§ 3. Период возникновения естественных жестов
§ 3. ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЖЕСТОВ Непосредственный показ — это еще не жест, но уже качественно новый этап, являющийся промежуточным между предметно-действенным общением и системой естественных жестов. На основе системы осязательных образов у слепоглухонемого ребенка могут возникнуть предпосылки для формирования естественных жестов. Например, проголодавшийся ребенок, дотрагиваясь пальчиком до собственных губ, пытается вызвать ощущения, подобные тем, которые неоднократно при приеме пищи предшествовали насыщению. Он не понимает, что одних лишь ощущений на губах недостаточно для удовлетворения органической нужды, необходима пища. Его действия не носят коммуникативной функции. Вскоре он перестает это делать, убедившись, что раздражение губ, не сопровождающееся приемом пищи, не приводит к насыщению. Но если взрослый подметит эти действия ребенка и даст им подкрепление в виде пищи, то, систематически подкрепляя неосознанные действия, можно без труда перевести их в коммуникативный план, сформировать естественный жест «есть». Это лишь один из путей формирования у ребенка естественных жестов. Важно, что все они рождаются во взаимодействии ребенка и взрослого в процессе совместного обслуживания первого. Вне взаимодействия, вне социальной среды жесты не возникают. Появлению каждого из первоначальных жестов должна предшествовать хотя бы самая элементарная, самая короткая система образов, приводящая к удовлетворению какой-нибудь органической нужды ребенка. Даже прием непосредственного показа предполагает у ребенка наличие системы, по меньшей мере из следующих образов: предмета удовлетворения нужды, действия с ним, места его нахождения. Жест не рождается на пустом месте. Он имеет смысл лишь в контексте образов. Возникнуть жест может лишь как обозначение одного из образов, являющегося звеном общей цепи. Но цепь должна быть замкнутой. Только в этом случае возникают и закрепляются специальные средства общения. Схема цепи имеет следующий вид: органическая потребность — динамически взаимодействующая система образов — удовлетворение потребности (подкрепление).
Очень важно приступить к формированию образов у слепоглухонемого ребенка в раннем детстве, создать для этого все необходимые условия, ибо недаром говорят, что от двух до пяти лет ребенок усваивает больше, чем от пяти до 50. Это период так называемого импринтинга, т. е. наиболее легкого и быстрого «впечатывания» информации в мозг ребенка. От того, какая информация в этот период будет внедрена в его мозг, зависит ход его дальнейшего развития. Мы рассмотрели три периода развития слепоглухонемого ребенка до специального обучения. Каждый из этих периодов, в том числе и первый, может стать последним: все зависит от условий, в которые попадает слепоглухонемой ребенок. Но в любом случае он никогда не сможет воспользоваться арсеналом накопленных человечеством знаний, не получит высокого интеллектуального развития, если не окажется в сфере специального обучения. Только слово, словесная речь, прежде всего в дактильной и брайлевской формах, могут обеспечить ему такое развитие. Однако формирование словесной речи должно предваряться предметной деятельностью ребенка по удовлетворению его потребностей. В процессе совместной с воспитателем деятельности он усвоит функциональное назначение предметов, смысл действий, у него будет сформирована поведенческая система и человеческая психика. На всех этапах воспитания и обучения слепоглухонемого ребенка, а также в его последующей жизни предметная деятельность в сфере различных видов труда сохранит свое непреходящее развивающее и корригирующее значение.
ЛИТЕРАТУРА Диккенс Ч. Американские заметки. — Собр. соч. М., 1958, т. 9. С о к о л я н с к и й И. А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику. — В кн.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961.
Глава IV ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ § 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМООБСЛУЖИВАНИЕ — БАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ Основная задача в группах младшего дошкольного возраста— включение каждого ребенка в стабильный режим. Выполнение режимных моментов при совместной деятельности воспитателя и воспитанника позволяет осуществлять триединый процесс: формирование навыков самообслуживания, элементов человеческой психики и специальных средств общения — естественных жестов. Самообслуживание — самая благодатная деятельность для формирования первоначальных психофизических новообразований, так как оно связано с удовлетворением органических нужд ребенка и требует систематичности и повседневности. В этих условиях формировать и закреплять навыки легче, чем в любой другой деятельности, ибо целесообразность действий по самообслуживанию наиболее доступна пониманию ребенка. Совместная деятельность предполагает сотрудничество двух сторон — воспитателя и воспитанника. При этом действия ребенка в начале сотрудничества неосознанны. Осознание необходимости совершать те или иные действия приходит к ребенку постепенно, по мере установления связей между предметом, действием и следующим за ним подкреплением в виде удовлетворения неотложной нужды. При систематическом удовлетворении нужды через определенное действие в сознании ребенка устанавливаются соответствующие устойчивые ассоциации. На, основе этих ассоциаций происходит первый обмен мыслями между сотрудничающими сторонами.
