§ 3. РЕЖИМ ДНЯ. ПРИЕМ ПИЩИ
Стабильный режим, установленный для слепоглухонемого ребенка в семье или специальном детском учреждении, — необходимое условие успешного воспитания. В режиме реализуется очеловеченное время. Основные режимные моменты в течение дня: подъем, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, приготовление ко сну. Эти режимные моменты служат основными вехами для ориентировки, во времени суток. Деятельность пищеварительного тракта также играет немаловажную роль для ориентировки ребенка во времени между основными вехами. Но внешних вех и деятельности внутренних органов ребенка недостаточно для создания системы поведения. Необходимо, чтобы все время бодрствования слепоглухонемого ребенка в промежутках между основными режимными моментами было заполнено деятельностью, которая не должна носить случайный, эпизодический характер. Нужно построить систему последовательно сменяющихся разнообразных видов деятельности в течение всего дня. На каждый из режимных моментов слепоглухонемому ребенку планируется несколько больше времени, чем обычному. Это связано с тем, что выполнение действий по самообслуживанию сопровождается обучением. Особенно интенсивно обучение слепоглухонемого ребенка осуществляется при подъеме, приеме пищи, подготовке ко сну. Время прогулок должно быть заполнено обучением, общением, играми и занятиями па воздухе. Часто приходится наблюдать слепоглухонемого ребенка, пребывающего в полном бездействии, которое вызвано не ленью или нежеланием проявлять активность и даже не боязнью передвижения. Дело в том, что слепоглухонемой ребенок совершенно не подозревает, что жизнь окружающих его людей заполнена повседневной непрекращающейся деятельностью. Поэтому слепоглухонемому ребенку недостаточно показать, как нужно одеваться, пользоваться ложкой. Необходимо сориентировать его во всех действиях взрослых и, главное, показать логическую последовательность в переходе взрослого от одной деятельности к другой. Ребенок должен почувствовать ритм Дня.
Неуклонное осуществление режима дня с системой чередующихся занятий чрезвычайно важно для выработки у слепоглухонемого ребенка активности и самостоятельности в переключении с одного вида деятельности на другой. Нужно добиться такого положения, чтобы завершение одного вида деятельности служило для ребенка сигналом к выполнению следующего вида деятельности. Вся работа воспитателя в процессе совместных действий по выполнению основных режимных моментов и всей деятельности, заполняющей промежутки между ними, должна быть направлена на формирование и закрепление у ребенка навыков самообслуживания. На этой базе у ребенка формируются элементы человеческой психики. Совместная разделенная дозированная деятельность требует от воспитателя вдумчивости и сосредоточенности, предусмотрительности и расчета. Здесь нетерпимы поспешность и суета. Прежде чем привлечь ребенка к какому-нибудь действию по самообслуживанию, необходимо предусмотреть в системе последующих действий все возможные помехи и своевременно устранить их. Все звенья системы чередующихся действий должны быть мысленно отрепетированы воспитателем заранее. Приведем пример системы чередующихся действий по самообслуживанию. Подъем начинается с предъявления ребенку жеста «вставай». Воспитатель помогает ему подняться. Затем ребенку предъявляется жест «надень колготки». Далее по мере необходимости, если ребенок затрудняется переключиться с одного действия на другое, воспитатель подсказывает ему жестом очередное действие. Ребенок в колготках и тапочках, но без майки в соответствии с ориентирами при помощи воспитателя подходит к прикроватной тумбочке, берет там мыло, пасту, зубную щетку и со спинки кровати — полотенце. Воспитатель, ориентируя ребенка в пути, ведет его в туалет, рукой ребенка кладет на полку мыло, зубную пасту и щетку, вешает полотенце, рукой ребенка открывает кран и предъявляет ему жест «умываться». После этого воспитатель подставляет руки ребенка под струю воды, намыливает их, помогает ему умыться. При возвращении в спальню воспитатель рукой ребенка вешает полотенце, а затем подводит его к тумбочке, куда ребенок кладет туалетные принадлежности. Завершив туалет ребенка, воспитатель дает ему жест «надень майку и рубашку», а затем протягивает его руку к спинке стула, где они висят.
