Критерии: 1) деятельности (оценка орг-и восп. деят-ти) и результативности (уровень, достигнутый каждым учеником в своем развитии).
Система работы классного руководителя понимается как совокупность должностных и профессиональных обязанностей и включает в себя следующие основные компоненты: 1) изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности); 2) формулировка воспитательных задач, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных, общих для класса или отдельных групп учеников класса; 3) планирование воспитательной работы – составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению; 4) организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и учебным планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и др. (Классный час – время в расписании уроков для проведения работы с классом); 5) анализ и оценка результатов воспитания. Методы и формы воспитания: наблюдение, опросники беседы, дискуссии, игры и пр. Эффективность работы классного руководителя оценивается по уровню воспитанности учащихся, их моральным качествам, поведению. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию, которое проводится без научных обоснований, эмпирическим путем. В план КР входит: 1) хар-ка класса, 2) восп. задачи на данный период времени, 3) сод-е разных видов деят-ти, 4) по кажд. виду деят-ти – мероприятие. Назначение работы школы и классного руководителя с семьей – вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, добиться их взаимодополнения, взаимопроникновения.
Можно выделить следующие функции классного руководителя в проведении работы с родителями: 1-я функция – ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы; 2-я функция – психолого-педагогическое просвещение родителей; 3-я функция – вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. (Все шире практикуется в современной школе.); 4-я функция – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности). 5-я функция – это взаимодействие классного руководителя с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства и на предприятиях, женскими советами, советами воинских организаций и т. д. Формы: индивид. конс-и, род. собрание, день открытых дверей, род. лектории, конференции.
Вопросы семейного воспитания в истории отечественной педагогической мысли (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), актуальность идей этих педагогов в современных условиях. В общест. системе восп-я семейное восп. выполняет вед. роль, потому что реб-к рождается в семье и большую часть жизни проводит там же, и получает там первые образцы поведения. Семья – это малая соц. группа, члены кот-й связаны брачными или родственными узами, общностью быта и взаимной, моральной и материальной ответственностью.
Функции семейного восп-я: 1) социализации, 2) социального контроля (закреплена в законе об Образовании, 3) духовного общения и 4) досуговая. Виды семей: по хар-ру распределения обязанностей: традиционная, патриархальная, семья равных; по составу: однопоколенная, двухпоколенная, и межпоколенная, по кол-ву детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная, по структуре: полная, неполная. Петр Францевич Лесгафт написал раб. «Сем. воспит. ребенка и его значение» (85-90 г.г), где он вскрыл типичн. для его вр-ни недостатки сем. восп-я, плохо влияющ-е на детей. Указал, что сущ-ют нормал. раздражители, способствующие возбужд-ю физ. и умств. деят-ти. Обычно реб-ка приучают к прибавочн., искусств. раздражителям (пеленают, качают, заласкивают)=> понижают норм. чувств-ть нервн. системы реб-ка. Тогда, чтобы добиться должной реакции прибегают к усил. раздражителям. Лесгафт счит., что в семье след. с уваж-ем относ-ся к лич-ть реб-ка, признавать за ним право на своб разумн. деят-ть. Действия род-лей, восп-лей д. б. строго продуман-ми. Важно сформир-ть у детей навыки спокойн. дисциплин. поведения, развить сознат. отнош-е к св. поступкам, волю, умение преодол-ть трудности. Ант. Сем. Макаренко видел гл. условием сем. восп-я наличие полной семьи, крепк. колл-ва, где отец и мать живут дружно между собой и детьми, где царствуют любовь и взаимоуваж-е, где имеет место чёткий режим и труд. деят-ть. Треб-л, чтобы род-ли честно и разумно руков-ли детьмию. С ранних лет в сем. условиях реб. приучается к буд. св. хоз. деят-ти в более шир. масштабах. Здесь восп-ся коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответств-ть, способн-ть ориентир-ся и оперативность. Говорил о значении сказки для детей ран. возр-та, руков-во детск. чтением, посещ-е детьми театра, кино. Вас. Алекс. Сухомлинский подчёркивал, что восп-е детей д. б. проникнуто духом социал. гуманизма, горячей любви к детям, уваж-я к личн-ти реб-ка, сердечн. заботой о его всестор. развитии. Без чуткого заботливого отнош-я род-лей к чести, дост-ву своих детей, без искренн. непритворн. любви к детям в семье не может б. разумного и эфф. восп-я. Центральное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского занимает вопрос об организации взаимодействия семьи и школьного коллектива в воспитании учащихся. По его мнению, только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В Павлышской школе использовалась развернутая система средств укрепления отношений между детьми, родителями и педагогами: организация совместных дел родителей и детей, ознакомление с трудом родителей непосредственно на месте работы, изготовление подарков родителями (выращивание цветов, праздники чествования родителей и т.п.), стенды, посвященные матерям и другое. Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить прежде всего с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей.
Л. Н. Толстой отрицал восп-е как таковое. Ср-ва восп-я – роль семьи, пример род-лей. Главное – это гуман. отнош-е к детям. Восп. надо в духе уваж-я к труду, всестор. развитие реб-ка. Отриц. кач-ва в реб-ке – рез-т отриц. воздей-я окруж. среды и дурного влияния. Восп. в духе уваж-я к личности реб-ка, религиозности, нравств-ти, доброте, патриотизме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|