Технологии доступа к информационным ресурсам и
РЕСУРСАМ ЗНАНИЙ
В решении информационных задач одним из важных элементов является обеспечение доступа к информационным ресурсам и работа с ними. При этом решается ряд важных вопросов. · Какие информационные ресурсы выбрать? При высокой насыщенности современного информационного рынка данная задача не является тривиальной. Из представленного на рынке разнообразия информационных ресурсов необходимо выбрать наиболее подходящие для работы фирмы. Для этого на основе задач, решаемых организацией, фирмой, выявляются требования к информации. · Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения? Специалист, имеющий доступ к информационным ресурсам — профессиональным базам данных, деловым ресурсам Интернета, получает в свое распоряжение огромный массив документов. Например, информационное агентство Ьех15№х13 предоставляет пользователям доступ к 1,4 млрд документов. Однако из этого массива специалисту необходимо только ограниченное количество документов. Поиск этих документов является серьезной задачей. Широкое разнообразие инструментов поиска и методов их применения требуют от специалиста знаний как самих информационных ресурсов, так и средств поиска. · Как оценивать найденную информацию? Перед тем как использовать полученную информацию, ее необходимо оценить, пригодна ли она для решения поставленной задачи с позиций ее достоверности. Особенно этот вопрос актуален при работе с ресурсами Интернета. Решение этих задач составляет технологию доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний.
7.1. Выбор информационных ресурсов При решении информационной задами встает вопрос выбора информационных ресурсов. Если имеется предметный каталог информационных ресурсов, то мы выбираем рубрику, к которой относится необходимая нам информация, и осуществляем поиск среди документов, относящихся к этой рубрике. Однако необходимая информация может содержаться не только среди документов, относящихся к данной рубрике, но и в других рубриках. Данную особенность информации принято называть "рассеиванием” информации. Исследования в области информатики показали, что 50% информации будет содержаться не в той рубрике, которая выделена для документов определенного содержания, а в соседних рубриках. Из этой закономерности следует, что если вы будете искать только в одной рубрике предметного каталога, то потери информации составят 50%.
Процесс выбора информационных ресурсов должен основываться в первую очередь на работе с источниками метаинформации, такими, как каталоги, справочники, реферативные и библиографические издания. Рассмотрим наиболее популярные из них. Авторитетным справочником по периодическим изданиям является Ulrich’s Periodicals Directory(http://ulrichsweb.com), подготавливаемый американской фирмой Bowker. В данном справочнике представлено наиболее полное описание периодических изданий со всего мира. Доступ к справочнику возможен через Интернет после подписки, а также на CD-ROM. Метаинформация по профессиональным базам данных содержится в Gale Directory of Databases (www.gale.com). Gale Directory of Databases была создана в 1993 г. при слиянии трех справочных изданий, приобретенных компанией Gale Research: Computer-Readable Databases (основано в 1975 г. редактором Marta E. Williams, приобретено Gale в 1987 г.), Directory of Online Databases (основано ассоциацией Cuadra в 1979 г., приобретено Gale в 1992 г.), Directory of Portable Databases (основано Cuadra Elsevier в 1990 г. и также приобретено Gale в 1992 г.). Эти три справочных издания были объединены в единое издание Gale Directory of Databases, которое в виде двух томов публикуется дважды в год. В первом томе издания приводится список всех онлайновых баз данных. Там же можно найти статистические данные об индустрии профессиональных баз данных, демонстрирующие рост числа баз данных, их производителей и продавцов, увеличение объемов баз данных — числа записей и ряд других сведений. Во второй том включена информация о всех базах данных, распространяемых на CD-ROM.