Представим себе, что несколько десятков, а может быть, сотен раз, вложив в руку ребенка ложку и действуя его рукой, воспитатель кормит ребенка. Наконец наступает такой момент, когда воспитателю достаточно вложить в руку ребенка ложку и в его сознании срабатывает связь, уже установившаяся между предметом, действием и предстоящим состоянием организма. Значит, ребенок уже осознал функциональное назначение предмета через действие, с которым наступает у него комфортное состояние. Этот предмет становится значимым, притягательным для него. Он начинает знакомиться с ним, ощупывать его. В совместной деятельности у ребенка формируются образы предметов и действий, посредством которых систематически удовлетворяются его органические нужды. Это прежде всего предметы и действия, близко связанные с деятельностью по кормлению ребенка, с защитой от холода, с потребностью в движении, с выделительными функциями. Первоначальное обучение слепоглухонемых детей иногда по праву называют очеловечиванием. Это наиболее уникальная и специфичная область в тифлосурдопедагогике. Поэтому рассмотрим ее подробнее. Прежде всего сюда относится формирование образов. Для чего нужно формировать у слепоглухонемого ребенка образы? Прежде всего для того, чтобы он мог узнавать предметы и использовать их в соответствии с функциональным назначением, чтобы он представлял реальную картину окружающего мира. Формирование образов у слепоглухонемого ребенка происходит в совместной с воспитателем практической деятельности, ибо, как справедливо отмечает А. Н. Леонтьев, «для того чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слуховой образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельное отношение. От процессов, реализующих это отношение, и зависит адекватность и степень полноты образа».
Знакомство слепоглухонемого ребенка с каждым предметом обихода должно быть детальным и всесторонним. Ребенку нужно изучить его назначение, способ использования, форму, размеры и прочие доступные восприятию слепоглухонемого свойства. Затем ребенка учат узнавать знакомые ему предметы по характерным признакам, а с течением времени все больше ограничивают количество признаков, необходимых для узнавания предмета или явления. Таким образом можно выработать у слепоглухонемого ребенка сигнальность восприятия предметов и явлений окружающего мира, чтобы одним прикосновением к предмету можно было узнать его. Для примера скажем, что обычному человеку вовсе не обязательно смотреть на дорогу для того, чтобы судить, идет по ней автомашина или нет. Достаточно услышать гул мотора или почувствовать сотрясение почвы. Специалист даже может по гулу мотора определить марку машины и степень ее нагруженности. Способность опознавать объект или явление по одному или нескольким характерным признакам называется сигнальностыо восприятия. Для того чтобы отличить одного воспитателя от другого, слепоглухонемые дети при встрече берут каждого за запястье и по руке, по ремешку и форме часов или по их отсутствию определяют, кто находится рядом с ними. Для опознания бывает достаточно нескольких секунд. Умение выделить отличительные характерные признаки предметов, явлений и действий в последующем станет полезным для формирования у слепоглухонемого ребенка первых специальных средств общения. Накапливающиеся в сознании ребенка образы предметов и действий складываются в систему, которая постепенно начинает отражать все его совместные с воспитателем действия. Таким образом в сознании ребенка находит отражение человеческая действительность, т. е. очеловеченное пространство, в котором он действует, и очеловеченное время, в котором эти действия располагаются в определенной последовательности. Отсутствие очеловеченной среды не дает возможности сформировать у ребенка систему образов и препятствует его психическому развитию. В то же время не следует загромождать сознание слепоглухонемого ребенка незначимыми для поддержания его жизнедеятельности образами. Окружающая обстановка должна быть строго продумана и подчинена формированию у ребенка образов предметов и действий, систематически и повседневно используемых им. Только тогда они эффективно будут формироваться и закрепляться в его сознании.
Постепенно система образов слепоглухонемого ребенка будет выходить за рамки комнаты, квартиры, дома, в котором он живет. Не следует, однако, думать, что у ребенка будут формироваться образы только тех предметов, которыми удовлетворяются его нужды. По необходимости ребенок будет вынужден знакомиться с предметами, препятствующими удовлетворению его нужды. Так, знакомится ребенок с коробкой, где лежит печенье, с конфетной оберткой, которую нужно развернуть прежде, чем съесть конфету, с краном, который нужно повернуть, чтобы из него потекла вода. Даже с привычной для нас ложкой ребенок знакомится по необходимости. Ложка для него тоже — препятствие к насыщению. Ведь пить жидкую пищу из миски или брать твердую руками гораздо проще, чем пользоваться ложкой или вилкой. Только воля воспитателя при совместном действии с ребенком вынуждает его орудийным способом удовлетворять свои нужды, которые в связи с их орудийным удовлетворением становятся человеческими потребностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|