Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: общее и особенное 12 глава
Безусловно, при обосновании темы диссертации надо учитывать и методы научных исследований, которые могут потребоваться для решения намечаемых в ней целей и задач. Насколько соискатель владеет ими и т.п. Если, допустим, для решения проблемы, отражаемой в теме, необходимо хорошо владеть математическими методами, а соискатель не знаком с ними, вряд ли следует брать такую тему. Еще одно обстоятельство является весьма важным при выборе темы диссертационной работы – тема должна касаться узкого аспекта предмета исследования. Это необходимо для того, чтобы исследователь проник как можно глубже в суть этого довольно узкого аспекта изучаемого явления, процесса, др., объявленного в исследовании в качестве предмета. Схематично это можно представить следующим образом (см. рис. 1.16).
Рис. 1.15. «Сужающийся взгляд» исследователя при выборе предмета исследования и темы диссертации
Пусть в качестве предмета исследования выбрана предметная область «экономика труда». Это именно область, а никак не сам предмет исследования, ибо в качестве такового должна выступать довольно узкая часть всей предметной области. Такими частями, которые и могут составить предмет исследования могут быть, в частности, организация заработной платы, мотивации персонала, поведения работников и т.п. Допустим, в качестве предмета исследования выбрано нормирование труда. А тема должна быть еще уже. В качестве одной из тем диссертационной работы в этом случае можно объявить следующую: «Обоснование норм труда на промышленных предприятиях в условиях становления и развития рыночных отношений». Объектом исследования в данном случае может выступить одно или несколько промышленных предприятий, допустим, относящихся к радиопромышленности. Тогда к теме, сформулированной выше, в скобках, в частности, можно будет добавить: «на примере предприятий радиопромышленности». Таким образом, тема диссертации, как следует из рисунка 1.16, действительно представляет собой «сужающийся взгляд» исследователя на какой-либо очень важный (и, вместе с тем, весьма узкий) аспект – как это показывает пунктирная стрелка на рисунке – предмета исследования. Такой «сужающийся взгляд», вместе с тем, должен характеризоваться исчерпывающей глубиной. Другими словами, исследователь должен проникнуть в изначальные основы изучаемой темы и на этом уровне произвести новые знания о предмете исследования, получить научную новизну, что только и способно сделать его работу диссертацией.
Но приступать к глубокому изучению узкой проблемы какой-либо предметной области магистрант может только после того, как хорошо освоит всю предметную область. Если вернуться к примеру, представленному на рисунке 1.16, исследователь, чтобы хорошо и основательно изучить проблемы нормирования труда на отечественных предприятиях в условиях рынка (да еще только на предприятиях радиопромышленности), должен хорошо знать всю экономику труда и, безусловно, все знать (т.е. иметь исчерпывающие знания) о нормировании труда в обозначенной отрасли, которая представляет собой объект исследования. Это предполагает огромную работу исследователя по изучению литературы по экономике труда и, особенно, конечно, по его нормированию, а также и методических и практических материалов по установлению и обоснованию норм труда на радиозаводах (или, хотя бы, на одном из них). Приобретению таких обширных знаний о предметной области в значительной степени способствует подготовка к сдаче государственного экзамена выпускниками магистратуры. Таким образом, можно, в заключение, сделать вывод, человека, работающего над диссертацией, следует считать экспертом в конкретной узкой сфере той или иной области знаний. Про таких экспертов в шутку говорят, что они в процессе погружения в узкую профессиональную область начинают знать все больше и больше обо все меньшем и меньшем, пока, наконец, не начинают знать все ни о чем. Это, конечно, шутка, но в ней сокрыт огромный практический смысл. К поиску глубоких сущностных характеристик предмета исследования в пределах узкой научной темы и сводится цель любого диссертационного поиска.
