Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема школьного воспитания и обучения в наследии П.Ф.Каптерева.




Петр Фед. Каптерев (1849-1922) написал труды в обл-ти теор. восп.-я, истор. пед-ки, пед. псих. и дидактики. Под его рук-ом, осущ-но больш. пед. издание «Энциклоп. сем. воспитания и обучения», активно содействовал развитию в России д/садов. К. отстаивал идею Уш. о народности восп-я, но по-своему ее понимал. Считал, что новая пед-ка как наука д. б. совершенно независимой от вмешат-ва гос-ва и его полит. требований. Ввел в пед-ку термин «пед. процесс», отстаивал мысль о разносторонней пед. деят-ти учителя, формирующей всю личность уч-ка, указал на важность овладения внутр. стороной пед. процесс, кот. заключ. в саморазвитии ребенка посредством культуры. В книге «Дид. очерки» говорит о необходимости орган-ть на уроке разностороннюю умств. деят-ть ученика.; сосет-л, чтобы уч-ль давал уч-ам конкр., жизненный интер. мат-л, в строго логич. последоват-ти, считал, что уч-ль д. любить детей, б. для них примером труд. дисциплины и настойчивости. Принимал актив. участие в создании родит-го кружка. По Каптереву, восп-е реб-ка д. осущ-ся с момента его рождения. В работе «Пед. процесс» понимал под этим процесс единства обуч-я и восп-я, этот процесс осущ-ся в соотв-ии с внеш. законом-тями. Велика роль восп-я в семье, нравств-го восп-я. Необх-мо просвещение в вопросах псих-гии, школьной гигиены, школа д. способствовать развитию личности ребенка, развитию его воли и хар-ра. Школа д. б. автономной. Уч-ся д. сами вырабатывать свои взгляды на жизнь. В работе «История пед-ки» отображает взгляды на историю пед-ки. Это междисципл. предмет, связанный с философией, историей, педагогикой.

Сущность профессионально-педагогической деятельности учителя, её структура, особенности в современных условиях, технология ее орг-и учителем-предметником, классным руководителем, педагогом доп. образования.

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленной человечеством культуры и опыта и создание условий для их личностного развития.

Компоненты пед. деятельности: мотивы, деятельность, результат. Системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель.

Цель педагогической деятельности, прежде всего, связана с реализацией цели воспитания в широком смысле слова. Явление историческое, т.к. разрабатывается и формируется на основе современных особенностей. Всегда должна дополняться программой развития личности, поскольку каждый ребенок развивается индивидуально. В качестве объектов цели выступают коллектив, окружающая среда, индивидуальные особенности воспитанника. Реализация цели педагогической деятельности осуществляется на основе решения учителем различных педагогических задач. Цель педагогической деятельности – явление динамическое, т.е. постоянно развивающееся, дополняется, корректируется в соответствии с данной конкретной ситуацией.

В состав педагогической деятельности, кроме цели, входит педагогическое действие. Пед. действие проявляется в конкретных действиях педагога, в той или иной форме, н., педагогическое действие учителя по подготовке к экскурсии – подготовка вопросов, цели и т.д.

Учитель решает конкретную педагогическую задачу. Педагогическое действие связано с познавательной деятельностью учителя, в этом случае оно опирается на имеющиеся знания. Педагогическое действие связано с практической работой учителя, и с анализом результата деятельности учителя.

Структура педагогической деятельности включает в себя ряд конкретных педагогических умений и навыков. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности умения: проектировочные (конструктивные), организаторские, коммуникативные. Проектировочные: умение поставить цель, отобрать содержание, выбрать средства, методы, модель реализации. Организаторские: организовать педагогический процесс, коммуникативные: реальный процесс коммуникации урока – практическая деятельность.

В процессе педагогической деятельности учителю приходится решать постоянно комплекс педагогических задач. Поэтому сущность педагогической деятельности выражается в решении учителем бесчисленного множества педагогических задач – цель, данная в определённых условиях, требует эффективного способа её достижения (Тихомиров).

Структура: диагностика, целеполагание, проектирование, реализация, промежуточный этап, коррекция, подведение итогов, контроль, анализ ре-в.

Пед. технологии (Лихачев) - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих спец. набор и компоновку форм, методов, приемов, способов обучения.

Спирин, Фрумкин: Задача – результат осознания учителем (субъектом деятельности) цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности.

Педагогическая ситуация – реальное состояние педагогической действительности.

Выделяют три компонента педагогической деятельности:

§!конструктивный;!организаторский;!коммуникативный.

Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.

Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы.

Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.

Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...