Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III слепоглухонемой ребенок до специального обучения




Глава III СЛЕПОГЛУХОНЕМОЙ РЕБЕНОК ДО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слепоглухонемые, не имеющие органических поражений моз­га, переживают в своем развитии до специального обучения три последовательных периода.

§ 1. ДОКОНТАКТНЫЙ ПЕРИОД

Доконтактный период характеризуется отсутствием созна­тельного контакта детей с окружающей средой и людьми. Именно с этим периодом связаны эпитеты, которыми награж­дали в прошлом слепоглухонемых: «инертные массы», «под­вижные растения», «живые комочки», «яростные животные». По поведению они действительно не похожи на человеческих детей. Слепоглухонемой ребенок не может разобраться в хаосе обру­шивающихся на него ощущений, он не в состоянии разграни­чить ощущения, идущие от внутренних органов, и ощущения, поступающие извне. Его собственное «я», как и у обычного ре­бенка, еще не вычленено из среды, поскольку вычленение связано с движением. Только в движении и при передвижении ребенок начинает обретать автономию, формировать представление о себе. Именно с движением, прямохождением, работой рук свя­зано возникновение системы психофизиологических механизмов. Но слепоглухонемые дети без посторонней помощи в большин­стве случаев не проявляют самостоятельной двигательной ак­тивности, стремления к целенаправленным действиям, к обще­нию. Они не могут даже принимать человеческих поз, ходить и пользоваться предметами обихода.

Все предметы, даже такие, посредством которых удовлетво­ряются их неотложные нужды, не понятны таким детям, они не могут связать их с удовлетворением насущных потребностей. Если вложить перед кормлением необученному слепоглухоне­мому ребенку в руки ложку, он даже не попытается манипули­ровать ею в тарелке, а безвольно разожмет пальцы и выпустит ложку. Ему неведомо функциональное назначение предметов. Ребенок не потянет в рот хлеб или мясо, если даже вложить их ему в руку. Чаще наблюдается противоположное: слепоглу­хонемые сопротивляются кормлению. Это происходит от того, что родители дома или воспитатели в детском учреждении кор­мят ребенка в спешке или слишком настойчиво, прибегают при этом к насильственным действиям, вливая или заталкивая в рот пищу при полной пассивности ребенка.

Слепоглухонемой ребенок не знает, что вокруг него люди, что для утоления голода они едят пищу. Мир для него пуст и беспредметен, пути самостоятельного овладения функциональ­ным назначением предметов по подражанию ему отрезаны. Обычно слепоглухонемые дети сидят в своих постелях, совер­шая маятникообразпые навязчивые движения — так находит выход накапливающаяся в организме биологическая энергия, реализуется двигательный рефлекс.

Доконтактный период может затянуться очень надолго в семьях, где отсутствуют факторы обучения, где близкие видят свою задачу лишь в обслуживании ребенка, удовлетворении его биологических нужд. Оберегая слепоглухонемого ребенка от 30

возможных ушибов, падений, стараясь избежать повреждения им мебели, родители порой содержат таких детей с отгоро­женном углу или кровати. Тем самым взрослые лишают ре­бенка подвижности, мышечной тренировки, мешают развитию ориентировочной деятельности, возможности вычленяться из среды, т. е. затормаживают и без того замедленное его физи­ческое и психическое развитие.   

Ведущая роль в выражении внутреннего состояния этих де­тей принадлежит эмоциональным факторам, аффективным при­ступам, связанным с нарастанием напряжения от неудовлетво­ренных естественных нужд. Эти биологические, неосознанные сигналы организма ребенка сообщают окружающим о его не­отложных нуждах в еде, жажде, защите от холода, движении, выделительных реакциях. А. В. Ярмоленко утверждает, что из 50 слепоглухонемых, о которых она собрала сведения, 15 че­ловек -до специального обучения пребывали именно в таком со­стоянии. В качестве примера исследовательница приводит сле­поглухонемую Ронгхильд Каата. До 14 лет девочка механиче­ски качала люльки своих младших братьев и сестер. Целыми днями она могла сидеть на одном месте, не интересуясь окру­жающим, издавая время от времени протяжные стоны. При попытках вступить с ней в контакт кусалась, царапалась, пина­лась, уподобляясь дикому зверю. После курса лечения и после­довавшего за ним обучения ее успехи оказались большими, чем у среднего глухонемого ребенка.

Если не прибегнуть своевременно к специальному обучению слепоглухонемого ребенка, дело может еще более осложниться. И. А. Соколянский описал 24-летнего слепоглухонемого с со­хранным интеллектом, у которого не была сформирована чело­веческая психика. Он не умел даже ходить, так как постоянно сидел в собственной спальне. Время от времени он вставал на руки вниз головой, удовлетворяя тем самым потребность орга­низма в движении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...