{561} Указатель имен
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О Аарне Антти Аматус (1867 – 1925) финский фольклорист 1 т. 490 Адрианов Сергей Александрович (1871 – 1941) литературный критик 1 т. 272, 273 Азанчевский Серафим Васильевич (1898 – 1937) актер 2 т. 395, 402, 403, 405, 431 Азарин (наст. фам. Мессерер) Азарий Михайлович (1897 – 1937) актер 1 т. 229, 360, 361; 2 т. 107, 109, 111, 416, 514, 517 Акимов 1 т. 292, 293 Акимов Николай Павлович (1901 – 1968) художник, режиссер 2 т. 257 Алекин Борис Александрович (ум. 1942) актер 1 т. 425, 426 Александра Давыдовна см. Френкель А. Д. Александров Николай Григорьевич (1870 – 1930) актер, помощник режиссера в МХАТ 2 т. 450 Алексеев Игорь Константинович (1894 – 1974) театральный деятель, научный сотрудник Музея МХАТ, сын К. С. Станиславского 1 т. 303, 368, 372, 374; 2 т. 527, 529, 532, 534 – 536 Алексеев Николай Алексеевич гример МХАТ 2‑ го 1 т. 363, 364 Алексеева-Фальк Кира Константиновна (1891 – 1977) главный хранитель Дома-музея К. С. Станиславского, дочь Станиславского 1 т. 374, 386, 387; 2 т. 450 Алехин Александр Александрович (1892 – 1946) чемпион мира по шахматам 1 т. 221 Алперс Борис Владимирович (1894 – 1974) театровед, театральный критик, педагог 1 т. 21, 22; 2 т. 471 Анаксагор (ок. 500 – 428 до н. э. ) древнегреческий философ 1 т. 127 Андерсен Ханс Кристиан (1805 – 1875) датский писатель 1 т. 266; 2 т. 442 Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919) писатель, драматург 2 т. 458 Андреев Николай Андреевич (1873 – 1932) график, скульптор, театральный художник 2 т. 503 Андреев Николай Петрович (1892 – 1942) литературовед-фольклорист 1 т. 490 Андреева (урожд. Юрковская, по мужу — Желябужская) Мария Федоровна (1868 – 1953) актриса, общественный деятель 2 т. 491 Андрей, Андрей Матвеевич см. Жилинский А. М. {562} Анна см. Попова А. И. Антокольский Навел Григорьевич (1896 – 1978) поэт, переводчик 1 т. 288
Аня см. Подгорная А. И. Антонов С. Н. художник 2 т. 541 Апухтин Александр Николаевич (1840 – 1893) поэт 1 т. 384 Арбатов (наст. фам. Архипов) Николай Николаевич (1869 – 1926) актер, режиссер, театральный педагог 1 т. 44, 52 – 54, 120, 266; 2 т. 440, 442 Аренский Павел Антонович (1887 – 1942) поэт, драматург 1 т. 288, 320, 322, 323, 328; 2 т. 495 Аристова Мария Николаевна (р. 1904) секретарь дирекции МХАТ 2‑ го 1 т. 317, 328 Аристотель (384 – 322 до н. э. ) древнегреческий философ 1 т. 127, 437 Аркаша см. Бессмертный А. С. Армсгеймер Иван Иванович (1860 – 1933) дирижер, композитор, педагог 2 т. 442 Артеменко Екатерина Владимировна секретарь председателя Совнаркома в 1928 г. 1 т. 240, 249 – 254, 257, 336, 337 Асланов Николай Петрович (1877 – 1949) актер 2 т. 532, 534 Афанасьев Александр Николаевич (1826 – 1871) историк, литературовед, фольклорист 1 т. 68, 317, 490; 2 т. 513 Афонин Борис Макарович (1888 – 1975) актер 2 т. 406, 431, 437
Бабель Исаак Эммануилович (1894 – 1940) писатель 2 т. 111, 514, 518 Бабецкий Ефим Моисеевич (1860 – 1916) журналист, драматург 2 т. 441 Бабушка см. Чехова Е. Я. Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788 – 1824) английский поэт 1 т. 134 Бакшеев (наст. фам. Баринов) Петр Алексеевич (1886 – 1929) актер 1 т. 363 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 – 1942) поэт, переводчик 2 т. 64 Барац актер театра-студии «Габима» 1 т. 202 Бассерман Альберт (1867 – 1952) немецкий актер 2 т. 527 Батайль Анри (1872 – 1922) французский драматург 2 т. 526 Баталов Николай Петрович (1899 – 1937) актер 1 т. 288; 2 т. 465 Бауэр Михаил (1871 – 1929) немецкий философ 1 т. 200 – 211, 353 Бахтамова Сусанна Михайловна (1909 – 1975) фотограф 1 т. 314 Безант Анни (1847 – 1933) английская писательница, одна из лидеров Теософского общества 1 т. 520, 521 Белоусов Иван Алексеевич (1863 – 1930) поэт, мемуарист 1 т. 265, 266 Белый Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева; 1880 – 1934) писатель 1 т. 18, 19, 28 – 30, 104, 169 – 176, 256, 292, 305, 307, 310 – 313, 319, 320, 323, 332, 333, 349 – 354, 401, 402, 428; 2 т. 27, 100, 105, 111, 474, 482, 486 – 488, 490, 491, 493 – 495, 518
Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960) живописец, график, театральный художник, критик, режиссер 2 т. 445, 458 {563} Б ергер Юхан Хеннинг (1872 – 1924) шведский писатель, драматург 1 т. 12; 2 т. 454 Бергсон Анри (1859 – 1941) французский философ 1 т. 22 Бергстрем Альфред Германович (1902 – 1972) актер, режиссер 1 т. 393 – 400, 411, 488 – 527, 532, 533, 535, 536; 2 т. 534, 558, 559 Бергстрем Зоя Федоровна (1905? — 1976) жена А. Г. Бергстрема 1 т. 488, 490, 492, 495, 496, 499, 502, 503, 511, 512, 516, 519, 521, 527, 533, 535, 536 Бернштейн Осип Самойлович (1882 – 1962) шахматист 1 т. 221 Берсенев (наст. фам. Павлищев) Иван Николаевич (1889 – 1951) актер, режиссер 1 т. 100, 101, 106, 257, 297 – 300, 302, 305, 308, 309, 316, 317, 320, 321, 328, 334, 335, 339, 412; 2 т. 404, 431, 444, 482, 485, 486, 491, 493, 498 – 502, 507, 511, 512, 514 – 524 Бертенсон Сергей Львович (1885 – 1962) театральный деятель 1 т. 455, 460, 463, 531, 532; 2 т. 166, 546, 549, 550, 554 Бескин Эммануил Мартынович (1877 – 1940) театральный критик, историк театра 1 т. 344; 2 т. 493, 495 Беспятов Евгений Михайлович (1880 – 1919) драматург, переводчик 2 т. 441 Бессмертный Аркадий Соломонович (1890? — 1965? ) скульптор 1 т. 284, 285, 317, 426 – 430, 436, 437, 452, 453, 471, 472, 474, 475; 2 т. 459, 460 Бетховен Людвиг ван (1770 – 1827) 2 т. 105, 290, 462, 466 Бибиков Борис Владимирович (1900 – 1986) режиссер, педагог 1 т. 257, 326; 2 т. 499, 508, 510 Била Елизавета Артуровна драматург, переводчик 1 т. 266; 2 т. 443 Бильдт Пауль (1885 – 1957) немецкий актер 2 т. 527 Бирман Серафима Германовна (1890 – 1976) актриса, режиссер 1 т. 317, 321; 2 т. 61, 64, 379, 452, 494, 495, 499, 514 Бичер-Стоу Гарриет (1811 – 1896) американская писательница 1 т. 341, 410 Блаватская Елена Петровна (1831 – 1891) религиозная писательница, основатель Теософского общества 1 т. 520 Благонравов Аркадий Иванович (1898 – 1975) актер 2 т. 431, 445, 470, 474, 499 Благош Йозеф (1888 – 1934) доктор философии, работал в чехословацком посольстве в Берлине 1 т. 366, 367, 375, 376, 378 – 380, 383 Блок Александр Александрович (1880 – 1921) 2 т. 23, 448 Блюм Владимир Иванович (псевд. Садко; 1877 – 1941) театральный критик 1 т. 344, 2 т. 97, 494, 513 Бобрищев-Пушкин Александр Владимирович (1875 – 1944) драматург, критик 2 т. 442 Боголюбов Ефим Дмитриевич (1889 – 1952) шахматист 1 т. 119 Бокшанская Ольга Сергеевна (1892 – 1948) секретарь дирекции МХАТ и личный секретарь Вл. И. Немировича-Данченко 2 т. 485, 486 {564} Болеславский (наст. фам. Стржезницкий) Ричард Валентинович (1887 – 1937) актер, режиссер 1 т. 460; 2 т. 64, 466
Болтинский Александр Семенович актер 1 т. 333 Бомарше (наст. имя и фам. Пьер-Огюстен Карой; 1732 – 1799) французский драматург 2 т. 96 Бондырев Алексей Павлович (1882 –? ) актер 1 т. 298; 2 т. 532, 534 Бонер Жоржет (р. 1903) французский лингвист, режиссер, продюсер 1 т. 239, 240, 257, 395, 399, 401, 402; 2 т. 119, 532, 535, 544, 546, 547, 549 Борис Михайлович см. Сушкевич Б. М. Боронихин Евгений Александрович (ум. 1929) актер 2 т. 440 Браун Фил американский актер 2 т. 370 Брейгель Питер Старший (1529 или 1530 – 1569) нидерландский живописец 2 т. 25 Бромберг Э. американский актер 2 т. 289 Бромлей Надежда Николаевна (1889 – 1966) актриса, режиссер, драматург 1 т. 257, 303, 317, 328; 2 т. 62, 64, 474, 519, 522 Брунтон П. 1 т. 514, 516, 535 Бугаева (урожд. Алексеева) Клавдия Николаевна (1886 – 1970) вторая жена Андрея Белого 1 т. 18, 312 – 314, 333, 352, 353; 2 т. 491 Булгаков Лев Николаевич (1888 – 1948) актер 2 т. 445 Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953) писатель 1 т. 33; 2 т. 438, 453, 533 Буренин Виктор Петрович (1841 – 1926) драматург, публицист, критик 2 т. 438, 441 Бутова Надежда Сергеевна (1878 – 1921) актриса 2 т. 457, 458, 460 Бух Владимир Константинович актер 2 т. 440 Бухарин Михаил Николаевич (1845 – 1910) драматург 2 т. 441 Буш Вильгельм (1832 – 1908) немецкий график и поэт 1 т. 479 – 483 Быков Анатолий Владимирович (1892 – 1943) актер, руководитель театра импровизации «Семперанте» 1 т. 329 Бюклинг Лийса финский театровед 2 т. 550 Бюцов Владимир Евгеньевич композитор 1 т. 393
