Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа бакалавра и магистерская диссертация: общее и особенное 13 глава




В подготовке этого доклада студент магистратуры вправе просить консультационную помощь у своего научного руководителя, хотя их самостоятельность в подготовке к этому семинару должна поощряться и оцениваться особо.

 

Семинар 3. Объективные экономические законы в экономических исследованиях

 

В объективных экономических законах сосредоточена мудрость прошлых поколений ученых-экономистов. Не знать эти законы не только не рационально для ученых-экономистов, но и не этично, с профессиональной точки зрения.

Суть задания, в общем и целом, для обучающихся по теме данного семинара заключается в следующем. Каждый из них выбирает для себя тот или иной экономический закон, или несколько законов, и готовит по ним доклад. Для этого можно воспользоваться таблицей 1.3, представленной в параграфе 1.8. Однако сразу же следует заметить – ее одной, безусловно, будет мало. Надо обратиться к специальной литературе, внимательно ее изучить, и подготовить доклад о содержании закона, формах его проявления в экономической практике с приведением реальных примеров. Подобрать эту литературу обучающимся рекомендуется самостоятельно. Это, безусловно, потребует определенного труда, но настоящей науки без этого не бывает. Иногда, как уже и упомянуто выше, для доклада надо брать не один закон, а несколько, если они взаимосвязаны, и действуют вместе. Например, вряд ли есть смысл рассказывать отдельно о законах спроса и предложения. И еще, будет очень хорошо, если в докладах выступающих комментируемые ими законы будут так или иначе (тесно или не очень тесно) связаны с темой диссертационной работы, если она уже обозначена (или, хотя бы, с направлением исследования).

 

Семинар 4. Методы сбора данных в научных исследованиях при подготовке диссертаций

 

Семинар по этой теме предлагается подготовить на основе параграфов 1.10 – 1.12, а также дополнительной литературы, в которой освещаются вопросы формирования выборок при выборочных исследованиях, описываются процедуры разработки опросных листов (анкет), проведения экспертных оценок и т.п. Некоторые из таких изданий представлены в аннотированном библиографическом списке [22, 25, 26, 44]. В докладах весьма важно рассмотреть прикладные аспекты реальных проблем, требующих проведения исследования. Другими словами, желательно, чтобы в докладах были представлены конкретные материалы, с которыми ведется реальная работа, и которые могут быть использованы при подготовке диссертаций. Так, например, в докладах могут быть рассмотрены вопросы, касающиеся обоснования выборки, или содержания и структуры анкеты, или сценария сбора данных в экспертных опросах и проведения экспертных оценок при решении конкретной исследовательской задачи. Естественно, весьма важным моментом в докладах является обоснование получения точных и достоверных данных высокого качества (см. параграф 1.11).

На этом семинаре можно подготовить отдельный доклад по экспертным оценкам, применяемым в научных исследованиях (см. параграф 1.12). Рекомендуемая литература – [31].

При подготовке докладов студенты магистратуры могут обращаться, с целью получения консультаций, как к преподавателю, ведущему данный семестровый семинар, так и к своим научным руководителям, которые помогают им в работе над диссертациями.

 

Семинар 5. Применение экспертных оценок в научных исследованиях в сфере экономики

 

Одним из методов сбора первичных данных является опрос экспертов и оценка их мнений и суждений по поводу решаемой в исследовании проблемы. В параграфе 1.12 пособия представлено подробное описание этого метода и его применения. На семинаре предлагается обсудить процедуры этого метода, их применение исследовательской практике ученых по сбору данных. Для этого весьма желательно студентам объединяться в малые группы (по 2 – 3 человека), выбрать проблемную тему, для решения которой могут понадобиться мнения и суждения экспертов, с тем, чтобы в этих малых группах, обсуждая друг с другом, студенты и разработали эти проблемные темы, применив методы экспертных оценок. Нужно стремиться к тому, чтобы выбранные темы, в большей или меньшей степени, соответствовали темам диссертационных работ некоторых студентов. В результате может получиться так, что коллеги по группе могут помочь, иногда и весьма существенно, студенту, тема диссертации которого совпадает с темой, выбранной для обсуждения на данном семинаре, глубже понять свою тему, наметить процедуры сбора данных для работы над нею, пути решения проблемы. На семинаре, применительно к выбранной теме, непременно затронуть вопросы подбора экспертов, используя представленные в параграфе 1.12 формул, оценки их компетентности, др. Безусловно, следует обсудить и методы (приемы) обработки результатов экспертных опросов, проранжировать полученные результаты, как показано в таблицах 1.4 и 1.5 параграфа 1.12.

