Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 4. Развитие двигательной активности и ориентировки




Своим комплексным недугом слепоглухонемой ребенок об­речен на малоподвижный образ жизни: во-первых, потому, что передвижение в пространстве приносит массу неприятностей. Ребенок натыкается на острые углы, спотыкается о пороги, по­лучая от этого ссадины и синяки. Он задевает и роняет раз­личные предметы, разбивает посуду, за что его ругают, а иног­да и наказывают; во-вторых, передвижение в пространстве ре­бенка не привлекает, так как он не видит предметов, которые могли бы его заинтересовать, или людей, общение с которыми для него желательно.

Если слепоглухонемого ребенка не научить ориентировке в пространстве, то боязнь передвижения перерастает со време­нем в привычку пребывать в малоподвижном состоянии, а это ограничивает возможности физического и психического разви­тия ребенка, его общение с окружающими, участие в коллек­тивных играх, лишает его инициативы и самостоятельности.

Ориентировку слепоглухонемого ребенка начинают от кро­вати, на которой он спит. Прежде всего ему показывают путь к горшку. Это самый ближайший из необходимых ему предме­тов. Он должен стоять вплотную к задней ножке кровати. Взяв руку ребенка, проводят ею от изголовья до задней ножки кро­вати, а затем по ножке — до горшка. Действия по ориентиров­ке ребенка к горшку должны быть подкреплены. Поэтому вы­жидают момент, когда у него появится необходимость восполь­зоваться горшком. Ни в коем случае нельзя хватать ребенка и переносить его к горшку, потому что он свяжет удовлетворение своей нужды с приятной необходимостью побывать у воспита­теля на руках. Впоследствии малыша трудно будет отучить от этой вредной привычки и она будет подавлять навыки само­стоятельного предметного оформления выделительных функций организма.

Нужно показать ребенку путь к обеденному столу, к месту, где он может пить воду. Ребенок должен знать постоянное ме­стонахождение матери или воспитателя. Обучение ориентиров­ке в пространстве сопровождается ощупыванием встречающих­ся на пути предметов, стен, углов, косяков, дверных полотен и прочих объектов, которые могут служить ребенку ориентирами при передвижении. На первых порах необходима стабильная расстановка мебели в помещении, где живет ребенок и где он обучается первым навыкам ориентировки. Его не должны под­стерегать неожиданности при передвижении. Только потом, когда навыки ориентировки будут закреплены и ребенок на­учится самостоятельно передвигаться, полезно вносить некото­рые изменения в расположение мебели, с тем чтобы ребенок привыкал к возможным ее перестановкам.

Воспитатель страхует ребенка от возможных ушибов и столкновений, чтобы не отбить у него охоту к передвижению. Для этого взрослый идет несколько впереди ребенка, внима­тельно следя за его движениями. В случае опасности останав­ливает его и показывает, откуда она исходит.

Важно выработать у ребенка правильную осанку при ходьбе, добиться того, чтобы руки его были вытянуты вперед на уров­не лица.

Слепоглухонемой ребенок ориентируется в пространстве в основном за счет ощущений от рук и ног, через которые он по­лучает сигналы, сопоставляемые им с ранее построенной схе­мой передвижения по данному маршруту. Однако не малое зна­чение имеют вибрационные, тепловые и запаховые ощущения. Здесь также полезно опираться на сигнальность восприятия. Так, достаточно слепоглухонемому ребенку почувствовать виб­рацию пола, чтобы понять, что в помещение кто-то вошел, а при соответствующей тренировке он может научиться опреде­лять, кому принадлежат шаги. «Однажды, —пишет О. И. Скороходова, — я сидела у окна своей комнаты. Я ожидала педаго­га, который со мной читает. Вдруг я почувствовала чьи-то шаги в комнате. Я поняла, что шел не педагог. Но, вчувствовавшись внимательно, я почувствовала шаги своей подруги. Я не ошиб­лась: это была она, но я ее в это время не ждала, и сама невольно удивилась тому, что узнала ее в такое время, когда ожидала другого человека».

Часто слепоглухонемой может опознать явление или объект по сочетанию сигналов. Вот как об этом пишет О. И. Скороходова: «Я сидела в парикмахерской и вдруг почувствовала, что по улице проехал автомобиль. Я вздрогнула.

—                    Чего ты испугалась? — спросила М. Е.

—                      Я почувствовала, что проехал автомобиль, и от неожи­данности вздрогнула.

—                     А как ты узнала, что это автомобиль?

—                       Я почувствовала сотрясение пола и запах бензина.

—                   Да, это автомобиль проехал».

Проходя мимо работающего телевизора, приемника, сти­ральной машины, ребенок может ощущать их вибрацию. Минуя окна, обращенные на солнечную сторону, он может восприни­мать солнечное тепло. Приближаясь к стене, он улавливает тепло батарей отопления. В открытое окно до него доносятся запахи улицы, а по дороге в столовую он может ориентиро­ваться на запах пищи. По распространяющемуся запаху он мо­жет определить время наступления приема пищи. Трудно пере­числить все возможные сигналы, которые помогают слепоглу­хонемому при ориентировке во времени и пространстве. Эти сигналы надо выявлять и использовать для формирования у слепоглухонемого ребенка навыков ориентировки. Например, желательно, чтобы воспитатели, работающие со слепоглухоне­мыми детьми, использовали разные духи, по которым ребенок мог бы узнавать взрослых дистантно.