Вагнер Рихард (1813 – 1883) немецкий композитор 1 т. 409, 413; 2 т. 544 Вакс Борис Арнольдович (1891 – 1941) критик, драматург, переводчик 2 т. 98 Ваня см. Берсенев И. Н. Варламов Константин Александрович (1848 – 1915) актер 1 т. 134, 165 Васараудзис Петерис (1908 – 1988) латышский актер 1 т. 448 Васильев Петр Николаевич врач, первый муж К. Н. Бугаевой 1 т. 352, 353 Васильев Сергей Борисович (1900 – 1978) актер 1 т. 478 Васильева см. Бугаева К. Н. Вахтангов Евгений Богратионович (1883 – 1922) режиссер, актер, театральный деятель 1 т. 12, 30, 33, 59 – 62, 70 – 76, 81, 82, 95, 98 – 100, 121, 141, 142, 149 – 150, 157, 159, 162, 164, 165, 176, 229, 230, 285, 290, 341, 460, 461, 525; 2 т. 7, 29, 47, 58, 68, 118, {565} 334 [1] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8‑ ми т., т. 2. М., 1954, с. 6.
[2] Станиславский К. С., т. 2, с. 245.
[3] Коклен Б. ‑ К. Искусство актера. Л. ‑ М., 1937, с. 58.
[4] Жуве Л. Мысли о театре. М., 1960, с. 178.
[5] Станиславский К. С., т. 3, 1955, с. 470 – 471.
[6] Станиславский К. С, т. 2, с. 85.
[7] Там же, с. 84.
[8] Станиславский К. С., т. 6, 1959, с. 236.
[9] Станиславский К. С., т. 3, с. 315.
[10] Блок А. А. Собр. соч. в 8‑ ми т., т. 7. М. ‑ Л., 1963, с. 242.
[11] Здесь выясняется значение упражнения «чего я хочу»: 1) Удивление хочу понять то-то и то-то. 2) Подлизывание — хочу, чтобы меня не выгнали. 3) Страх — хочу избежать опасности и т. д. (Примеч. Чехова. )
[12] «Сквозным действием» может оказаться и «не хочу», которое, впрочем, можно превратить в «хочу». «Хотения» — это вехи, которые ведут роль. (Примеч. Чехова. )
[13] Под «теорией» я разумею здесь словесное выражение того, что до сих пор было пройдено практически. «Теория» же, как первая часть системы (школа представления, ремесло и пр. ), здесь не упоминается. Она должна быть прочтена ученику до практики. (Примеч. Чехова. )
[14] Считаю долгом предупредить читателя, что он будет иметь здесь дело с изложением системы, как понимаю ее я сам. К. С. Станиславский еще не издал своего труда и только устно и на практике знакомил и знакомит с нею тех, кто с ним работает. Ясно поэтому, что каждый из нас, работающих под руководством К. С. Станиславского, неизбежно понимает систему его по-своему, то есть преломляет ее индивидуально. Напомню еще и о том, что сам К. С. не считает свой труд вполне законченным. Каждый новый день может внести в систему новую мысль. (Примеч. Чехова. )
[15] Хорошо иметь маленькую карманную книжечку, в которой будут записаны все упражнения по системе, и, имея ее всегда под рукой, пользоваться каждой свободной минутой и выполнять в течение дня по возможности все внесенные в книжечку упражнения. Ведь большинство упражнений не требует специального времени для своего воплощения. Их можно выполнять на ходу, на улице, между делами, нужно только приучить себя к тому, чтобы ни одна минута не пропадала даром, без упражнения. (Примеч. Чехова. )
[16] Театру необходимо обратить самое серьезное внимание на использование беспредельных богатств сказки, являющейся здоровой и нужной уже по одному тому, что это — продукт творчества народа. Штампованный (даже просто бездарный) подход к образам сказок, к их здоровой динамичности, подлинной поэтичности и трезвой мудрости поставил сказку в совершенно ложное положение. Порвать связь с такой огромной областью народного творчества, как сказки, былины и пр., это значило бы повредить художественно и этому творчеству и себе. (Примечание мое. — М. Ч. ).
