Проблема целостного педагогического процесса, взаимосвязи процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания. П.Ф. Каптерев о педагогическом процессе.
Любой процесс (от лат. продвижение) означает движение вперед, последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-либо и представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Термином педагогический процесс обозначаетс я организованный в соответствии с требованиями педагогики учебно-воспитательный процесс, деятельность воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. В педагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологической сущности человека, к его социальной сущности, т. е. происходит формирование личности. Целостность же, характеризующая внутреннее единство объекта, его автономность,– объективное свойство предметов внешнего мира. Таким образом, целостный педагогический процесс – это весь процесс всестороннего развития личности, включающий в себя: – процесс обучения как приобретения системы знаний, умений и навыков, а также определенной суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей; – процесс воспитания как целенаправленного формирования социальных и духовных отношений, интеллектуальных, духовных и физических сил человека. Принцип целостности, с точки зрения ряда авторов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), реализуется в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения. Необходимо отметить, что содержание понятия целостный педагогический процесс менялось вместе с развитием мировой и отечественной дидактики и теории воспитания. И. Ф. Гербарт считал, что цель воспитания – формирование морально сильных характеров, где особая роль отводится воспитывающему обучению, которое не только передает учащимся знания, но увязывает и объединяет эти знания с развитием чувств и воли. Концепция Гербарта санкционировала интеллектуальный характер обучения, пренебрегала формированием и развитием самостоятельной деятельности учащихся, весь процесс обучения подчинялся процессу преподавания.
В отличие от гербартовской дидактики, прагматическая концепция (О. Декроли, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) поставила во главу угла организацию самостоятельной работы учащихся, выдвигалось требование создания такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект и чувства. В российской педагогике проводником идеи единства обучения и воспитания был К. Д. Ушинский. «Ученье,– писал он,– есть могущественный орган воспитания... Все в школе и в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях». В дальнейшем концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. В. Занков и др.) ставила целью достижение более высокой эффективности обучения для общего развития школьника на принципах обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения программного материала. Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. В определенном смысле педагогический процесс можно рассматривать как процесс непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного, аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе дидактического анализа обучения разработать средства реализации его воспитательной функции.
Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определенных критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки как собственных поступков, так и поступков других людей. Таким образом, знания влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений. Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках которых у учащихся, с одной стороны, отдельно формируются и развиваются определенные качества, а с другой стороны, передаются знания, умения и навыки. Мы говорим о едином и целостном педагогическом процессе. Ю. К. Бабанский выделяет следующие свойства и закономерности целостного педагогического процесса. Педагогический процесс: – взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательное влияние целостного процесса; – создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания; – ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников. Закономерности целостного педагогического процесса: 1. Цель, задачи, содержание, формы и методы целостного педагогического процесса обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой. 2. Задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят также от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс. Психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева и других позволяют утверждать, что воспитание и обучение идут впереди развития, определяют его. Как писал Л. С. Выготский, «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, т. е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития».
Развитие самосознания личности в педагогическом процессе является необходимой предпосылкой целенаправленного самовоспитания, которое способствует лучшему усвоению воспитательных влияний, закреплению их результатов. Первые зачатки самовоспитания наблюдаются в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок под влиянием окружающих старается быть таким, каким его могут одобрить, похвалить, и избегает того, за что обычно порицают. Самовоспитание подростка и юноши побуждается как внешними стимулами, так и внутренними мотивами. К внешним стимулам можно отнести: требования родителей, учителей, сверстников, в том числе и их критики, усложнение деятельности учебной и общественной, соревнование, пример товарищей; к внутренним – потребности и интересы, идеалы, ценностные ориентации, в том числе и профессиональная ориентация. Исходным моментом самовоспитания является проектирование собственного характера, основанное как на анализе своих недостатков, так и на ценностных устремлениях школьника. На основе проекта определяются цели самовоспитания. Однако недостаточно определить цели работы над собой, следует наметить программу самовоспитания. В ней намечается, какие качества надо у себя развить и какие проявления затормозить, какими способами это сделать, в какой системе и в каких видах деятельности. Результатом работы над собой становится способность к саморегуляции, самодисциплине школьника. Протекание целостного образовательного процесса обусловлено особенностями возрастного развития. Возрастное развитие человека — это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности.
П.Ф. Каптерев: Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. У Каптерева идея саморазвития личности с учётом наследственности каждого – ведущая идея. Ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Писал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой деятельности способных людей. Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|