 

Семинар 6. Использование специальных методов в научных исследованиях

 

К семинару по этой теме нужно готовиться по параграфу 1.13. В докладе следует осветить содержание таких методов, как монографический метод, метод монографических исследований (подчеркнуть различие между ними), методы эмпирических исследований, эксперимент, абстрактно-логический метод, проектный метод, др. Желательно при представлении этих методов приводить примеры их применения. Вполне допустимо говорить и о предполагаемом применении этих методов в своих научных исследованиях при подготовке диссертационных работ. Желательно, чтобы в своих докладах, комментируя данные методы, привязывали свои рассуждения к темам своих диссертаций.

 

Семинар 7. Применение в исследованиях математических

методов и моделей

 

Очевидно, что не каждое научное исследование в области экономики должно опираться на математические методы и модели. Однако каждый из участников семинара должен знать, в своей основе, эту группу методов, уметь их применять, если придется, в своей предстоящей исследовательской работе. Поскольку математические методы, а, следовательно, и модели характеризуются довольно большим разнообразием, каждый из обучающихся, естественно, под руководством преподавателя, ведущего семинар, может выбрать для своего доклада только один определенный класс математических методов. Например, методы линейного программирования, статистические методы, др. – этого будет достаточно. Учебной и научной литературы по этой теме издано более чем достаточно. Представлена она и в аннотированном библиографическом списке [11, 17, 21, 22]. Безусловно, и здесь обучающиеся могут привлечь для своих докладов дополнительную литературу, недостатка в которой нет и не предвидится. Здесь важно, чтобы каждый из участников семинара не широко охватил применение математических методов в изучении экономических явлений и процессов, а глубоко проник в какой-либо один из них с тем, чтобы поделиться освоенным материалом со своими коллегами по группе. В докладе следует показать и содержание метода, и его процедуры, и примеры применения. Если есть компьютерные программы реализации этих методов, то важно в докладе представить и их применение. Задача для демонстрации метода может быть условной. Однако следует стремиться к тому, чтобы доклад был построен на реальной информации. Особенно удачными могут оказаться сообщения, построенные на материалах самостоятельно проводимого студентом магистратуры научного исследования, что может стать предварительным апробированием результатов.

 

Семинар 8. Прогнозирование в научных исследованиях

 

Тема прогнозирования тесно корреспондирует с темой математических методов и моделей. Многие прогнозы строятся на основе статистических моделей, о чем упоминается в параграфе 1.15, который и должен лечь в основу каждого доклада (сообщения) на семинаре, посвященном прогнозированию. Безусловно, обучающиеся должны использовать и другую литературу по прогнозированию. Недостатка в ней нет (см. библиографический список). Поиск литературы по прогнозированию должен выполнить каждый из студентов магистратуры самостоятельно, что позволит приобрести им дополнительные навыки в работе с научной литературой. Весьма желательно, если доклады будут представлять собой не просто изложение содержания методов прогнозирования по литературе, а содержать и некоторые практические прогнозы в развитии тех или иных сфер человеческой деятельности. Это могут быть прогнозы развития ситуаций на отраслевых рынках, прогнозы развития фирм и т.п. Важно, чтобы докладчик показал в своем докладе, что он не просто владеет методами прогнозирования, но и может их применять в своей исследовательской практике. Безусловно, очень важным будет являться и то обстоятельство, будет ли соискатель использовать представленные им в докладе методы, приемы, результаты прогноза в своей диссертационной работе. Наличие таких сведений не только сделает доклад наиболее ярким и значимым, но и позволит провести предварительную апробацию полученных результатов.

При подготовке докладов студенты могут обращаться для получения консультаций, как к преподавателю, ведущему данный семестровый семинар, так и к своим научным руководителям, которые помогают им в работе над диссертациями.

 

Семинар 9. Методы научного познания и их применение

в научных исследованиях при подготовке диссертаций

 

При подготовке тематического семинара, посвященного методам научных исследований, каждый из обучающихся должен подготовить короткое по форме, но емкое по содержанию, сообщение (доклад) об одном из таких методов (или группе взаимосвязанных логикой исследования методах) научного познания. Очевидно, что изложение содержания этих методов, процедур их применения и т.п. лучше всего вести на основе решения какой-либо реальной исследовательской задачи. В качестве такой задачи может быть использована какая-либо реальная проблема, лежащая не обязательно в сфере производства новых знаний (т.е. науки), а в сфере менеджмента или маркетинга конкретного предприятия, организации. Такую проблему найти (обнаружить) легче, чем научную, поскольку беспроблемного развития предприятий в условиях рынка не бывает. Кроме того, очевидно, что проблема, касающаяся только одного предприятия, может, при более глубоком ее анализе, приобрести черты и научной проблемы, т.е. проблемы, решение которой обеспечит получение новых знаний об исследуемой сфере деятельности людей вообще. Такой подход может, впоследствии, привести к формулированию темы диссертационной работы.

