.

Что касается этичности, то она имеет место, т.е. может проявлять себя, на всех трех стадиях деятельности фирмы (см. рис. 1.1): и на входе, и в операционном процессе, и на выходе. Она, как бы, дополняет характеристику экономичности, эффективности и результативности. Этичность можно измерить только в дихотомических шкалах (в шкалах, типа – «да», «нет»), т.е., если то или иное научное достижение соответствует требованиям принятой в обществе морали и праву, то оно, безусловно, является этичным. В противном случае, нет. Если научный результат отнюдь не противоречит общепринятым нормам морали и законодательным актам, как это чаще всего и бывает, об этом и не упоминают при представлении его на защите. Но ученый, вместе с тем, должен всегда помнить о том, что его деятельность должна быть этичной, т.е. не приносить ущерба ни обществу, ни природе – и никакой более.

К сожалению, и результативность как уже отмечалось выше, в отечественной хозяйственной практике и в научной деятельности показатель эффективности довольно часто отождествляется с показателем результативности. Другими словами, под эффективностью зачастую понимают, как собственно эффективность, т.е. соотношение результатов и затрат, так и сам результат, который часто называют эффектом. А в итоге возможна методологическая неточность (или даже ошибка), выражающаяся в признании эффективным не нужного обществу (или отдельному предприятию) предложения исследователя.

А поскольку в отечественной экономической науке, при оценке результатов научных исследований, значительно чаще (если, не всегда) применяется показатель эффективности и при этом допускается его отождествление с показателем результативности, то есть смысл в этом параграфе остановиться более подробно именно на содержании понятия «эффективность» и «результативность» в сопоставлении их друг с другом. Сопоставление произведено применительно к деятельности конкретных предприятий, которые в магистерских диссертациях часто выступают в качестве объектов исследований (см. рис. 1.2).

 
 

 

 


Рис. 1.2. Матрица «эффективность – результативность»

Критерием истины, как совершенно справедливо утверждают философы, является практика. Исходя из этого, рассмотренные выше показатели – экономичность, эффективность, результативность и этичность – могут выступать в качестве частных критериев оценки практической значимости предлагаемых диссертантами результатов своих исследований, имеющих элементы научной новизны. Однако очевидно, что реальная деятельность по производству новых знаний в своих практических проявлениях может оказаться (а часто и оказывается) значительно богаче, сложнее первоначальных (или традиционных) предположений (представлений) о новых знаниях, и приведенные выше четыре показателя («четыре Е») не смогут достоверно показать, оценить практическую значимость результатов исследований. Возможна, также, и другая проблема, суть которой выражается в том, что не всегда есть возможность получить объективные данные для расчета этих показателей. В подобных случаях применяется элементарные вербальные формулировки практической значимости результатов, представляемых в диссертациях. Примеры таких вербальных формулировок, которые представляют практическую значимость, приведены в отступлении 1.8.

 

Отступление 1.8. Примеры представления практической значимости в диссертациях

Разработанные… методические рекомендации по осуществлению реинжиниринга бизнес-системы компании апробированы и приняты к внедрению в ОАО «Алтайхимпром». Они могут быть рекомендованы к использованию на предприятиях химической промышленности с многономенклатурным производством. С практической точки зрения представляют интерес: предлагаемая методика моделирования существующей процессной структуры предприятия; методы и подходы осуществления реинжиниринга химической компании...; вариант бизнес-модели компании, предлагаемый к внедрению в действующей химической компании. Теоретические положения и методические подходы к осуществлению реинжиниринга бизнес-системы применяются в программе переподготовки кадров «Экономика и управление бизнесом» в Центре переподготовки и повышения квалификации кадров ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

…Результаты исследования формируют практическую основу по проведению комплексной оценки земель поселений, управлению земельными ресурсами в малых городах. Предложения, изложенные в диссертации, использовались при оценке земель поселений…в г. Горно-Алтайске и нашли свое воплощение в «Стратегии развития г. Горно-Алтайска до 2005 г.», а также в ряде решений по управлению землепользованием…

Источники: Малахов Р.Г. Развитие бизнес-системы промышленной компании в рамках реинжинирингового подхода. Газукина Ю.Г. Формирование системы управления земельными ресурсами малого города (Барнаул, 2004).

 

Более того, многие из результатов научных исследований могут проявить себя только лишь через некоторое время. Как в этом случае определить их практическую значимость? Очевидно, только через посредство мнений экспертов, к каковым следует относить практических работников, руководителей предприятий, специалистов. В этом случае соискателем должна быть представлена справка о внедрении. Она и будет свидетельством практической значимости его научных достижений.

С понятиями научной новизны и практической значимости весьма тесно связаны такие понятия, как инновация, предпринимательская активность, новшество и некоторые другие, подобные. В диссертациях им не всегда уделяется сколько-нибудь заметное внимание. А напрасно, ибо инновации довольно часто основываются на результатах научных исследований, выполненных, в том числе, и в ходе подготовки диссертаций. Именно по этой причине в следующем параграфе данной главы, более или менее подробно, и рассматривается соотношение между этими понятиями. Тем более что знакомство с ними, особенно с понятием «инновация», позволяет увидеть четкую взаимосвязь между научной новизной и практической значимостью.

