Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии доступа к информационным ресурсам и




РЕСУРСАМ ЗНАНИЙ

 

В решении информационных задач одним из важных элемен­тов является обеспечение доступа к информационным ресурсам и работа с ними. При этом решается ряд важных вопросов.

· Какие информационные ресурсы выбрать?

При высокой насыщенности современного информационно­го рынка данная задача не является тривиальной. Из представ­ленного на рынке разнообразия информационных ресурсов не­обходимо выбрать наиболее подходящие для работы фирмы. Для этого на основе задач, решаемых организацией, фирмой, выявля­ются требования к информации.

· Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?

Специалист, имеющий доступ к информационным ресурсам — профессиональным базам данных, деловым ресурсам Интерне­та, получает в свое распоряжение огромный массив документов. Например, информационное агентство Ьех15№х13 предоставляет пользователям доступ к 1,4 млрд документов. Однако из этого массива специалисту необходимо только ограниченное количе­ство документов. Поиск этих документов является серьезной за­дачей. Широкое разнообразие инструментов поиска и методов их применения требуют от специалиста знаний как самих информа­ционных ресурсов, так и средств поиска.

· Как оценивать найденную информацию?

Перед тем как использовать полученную информацию, ее не­обходимо оценить, пригодна ли она для решения поставленной задачи с позиций ее достоверности. Особенно этот вопрос актуа­лен при работе с ресурсами Интернета.

Решение этих задач составляет технологию доступа к инфор­мационным ресурсам и ресурсам знаний.

 

7.1. Выбор информационных ресурсов

При решении информационной задами встает вопрос выбора информационных ресурсов. Если имеется предметный каталог информационных ресурсов, то мы выбираем рубрику, к которой относится необходимая нам информация, и осуществляем поиск среди документов, относящихся к этой рубрике. Однако необхо­димая информация может содержаться не только среди докумен­тов, относящихся к данной рубрике, но и в других рубриках. Дан­ную особенность информации принято называть "рассеиванием” информации. Исследования в области информатики показали, что 50% информации будет содержаться не в той рубрике, кото­рая выделена для документов определенного содержания, а в со­седних рубриках. Из этой закономерности следует, что если вы будете искать только в одной рубрике предметного каталога, то потери информации составят 50%.

Процесс выбора информационных ресурсов должен осно­вываться в первую очередь на работе с источниками метаин­формации, такими, как каталоги, справочники, реферативные и библиографические издания. Рассмотрим наиболее популяр­ные из них.

Авторитетным справочником по периодическим изданиям является Ulrich’s Periodicals Directory(http://ulrichsweb.com), под­готавливаемый американской фирмой Bowker. В данном спра­вочнике представлено наиболее полное описание периодических изданий со всего мира. Доступ к справочнику возможен через Интернет после подписки, а также на CD-ROM.

Метаинформация по профессиональным базам данных со­держится в Gale Directory of Databases (www.gale.com). Gale Directory of Databases была создана в 1993 г. при слиянии трех справочных изданий, приобретенных компанией Gale Research: Computer-Readable Databases (основано в 1975 г. редактором Marta E. Williams, приобретено Gale в 1987 г.), Directory of Online Databases (основано ассоциацией Cuadra в 1979 г., приобретено Gale в 1992 г.), Directory of Portable Databases (основано Cuadra Elsevier в 1990 г. и также приобретено Gale в 1992 г.). Эти три спра­вочных издания были объединены в единое издание Gale Directory of Databases, которое в виде двух томов публикуется дважды в год. В первом томе издания приводится список всех он­лайновых баз данных. Там же можно найти статистические данные об индустрии профессиональных баз данных, демонстриру­ющие рост числа баз данных, их производителей и продавцов, увеличение объемов баз данных — числа записей и ряд других сведений. Во второй том включена информация о всех базах дан­ных, распространяемых на CD-ROM.

Gale Directory of Databases (http://www.gale.com/pdf/facts/gdd.pdf) предоставляет детальную информацию о более чем 19 тыс. баз данных, доступных в режиме онлайн и на CD-ROM или в иной форме. Описание баз данных включает наименование и контакт­ную информацию производителя баз данных, тематику представ­ленной информации, ее язык и географию, частоту обновления, варианты подписки и ее стоимость и др.