В ранний период первоначального воспитания слепоглухонемого ребенка нецелесообразно привлекать к зарядке, уборке кровати, проветриванию помещения. Необходимость этих действий, не подкрепляемых удовлетворением естественных нужд, не дойдет до сознания ребенка, а лишь внесет хаос в формирующиеся ассоциации. Одетого ребенка воспитатель ведет в столовую, усаживает на стул, его руками повязывает передник, рукой ребенка изучает расположение столовых принадлежностей, вкладывает ему в руку ложку, зачерпывает пищу в тарелке и, прежде чем поднести ложку с пищей ко рту ребенка, касается его пальцами рецепторной зоны губ, давая ребенку жест «есть» и сразу же подкрепляя его порцией пищи. После приема пищи необходимо руками ребенка взять салфетку, вытереть ему губы, пальцы, затем сложить в стопку использованные тарелки, снять передник, подойти к умывальнику и после соответствующего жеста, если ребенок сам не произведет действия, в совместном действии вымыть его руки. Как видно из приведенного примера, основные действия по самообслуживанию сопровождаются вспомогательными и атрибутивными действиями. Необходимость их выполнения при обучении слепоглухонемого ребенка вызвана не только" гигиеническими соображениями. Подготовительные и атрибутивные действия создают необходимый внутренний настрой, готовность ребенка к совершению основного действия.
Неуклонное следование стабильному чередованию разных видов деятельности в течение дня позволяет ребенку самостоятельно прогнозировать свою деятельность, а это прямой путь к выработке у него самостоятельности и активности при самообслуживании. С течением времени, когда ребенок прочно усвоит стабильную систему последовательных действий, полезно усложнять первоначальную деятельность ребенка, добавлять новые действия по самообслуживанию. Наконец, ребенок познакомится с тем, что в очеловеченном пространстве и очеловеченном времени могут быть неожиданные перестановки и изменения. Прием пищи. У ребенка за столом должно быть постоянное место. Рядом предусматривается место для воспитателя, который обучает ребенка правильно использовать столовые принадлежности. Начало приема пищи сопровождается атрибутивными действиями: ребенок в совместной с воспитателем деятельности должен вымыть руки, его руками ему повязывают передник, руками ребенка воспитатель ориентирует его в расположении столовых приборов, и только затем по предъявлению жеста «есть» начинается само действие. Прежде всего необходимо научить ребенка действовать ложкой. Не следует унывать, если это получится не сразу. Ведь и у обычных детей с трудом воспитываются подобные навыки, потому что это сложное действие, состоящее из нескольких последовательно выполняемых движений: вращательного — при зачерпывании пищи, поступательного— в тарелке, а затем по направлению ко рту ребенка. При обучении ребенка навыкам владения ложкой, так же как и другим навыкам, используется принцип совместной разделенной дозированной деятельности. Этот принцип был сформулирован Л. И. Мещеряковым и при его жизни успешно применялся при первоначальном воспитании и обучении слепоглухонемых детей. Впоследствии указанный принцип распространился па все этапы трудового обучения слепоглухонемых. В чем же он состоит? Разберем это примере. Воспитатель, вложив в руку ребенка ложку, производит его рукой все необходимые действия: зачерпывает пищу в тарелке, подносит ложку с пищей ко рту, легким прикосновением к его губам раздражает рецепторную зону, добиваясь, чтобы ребенок проявил активность и сделал губами захватывающие движения. Каждый раз, как только ложка приближается к губам ребенка и ребенок делает захватывающие движения, его активность подкрепляется новой порцией пищи. Затем воспитатель при поднесении ложки ко рту ребенка снижает свою активность, давая тем самым простор активности ребенка. Ребенок стремится к насыщению, его ручка напрягается, он быстрее получает подкрепление. Малейшая активность ребенка всячески поощряется и стимулируется воспитателем. В совместном разделенном действии наступает период, когда часть действия, наиболее простую, выполняет ребенок, а часть действия, навыками которой он еще не овладел, продолжает выполнять взрослый. Таким образом, действие разделяется на две смыкающиеся части. Всякое совместное разделенное действие усилиями воспитанника и воспитателя должно быть доведено до завершения, т. е. до получения подкрепления. Иначе смысл действия будет непонятен ребенку.
В действии с ложкой ребенок прежде всего научается выполнять самое близкое к подкреплению и самое простое движение руки с ложкой ко рту, затем поступательное движение ложки в тарелке и, наконец, после долгих тренировок — зачерпывающие движения. Таким образом, самостоятельные действия ребенка все дальше и дальше отступают от подкрепления. Очень важно все время дозировать помощь ребенку. При встрече с непреодолимым препятствием, когда воспитатель не успевает вовремя прийти на помощь, ребенок не может получать подкрепление и навык будет угасать. Но если воспитатель будет подавлять активность ребенка своей излишней инициативой, малыш привыкнет к тому, что его обслуживают, и тоже прекратит прилагать собственные усилия. Стало быть, в совместном разделенном действии одинаково опасно «недопомочь» ребенку и оказать ему излишнюю помощь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|