 

Беляев В.И., Соколова О.Н.

1.6. Научная новизна и инновации: соотношение понятий

 

Практическая значимость элементов научной новизны становится наиболее очевидной, если результаты научной работы, в той или иной форме, становятся востребованными рынком. Такую «рыночную» взаимосвязь между научной новизной и практической значимостью легче всего объяснить через категорию «инновация».

Понятие «инновация» впервые было сформулировано и обосновано известным австрийским ученым-экономистом Йозефом Шумпетером. Он определил его как коммерциализацию возможных новых комбинаций следующих весьма обширных областей человеческой деятельности:

1. Применение в производстве товаров и услуг новых материалов и других компонентов.

2. Введение в производство новых процессов.

3. Формирование и открытие новых рынков.

4. Введение и использование в производстве товаров, услуг новых организационных форм.

Каждая из этих четырех областей может представлять собой предмет внимания в научных исследованиях.

Из определения инновации Й. Шумпетера непреложно вытекает предположение, что инновации представляют собой органичное единство техники (технологий) и бизнеса (коммерции). Так, изменения в технологиях Й. Шумпетер предложил называть изобретениями, а их использование в бизнесе с целью извлечения прибыли – инновациями. Вполне допустимо дополнить технику и технологию наукой, ее достижениями, результатами, получаемыми, в том числе, и соискателями профессиональных и ученых степеней. Тогда элементы научной новизны, имеющие не просто практическую значимость, подтвержденную справками, как это обычно делается при подготовке к защите магистерских диссертаций, но и нашедшие применение в практике бизнеса, т.е. нашедшие признание на рынке, безусловно, будут инновациями. Для более точного представления взаимозависимости (взаимосвязи) элементов научной новизны и инноваций следует рассмотреть еще одно понятие, а именно, «новшество». Оно уже встречалось на страницах этой книги при рассмотрении понятия практической значимости. Настала пора познакомиться с ним более основательно (см. отступление 1.9).

 

Отступление 1.9. Новшество. Что это такое?

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, ноу-хау, а также понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.). В связи с этим можно и несколько по иному представить понятие инновации. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта (результата).

Источнику: Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1998. – С. 9.

 

Очевидно, что новшества могут проявлять себя не только через эффективность (или эффект), как отмечено автором цитируемого учебника. Они (новшества), безусловно, могут найти выражение и в экономичности, и в эффективности, и в результативности, речь о которых шла в параграфе 1.5 данного пособия (см. рис. 1.1).

Исходя из вышеизложенного, логическую цепочку рассуждений (и действий) тех, кто работает над магистерской диссертацией, можно представить в следующем виде (см. рис. 1.3).

 

 

 


Рис. 1.3. Логическая последовательность развития научной новизны в инновации

 

Как следует из рисунка 1.3, инновации являются логическим завершением научной деятельности исследователя, практическим воплощением его поиска. Однако, реальность такова, что очень небольшой процент диссертационных работ нацелен в действительности на получение столь высокого результата. Причин тому несколько. Среди них, безусловно, следует назвать и ограниченность времени у соискателей для доведения результатов своего научного поиска до признания его на рынке. Вполне правомерным также будет и предположение об отсутствии сколько-нибудь обширных знаний у многих и многих соискателей о наличии связей между научной новизной и инновациями. Для того чтобы обратить внимание начинающих ученых на это весьма важное обстоятельство, в данное пособие и включен небольшой параграф об инновациях. Авторы надеются, что знакомство с ним поможет соискателям степеней в области экономики точнее ориентировать цели своих исследовательских работ на практику, на решение реальных проблем повышения экономичности, эффективности и результативности деятельности объектов своих исследований. Но для того, чтобы такая ориентация была более обоснованной, следует познакомиться с основными классификационными схемами инноваций. Их много. И очевидно, что не каждый вид (или тип) инноваций непреложно вытекает из результатов научной деятельности.

Наиболее распространенной является классификация, в основе которой лежат три взаимосвязанных (действующих совместно) признака:

§ время (изменения осуществляются непрерывно постепенно и медленно, или, в других случаях, эпизодически и кардинально);

§ масштабы изменений (малые, большие; трудноразличимые, ярко выраженные);

§ влияние инноваций на поведение потребителей (в одних случаях потребителям не требуется менять свои потребительские стереотипы, в других – требуется).

Ярко выраженных различий между классами, выделяемыми по этим признакам, нет. Здесь, пожалуй, правомерно говорить о континууме видов инноваций, на разных полюсах которого лежат диаметрально противоположные характеристики, являющиеся сочетанием указанных признаков (см. рис. 1.4).