Тематика описываемых баз включает в себя все отрасли науки и профессиональной деятельности. Отдельно выделены доку­менты, содержащие подробные сведения о 3600 производителях баз данных и 2400 онлайновых службах и поставщиках баз дан­ных, списки предлагаемых баз.

Метаинформация о российских информационных ресурсах подготавливается научно-техническим центром "Информрегистр" (www.inforeg.ru) в виде электронного каталога, по итогам добровольной регистрации российских баз данных. Работы по учету и регистрации баз и банков данных, а также по ведению Го­сударственного регистра баз данных осуществляются "Информ- регистром" в соответствии с постановлением Правительства РФ "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" от 28 февраля 1996 г. № 226. На 2003 г. электронный каталог Государ­ственного регистра баз данных содержал описания 8129 баз дан­ных [12]. Однако данный каталог не может дать полного пред­ставления о российских базах данных, так как регистрация доб­ровольная и многие производители свои базы не регистрируют по различным причинам.

ООО "Международное бюро информации и телекоммуника­ций" (МБИТ) (www.mbt.ru) выступает поставщиком метаинфор­мации, предлагая на информационном рынке следующие услуги: российскую энциклопедию информации и телекоммуникаций (электронная версия находится на сайте "Инфопартнер" (http://reit.mbt.ru/rus/)), веб-каталог деловой информации, веб-­каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг, оказание информационно-поисковых, аналитических и консультационных услуг.

Известно, что ни одна реферативная база данных, подготав­ливаемая зарубежными или отечественными производителями, не может претендовать на полноту тематического и видового ох­вата первоисточников, как бы она к этому ни стремилась. Только поданным Ulrich’s Periodicals Directory, почти 66 тыс. наименова­ний периодических и продолжающихся изданий (из них 49 тыс. являются периодическими) реферируется и индексируется для различных информационных продуктов.

Работа с метаинформацией позволяет подготовить обоснова­ние выбора того или иного информационного ресурса в соответ­ствии с требованиями пользователя.

При поиске основными критериями оценки информацион­ного ресурса являются следующие:

· источники информации, из которых формируются инфор­мационный ресурс, их количество;

· периодичность обновления информации (ежедневное, еже­недельное и т.п.);

· возможные варианты подписки и стоимость доступа к ин­формационному ресурсу;

· пользовательский интерфейс, удобные поисковые инстру­менты;

· полнота поиска;

· содержательное наполнение информационного ресурса, т.е. тематика представленной в нем информации, географическое покрытие, временной охват, глубина ретроспективы и т.д.;

· возможности применять формализованный поиск инфор­мации.

Виды подписки на доступ к базам данных могут быть различ­ными, так же как и способы оплаты доступа к информации. Сре­ди основных вариантов подписки можно выделить:

· разовое обращение к информационной системе. Оплата за документ предусмотрена в агентствах Интегрум Техно, LexisNexis и др.;

· абонементный доступ к информационной системе на ка­кой-либо период времени. Например, Reuters Business Briefing (www.factiva.com) — 750 долл. США в месяц за 20 ч работы и до­полнительная плата за получение маркетинговой и аналитичес­кой информации.

 

7.2 Поиск информации в профессиональных базах

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой лавинообразный рост накапливае­мой информации. Было замечено, что рост документальной ин­формации подчиняется закону Мура с небольшой корректиров­кой, т.е. объем документальной информации удваивается каждые три года [58].

Большие массивы информации ведут к увеличению затрат на приобретение доступа к информационным ресурсам и времени для работы с ними. Эффективность работы с информационными ресурсами зависит во многом от методов структуризации инфор­мации в базах данных, программного обеспечения для работы с большим массивом информации и, конечно, от квалификации специалистов, где большое значение приобретают знания и уме­ния поиска информации.

Одним из основных преимуществ профессиональных баз данных перед ресурсами Интернета является обработка поступа­ющей информации, т.е. разнесение ее по рубрикам, выделение в документах сегментов, таких, как автор, заголовок, дата и т.п. На­пример, информационные ресурсы в системе LexisNexis иерархи­чески структурированы, что обеспечивает пользователю допол­нительные возможности для проведения поиска (рис. 7.1).

