Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция профильного обучения в отечественной школе, ее педагогический смысл и характеристика.




Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная же школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению, преследует, таким образом, следующие основные цели:

1.обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

2.создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

3.способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

4.расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Любая форма профилизации обучения будет требовать сокращения инвари­антного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдель­ных предметов, когда один-два предмета изуча­ются более широко и глубоко, чем это предусмот­рено программами общеобразовательной школы, а остальные предметы изучаются на традицион­ном уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофилиру­ющих предметов, изучаемых в целях завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательной школы с про­фильным обучением на старшей ступени пре­дусматривает возможность разнообразных ва­риантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему про­фильного обучения. Эта система должна вклю­чать в себя следующие типы учебных курсов, которые условно можно назвать базовыми об­щеобразовательными, профильными и элек­тивными курсам.

Базовые общеобразовательные курсы - кур­сы, обязательные для всех учащихся во всех про­филях обучения. Предлагается следующий на­бор обязательных общеобразовательных курсов:

математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегри­рованные курсы обществоведения для есте­ственно-математического, технологического про­филей, естествознания — для гуманитарного, со­циально-экономического профилей.

Профильные курсы — курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие на­правленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные курсы в естественно-научном про­филе; литература, русский и иностранные язы­ки—в филологическом профиле; история, пра­во, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

По базовым общеобразовательным и основ­ным профильным курсам проводятся единые го­сударственные экзамены (ЕГЭ).

Элективные курсы - обязательные для посе­щения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выпол­няют две функции. Одни из них могут «поддер­живать» изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильно­го курса экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных об­разовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес» или «Основы менед­жмента» и др. в социально-гуманитарном профи­ле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Число элек­тивных курсов, предлагаемых в составе профи­ля, должно быть избыточно по сравнению с чис­лом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

  1. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс, ценности и цели воспитания, динамика их развития. Педагогика ненасилия и концепции свободного воспитания (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель). Реализация идеи свободного воспитания в школьной практике. Яснополянская школа Толстого и ее современные традиции.

Воспитание как социальное явление – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. А с профессионально-педагогической точки зрения – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (Н. Е. Щуркова).

РФ Об образовании: целью восп-я явл-тся свободное развитие личности, воспитание патриотизма, любви к Родине.

В центре восп. – личность ребенка, поэтому оно должно быть личностно-ориентированным, психологически оснащенным и индивидуализированным. Восп. реализуется в игровой, художественно-творческой, профессиональной, спортивной видах деят-ти.

Три элемента: воспитатель, воспитанник, среда, нах-ся в постоянном взаимодействии, развитии, динамике. Рез-ты процесса воспитания менее ощутимы, удалены во времени.

Самовоспитание – это процесс самосовершенствования личности, готовность и умение человека изменить в лучшую сторону свои черты и кач-ва. Приемы самов-я: самоприказ, самовнушение, самоодобрение.

Перевоспитание – процесс устранения отриц. св-в личности и замещение их положительными.

Движ. сила – противоречие: 1) между внешн. требованиями и старыми мотивами поведения, 2) между внешн. требованиями и внутр. стремлениями реб-ка, 3) между целенапр. влиянием воспитателей и стихийным влиянием среды.

Закономерности как устойчивые, повторяющиеся связи в процессе воспитания и принципы как нормы, регламентирующие содержание, организацию процесса воспитания, определяют его эффективность, результативность.

Среди принципов воспитания выделяют:– принцип общественной направленности воспитания; – принцип единства воспитательных воздействий семьи, коллектива, воспитателей; принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников; – принцип опоры на положительное в человеке; принцип стимулирования активности личности и др.

Ценности – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Однозначное определение некоего спектра ценностных ориентаций ребенка, свидетельствующих о его воспитанности, принципиально невозможно. Так как, во-первых – это ограничивает наше представление о многообразии проявлений личности, а во-вторых – не учитывает существования вариативности оценок воспитанности не только в различных культурах, но даже и в пределах одной культурной общности.

Концепции восп-я: соц. воспитание (приоритет за социумом, наследственность корректируется), био-психологическая (независимость от социума), конц. единства (взаимодействие биол., соц., и псих. составляющей).