В выборе темы диссертационной работы можно воспользоваться представленным в таблицах 1.6 и 1.7 формализованным методом подбора (соотнесения) проблем, объекта, предмета, методов. В таблице 1.6 представлены наименования возможных экономических, производственно-хозяйственных, проблем. В таблице 1.7 – некоторые конкретизирующие дополнения к этим проблемам. Совмещение наименований возможных проблем и конкретизирующих дополнений и позволит обозначить тему магистерской диссертации.
Таблица 1.6
Основные проблемы для формирования тем диссертаций
Таблица 1.7
Дополнения к основным проблемам для формулирования темы диссертации
Тема диссертации с использованием таблиц 1.6 и 1.7, в каждом конкретном случае, строиться следующим образом. Магистрант первоначально по таблице 1.6 выбирает основополагающую проблему, которая больше всего его интересует. Он может также сформулировать проблему для своей диссертации и сам, по аналогии с таблицей 1.6. Допустим, его интересуют вопросы разработки товарных марок. Такой проблемы в таблице 1.6 нет. Значит, магистрант по согласованию с научным руководителем формулирует ее, например, следующим образом «Разработка товарной марки для фирмы». Выбранная из таблицы 1.6 проблема, или сформулированная по аналогии с ней, и будет представлять собой ядро, проблемную ориентацию темы диссертационной работы. Она затем конкретизируется дополнениями из таблицы 1.7 в соответствии с порядковыми номерами этих дополнений, помещенных в третьей графе таблицы 1.6. Например, магистрант прошел практику на предприятии «Х», выпускающем, кроме всего прочего, кофеварки «К». Если его интересует положение выпускаемой предприятием «Х» кофеварки на рынке Алтайского края, он тему своей магистерской диссертации должен строить на базе первой основополагающей проблемы из таблицы 1.6 и соответствующих ей конкретизирующих дополнений 1, 2, 4 из таблицы 1.7. Таким образом, эта тема получит следующее наименование: «Анализ положения на рынке Алтайского края кофеварки “К”, выпускаемой предприятием “Х”». Построенная по такой схеме тема магистерской диссертации позволит магистранту в процессе работы над ней освоить ее и теоретические, и практические аспекты, поскольку та ее часть, которая представлена основополагающей проблемой, предполагает освещение теоретических положений этого вопроса, а та, которая конкретизируется дополнениями из таблицы 1.7, представляет собой ни что иное, как приложение освещенных в первой части диссертации теоретических положений к конкретной сфере практической деятельности. Так, в частности, в приведенном выше примере темы в теоретической главе диссертации следует описать общие теоретические подходы к анализу положения товара на рынке по стадиям жизненного цикла, дать подробную характеристику каждой стадии и осветить зависимость товарной политики фирмы от того, на какой стадии жизненного цикла данный товар находится, предложить принципиально новые подходы для данного товара по управлению либо его производством, либо сбытом и др., составляющие суть научной новизны в этой части работы. В практической же части (второй главе) необходимо дать анализ положения кофеварки «К» предприятия «Х» на рынке Алтайского края по стадиям ее (кофеварки) жизненного цикла. Здесь не обойтись без конкретных цифр по объемам продаж в конкретные промежутки времени. В качестве научной новизны во второй главе можно попытаться использовать такие методы анализа, которые применительно к кофеваркам еще никогда не применялись, но хорошо зарекомендовали себя при проведении анализа других товаров (в том числе и кофеварок, выпускаемых другими предприятиями). В третьей главе диссертации необходимо привести выводы и предложения автора, которые должны быть новыми для этого предприятия и которые обеспечат развитие его бизнеса на новом, более эффективном и результативном уровне.
Можно привести еще несколько примеров формирования темы диссертационной работы по таблицам 1.6 и 1.7. § Формирование торговой сети фирмы «Х» по товару «К» (или по товарной группе) в пределах Алтайского края (или другого региона). § Порядок установления цены на товар «К» с использованием прейскурантов «Ц» (биржевых котировок «Б» и т.п.) с учетом специфики рынка Алтайского края (или другого региона).