Вся информация, находящаяся в LexisNexis, расположена в различных библиотеках, всего 180 библиотек. Каждая библиоте­ка представляет собой коллекцию источников информации, от­носящихся к определенной тематике; например, библиотека NEWS (газеты, журналы, сообщения информационных агентств, бюллетени), библиотека COMPANY (разнообразная справочная информация о компаниях), библиотека MARKET (содержит ис­точники информации о рекламе, маркетинге, исследованиях, рынка, сбыте, состоянии мирового и регионального рынков различных товаров) и т.д., или же библиотеки формируются по географическому признаку, например, WORLD, EUROPE, ASIA и т.д.

Каждая библиотека содержит файлы. Файл является мини­мальной единицей, в которой проводится поиск. Файл содержит документы, поступающие от одного или нескольких источников информации.

 

Каждый документ в файле состоит из нескольких частей, ко­торые называются сегментами. Общими сегментами для всех до­кументов являются: название (сегмент HEADLINE); автор (сег­мент BYLINE); дата (сегмент DATE); текст документа (сегмент BODY). Кроме того, дополнительно в зависимости от тематики документа выделяются сегменты "компания" (куда заносятся на­именования всех компаний, упоминавшихся в документе); про­дукт (название продуктов или услуг, о которых идет речь в доку­менте); регион; персонал и т.д. В зависимости от типа докумен­та — статья в газете, маркетинговый отчет, судебное дело, биогра­фия известного человека — будет меняться набор сегментов, из которых состоит документ, и названия сегментов.

Поисковые инструменты информационных систем могут иметь как общие черты, так и существенные различия. В некото­рых видах систем удобство инструментов для работы с массивами документов является основным конкурентным преимуществом. Например, на российском рынке правовой информации производители справочно-правовых систем борются за потребителя путем совершенствования интерфейса и поисковых инструмен­тов своих систем.

Поиск информации является важной составляющей работы с информационными ресурсами и занимает значительное время работы пользователя с системой. Для повышения эффективнос­ти процесса поиска и сокращения затрачиваемого на него време­ни разрабатываются различные поисковые инструменты и фор­мы предоставления информации. Файлы могут быть либо фак­тографические, либо документальные.

Выполнение информационного поиска возможно либо по тексту (полнотекстовый поиск), либо при помощи каталога. При полнотекстовом поиске отыскиваются слова в тексте доку­мента либо в его сегменте, например, в заголовках статей и ре­фератах, перебирая все варианты написания и синонимы. В не­которых системах поисковая программа позволяет вводить на­бор слов и учитывает некоторые формы слова, например множественное число.

Каталог в информационной системе — это оглавление фай­лов, составленное по тематическому или региональному призна­ку, имеющее иерархическую структуру.

Полнотекстовый поиск и поиск при помощи каталога не яв­ляются взаимоисключающими, напротив, наиболее эффектив­ные стратегии поиска получаются при их комбинации.

Несмотря на разнообразие поисковых инструментов, процесс поиска информации можно разбить на четыре этапа.

· Формулировка задачи. Цель этого этапа состоит в четком оп­ределении информационной потребности. Информационной потребностью может быть определенный документ, например за­кон или публикация, конкретная информация или информация, посвященная определенному кругу вопросов. Исходя из форму­лировки потребности, можно выбрать наиболее подходящие ме­тоды поиска, подобрать ключевые слова, которые могут встре­чаться в искомых документах.

· Выбор информационного ресурса. После формулировки ин­формационной задачи необходимо выбрать информационный ресурс, который может содержать неполную информацию. Вы­бор информационного ресурса ограничивается возможностями получения доступа.

 

· Построение запроса. После того как информационная зада­ча строго сформулирована и выбран информационный ресурс, необходимо составить поисковый запрос.

Для документальной информационной системы может быть предложена следующая последовательность действий:

1. выбрать соответствующую тематическую рубрику (как пра­вило, в базах данных информация разнесена по рубрикам);

2. разбить вопрос на понятия, которые следует искать отдель­но, а затем объединить их соответствующими логическими опе­раторами (and, or, not), если в системе поиска предусмотрены бу­левы операции.