Gale Directory of Databases (http://www.gale.com/pdf/facts/gdd.pdf) предоставляет детальную информацию о более чем 19 тыс. баз данных, доступных в режиме онлайн и на CD-ROM или в иной форме. Описание баз данных включает наименование и контактную информацию производителя баз данных, тематику представленной информации, ее язык и географию, частоту обновления, варианты подписки и ее стоимость и др. Тематика описываемых баз включает в себя все отрасли науки и профессиональной деятельности. Отдельно выделены документы, содержащие подробные сведения о 3600 производителях баз данных и 2400 онлайновых службах и поставщиках баз данных, списки предлагаемых баз. Метаинформация о российских информационных ресурсах подготавливается научно-техническим центром "Информрегистр" (www.inforeg.ru) в виде электронного каталога, по итогам добровольной регистрации российских баз данных. Работы по учету и регистрации баз и банков данных, а также по ведению Государственного регистра баз данных осуществляются "Информ- регистром" в соответствии с постановлением Правительства РФ "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" от 28 февраля 1996 г. № 226. На 2003 г. электронный каталог Государственного регистра баз данных содержал описания 8129 баз данных [12]. Однако данный каталог не может дать полного представления о российских базах данных, так как регистрация добровольная и многие производители свои базы не регистрируют по различным причинам. ООО "Международное бюро информации и телекоммуникаций" (МБИТ) (www.mbt.ru) выступает поставщиком метаинформации, предлагая на информационном рынке следующие услуги: российскую энциклопедию информации и телекоммуникаций (электронная версия находится на сайте "Инфопартнер" (http://reit.mbt.ru/rus/)), веб-каталог деловой информации, веб-каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг, оказание информационно-поисковых, аналитических и консультационных услуг.
Известно, что ни одна реферативная база данных, подготавливаемая зарубежными или отечественными производителями, не может претендовать на полноту тематического и видового охвата первоисточников, как бы она к этому ни стремилась. Только поданным Ulrich’s Periodicals Directory, почти 66 тыс. наименований периодических и продолжающихся изданий (из них 49 тыс. являются периодическими) реферируется и индексируется для различных информационных продуктов. Работа с метаинформацией позволяет подготовить обоснование выбора того или иного информационного ресурса в соответствии с требованиями пользователя. При поиске основными критериями оценки информационного ресурса являются следующие: · источники информации, из которых формируются информационный ресурс, их количество; · периодичность обновления информации (ежедневное, еженедельное и т.п.); · возможные варианты подписки и стоимость доступа к информационному ресурсу; · пользовательский интерфейс, удобные поисковые инструменты; · полнота поиска; · содержательное наполнение информационного ресурса, т.е. тематика представленной в нем информации, географическое покрытие, временной охват, глубина ретроспективы и т.д.; · возможности применять формализованный поиск информации. Виды подписки на доступ к базам данных могут быть различными, так же как и способы оплаты доступа к информации. Среди основных вариантов подписки можно выделить: · разовое обращение к информационной системе. Оплата за документ предусмотрена в агентствах Интегрум Техно, LexisNexis и др.; · абонементный доступ к информационной системе на какой-либо период времени. Например, Reuters Business Briefing (www.factiva.com) — 750 долл. США в месяц за 20 ч работы и дополнительная плата за получение маркетинговой и аналитической информации.
7.2 Поиск информации в профессиональных базах Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой лавинообразный рост накапливаемой информации. Было замечено, что рост документальной информации подчиняется закону Мура с небольшой корректировкой, т.е. объем документальной информации удваивается каждые три года [58].
Большие массивы информации ведут к увеличению затрат на приобретение доступа к информационным ресурсам и времени для работы с ними. Эффективность работы с информационными ресурсами зависит во многом от методов структуризации информации в базах данных, программного обеспечения для работы с большим массивом информации и, конечно, от квалификации специалистов, где большое значение приобретают знания и умения поиска информации. Одним из основных преимуществ профессиональных баз данных перед ресурсами Интернета является обработка поступающей информации, т.е. разнесение ее по рубрикам, выделение в документах сегментов, таких, как автор, заголовок, дата и т.п. Например, информационные ресурсы в системе LexisNexis иерархически структурированы, что обеспечивает пользователю дополнительные возможности для проведения поиска (рис. 7.1). Вся информация, находящаяся в LexisNexis, расположена в различных библиотеках, всего 180 библиотек. Каждая библиотека представляет собой коллекцию источников информации, относящихся к определенной тематике; например, библиотека NEWS (газеты, журналы, сообщения информационных агентств, бюллетени), библиотека COMPANY (разнообразная справочная информация о компаниях), библиотека MARKET (содержит источники информации о рекламе, маркетинге, исследованиях, рынка, сбыте, состоянии мирового и регионального рынков различных товаров) и т.д., или же библиотеки формируются по географическому признаку, например, WORLD, EUROPE, ASIA и т.д. Каждая библиотека содержит файлы. Файл является минимальной единицей, в которой проводится поиск. Файл содержит документы, поступающие от одного или нескольких источников информации.