[17] Машущий (нем. ).
[18] Излучающий (нем. ).
[19] Принимающий форму (нем. ).
[20] Это бывало и в других снах с Кихотом, и в снах о творчестве вообще, и в сне с голубым, и в сне о будущей литературе. (Примеч. Чехова. )
[21] Заявить о себе, добиться признания (нем. ).
[22] Театр умер! Да здравствует театр! (франц. ).
[23] Танцевальный (нем. ).
[24] «Быть или не быть» (англ. ).
[25] «Фильм чувства» (англ. ).
[26] «Он является, безусловно, самым необходимым, поскольку наши фильмы ставят своей задачей дать изложение фактов, не только увязанных логически, но и обладающих эмоциональной и побуждающей силой» (англ. ).
[27] Искусство (англ. ).
[28] Служба, работа (англ. ).
[29] Рисунки 1 – 16 художника Н. В. Ремизова.
[30] Та часть эвритмии Рудольфа Штейнера, которая посвящена разработке художественной речи, в отличие от эвритмии музыкальной, педагогической, медицинской, называется Laut Eurythmie (звуковая эвритмия). (Примеч. Чехова. )
х Тот, кто знаком с эвритмией Рудольфа Штейнера, узнает в описанных выше движениях четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь, имеющих важное значение при формировании движений и художественной речи. (Примеч. Чехова. )
[31] «Именно по тончайшим штрихам, более чем по чему-либо другому, узнается подлинный артист» (Эдвард Эгестон), (англ. ).
[32] Выражение немецкого философа Шрейера. (Примеч. Чехова. )
[33] В звуковой эвритмии Рудольфа Штейнера актер найдет указания на то, как следует пользоваться художественной речью для того, чтобы оттенить в ней элементы воли, чувства и мысли. (Примеч. Чехова. )
[34] Воображаемое тело (англ. ).
[35] Временами (англ. ).
[36] Излучающий (англ. ).
[37] От английского receiving — принимающий, воспринимающий.
[38] Отражающий (англ. ).
[39] Главным образом (англ. ).
[40] Очень наблюдательный (англ. ).
[41] Script — сценарий (англ. ).
[42] Психологический жест.
[43] См.: Ю. Б. Елагин «Укрощение искусств». (Примеч. Чехова. )
1 Домашнее прозвище среднего сына Ал. П. Чехова — Антона.
[44] Сведения о выступлениях Чехова в школьных спектаклях почерпнуты из фондов ГЦТМ, 15. 476. 523.
[45] Н. Н. Арбатов.
[46] Репертуар Чехова в Суворинском театре составлен по данным журнала «Театр и спорт», который в феврале 1912 г. прекратил свое существование, и газеты «Новое время», в афишах которой, однако, не обозначалось распределение ролей.
[47] Речь идет о «Тартюфе».
[48] Е. Б. Вахтангов.
[49] С. В. Гиацинтову и М. А. Дурасову.
[50] Домашнее прозвище Чехова.
[51] О. К. Книппер.
[52] Мать Чехова.
[53] К. К. Зиллер.
[54] С. И. Коган.
[55] Далее все даты даны по новому стилю.
[56] Е. Б. Вахтангов.
[57] Речь идет об идее Станиславского на основе МХАТ и его студий создать новый театр — Пантеон русского искусства.
[58] В 1921 г. в Праге проходили выступления Качаловской группы МХАТ.
[59] А. И. Чебан играл Петруччо.
[60] Участники гастролей в США.
[61] К. Н. Васильева.
[62] Е. Я. Чехова.
[63] Речь идет о пьесе «Командарм 2».
[64] Имеется в виду роль Окопного.
[65] С. В. Рахманинов.
[66] «О технике актера».
[67] «Песнь о России».
o О. М. Чехова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|