§ Исследование рынка товара «К» в Алтайском крае (или другом регионе), выпускаемого фирмой «Х»: сегментация рынка, позиционирование товара, нацеливание на выгодные сегменты. Приведенные примеры построения тем диссертационных магистерских работ позволяют сделать вывод, что метод комбинации основополагающих проблем и конкретизирующих дополнений обеспечивает построение практически бесконечного множества тем, устраняя возможность дублирования их даже в очень больших группах и потоках. А поскольку предложенная формализация построения тем диссертационных работ допускает, как отмечено выше, дополнение таблицы 1.6 новыми основополагающими проблемами, которые должны предлагать сами магистранты в соответствии со своими профессиональными интересами (т.е. полет их творческой фантазии никоим образом не ограничивается, как это иногда бывает при какой-либо формализации), то возможный перечень тем для магистерских исследований становится просто неисчерпаемым. Таким образом, формализация и творчество здесь идут рука об руку и нисколько друг другу не мешают, а наоборот помогают. Магистрантам, проявляющим творческий подход при формировании темы своей магистерской диссертации посредством дополнения таблицы 1.6 своими проблемами, будет интереснее работать над нею и они большего достигнуть в открытии новых истин, поскольку в своей магистерской диссертации будут решать ту проблему, которую сами же и поставили и которая, возможно, станет темой их научного поиска в дальнейшем. Для выбора темы диссертации можно воспользоваться также и представленным в приложении 1 списком. Все упомянутые факторы, обстоятельства и т.п., влияющие на выбор темы, должны быть отражены во введении к диссертации, о написании и оформлении которой речь идет во второй главе пособия.
Беляев В.И. Резюме к первой главе
В заключение первой главы можно подчеркнуть, что любая диссертация, являющаяся, в общем-то, квалификационной работой, вместе с тем представляет собой и научный труд. Соискатель должен, во-первых, представить в своей диссертации убедительные свидетельства о том, что он умеет производить новые знания, т.е. обладает научной квалификацией. А во-вторых, полученная им научная новизна, не обязательно, конечно, приводящая к смене парадигм, вместе с тем должна обеспечить и существенное приращение новых знаний в исследуемой области. Таким образом, наличие в работе элементов научной новизны придает ей все признаки диссертации, отсутствие же таковых является основанием для отклонения работы как диссертации, при представлении ее в компетентную комиссию для защиты с целью получения квалификации (степени) магистра. Научная новизна в диссертации никак по иному не может быть получена, кроме как вследствие организации соискателем серии взаимосвязанных научных исследований. Такого рода исследования, представляющие собой процессы (процедуры) производства новых знаний, проводятся с применением специальных методов. Применение в исследованиях всего лишь одного единственного метода вряд ли может привести исследователя к получению истинного знания. Скорее всего, будут неточности в результатах, и даже ошибки. Чтобы избежать таких последствий, рекомендуется для каждого исследования создавать соответствующую ему методологическую схему (или просто методологию) на основе системного подхода и с учетом действия объективных законов общественного развития. В ее (в эту схему) предлагается включать наиболее соответствующие целям исследования данной предметной области методы и средства, обеспечивая их системную связь и взаимозависимость. Необходимо, чтобы эти методы и средства производства новых знаний дополняли друг друга, чтобы знания, получаемые посредством применения одних методов, проверялись и перепроверялись посредством применения других методов и т.