Каждый документ в файле состоит из нескольких частей, которые называются сегментами. Общими сегментами для всех документов являются: название (сегмент HEADLINE); автор (сегмент BYLINE); дата (сегмент DATE); текст документа (сегмент BODY). Кроме того, дополнительно в зависимости от тематики документа выделяются сегменты "компания" (куда заносятся наименования всех компаний, упоминавшихся в документе); продукт (название продуктов или услуг, о которых идет речь в документе); регион; персонал и т.д. В зависимости от типа документа — статья в газете, маркетинговый отчет, судебное дело, биография известного человека — будет меняться набор сегментов, из которых состоит документ, и названия сегментов.
Поисковые инструменты информационных систем могут иметь как общие черты, так и существенные различия. В некоторых видах систем удобство инструментов для работы с массивами документов является основным конкурентным преимуществом. Например, на российском рынке правовой информации производители справочно-правовых систем борются за потребителя путем совершенствования интерфейса и поисковых инструментов своих систем. Поиск информации является важной составляющей работы с информационными ресурсами и занимает значительное время работы пользователя с системой. Для повышения эффективности процесса поиска и сокращения затрачиваемого на него времени разрабатываются различные поисковые инструменты и формы предоставления информации. Файлы могут быть либо фактографические, либо документальные. Выполнение информационного поиска возможно либо по тексту (полнотекстовый поиск), либо при помощи каталога. При полнотекстовом поиске отыскиваются слова в тексте документа либо в его сегменте, например, в заголовках статей и рефератах, перебирая все варианты написания и синонимы. В некоторых системах поисковая программа позволяет вводить набор слов и учитывает некоторые формы слова, например множественное число. Каталог в информационной системе — это оглавление файлов, составленное по тематическому или региональному признаку, имеющее иерархическую структуру. Полнотекстовый поиск и поиск при помощи каталога не являются взаимоисключающими, напротив, наиболее эффективные стратегии поиска получаются при их комбинации. Несмотря на разнообразие поисковых инструментов, процесс поиска информации можно разбить на четыре этапа. · Формулировка задачи. Цель этого этапа состоит в четком определении информационной потребности. Информационной потребностью может быть определенный документ, например закон или публикация, конкретная информация или информация, посвященная определенному кругу вопросов. Исходя из формулировки потребности, можно выбрать наиболее подходящие методы поиска, подобрать ключевые слова, которые могут встречаться в искомых документах. · Выбор информационного ресурса. После формулировки информационной задачи необходимо выбрать информационный ресурс, который может содержать неполную информацию. Выбор информационного ресурса ограничивается возможностями получения доступа.
· Построение запроса. После того как информационная задача строго сформулирована и выбран информационный ресурс, необходимо составить поисковый запрос. Для документальной информационной системы может быть предложена следующая последовательность действий: 1. выбрать соответствующую тематическую рубрику (как правило, в базах данных информация разнесена по рубрикам); 2. разбить вопрос на понятия, которые следует искать отдельно, а затем объединить их соответствующими логическими операторами (and, or, not), если в системе поиска предусмотрены булевы операции. Практически во всех информационных системах существует свой язык построения поисковых запросов для проведения Поиска слов и выражений по тексту документа. Общими элементами этих языков является булева логика, разработанная английским математиком Джорджем Булем (1815—1864). Булева логика используется тогда, когда поисковый запрос содержит более одного понятия. В этом случае можно применить операции: "И" (AND - требует наличия всех терминов, в результате уменьшает число найденных документов), "ИЛИ" (ОК — требует наличия в документе хотя бы одного понятия, в результате увеличивает число документов), "НЕ" (NOT — требует отсутствия термина, в результате уменьшает число найденных документов); · учесть все варианты написания слов и синонимы при поиске произвольного текста. Необходимо использовать соответствующие классификаторы, словари и тезаурусы, что может значительно повысить эффективность запроса. · Оценка результатов поиска является важным этапом информационного поиска. Она зависит от того, для каких целей будут использованы результаты поиска. Критерии оценки поиска: 1) количество найденных документов; 2) найденные источники информации; 3) оперативность информации. По результатам поиска, как правило, запрос корректируется. Для достижения наилучшего результата специалисты составляют несколько запросов на поиск информации. При поиске информации большое значение имеют знание специалиста инструментов поиска и умение их применять. При подписке на информационную систему сотрудники фирмы, как правило, проходят обучение работе с этой системой. Таким образом, информационный поиск представляет собой упорядоченную последовательность действий, для того чтобы отыскать необходимую информацию. Особое внимание следует уделить вопросам минимизации стоимости получаемой информации от источников. В ряде случаев поиск информации производится в рамках выделенной для этого суммы. Работая с метаинформацией, возможно предварительно оценить стоимость необходимой информации. Высокая квалификация пользователя и умение работать на предварительном этапе с документацией резко снижают общую стоимость информации, необходимой пользователю.
