Патриотизм и интернационализм являются стержнем всего гражданского воспитания.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач патриотического и интернационального воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи. Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно: несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе; малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различные точки зрения на мировые явления. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам ( да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство - светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-ой) о Свободе совести говорится, о том, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. К. Д. Ушинский (1824-1870) родился в Туле, детство провел вблизи Новгорода-Северского, закончил Московский университет, юридический фак-т. В основе пед системы У. лежит идея народности. Под народностью У. понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. В 1857 г. появилась статья «О народности в общественном воспитании». Статья состоит из 8 глав. 1 глава- основные европейские воспитания, где У. говорит, что у всех европейский народов системы воспитания схожи, но это лишь внешнее сходство, общественное воспитание у каждого народа имело свои пути. 2 глава: германское воспитание, оно стремится к всесторонности и систематичности познаний. 3 глава: английское воспитание- меньшая забота о точности и системности знаний, наука- не цель, а средство развития характера истинного джентельмена, школьная дисциплина поддерживается самими воспитанниками, нужно обращаться с ребенком как со взрослым. 4 глава: французское воспитание: четкая централизация учебной части, каждый год программа предметного преподавания, классич. язык и литература- основа французского общественного воспитания, дисциплина основана на принуждении и развитии самолюбия, применялись поощрения.
5 глава: образование в США: образование- дело общины, школа призвана за каждой общиной, духовенство не принимает участия в публичных школах, все, что появилось в Европе, переходило в Америку; система телесных наказаний. 6 глава: народный идеал воспитания и его теория в Германии: в основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит особенная идея о человеке, каждый народ имеет свой идеал человека. 7 глава: элементы характера, темперамент, характер складывается из двух элементов: природный (телесная организация человека) и духовного (вырабатывается под влиянием воспитания и обстоятельств). Духовное отражается в наружности человека. Особенности темперамента влияют на характер. На характер ребенка влияет пример родителей. Народность проявляется в наружности, что говорит о том, что черты национальности коренятся глубже всех прочих. 8 глава: какова роль народности в воспитании: воспитание должно просветлять сознание человека. Чувство народности сильно в каждом. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, заимствованных у других народов. Народность- единственный источник жизни народа в истории. Общественное воспитание развивает и укрепляет народность, содействует развитию народного самосознания. Общественное воспитание д. б. христианским.
Выводы: 1) общей системы народного воспитания для всех народов не существует ни в практике, ни в теории. 2) у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательной системы является невозможным. Цель восп-я у каждого народа опр-тся народным характером, тогда как пед. частности могут свободно переходить от одного народа к другому. Подчеркивает, что одной их характерных черт русского народа явл-тся развитие у детец патриотизма и глубокой любви к Родине. Это восп-е призвано развить у детей сувство нац. гордости, однако, сочетающееся с уважением к др. народам. Должно приучить их всегда ставить общие интересы выше личных. 3) наука не должна смешиваться с воспитанием, она является общей для всех народов; 4) общественное воспитание следует за историей.
Традиционные подходы и актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания в современной школе. Вопросы нравственного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Гражданское воспитание Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.
Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Нравственное воспитание Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. При этом мы пользуемся понятием морали. Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно, поэтому А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку. Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Экологическая культура учащихся. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе. Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. Советский педагог, был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребенку. Отдавая приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи. Одной из самых трудных для педагогического воздействия считал так называемых "незаметных детей". Стержневая идея всей педагогической системы В.А. Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. В.А. Сухомлинский в воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток. Сухомлинский организуя деятельность по нравственному воспитанию, опирался на объективные закономерности, развитие личности и ее воспитание. Особенности и проблемы трудового, экономического обучения и воспитания учащихся в современных условиях. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности: «Труд в его психическом и воспитательном значении». Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО). Труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Задачи трудового воспитания: 1) формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах; 2) выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками; 3) развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; 4) формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; 5) подготовка к выбору профессии. Виды труда: интеллект. учебн. труд, труд. обучение, общественно-полезный, самообслуживание, подготовка к выбору профессии. Подготовка к выбору профессии: проф. диагностика, проф. просвещение, проф. самоопределение, проф. консультация, проф. выбор. Подготовка подрастающего поколения к общественно-полезному труду – важнейшая задача всей учебно-воспитательной работы в школе. Общественно-полезный труд приобщает школьников к активному труду ради людей – ради товарищей по классу, ради друзей по школе, ради жителей микрорайона, ради ветеранов войны и труда, ради детей из ближайшего детского дома и многое другое. Ежегодно школьники участвуют в субботниках и воскресниках по уборке пришкольной территории, по благоустройству садов и парков района, по приведению в порядок территорий, находящихся в ведении садово-паркового хозяйства района. Труд явл-тся средством восп-я, если педагогом опр-тся цель восп-я, сущ-т разнообразие видов труда, творч. хар-р труда, динамика (усложнение), поощрение в процессе выполнения задачи. Экономическое воспитание в школе - это процесс и результат усвоения учащимися элементарных экономических знаний и умений, формирование современного экономического мышления, приобретение учащимися целостного понятия о производстве, распределении обмене и потреблении материальных и духовных благ. Методы экономического воспитания: Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. Механизм экономического воспитания школьников – непосредственная, доступная им экономическая деятельность. Общественно полезный и производительный труд учащихся требует экономически эффективной организации: планирование, нормирование труда, его механизации, учета эффективности и результативности. Вовлечение детей в экономическую деятельность и анализ характера их труда создает личный опыт понимания экономических проблем, формирует нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения. Другое средство экономического воспитания – вовлечение детей в процесс экономических отношений. Взаимодействуя с родителями, дети проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к оружиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добивать осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения. Т.о., экономическое познание, деятельность и отношения- те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников. К. Д. Ушинский (1824-1870) родился в Туле. 1854 г.- получил назначение учителя, затем- инспектора Гатчинского сиротского института. 1859 г. -был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Ушинский провел реформу института, ввел новый учебный план: главные предметы- русский язык, литература, естественные науки, применял наглядность. 1862 г.- был уволен из Смольного института, направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом (Швейцария) К. Д. Ушинский считал деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и образования. Придавал большое значение режиму жизни детей, который должен приучить к организованности, развивать стремление к деятельности. В процессе нравственного воспитания и в обучении подчеркивается значение упражнений, требовал, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки. У. считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В 1860-1861 г. была опубликована статья «Труд в его психическом и воспитательном значении». В статье У. пишет о том, что труд необходим для достижения любой цели в жизни. Наслаждения должны уравновешиваться трудом. Труд- это единственное доступное человеку на земле и единственное достойное его счастье. Воспитание должно воспитывать человека для труда, приготовить к труду жизни, должно развивать в человеке любовь и привычку к труду, должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Труд- необходимое условие физического, нравственного, умственного развития, и счастье человека зависит от личного труда. Воспитание не только должно развивать ум человека, дать ему известный объем знаний, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность в труде способна появиться и исчезнуть под воздействием тех влияний, которые окружают человека в детстве и юности. Организм человека должен приучиться к труду понемногу, т.о. можно дать ему привычку легко выносить продолжительный умственный труд. Отдых воспитанника м. б. употреблен с большей пользой в этом отношении. Отдых после умственного труда состоит в том, чтобы заниматься делом: труд физический является полезным после умственного труда. Т.о., воспитание должно заботиться, чтобы открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд, а также внушить ему неутомимую жажду труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|