п. Только такой подход к организации научных исследований способен привести соискателей к получению элементов научной новизны, составляющих непременный атрибут любой диссертации. Кроме научной новизны результаты исследований должны иметь и практическую значимость. Другими словами, полученные новые знания должны быть не просто применимы на практике, но и приносить своим применением заметную выгоду тем организациям и предприятиям, которые решат воспользоваться ими. Ибо смысл производства новых знаний и заключается именно в том, чтобы они были востребованы практикой. Работая над предложениями, которые составят элементы научной новизны, нужно всегда помнить, что критерием истины всегда является практика. Именно это обстоятельство и составляет суть практической значимости. Практическую значимость, довольно часто, можно выразить количественно, через показатели экономичности и эффективности. Для этих же целей можно также привлечь и показатели результативности, если будет найдена количественная форма их выражения. Иногда это может быть степень достижения намеченной цели, если последняя имела количественную характеристику. Кроме этого, практическая значимость может быть выражена и просто доказательством применения результатов научного исследования в какой-либо организации, в учреждении. Однако приведение количественных характеристик, например, эффективности, всегда выглядит намного убедительнее простого перечисления фактов применения полученных научных результатов. Очевидно, что любую диссертационную работу следует начинать только после того, как сформулирована, определена и обоснована его тема. Сделать это, иногда, бывает не очень-то просто, поскольку тема диссертации должна удовлетворять очень многим критериям. Во-первых, она должна быть актуальной и своевременной. Во-вторых, о чем речь в пособии не велась, поскольку это является, как бы само собой разумеющимся (очевидным) – тема должна быть интересной для самого диссертанта, понятной ему, знакомой по содержанию, приемлемой по возможностям сбора необходимой информации для работы над нею и т.п. В-третьих, она должна отвечать и интересам, а также и возможностям, научного руководителя. И, наконец, в-четвертых, тема должна отвечать профилю магистерской программы. Важным обстоятельством при работе над диссертацией является внутренний настрой самого диссертанта, его целевые установки. Он должен ясно осознавать, что в ближайшие два года более важной и значимой работы у него нет и не должно быть. Все остальные виды деятельности и увлечения должны отойти на второй и более дальний план. Все время, в том числе и свободное, должно быть отдано диссертации. Это, однако, вовсе не означает, что диссертант не должен вставать из-за своего письменного стола, или не выходить из библиотеки. Нет, конечно. Он просто не должен отвлекаться в своих размышлениях от темы диссертации. Отдыхая с друзьями, он должен думать о ней. Выполняя поручение своего прямого руководителя на работе, он должен думать о ней. И тогда ему в голову непременно придет идея решения проблемы, которая станет основой научной новизны его исследования.
Беляев В.И. Семестровый семинар по теме «Методология и методы научного познания»: задания и рекомендации по подготовке к тематическим семинарам
На основе материалов, изложенных в первой главе данного пособия, в небольших группах магистрантов предлагается проведение семестровых методологических семинаров. Основная цель этих семинаров заключается в приобретении обучающимися – студентами магистратуры – конкретных знаний и навыков в области организации и техники проведения научных исследований по направлениям экономики, менеджмента, коммерции, рекламы и связей с общественностью. К числу задач семестрового методологического семинара можно отнести следующие: § обретение обучающимися понимания различий между выпускной квалификационной работой бакалавра и магистерской диссертацией; § знакомство обучающихся с такими атрибутами диссертационных работ, как научная новизна и практическая значимость; их логическая связь и взаимозависимость в рамках одного исследования; § освоение системного подхода и приобретение навыков в организации научных исследований с его использованием; § приобретение обучающимися конкретных знаний в области методов и средств научных исследований; § выработка первоначальных навыков в применении этих методов в практике научных исследований; § приобретение знаний и навыков в построении методологических схем научных исследований; § выбор и обоснование темы диссертационной работы, которая была бы актуальной, способной обеспечить соискателю получение научной новизны, имеющей практическую значимость. Семинар должен проводится в форме последовательных (понедельных) сочетаний бесед (лекций) преподавателя с группой обучающихся по теме очередного задания, на которых активная роль принадлежит преподавателю, с занятиями, представляющими собою, собственно, семинар. И они – эти занятия – в данном пособии названы тематическими семинарами. На них (на этих тематических семинарах) активная роль принадлежит уже самим обучающимся, а преподаватель только ведет тематический семинар, задает вопросы, обеспечивает возникновение в аудитории дискуссии и т.