7.3. Технологии доступа к деловым ресурсам Интернета Интернет, являясь глобальной телекоммуникационной сетью, предоставляет возможность доступа к большому количеству информационных ресурсов. По некоторым оценкам, объем Интернет-ресурсов превышает 50 млн веб-сайтов и 10 млрд веб-страниц [25]. Под веб-страницей понимается электронный документ, который может содержать информацию в различном формате в виде текста, изображения, звука и т.д. Веб-сайт является совокупностью веб-страниц, связанных по смыслу или ссылками. В наиболее благоприятном случае пользователь знает адрес сайта. Адрес он может получить различными способами: из книг, справочников, периодических изданий, рекламных проспектов и других источников. Основной проблемой, с которой сталкивается пользователь при работе в Интернете, является обнаружение необходимых ему информационных ресурсов. Поиск необходимых сведений в Интернете осуществляется либо при помощи поисковых машин (search engine), либо каталогов (directory). Но и здесь пользователь сталкивается с проблемой выбора, так как в 2001 г. количество поисковых машин в Интернете превысило 2000 [18]. На практике часто оба типа информационных поисковых систем представлены на одном веб-сервере. Эти веб-серверы так же принято называть порталами. Портал представляет собой веб-сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов. Мы будем рассматривать поисковые машины и каталоги отдельно в виду принципиальных различий в организации их работы. 7.3.1 Поисковые машины Задача поисковых машин — найти документы в Интернете по запросу пользователя. Поисковые системы состоят из трех основных частей. · Робот/Паук — программа, которая систематически посещает веб-страницы, считывает и индексирует полностью или частично их содержимое и далее следует по найденным ссылкам. Полученная информация заносится в базу данных поисковой машины. · Поисковая база данных Индекс представляет собой гигантское хранилище, которое содержит опеределенным образом организованные данные: индексы, ссылки на веб-страницы и другую дополнительную информацию. · Поисковая программа, которая в соответствии с запросом пользователя перебирает индексы в поисках соответствующей информации и выдает результаты поиска в виде ранжированного списка найденных веб-документов. Место в списке определяется тем, насколько полно тот или иной документ отвечает критериям, указанным в запросе пользователя. Принципы работы паука, организации индекса, поисковой программы в поисковых машинах, как правило, различаются. Поэтому запрос по одним и тем же выражениям в разных поисковых машинах обычно дает разные результаты. Программа поиска отыскивает страницы, которые соответствуют формальным требованиям запроса. Чтобы определить последовательность, в которой отобранные страницы будут представлены пользователю, применяется алгоритм ранжирования. В интересах пользователя документы, наиболее соответствующие потребностям пользователя, должны быть помещены первыми в списке результатов. Поисковые системы используют различные алгоритмы ранжирования, однако основные принципы определения соответствия документов запросу следующие: · количество слов запроса в текстовом содержимом документа; · тэги, в которых эти слова располагаются; · местоположение искомых слов в документе; · удельный вес искомых слов в общем количестве слов документа; · время — как долго страница находится в базе поискового сервера; · индекс цитируемости — как много ссылок на данную страницу идет с других страниц, зарегистрированных в базе поисковой машины. Однако эффективность работы поисковых машин ограничивается четырьмя существенными факторами. 1.Топология Интернета такова, что поисковые машины могут просматривать не больше трети всех сайтов в Интернете. В 2000 г. специалисты компаний AltaVista,IВМ и Compag исследовали ресурсы и гиперсвязи существующего информационного пространства WWW. Просмотрев с помощью поисковых средств AltaVista свыше 600 млн веб-страниц и 1,5 млрд ссылок, размещенных на этих страницах, они пришли к выводу, что исследуемое пространство состоит из следующих компонентов: · центральное ядро — эго тесно связанные между собой вебстраницы, с каждой из которых можно попасть на любую другую (27%); · отправные страницы. В них могут быть ссылки, ведущие к ядру, но из ядра к отправным страницам попасть нельзя (22%); ·конечные веб-страницы, к которым можно прийти по ссылкам из ядра, но к ядру от них попасть нельзя (22%); · полностью изолированные от центрального ядра страницы, имеющие ссылки либо на конечные веб-страницы, либо ссылки с отправных веб-страниц (22%); ·веб-страницы, не пересекающиеся с остальными ресурсами Интернета (7%). Исследования показали, что при увеличении общего объема информационных ресурсов Интернета установленные отношения компонентов остаются прежними. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что информационное простран ство Интернета является достаточно сложным и неоднородным. К отдельным ресурсам Интернета поисковые машины не имеют доступа. 2.Глубина индексирования веб-сайтов. Большинство поисковых машин индексируют только определенное количество документов на одном веб-сайте. 3."Невидимый Интернет" (скрытый). "Видимая" часть сайтов — это та часть, которая обрабатывается поисковыми системами и индексируется. "Невидимая" часть — это та часть сайта, которая не предназначена для обработки поисковыми системами. Американская фирма BrightPlanet разработала программное обеспечение по исследованию "невидимой" части сайтов. Полученные результаты показывают, что число документов "невидимой" части более чем в 500 раз превышает число документов, относящихся к "видимой" части [25]. К невидимому Интернету в первую очередь относятся ресурсы, для доступа к которым требуется пароль или регистрация, профессиональные базы данных, а также различные форматы предоставления информации. Например, только с недавнего времени поисковые машины начали индексировать информацию в PDF-формате. Лидирующие позиции по количеству проиндексированных веб-страниц занимают поисковые машины Google, AltaVista (рис. 7.2). При работе с поисковыми машинами большое значение имеет язык запросов, так как единственным инструментом поиска становится полнотекстовый поиск по ключевым словам. В большинстве поисковых систем доступен набор поисковых операторов. Наиболее распространены операторы, реализующие логические условия "И" (AND), "ИЛИ" (OR), "НЕ" (NOT), "РЯДОМ" (NEAR). Эти условия пишутся на английском языке и имеют символьные сокращения. Символьное обозначение поисковых операторов и возможности их использования значительно различаются в поисковых машинах. Оператор близости в чистом виде практически не присутствует (в AltaVista оператор NEAR задает поиск слов запроса в пределах 10 слов, в Lycos — в пределах 25), обычно он обозначается числом в окружении каких-либо специальных символов.
Рис. 7.2. Количество проиндексированных веб-страниц поисковыми машинами, млн веб-документов Источник: Захаров В. П. Информационные ресурсы (документальный поиск). - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2002. - С. 145. 7.3.2 Каталоги в Интернете В каталогах имеются иерархические тематические рубрики. Отнесение веб-сайтов к тем или иным рубрикам каталога осуществляется человеком. Тематические каталоги в общем виде подобны глобальным электронным справочникам, имеющим привычную логико-тематическую структуру, что позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания. В отличие от поисковых машин решение о направлении информации в ту или иную рубрику каталога принимает человек, составляется и корректируется рубрикатор также человеком. В настоящее время деление на тематические каталоги и поисковые системы в чистом виде сохраняется только как технологии структуризации информации в Интернете, поскольку практически все средства справочного типа обладают некоторой возможностью непосредственного поиска, а многие поисковые системы снабжены небольшими справочниками. В то время как лучшие из каталогов содержат десятки и сотни тысяч ссылок на веб-страницы, многие поисковые машины индексируют несколько миллионов страниц, причем эта информация пополняется и периодически обновляется. Однако полученные документы будут больше соответствовать запросу пользователя, так как отнесение информации к рубрикам оценивается по смыслу, а не по наличию каких-либо символов в документе, как это делается в поисковых системах. Среди иностранных каталогов можно выделить Yahoo (www.yahoo.com), Lucos (www.lucos.com), InfoSeek (www.infoseek.com) и Galaxy (galaxy.einet.net). Наиболее распространенным является каталог Yahoo. На его верхнем уровне содержатся 14 главных разделов (категорий). Общее число рубрик составляет около 25 тыс. Начиная с любого раздела верхнего уровня, пользователь последовательно открывает рубрику, затем подрубрику, пока не дойдет до списка веб-сайтов. Так, пункт меню "Библиотеки" разворачивается в перечень библиотек по типу, отраслевой принадлежности и местоположению. Выбор из меню университетских библиотек в США приводит к выводу на экран списка всех библиотек американских университетов и т.