Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Период возникновения естественных жестов




§ 3. ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЖЕСТОВ

Непосредственный показ — это еще не жест, но уже качест­венно новый этап, являющийся промежуточным между пред­метно-действенным общением и системой естественных жестов.

На основе системы осязательных образов у слепоглухонемо­го ребенка могут возникнуть предпосылки для формирования естественных жестов. Например, проголодавшийся ребенок, до­трагиваясь пальчиком до собственных губ, пытается вызвать ощущения, подобные тем, которые неоднократно при приеме пищи предшествовали насыщению. Он не понимает, что одних лишь ощущений на губах недостаточно для удовлетворения ор­ганической нужды, необходима пища. Его действия не носят коммуникативной функции. Вскоре он перестает это делать, убедившись, что раздражение губ, не сопровождающееся прие­мом пищи, не приводит к насыщению. Но если взрослый под­метит эти действия ребенка и даст им подкрепление в виде пи­щи, то, систематически подкрепляя неосознанные действия, можно без труда перевести их в коммуникативный план, сфор­мировать естественный жест «есть». Это лишь один из путей формирования у ребенка естественных жестов. Важно, что все они рождаются во взаимодействии ребенка и взрослого в процессе совместного обслуживания первого. Вне взаимодействия, вне социальной среды жесты не возникают.

Появлению каждого из первоначальных жестов должна пред­шествовать хотя бы самая элементарная, самая короткая си­стема образов, приводящая к удовлетворению какой-нибудь органической нужды ребенка. Даже прием непосредственного показа предполагает у ребенка наличие системы, по меньшей мере из следующих образов: предмета удовлетворения нужды, действия с ним, места его нахождения. Жест не рождается на пустом месте. Он имеет смысл лишь в контексте образов. Воз­никнуть жест может лишь как обозначение одного из образов, являющегося звеном общей цепи. Но цепь должна быть замк­нутой. Только в этом случае возникают и закрепляются спе­циальные средства общения. Схема цепи имеет следующий вид: органическая потребность — динамически взаимодействующая система образов — удовлетворение потребности (подкрепление).

Очень важно приступить к формированию образов у слепо­глухонемого ребенка в раннем детстве, создать для этого все необходимые условия, ибо недаром говорят, что от двух до пяти лет ребенок усваивает больше, чем от пяти до 50. Это период так называемого импринтинга, т. е. наиболее легкого и быстро­го «впечатывания» информации в мозг ребенка. От того, какая информация в этот период будет внедрена в его мозг, зависит ход его дальнейшего развития.

Мы рассмотрели три периода развития слепоглухонемого ребенка до специального обучения. Каждый из этих периодов, в том числе и первый, может стать последним: все зависит от условий, в которые попадает слепоглухонемой ребенок. Но в любом случае он никогда не сможет воспользоваться арсена­лом накопленных человечеством знаний, не получит высокого интеллектуального развития, если не окажется в сфере спе­циального обучения. Только слово, словесная речь, прежде все­го в дактильной и брайлевской формах, могут обеспечить ему такое развитие. Однако формирование словесной речи должно предваряться предметной деятельностью ребенка по удовлетво­рению его потребностей. В процессе совместной с воспитателем деятельности он усвоит функциональное назначение предметов, смысл действий, у него будет сформирована поведенческая си­стема и человеческая психика. На всех этапах воспитания и обучения слепоглухонемого ребенка, а также в его последую­щей жизни предметная деятельность в сфере различных видов труда сохранит свое непреходящее развивающее и корригирую­щее значение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

ЛИТЕРАТУРА  

Диккенс Ч. Американские заметки. — Собр. соч. М., 1958, т. 9.

С о к о л я н с к и й И. А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику. — В кн.: Обучение и воспитание слепо­глухонемых/Под ред. И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.

Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961.

 


Глава IV ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

§ 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМООБСЛУЖИВАНИЕ — БАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ

Основная задача в группах младшего дошкольного возра­ста— включение каждого ребенка в стабильный режим. Вы­полнение режимных моментов при совместной деятельности вос­питателя и воспитанника позволяет осуществлять триединый процесс: формирование навыков самообслуживания, элементов человеческой психики и специальных средств общения — естест­венных жестов.

Самообслуживание — самая благодатная деятельность для формирования первоначальных психофизических новообразова­ний, так как оно связано с удовлетворением органических нужд ребенка и требует систематичности и повседневности. В этих условиях формировать и закреплять навыки легче, чем в любой другой деятельности, ибо целесообразность действий по само­обслуживанию наиболее доступна пониманию ребенка.

Совместная деятельность предполагает сотрудничество двух сторон — воспитателя и воспитанника. При этом действия ре­бенка в начале сотрудничества неосознанны. Осознание необ­ходимости совершать те или иные действия приходит к ребен­ку постепенно, по мере установления связей между предметом, действием и следующим за ним подкреплением в виде удовлет­ворения неотложной нужды. При систематическом удовлетво­рении нужды через определенное действие в сознании ребенка устанавливаются соответствующие устойчивые ассоциации. На, основе этих ассоциаций происходит первый обмен мыслями между сотрудничающими сторонами.