п. На преподавательских беседах (лекциях) преподаватель комментирует содержание соответствующих параграфов первой главы данного пособия, а также и других пособий, посвященных тому, как следует работать над диссертациями, обращает внимание на особые обстоятельства, касающиеся темы конкретного тематического семинара, делится своим опытом и т.п. Обучающиеся делают короткие записи, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы и т.п. Затем они получают задание, содержание каждого из которых приведено ниже, на подготовку своих сообщений по поводу обозначенной темы. Так, в частности, тема первого тематического семинара (см. ниже) посвящена актуальности темы диссертационной работы, формулированию ее целей и задач, научной новизне и практической значимости получаемых результатов. На тематических семинарах участники делают короткие доклады (не более десяти – двенадцати минут) на заданную тему, к которым начинают готовиться после преподавательской беседы (лекции). При подготовке к тематическому семинару они, кроме материалов данного пособия, должны изучать и соответствующую теме семинара научную литературу. Подбор этой литературы они должны осуществлять самостоятельно, что позволяет развивать навыки научного библиографического поиска. Однако, вместе с тем, в конце пособия представлен аннотированный библиографический список, которым участники семинара, безусловно, могут воспользоваться. Особенно это касается тех тем методологического семинара, в которых речь идет о методах научных исследований, об экономических законах, о методологии экономической науки и т.п. Все эти вопросы, так или иначе, затронуты в данном пособии, но ни один из них не рассмотрен подробно, ибо и цели такой не было. Очевидно, что студенты магистратуры, работающие над диссертациями, должны знать об этих вопросах гораздо больше, чем это представлено в данном пособии. Таким образом, для расширения и углубления своих знаний в области методологии и методов научных исследований в сфере экономики они должны тщательно проработать не только то, что представлено в данном пособии, но и то, что содержится в специальной литературе, как представленной в аннотированном списке, так и в той, которая, по тем или иным причинам, не вошла в него, но которая соответствует теме семинара, и которая заинтересовала обучающегося. Например, параграф, посвященный математическому моделированию экономических процессов, объектов, явлений, содержит только самые общие сведения об этом методе. В нем даже не представлено ни одной модели. Сделано это умышленно. Невозможно в одном параграфе написать все о математическом моделировании, и основная его задача заключается в том, чтобы направить начинающего исследователя в своем поиске, показать ему возможные пути получения новых знаний в области экономики с использованием тех или иных математических методов. А как это можно сделать, соискатель должен узнать, изучив специальную литературу по тому или иному математическому методу, который решил включить в свою методологическую схему, и доложить это на соответствующем тематическом семинаре. Такой подход должен быть применен при подготовке к каждому тематическому семинару. А поэтому в заданиях к ним в квадратных скобках, в форме номеров, представлена литература из аннотированного библиографического списка для самостоятельного изучения. Безусловно, как уже указывалось, в подготовке к тематическим семинарам может быть использована и не указанная в аннотированном списке литература. Это сделает доклад более интересным, а для докладчика и более полезным, ибо он будет знать больше о данном методе, его применении в практике научных исследований. Таким образом, семестровый семинар представляет собой последовательное сочетание бесед преподавателя (лекций) с тематическими семинарами: на одной неделе беседа, на другой тематический семинар. Хотя, однако, проведение семинаров можно осуществлять через одну неделю на третьей после преподавательской беседы (лекции). И так весь семестр. Безусловно, может быть использована и иная схема сочетаний преподавательских бесед (лекций) с семинарами. Возможны сочетания в рамках одного занятия и тех и других – сначала семинар, затем беседа, как задание обучающимся на следующий период. Все зависит от реальных условий.