Практически во всех информационных системах существует свой язык построения поисковых запросов для проведения Поис­ка слов и выражений по тексту документа. Общими элементами этих языков является булева логика, разработанная английским математиком Джорджем Булем (1815—1864). Булева логика ис­пользуется тогда, когда поисковый запрос содержит более одного понятия. В этом случае можно применить операции: "И" (AND - требует наличия всех терминов, в результате уменьшает число найденных документов), "ИЛИ" (ОК — требует наличия в доку­менте хотя бы одного понятия, в результате увеличивает число документов), "НЕ" (NOT — требует отсутствия термина, в резуль­тате уменьшает число найденных документов);

· учесть все варианты написания слов и синонимы при поис­ке произвольного текста. Необходимо использовать соответству­ющие классификаторы, словари и тезаурусы, что может значи­тельно повысить эффективность запроса.

· Оценка результатов поиска является важным этапом ин­формационного поиска. Она зависит от того, для каких целей бу­дут использованы результаты поиска.

Критерии оценки поиска:

1) количество найденных документов;

2) найденные источники информации;

3) оперативность информации.

По результатам поиска, как правило, запрос корректируется. Для достижения наилучшего результата специалисты составляют несколько запросов на поиск информации. При поиске инфор­мации большое значение имеют знание специалиста инструмен­тов поиска и умение их применять. При подписке на информационную систему сотрудники фирмы, как правило, проходят обуче­ние работе с этой системой.

Таким образом, информационный поиск представляет собой упорядоченную последовательность действий, для того чтобы отыскать необходимую информацию. Особое внимание следует уделить вопросам минимизации стоимости получаемой инфор­мации от источников. В ряде случаев поиск информации произ­водится в рамках выделенной для этого суммы. Работая с мета­информацией, возможно предварительно оценить стоимость не­обходимой информации. Высокая квалификация пользователя и умение работать на предварительном этапе с документацией рез­ко снижают общую стоимость информации, необходимой поль­зователю.

 

 

7.3. Технологии доступа к деловым ресурсам Интернета

Интернет, являясь глобальной телекоммуникационной се­тью, предоставляет возможность доступа к большому количеству информационных ресурсов. По некоторым оценкам, объем Ин­тернет-ресурсов превышает 50 млн веб-сайтов и 10 млрд веб­-страниц [25].

Под веб-страницей понимается электронный документ, кото­рый может содержать информацию в различном формате в виде текста, изображения, звука и т.д. Веб-сайт является совокупнос­тью веб-страниц, связанных по смыслу или ссылками. В наибо­лее благоприятном случае пользователь знает адрес сайта. Адрес он может получить различными способами: из книг, справочни­ков, периодических изданий, рекламных проспектов и других ис­точников.

Основной проблемой, с которой сталкивается пользователь при работе в Интернете, является обнаружение необходимых ему информационных ресурсов.

Поиск необходимых сведений в Интернете осуществляется либо при помощи поисковых машин (search engine), либо катало­гов (directory). Но и здесь пользователь сталкивается с проблемой выбора, так как в 2001 г. количество поисковых машин в Интер­нете превысило 2000 [18].

На практике часто оба типа информационных поисковых систем представлены на одном веб-сервере. Эти веб-серверы так же принято называть порталами. Портал представляет собой веб-­сайт, организованный как системное многоуровневое объедине­ние разных ресурсов и сервисов.

Мы будем рассматривать поисковые машины и каталоги отдельно в виду принципиальных различий в организации их работы.

7.3.1 Поисковые машины

Задача поисковых машин — найти документы в Интернете по запросу пользователя. Поисковые системы состоят из трех основ­ных частей.

· Робот/Паук — программа, которая систематически посеща­ет веб-страницы, считывает и индексирует полностью или час­тично их содержимое и далее следует по найденным ссылкам. Полученная информация заносится в базу данных поисковой машины.

· Поисковая база данных Индекс представляет собой гигант­ское хранилище, которое содержит опеределенным образом организованные данные: индексы, ссылки на веб-страницы и другую дополнительную информацию.