Как и обычные дети, слепоглухонемые любят прогулки, иг­ры на воздухе. В соответствии с режимом дня слепоглухонемой ребенок проводит на свежем воздухе в общей сложности около пяти часов. Все это время заполняется деятельностью, которая служит целям психического и физического развития ребенка. Прежде всего его нужно сориентировать во дворе. От подъезда или крыльца дома ему показывают дорогу к детской площадке, попутно ощупывая руками ребенка встречающиеся на пути объекты, которые в будущем послужат ему ориентирами для самостоятельного передвижения. На детской площадке ребе­нок должен обследовать песочницу, кучу песка в ней, полу­чить представление о том, что окружает детскую площадку, о соседних деревьях, скамейках и других объектах.

На этом этапе у ребенка еще не сформированы средства общения, поэтому его побуждают к движению, непосредственно включая в те или иные занятия. С ним можно побегать, дер­жа его за руки, покатать на детском велосипеде, а затем попытаться обучить самостоятельно передвигаться на нем. Очень полезно научить ребенка кататься на педальной машине. Мож­но предложить ему покатать какую-нибудь детскую коляску или тачку. Для страховки от случайных столкновений надо об­учить ребенка катить коляску впереди себя. Слепоглухонемой ребенок может играть и мячом. Чтобы он мог играть самостоя­тельно, без педагога, мяч привязывают на короткую веревку. Тогда он не укатится от ребенка безвозвратно.

Слепоглухонемого ребенка еще на начальных этапах освое­ния бытовых навыков знакомят с игрушками. Прежде всего его учат играть с игрушками, которые содействуют закрепле­нию навыков индивидуального самообслуживания. Такой иг­рушкой является кукла. Но слепоглухонемой ребенок не сразу улавливает аналогию между формой человеческого тела и кук­лой. Атрибуты туалета, одежда помогают установить эту ана­логию. Причесывая ребенка зажатой в его руке расческой, вос­питатель затем расчесывает волосы куклы. Можно повязать ей на волосы такой же бант, какой имеется на голове у ребенка. Одевая ребенка, можно параллельно с этим наряжать куклу: надевать руками ребенка на куклу чулки, платье, тапочки и т. д. Постепенно все манипуляции с куклой ассоциируются у ре­бенка с действиями по индивидуальному самообслуживанию. Ребенок, наконец, обнаруживает, что куклу можно не только причесывать, но надеть на ее ноги свои тапочки, нарядить в платье (рис. 5). Только благодаря возможности совершать с игрушкой знакомые по личному опыту действия, используя при этом те же предметы, слепоглухонемой ребенок в состоянии осознать функциональное назначение игрушки.

Ребенка полезно обучить игре с детскими автомашинами. Но прежде он должен покататься на детской педальной ма­шине и машине настоящей, с помощью осязания осмотреть ее, осознать назначение машины, познакомиться с работой шофера. Во время пребывания на воздухе следует избегать различ­ного рода качалок и не допускать длительного раскачивания слепоглухонемого ребенка на качелях и вращения на карусе­лях. Монотонные раскачивания и вращения подкрепляют часто наблюдаемые у этих детей навязчивые движения, развивают у детей привычку к праздному времяпрепровождению.

Как уже говорилось, прогулки сопровождаются не только игрой, но и познавательной деятельностью детей. Первоначаль­но эта деятельность непременно должна быть связана с акту­альным подкреплением. Так, полезно водить ребенка в ягодник, сорвать его руками несколько ягод и дать ему съесть, затем, повторно имитируя совместные поисковые движения, отыскать следующую ягоду и опять дать подкрепление ребенку. Посте­пенно таким путем можно познакомить его не только с тем кустарником, на котором растут ягоды, но и с тем, который находится рядом и заслоняет ягодный кустарник.

Замечено, что дети любят общаться с животными. Слепо­глухонемые дети не составляют исключения. Их обязательно надо познакомить с кроликом, собакой, кошкой, попытаться включить в элементарный уход за ними. Однако животные должны быть мирного нрава, так как, однажды получив от животного укус или царапину, ребенок будет впредь избегать общения с ним.

В ориентировке слепоглухонемого ребенка наиболее актив­но действующим органом является рука. Чем бы ни занимался такой ребенок под руководством воспитателя, во всем основная роль принадлежит руке. Не случайно эмблемой тифлосурдо­педагогики избраны соединенные в дактильно-контактном об­щении «говорящие руки». Рука слепоглухонемого ребенка — это главный и единственный, за исключением обоняния, вкусо­вых и вибрационных ощущений, мостик, соединяющий его мозг с окружающим миром: ведь все первоначальное развитие пси­хики слепоглухонемого ребенка определяется деятельностью его руки.

Рукой слепоглухонемой ребенок не только осуществляет совместную с воспитателем разделенную деятельность, рукой он осматривает предметы, людей, познает явления природы. Таким образом, рука слепоглухонемого используется не только по привычному нам назначению, но и замещает функцию утра­ченных органов зрения. Формирование специальных средств об­щения— естественных жестов, а затем навыков дактилыюй ре­чи— превращает руку слепоглухонемого ребенка в орган обще­ния, замещающий функции отсутствующих органов слуха и речеобразующих органов.

Нагрузка на руку ребенка еще более возрастет, когда его начнут приобщать к чтению брайлевских текстов, выполненных рельефно-точечными буквами. Особенно велика нагрузка на указательный палец руки, которым ребенок воспринимает эти буквы. Последняя фаланга указательного пальца руки стано­вится для него окном в большой мир — мир книги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...