Представим себе, что несколько десятков, а может быть, со­тен раз, вложив в руку ребенка ложку и действуя его рукой, воспитатель кормит ребенка. Наконец наступает такой момент, когда воспитателю достаточно вложить в руку ребенка ложку и в его сознании срабатывает связь, уже установившаяся между предметом, действием и предстоящим состоянием организма. Значит, ребенок уже осознал функциональное назначение пред­мета через действие, с которым наступает у него комфортное состояние. Этот предмет становится значимым, притягательным для него. Он начинает знакомиться с ним, ощупывать его.

В совместной деятельности у ребенка формируются образы предметов и действий, посредством которых систематически удовлетворяются его органические нужды. Это прежде всего пред­меты и действия, близко связанные с деятельностью по корм­лению ребенка, с защитой от холода, с потребностью в движе­нии, с выделительными функциями.

Первоначальное обучение слепоглухонемых детей иногда по праву называют очеловечиванием. Это наиболее уникальная и специфичная область в тифлосурдопедагогике. Поэтому рас­смотрим ее подробнее.

Прежде всего сюда относится формирование образов.

Для чего нужно формировать у слепоглухонемого ребенка образы? Прежде всего для того, чтобы он мог узнавать пред­меты и использовать их в соответствии с функциональным на­значением, чтобы он представлял реальную картину окружаю­щего мира.

Формирование образов у слепоглухонемого ребенка проис­ходит в совместной с воспитателем практической деятельности, ибо, как справедливо отмечает А. Н. Леонтьев, «для того чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слухо­вой образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельное отношение. От процес­сов, реализующих это отношение, и зависит адекватность и сте­пень полноты образа».

Знакомство слепоглухонемого ребенка с каждым предметом обихода должно быть детальным и всесторонним. Ребенку нуж­но изучить его назначение, способ использования, форму, раз­меры и прочие доступные восприятию слепоглухонемого свой­ства.

Затем ребенка учат узнавать знакомые ему предметы по характерным признакам, а с течением времени все больше ог­раничивают количество признаков, необходимых для узнавания предмета или явления. Таким образом можно выработать у сле­поглухонемого ребенка сигнальность восприятия предметов и явлений окружающего мира, чтобы одним прикосновением к предмету можно было узнать его. Для примера скажем, что обычному человеку вовсе не обязательно смотреть на дорогу для того, чтобы судить, идет по ней автомашина или нет. До­статочно услышать гул мотора или почувствовать сотрясение почвы. Специалист даже может по гулу мотора определить марку машины и степень ее нагруженности. Способность опоз­навать объект или явление по одному или нескольким харак­терным признакам называется сигнальностыо восприятия. Для того чтобы отличить одного воспитателя от другого, слепоглу­хонемые дети при встрече берут каждого за запястье и по руке, по ремешку и форме часов или по их отсутствию определяют, кто находится рядом с ними. Для опознания бывает достаточно нескольких секунд. Умение выделить отличительные характер­ные признаки предметов, явлений и действий в последующем станет полезным для формирования у слепоглухонемого ребен­ка первых специальных средств общения.

Накапливающиеся в сознании ребенка образы предметов и действий складываются в систему, которая постепенно начина­ет отражать все его совместные с воспитателем действия. Таким образом в сознании ребенка находит отражение человеческая действительность, т. е. очеловеченное пространство, в котором он действует, и очеловеченное время, в котором эти действия располагаются в определенной последовательности.

Отсутствие очеловеченной среды не дает возможности сфор­мировать у ребенка систему образов и препятствует его психи­ческому развитию. В то же время не следует загромождать со­знание слепоглухонемого ребенка незначимыми для поддержа­ния его жизнедеятельности образами. Окружающая обстановка должна быть строго продумана и подчинена формированию у ребенка образов предметов и действий, систематически и по­вседневно используемых им. Только тогда они эффективно бу­дут формироваться и закрепляться в его сознании.

Постепенно система образов слепоглухонемого ребенка бу­дет выходить за рамки комнаты, квартиры, дома, в котором он живет. Не следует, однако, думать, что у ребенка будут фор­мироваться образы только тех предметов, которыми удовлетво­ряются его нужды. По необходимости ребенок будет вынужден знакомиться с предметами, препятствующими удовлетворению его нужды. Так, знакомится ребенок с коробкой, где лежит пе­ченье, с конфетной оберткой, которую нужно развернуть преж­де, чем съесть конфету, с краном, который нужно повернуть, чтобы из него потекла вода. Даже с привычной для нас лож­кой ребенок знакомится по необходимости. Ложка для него тоже — препятствие к насыщению. Ведь пить жидкую пищу из миски или брать твердую руками гораздо проще, чем пользо­ваться ложкой или вилкой. Только воля воспитателя при сов­местном действии с ребенком вынуждает его орудийным спосо­бом удовлетворять свои нужды, которые в связи с их орудий­ным удовлетворением становятся человеческими потребностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...