Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные функции учреждений культуры




Внаучной литературе и культурной практике существуют различные подходы при изучении учреждений культуры. Нередко их рассматривают согласно экономически ориентированной схеме: производство - распределение - потребление К ней примыкает такая достаточно распространенная схема информационного характера: создание - хранение - передача -восприятие тех или иных культурных образцов. Названные подходы получили достаточно широкое распространение в практике управления учреждениями культуры.

Согласно данным схемам на одном полюсе оказывается Субъект культурной деятельности, создающий культурные объекты, - на другом - объект (аудитория), воспринимающая культурные ценности. Между ними находятся различные каналы передачи культурной информации, т.е. органы, организации, учреждения и пр., при посредстве которых субъект воздействует на объект.

Технические средства, новые технологии, такие как звукозаписывающая, звукопроизводящая, кино, видеоаппаратура, компьютерная техника и т.д. служат вспомогательными средствами улучшающими движение информации от субъекта к объекту.

Названные подходы правомерны, поскольку они отражают важные моменты культурного процесса, но имеют определенные ограничения. Далеко не все в культуре может быть описано в терминах создания - освоения. Прежде всего это относится к деятельности таких учреждений культуры как клубные учреждения, досуговые центры, социально-культурные объединения, парки и др.; их функционирование основано на активной социально-культурной деятельности посетителей, такие з'чреждения не являются «пассивными» каналами трансляции, а создают условия для проявления и организации культурной активности индивидов, социальных групп, выступающих здесь как субъекты деятельности.

С культуролого-социологической точки зрения целесообразно рассматривать учреждения культуры с позиции их социальных функций.

Под социальными функциями учреждений культуры понимается деятельность по ряду направлений, представляющих совокупность социально- значимых проблем и задач, решаемых с помощью учреждений культуры в обществе или в отдельных его сферах.

Можно выделить три блока социальных функций, которые выполняют учреждения культуры.

Первый блок функций - это вклад учреждений культуры в сохранение имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе.

Второй блок функций - роль учреждений культуры в социализации членов общества: их приобщение к существующим в культуре нормативно-ценностным системам; формирование навыков и норм обращения с культурными ценностями, развитие способностей и т.д.

Третий блок функций - возможности учреждений культуры по отношению к личности. Это создание условий для развития, самореализации, развлечения, эмоциональной разрядки. В деятельности всех учреждений культуры так или иначе обнаруживается каждый из таких функциональных блоков. Однако для учреждений культуры разного типа могут быть характерны и разные функциональные доминанты. В силу причин и обстоятельств, профиля деятельности учреждения, те или иные функции выходят на первое место.

Типы учреждений культуры

2.1. Концертно-зрелищные учреждения культуры. Они включают в себя театры, концертные организации, спортивно- зрелищные комплексы, цирки, кино и, главным образом, ориентированы на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. на актуализацию культурного фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов, норм, их репродуцирование и внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней. исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат (кинофильм). Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время, как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище, и т.д. представляют собой индивидуальные события.

По отношению к обществу эти учреждения выполняют социализирующую роль, приобщая людей к ценностям, нормам не только художественным, но и нравственным, политическим и пр., предъявляя им образцы, эталоны социально-значимых ситуаций. Не случайно в России во все времена большое социальное значение придавали театру как «учителю жизни», способному воздействовать на ум и сердце человека. На героев пьес и фильмов нередко смотрят как на образец.

Важна и консолидирующая роль учреждений этого типа, объединяющих определенные категории людей на основе общих интересов. Таковы группы, сообщества, даже клубы любителей театра, поклонников каких-либо артистов, спортивных болельщиков.

Блок функций, ориентированный на активность личности, занимает в целом более скромное место. Они в значительной степени осознаются и декларируются как удовлетворение разнообразных вкусов разных групп населения.

2.2. Музеи - это научно-исследовательские и научно- просветительные учреждения. Музеи, в основном, реализуют два блока функций: блок функций, ориентированный на актуализацию культурных ценностей – создание, расширение музейных фондов, коллекций, их фиксация, изучение; экспонирование музейных предметов и пр. материалов; блок функций социализации личности

- образование. просвещение разных социальных групп, формирование эталонных культурных сред Социальные функции выполняются специфически музейными средствами. где первостепенную роль играет музейный предмет, т.е. распространяются, транслируются эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры.

Музеефикация охватывает различные сферы культуры искусство, историю стран и народов, производственную, бытовую деятельность, природную и искусственную среду

Меньше места в функционировании музея занимает комплекс задач, связанный с личностными проблемами - самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью и т.п.

2.3. Библиотеки массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение, организация использования в обществе. Таким образом, библиотеки способствуют актуализации культурного потенциала Библиотеки являются научно-информационными, культурно-просветительными учреждениями Они являются связующим звеном в системе «книга - читатель», что в реальном функционировании специалисты нередко ставят на первый план. Это относится главным образом к массовым публичным библиотекам, которые не несут так называемой мемориальной функции, т.е. не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, уникальных документов и т.п. Для таких библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем. Отсюда большая значимость блока функций социализации, направленных на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями, периодикой, разнообразное информирование. Личностный, функциональный блок как бы отодвинут на второй план Это - создание условий лля саморазвития человека, его самообразования.

Соотношение функциональных блоков подвижно и зависит не только от типа библиотеки, но и от конкретной социо-культурной ситуации, качества социальной среды.

2.4. Парк культуры. Отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой На этой основе формируется его ориентация на личностные и социализационные функции Это прежде всего рекреационно-оздоровительное направление, т.е. активный, оздоровительно-развлекающий, развивающий отдых, индивидуальный и групповой, связанный с процессами социальной интеграции, налаживания социальных связей (гуляния, спортивные и пр игры, праздники). Социализирующие функции должны быть вплетены в рекреационные процессы Они осуществляются через включенность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру.

Функция социализации ценностного культурного фонда несколько уступает первым двум функциональным направлениям, хотя парк как природно-культурное образование позволяет кумулировать и транслировать культурный опыт, активизирует заботы человека о природных объектах, формирует адекватное его поведение в природной среде.

2.5. Клубные учреждения. Клубные учреждения в отличие от других культурно-досуговых учреждений являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна решать прежде всего социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни.

Клуб необходимо рассматривать с двух позиций:

- как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам;

- как некоторый социальный институт «добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами» (согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре).

Диапазон этих интересов достаточно обширен - от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем. Клуб, «клубность» - в данном случае определяются не по формам ведомственной принадлежности - это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше - определенный образ их жизни. Необходимо отметить, что клубные общности как институт социальной активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня происходит переосмысление традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для нормальной жизнедеятельности человека. Изменил свое содержание в связи с этим и культурный досуг, который стал одним их механизмов социальной стабилизации и адаптации. В досуговом пространстве теперь значительно активнее чем раньше, идет формирование социальной и культурной сферы, защищающей человека. Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немаловажную роль, так как клуб представляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития, релаксации и восстановления. Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства способного ослабить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствовать психологической релаксации.

Для выполнения этих функций необходимы новые виды социально-культурной деятельности - индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, и способствующий социальной интеграции людей.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности, культурная самодеятельность и рекреация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...