Подходы: 1) культурологический (Иванов, Газманов), главн. сод-е восп. – культура общ-ва, 2) синергетический (Игнатьев), в чел-ве можно выделить подсистемы, 3) антропологический (Ушинский) философия, физиология, создание хороших условий, 4) аксиологический (формирование ценностн. ориентаций), 5) герменефтика (главн. забота вопсп-ля – понимание внутр. мира ребенка).

В истории педагогики цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть.

По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направленно на достижение трёх целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

К. Кельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям. И. Песталоцци говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей человека.

И. Кант возлагал на воспитание большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это, прежде всего человек нравственный.

Основные концепции воспитания определяются как системы взглядов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание, механизмы, критерии эффективности (системный подход, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход и др.) (Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина).

У Толстого (1828-1910) вопросы педагогики занимали ведущее место. С 1849 начал заниматься с крестьянскими детьми, организовал школу, вел занятия, открыл еще сельскую школу. Т. подходит к организации образования с точки зрения идей свободного воспитания – осознание того, что ребёнок от природы – прообраз добра, красоты, совершенства. Работа «О народном образовании»: образование есть потребность каждого человека, оно не должно быть насильственным, бывает бессознательным и школьное образование, когда ребёнок попадает в школу, по его мнению образование превращается в насилие. Т. считает, что нужно применять самые разнообразные средства образования, различные предметы для выбора, право ученика посещать несколько школ, свободно перемещаться по классу. Нет строго очерченного времени для определённого видов занятий. Т. считает, что главное понятие – образование, отрицая воспитание как таковое. Средства воспитания – роль семьи, религии, искусства, пример родителя. При работе с детьми должно быть гуманное отношение к ним; применяя метод эксперимента, лаб.раб., экскурсии, рассказ, сочинения, былины. Т. написал учебные книги для детей: «Азбука», «Нов. азбука», книги для чтения («Русские книги для чтения»). Много разработал применительно к методике нач. кл. Первое место – принцип активности детей, скептически относился к принципу наглядности. Одобрил принцип доступности. Учебные материалы должны быть связан с жизнью, опираться на жизненный опыт. Важное условие – знание личности ребёнка.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) создал работы: «Освобожд. реб.», «Новые пути воспитания и образование детей», «Этика и педагогика творческой личности». В. стремился развить творчество и самодеятельность детей, найти новые пути воспитания. По словам В. всё воспитание сводится в школьной к дрессировке. Никакой связи школы с родителями не было, школа была оторвана от жизни, интересы детей, их инициатива и активность подавлялись. «Дом свободного ребёнка.», где не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Постоянных учителей нет, их заменяют родители. Систематичное учение здесь отсутствовало. Центр занятий – мастерские с разнообразными видами ручного детского труда. Цель – выделять внешние и внутренние цели воспитания. Внешнее делает воспитание несвободным. Главная – внутренняя, должна служить самому ребёнку. 1 место – нравственное воспитание. Объект – конкретный ребёнок, В. был против коллективного воспитания. Школа должна быть отделена от государства. Весь учебный процесс строится на творческой самостоятельности детей, они сами должны искать истину, познавать мир. Учитель минимально помогает детям. Задание воспитания: развивать мышление, восприятие

Яснополянская школа была задумана Толстым, как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей. Она должна основываться на уважении личности ребёнка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. Занятия строились в форме свободной беседы учителя с учениками. Предмет: чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из рус. истории, арифметика, сведения по природоведению, географии, рисование, пение. Сведения по природоведению, географии сообщались в форме художественных рассказов на уроке русского языка. Определённого учебного плана, программы образования и твердого расписания не было. Обязательное ежедневное посещение школы от детей не требовалось. Взыскания и наказания отсутствовали. Учащиеся делились на 3 класса: младший, средний, старший. В них обучались 40-50 человек. Ежедневно 5-6 уроков, учебный день делился на 2 части: с 12 до 15 обеденный перерыв. Домашнее задание не практиковалось, все выполнялось в школе. Небольшое количество учителей вели дневники, записи, намечали недельные планы работы, в учебные планы вносилось умения в соответствии с мнением коллег, интересами детей. Писали сочинения на свободную тему, лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе. Среди различных методов образования использовалось живое слово учителя (рассказ, беседа). Правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного или фактического материала. Приучал учащихся к наблюдательности. Практиковал экскурсии, опыты, пользовался таблицами, картинами. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера, учащиеся были открыты, искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...