д. Такая иерархическая структура дает возможность шаг за шагом обследовать интересующие разделы, будь то физика, история, биология, география, музыка или спорт, последние новости или справочные издания. Справочник Yahoo обладает также возможностью поиска ключевых слов в описании рубрик и ресурсов. Особенность каталогов в том, что они более эффективны при поиске информации на некую общую тему, а не при поиске ответа на конкретный вопрос. Можно выделить следующие отличительные черты каталогов ресурсов Интернета: · каталоги, как правило, имеют строгую иерархическую структуру. Информация в каталогах расположена по разделам, подразделам и т.д. для облегчения поиска нужных ссылок; · предметные каталоги предоставляют возможность автоматического поиска по ключевым словам. Однако поиск этот происходит не в содержимом самих веб-сайтов, а в их кратких описаниях, хранящихся в каталоге; · охват ресурсов у каталогов значительно уже, чем у поисковых машин.
7.4. Технологии доступа к информации в электронных библиотеках Электронные библиотеки в последнее десятилетие развиваются быстрыми темпами, однако их содержание во многом ограничено техническими возможностями и законодательными нормами. В Европе и России ведутся работы по объединению библиотек в единую информационную систему и созданию сводного каталога фондов библиотек. В 2001 г. в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы") был создан интернет-портал "Библиотеки России" (www.libs.ru). Библиотечная сеть в России насчитывает 150 тыс. библиотек. Организация учета изданий, их хранения, поиска и распространения в библиотеках отрабатывалась на протяжении веков. В настоящее время составление каталогов изданий и их описания во многом регламентируется общепризнанными стандартами. В России эта работа нормируется соответствующими ГОСТами, такими, как ГОСТ 7.52—85 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу". Организация работы электронных библиотек во многом опирается на опыт традиционных библиотек. Главным достоинством электронной библиотеки для пользователя является обеспечение комплексного поиска и доступа к ресурсам знаний (книгам, учебникам) и информационным ресурсам на основе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, электронная библиотека способна в любой момент времени любому пользователю, независимо от его местонахождения, предоставить доступ к различным информационным ресурсам. Работа с электронной библиотекой, так же как и с традиционной, начинается с поиска издания или публикации в электронном каталоге. В настоящее время доступ к электронным каталогам открыт на сайтах всех федеральных, более половины российских универсальных, научных, вузовских и крупных научно-технических библиотек. Анализ динамики появления каталогов позволяет утверждать, что к концу 2006 г. качественными электронными каталогами обзаведутся все российские библиотеки, информационный потенциал которых может представлять интерес для широкой читательской аудитории [49]. Особенность работы с фондами библиотек состоит в том, что полные тексты, как правило, недоступны для поиска информации. Поэтому поиск необходимых изданий должен строиться, исходя из библиографического описания. В электронном каталоге читатель может осуществлять поиск по следующим параметрам (рис. 7.3 и 7.4): · тематический рубрикатор; · автор; · заглавие; · вид (тип) документа; · издательство и др.
Рис. 7.3. Фрагмент электронного каталога Информационно-библиотечного центра МЭСИ на базе ИРБИС
Результаты поиска по электронному каталогу во многом зависят от качества библиографического описания изданий и других видов обработки, поступающих в библиотеки изданий. Библиотеки проводят аналитико-синтетическую обработку своих фондов (табл. 7.2). Процессы аналитико-синтетической обработки всегда сопровождаются свертыванием, т.е. уменьшением физического объема исходных данных.
Рис. 7.4. Фрагмент электронного каталога Информационно-библиотечного центра МЭСИ в Интернете
Таблица 7.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|