При подготовке сообщения следует использовать параграф 1.16 данного пособия, а также и другую литературу, в которой описаны, анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщения и абстракция, др. Некоторые из этих книг представлены в аннотированном библиографическом списке [2, 5, 13, 31, 36]. Хотя ограничиваться только этим списком никак нельзя. Руководителем семинара должен поощряться поиск и использование дополнительной литературы по методам научных исследований. В докладе необходимо привести примеры применения представляемых методов научного познания в решении выбранной проблемы, описать в качестве результатов полученную новую информацию, или новые знания. Важно привести доказательства новизны – информационной или научной – обосновать ее практическую значимость.

При выполнении данного задания студенты магистратуры должны также проанализировать один автореферат кандидатской диссертации, или ранее защищенную магистерскую диссертацию, на предмет использования ее автором методов научного познания. Следует перечислить эти методы, формы и способы их применения в научном исследовании, выразить свое отношению к применению, допустим, анализа и дополнению его синтезом и др. Однако будет лучше, если обучающиеся в своем докладе представят сведения об использовании освещаемых методов в своем исследовании, обусловленном темой диссертации. Это будет первым шагом в практической апробации результатов своей научной работы. Однако это будет возможно только тогда, когда обучающийся уже выбрал тему своей диссертационной работы.

При подготовке доклада по теме данного семинара обучающиеся, также как при подготовке докладов и по другим темам, могут обращаться за консультационной помощью к преподавателю, хотя и здесь самостоятельность работы соискателей никак нельзя назвать излишней.

 

Семинар 10. Методология научного исследования

 

Методологию можно понимать в широком смысле этого слова и в узком смысле. Для подготовки к этому семинару нужно изучить параграфы 1.9 и 1.17. В широком смысле методология означает обобщенный подход к познанию объективного мира. В узком – системное объединение логически взаимосвязанных методов научного исследования в производстве новых знаний по конкретной теме. Каждая диссертационная работа должна опираться на свою уникальную методологию, т.е. на методологию в узком смысле этого слова. Поэтому, хороший доклад для этого семинара может быть подготовлен только в том случае, если у студента магистратуры уже сформулирована, хотя бы в общих чертах, тема диссертационной работы (или, хотя бы направление исследования). Ибо, какова тема – таковы и методы ее разработки. Таким образом, при подготовке доклада для данного семинара, надо, во-первых, обозначить тему (или направление) исследования. Во-вторых, определить перечень методов научных исследований, которые могут быть применены для установления новой истины в рамках обозначенной темы. И, в-третьих, системно объединить эти методы в методологическую схему так, чтобы один метод дополнял другой либо в части получения новых знаний, либо в части их проверки на истинность. Безусловно, должна быть предусмотрена обратная связь, что не даст закрасться ошибкам при применении выбранных методов. В общем, в докладе должна быть представлена четкая, логически непротиворечивая методологическая схема исследования. Дополнительная литература для самостоятельной работы представлена в аннотированном библиографическом списке в конце книги [4, 13, 29, 32, 36, 46, 47].

 

Семинар 11. Выбор и обоснование актуальности темы диссертационной работы

 

Это последний, заключительный, семинар. На ней каждый из докладчиков представляет тему своей диссертационной работы и обосновывает ее актуальность. Здесь надо четко и недвусмысленно сформулировать цель и задачи исследования, возможные направления получения научной новизны (где, как, в чем она может проявиться), а также и возможные направления практической значимости (экономичность, эффективность, результативность возможных решений). Надо также представить перечень основных трудов отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших и разрабатывающих эту проблематику. Коротко рассказать о достигнутых ими успехах, выделив еще не решенные задачи, которые важны для науки и для практики и которым будет посвящена данная диссертационная работа. Если у диссертанта уже есть кое-какой задел в исполнении своей диссертации, следует рассказать и о нем, т.е. о степени готовности диссертации. В общем и целом, последний заключительный семинар должен стать той основой, от которой диссертант может (и должен) оттолкнуться и начать работать над диссертацией.

 

Примечание: Проведение научного исследования представляет собой творческий процесс. И выбор темы – тоже творчество. А творчество, как известно, очень трудно, если вообще возможно, поместить в жесткие рамки. Поэтому предлагаемую схему семестрового методологического семинара, которое тоже следует считать творческой деятельностью, рекомендуется считать примерной. Очевидно, можно, сообразуясь со временем и ситуацией, темы нескольких тематических семинаров, изложенные выше, объединять в одну. Можно готовить семинары по оригинальным темам, не упомянутым в данном пособии, а некоторые из упомянутых пропускать, за исключением, разве что семинара 1 и семинара 3. Другими словам, преподаватель, ведущий семестровый методологический семинар, может воспользоваться предлагаемым перечнем конференций только как приблизительной схемой, как одним из возможных вариантов – ибо пределов творчеству нет.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...