· Поисковая программа, которая в соответствии с запросом пользователя перебирает индексы в поисках соответствующей информации и выдает результаты поиска в виде ранжированного списка найденных веб-документов. Место в списке определяется тем, насколько полно тот или иной документ отвечает критери­ям, указанным в запросе пользователя.

Принципы работы паука, организации индекса, поисковой программы в поисковых машинах, как правило, различаются. Поэтому запрос по одним и тем же выражениям в разных поис­ковых машинах обычно дает разные результаты.

Программа поиска отыскивает страницы, которые соответст­вуют формальным требованиям запроса. Чтобы определить по­следовательность, в которой отобранные страницы будут пред­ставлены пользователю, применяется алгоритм ранжирования. В интересах пользователя документы, наиболее соответствующие потребностям пользователя, должны быть помещены первыми в списке результатов. Поисковые системы используют различные алгоритмы ранжирования, однако основные принципы опреде­ления соответствия документов запросу следующие:

· количество слов запроса в текстовом содержимом до­кумента;

· тэги, в которых эти слова располагаются;

· местоположение искомых слов в документе;

· удельный вес искомых слов в общем количестве слов до­кумента;

· время — как долго страница находится в базе поискового сервера;

· индекс цитируемости — как много ссылок на данную стра­ницу идет с других страниц, зарегистрированных в базе поиско­вой машины.

Однако эффективность работы поисковых машин ограничи­вается четырьмя существенными факторами.

1.Топология Интернета такова, что поисковые машины мо­гут просматривать не больше трети всех сайтов в Интернете.

В 2000 г. специалисты компаний AltaVista,IВМ и Compag исследовали ресурсы и гиперсвязи существующего информа­ционного пространства WWW. Просмотрев с помощью поис­ковых средств AltaVista свыше 600 млн веб-страниц и 1,5 млрд ссылок, размещенных на этих страницах, они пришли к выводу, что исследуемое пространство состоит из следующих компо­нентов:

· центральное ядро — эго тесно связанные между собой веб­страницы, с каждой из которых можно попасть на любую другую (27%);

· отправные страницы. В них могут быть ссылки, ведущие к ядру, но из ядра к отправным страницам попасть нельзя (22%);

·конечные веб-страницы, к которым можно прийти по ссыл­кам из ядра, но к ядру от них попасть нельзя (22%);

· полностью изолированные от центрального ядра страницы, имеющие ссылки либо на конечные веб-страницы, либо ссылки с отправных веб-страниц (22%);

·веб-страницы, не пересекающиеся с остальными ресурсами Интернета (7%).

Исследования показали, что при увеличении общего объема информационных ресурсов Интернета установленные отноше­ния компонентов остаются прежними. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что информационное простран­ ство Интернета является достаточно сложным и неоднородным. К отдельным ресурсам Интернета поисковые машины не имеют доступа.

2.Глубина индексирования веб-сайтов. Большинство поис­ковых машин индексируют только определенное количество до­кументов на одном веб-сайте.

3."Невидимый Интернет" (скрытый). "Видимая" часть сайтов — это та часть, которая обрабатывается поисковыми системами и индексируется. "Невидимая" часть — это та часть сайта, которая не предназначена для обработки поисковыми системами. Амери­канская фирма BrightPlanet разработала программное обеспече­ние по исследованию "невидимой" части сайтов. Полученные ре­зультаты показывают, что число документов "невидимой" части более чем в 500 раз превышает число документов, относящихся к "видимой" части [25].

К невидимому Интернету в первую очередь относятся ресур­сы, для доступа к которым требуется пароль или регистрация, профессиональные базы данных, а также различные форматы предоставления информации. Например, только с недавнего вре­мени поисковые машины начали индексировать информацию в PDF-формате.

Лидирующие позиции по количеству проиндексированных веб-страниц занимают поисковые машины Google, AltaVista (рис. 7.2).

При работе с поисковыми машинами большое значение име­ет язык запросов, так как единственным инструментом поиска становится полнотекстовый поиск по ключевым словам.