 


Рис. 1.4. Континуум инноваций

 

Есть и другие подходы к классификации инноваций. Так, в частности, их иногда подразделяют на модульные и архитектурные. Параметры этой классификации определенным образом соотносятся и с параметрами первой. Например, появившиеся в 1970-х гг. первые микрокомпьютеры, собранные подростками во дворах Калифорнии из уже существовавших и продававшихся в магазинах деталей по данной классификации относят к архитектурным инновациям. По первой же классификации ее (эту компьютерную инновацию), безусловно, следует отнести к радикальной, ибо благодаря ей не просто изменилось поведение людей в области обработки информации, но и появился новый рынок. Однако, поскольку новшество появилось посредством комбинации из уже известных компонентов, вряд ли можно говорить о том, что в основе этой инновации лежит научный результат (научная новизна). Да и ученой степени, несмотря на возникновение нового рынка, за нее никто не получил (да и не претендовал никто; да и не нужна она была калифорнийским мальчишкам – Стиву Джобсу и Стиву Вознюку – при таком то коммерческом успехе их инновационного продукта). К модульным инновациям, если продолжить пример про персональные компьютеры, можно относить более поздние изобретения, касающиеся процессоров, средств памяти, др.

Таким образом, можно заключить, инновации не всегда напрямую связаны с научным результатом (как, например, в случае с персональным компьютером), но научный результат, в близкой или далекой перспективе, всегда должен быть ориентирован на инновацию. Иногда между научным результатом и инновацией лежит большой промежуток времени. Не каждый ученый является предпринимателем и доводит свою идею до коммерческого успеха. Ведь и в те детали, которые послужили основой для создания первых персональных компьютеров, когда-то была вложена научная идея. И только тогда, когда они уже многократно были апробированы в других изделиях, появился персональный компьютер – инновационный продукт, изменивший мир. Возможно, результаты научных исследований в сфере экономики и управления имеют большую инновационную направленность, поскольку тесно связаны с организацией бизнеса? Особенно в части введения в бизнес новых организационных форм по Й. Шумпетеру. Если это так, то научная новизна в экономической науке, имеющая выход на инновации, может быть отнесена к любому классу инноваций, представленных на рисунке 1.4 и может быть оценена любым показателем экономичности, эффективности и результативности.

Производство новых знаний, имеющих практическую значимость и инновационную направленность, осуществляется в процессе научных исследований посредством применения исследовательских методов и приемов. А чтобы их точность и достоверность были приемлемыми, при организации исследований рекомендуется применять системный подход, о содержании которого речь идет в параграфе 1.7 данной главы.

 

Беляев В.И.

1.7. Системы и системный подход: роль и место в познании объективного мира

 

На протяжении столетий, и даже более, научные знания приобретались, в основном, посредством так называемого редукционизма (от лат. reduction – отодвигание назад, возвращение), суть которого заключается (именно, заключается, ибо и сейчас от принципов редукционизма в проведении научных исследований отказываться никак нельзя) в упрощении, сведении сложного к простому, обозримому, понимаемому и понятному, более доступному для наблюдений, анализа и других познавательных действий (см. отступление 1.10).

 

Отступление 1.10. Редукционизм. Что это такое?

Редукционизм - методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут познаваться на основе закономерностей, свойственных низшим формам. Например, биологические формы – на основе физических и химических законов; социологические – на основе биологических и т.д.

Источник: Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 574.

 

Можно привести немало положительных результатов, полученных наукой посредством применения редукционистских методов и приемов в физике, биологии, лингвистике и др. В теории менеджмента часто ссылаются на успехи бихевиоризма, объяснившего многие аспекты мотивов поведения людей в трудовых процессах. Все бихевиористские концепции, в принципе, представляют собой ни что иное, как сведение психики людей к механической сумме связей типа «стимул – реакция». Все эти связи установлены с применением принципов редукционизма: ученые, посредством сведения сложного к простому, попытались выявить (и это им удалось) структуру потребностей людей на элементарном уровне, побуждающих их свершать или не свершать те или иные действия по поводу удовлетворения своих потребностей. Само по себе сведение сложного к простому в ряде случаев оказывается вполне приемлемым, но не всегда достаточным. Так, в частности, структурный анализ клеток живых организмов (редукционизм в чистом виде) позволил выявить механизм наследственности, оставив, однако, за пределами понимания все нюансы воспроизведения из живых клеток целостных и полноценных организмов. Отсюда, очевидно, и неудачи с опытами по клонированию (отдельные, обнадеживающие результаты еще не могут служить доказательством того, что открыт способ получения искусственным полноценных путем живых особей). Другими словами, редукционистский способ мышления, подразделяющий целое на части, порой элементарные, и изучающий эти части, должен быть дополнен таким способом мышления, который охватывает всю целостность во всем многообразии ее элементов и, самое главное, во всем многообразии связей этих элементов друг с другом, определяющих, в конечном итоге, сущность изучаемого целого. Такой способ мышления называют холистическим (от греч. holos – весь, целый, целостный), т.е. исходящим из предпосылки целостности мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...