Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




Проанализировать деятельность малых предприятий в сфере досуга и выявить позитивный опыт и негативные явления, проблемы и пути их решения.

Словарь основных терминов

ИГРА - деятельность, производимая ради сопряженного с ней удовольствия, независимо от полезной цели, противоположна работе, труду. Источником игры является потребность нашего тела и психики в движении, в проявлении накапливающихся запасов сил и энергии. Удовлетворение этой потребности доставляет нам удовольствие. Потребность в И. свойственна также животным и людям на самой низкой ступени развития. И. людей с животными явились первоначальными условиями приручения зверей; лишь впоследствии первобытные люди научились извлекать пользу от прирученных и одомащненных животных. Влиянию И. на хозяйственную деятельность человека посвящена кн. Бюхера "Работа и ритм" (1899); см. также соч. Lazarus, "Ueber die Reize d. Spieles" и Groos, "Die Spiele d. Thiere" (1896) и "Die Spiele d. Menschen" (1899).- Различают игры: индивидуальные и общественные, физические и умственные, детские и игры для взрослых. В древн. Греции и Риме общественные И. были связаны с культом и государственным строем. Они заключались в состязаниях в борьбе, беге, метании оружия и тому подобн. и сопровождались процессиями и жертвоприношениями богам; особенно славились олимпийские И. у греков и цирковые и гладиаторские И. у римлян. В средние века рыцарские турниры и состязания трубадуров являлись любимыми общественными И. До недавнего времени в Испании бой быков сохранился как пережиток древнеримских цирковых зрелищ. В новейшее время в роли общественных И. выступают разного вида спортивные состязания: скачки и рысистые бега, парусные, гребные, моторные, велосипедные и автомобильные гонки и тому подобн. Среди физических индивидуальных И. наиболее распространены И. в мяч, футбол, лаун-теннис, крокет, кегли, бильярд и др.; из умственных индивидуальных И.- шашки, шахматы и разного вида денежные И.: кости (домино), лото и парты. Детские И., служа для физического и умственного развития ребенка, являются весьма важным элементом воспитания. Со времени Фребеля было обращено особое внимание на И. детей младшего возраста в детских садах и на школьные И. как на весьма целесообразное воспитательное средство.

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ или КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ - организованная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе добровольности, общих творческих интересах и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов российских людей. Создают по трем принципам: за счет организаций-учредителей, по принципу частичной самоокупаемости, по принципу полной самоокупаемости.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Н. т., сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, Н. т. отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

ОТДЫХ - состояние покоя или деятельность, восстанавливающие работоспособность. В физиологическом смысле отдых - состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, восстанавливает свой нормальный состав. Регулярное чередование периодов работы и О. способствует укреплению условнорефлекторных связей, лежащих в основе поведения и трудовой деятельности человека. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и одних нервных центров на другие ускоряет восстановление работоспособности утомлённой группы мышц. Переключение с одного вида умственной работы на другой, чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняют чувство усталости и являются своеобразной формой отдыха. Для организации оптимального отдыха используют рекреационные зоны. Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах отдыха и т.п.

ПАССИВНЫЙ ОТДЫХ - это самый низкий уровень досуга, имеющий место в любом обществе, независимо от его культурного уровня. В него входят (просмотр телепередач, чтение книг, прогулки и т.п.). При этом достигается психологическое расслабление. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущие цели, он пассивен и индивидуален. Тем не менее, он является неотъемлемой частью в жизни человека и служит подготовительной ступенью более высокому уровню досуга.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - заключает в себе прослушивание бесед, лекций, экскурсии, участие в кружках.

ПРАЗДНИК - институт культуры, выступающий как общественное событие торжественного характера, представляющий собой временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального. Праздник предполагает максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в нем и отмечается как нечто институциализированное. Различаются религиозные, народные и государственные праздники. Любой праздник - это выход за пределы повседневности.

Тема №8

Лекция №1

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План лекции:

1. Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности.

2. Ведущие социальные институты и общности

3. Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций – как объект социально-культурной деятельности.

Текст лекции №1

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.

«Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.

Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортные учреждения и т.д.

Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.

Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом.

Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.

Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). Вот, например как выглядит в обобщенном виде классификация субъектов по типологическому виду – форме принадлежности (собственности).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...