Семинар 1. Актуальность темы диссертационной работы, ее цель и задачи, научная новизна, практическая значимость полученных результатов и инновации
Каждый из обучающихся знакомится с понятиями актуальности диссертационной работы, ее целей и задач, научной новизны и практической значимости результатов по материалам данного пособия (параграфы 1.1 – 1.6), а также и других пособий, включенных в аннотированный библиографический список (см. в конце книги) и посвященных тому, как следует работать над диссертацией [1, 8, 10, 20, 34, 42]. Конечно, следует знакомиться с материалами и новых аналогичных пособий, которые, безусловно, будут появляться в печати, ибо в них могут встретиться новые требования к написанию диссертации, ее оформлению, описаны новые подходы к организации научных исследований, новые методы их проведения, представлены новые источники научной информации и т.п. Затем каждый обучающийся тщательно изучает автореферат какой-либо уже защищенной кандидатской диссертации и готовит на его основе сообщение в группе по поводу содержания в этой работе актуальности, целей и задач, научной новизны и практической значимости со своими комментариями каждого из этих элементов. Весьма желательно, чтобы тема автореферата, выбранного для анализа, совпадала с научными интересами самого соискателя. Однако если соискатель еще не сформулировал для себя направление исследования, он может выбрать для работы на семинаре любой автореферат защищенной диссертации и, возможно, именно такая работа с авторефератом и поможет ему определить для себя сферу своих научных интересов и тему будущей диссертации. Разумеется, в подборе и выдаче авторефератов самую активную роль должен играть преподаватель, ведущий семестровый методологический семинар. У него должен быть в наличии комплект хороших, интересных авторефератов уже защищенных кандидатских диссертаций, написанных по актуальным темам и он во время проведения беседы (лекции) должен коротко прокомментировать каждый из них и помочь соискателям своими советами сделать выбор одного из предлагаемых авторефератов для аналитической работы. Если у него в наличии нет таких авторефератов, то вместо них он должен предложить обучающимся список авторефератов, находящихся в библиотеке университета, где они могут взять один из рекомендованных им авторефератов для самостоятельной работы. Можно для подготовки к этой конференции пользоваться и ранее защищенными магистерскими диссертациями. По выданному автореферату, или диссертации, студент магистратуры, как уже указывалось выше, готовит доклад, с которым выступает на семинаре 1. При этом, каждый обучающийся готовит свой доклад. Если у кого-то из них еще не выбрана тема диссертационной работы, он, возможно, участвуя в обсуждении представленного кем-то из своих сокурсников доклада, может заинтересоваться рассматриваемой темой, что и ляжет в основу выбора направления его научного исследования. Цель семинара будет достигнута, если каждый обучающийся, с самого начала работы над темой своего исследования, будет увязывать все свои действия и мысли с содержанием научной новизны, практической значимости диссертации и возможных инноваций. Это очень важное обстоятельство, поскольку без научной новизны, как указывалось в параграфе 1.4, диссертационной работы не может быть.
Семинар 2. Системы и системный подход в научных исследованиях
На семинаре, посвященном системам и системному подходу, обучающиеся должны выступить с сообщениями по применению системного подхода в решении какой-либо научной или практической задачи. Для подготовки к этому семинару они, в дополнение к параграфу 1.7, должны воспользоваться дополнительной литературой по системному подходу и его применению в научных исследованиях. Это является обязательным требованием. В аннотированном библиографическом списке предложено несколько книг на эту тему [9, 12, 28, 30, 45]. Однако литературу по системам и системному подходу для своих докладов обучающиеся могут подобрать и самостоятельно, приобретая, таким образом, навыки библиографического поиска, представляющего собой самостоятельную часть любого научного исследования. При подготовке докладов они должны использовать схематическое представление систем, что позволит им приобрести конкретные навыки в подготовке иллюстрационного материала к защите диссертаций и умения строить свои доклады с использованием различного рода рисунков, диаграмм, графиков, таблиц, расширяющих (и углубляющих) информативность устных сообщений. Идеальным вариантом, к которому все участники семинара должны стремиться, следует считать тот, в котором докладчик представляет сведения по применению системного подхода к уже выбранной им теме диссертационной работы. Если такое совпадение будет обеспечено, результаты его выступления уже могут оказаться практической апробацией результатов его исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|