В большинстве поисковых систем доступен набор поисковых операторов. Наиболее распространены операторы, реализующие логические условия "И" (AND), "ИЛИ" (OR), "НЕ" (NOT), "РЯ­ДОМ" (NEAR). Эти условия пишутся на английском языке и имеют символьные сокращения. Символьное обозначение поисковых операторов и возможности их использования значительно различаются в поисковых машинах. Оператор бли­зости в чистом виде практически не присутствует (в AltaVista оператор NEAR задает поиск слов запроса в пределах 10 слов, в Lycos — в пределах 25), обычно он обозначается числом в окруже­нии каких-либо специальных символов.

 

 
 

 

Рис. 7.2. Количество проиндексированных веб-страниц поисковыми машинами, млн веб-документов

Источник: Захаров В. П. Информационные ресурсы (документаль­ный поиск). - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2002. - С. 145.

7.3.2 Каталоги в Интернете

В каталогах имеются иерархические тематические рубрики. Отнесение веб-сайтов к тем или иным рубрикам каталога осуще­ствляется человеком.

Тематические каталоги в общем виде подобны глобальным электронным справочникам, имеющим привычную логико-те­матическую структуру, что позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания. В отличие от поисковых машин решение о направлении информации в ту или иную рубрику каталога принимает человек, составляется и кор­ректируется рубрикатор также человеком. В настоящее время де­ление на тематические каталоги и поисковые системы в чистом виде сохраняется только как технологии структуризации инфор­мации в Интернете, поскольку практически все средства спра­вочного типа обладают некоторой возможностью непосредствен­ного поиска, а многие поисковые системы снабжены небольши­ми справочниками. В то время как лучшие из каталогов содержат десятки и сотни тысяч ссылок на веб-страницы, многие поисковые машины ин­дексируют несколько миллионов страниц, причем эта информа­ция пополняется и периодически обновляется. Однако полученные документы будут больше соответствовать запросу пользователя, так как отнесение информации к рубрикам оцени­вается по смыслу, а не по наличию каких-либо символов в доку­менте, как это делается в поисковых системах.

Среди иностранных каталогов можно выделить Yahoo (www.yahoo.com), Lucos (www.lucos.com), InfoSeek (www.infoseek.com) и Galaxy (galaxy.einet.net).

Наиболее распространенным является каталог Yahoo. На его верхнем уровне содержатся 14 главных разделов (категорий). Об­щее число рубрик составляет около 25 тыс.

Начиная с любого раздела верхнего уровня, пользователь по­следовательно открывает рубрику, затем подрубрику, пока не дойдет до списка веб-сайтов. Так, пункт меню "Библиотеки" раз­ворачивается в перечень библиотек по типу, отраслевой принад­лежности и местоположению. Выбор из меню университетских библиотек в США приводит к выводу на экран списка всех биб­лиотек американских университетов и т.д. Такая иерархическая структура дает возможность шаг за шагом обследовать интересу­ющие разделы, будь то физика, история, биология, география, музыка или спорт, последние новости или справочные издания. Справочник Yahoo обладает также возможностью поиска ключе­вых слов в описании рубрик и ресурсов.

Особенность каталогов в том, что они более эффективны при поиске информации на некую общую тему, а не при поиске отве­та на конкретный вопрос. Можно выделить следующие отличи­тельные черты каталогов ресурсов Интернета:

· каталоги, как правило, имеют строгую иерархическую структуру. Информация в каталогах расположена по разделам, подразделам и т.д. для облегчения поиска нужных ссылок;

· предметные каталоги предоставляют возможность автома­тического поиска по ключевым словам. Однако поиск этот про­исходит не в содержимом самих веб-сайтов, а в их кратких описа­ниях, хранящихся в каталоге;

· охват ресурсов у каталогов значительно уже, чем у поиско­вых машин.

 

7.4. Технологии доступа к информации в электронных библиотеках

Электронные библиотеки в последнее десятилетие развива­ются быстрыми темпами, однако их содержание во многом огра­ничено техническими возможностями и законодательными нор­мами. В Европе и России ведутся работы по объединению библи­отек в единую информационную систему и созданию сводного каталога фондов библиотек. В 2001 г. в рамках Федеральной целе­вой программы "Культура России (2001-2005 годы") был создан интернет-портал "Библиотеки России" (www.libs.ru). Библиотеч­ная сеть в России насчитывает 150 тыс. библиотек.

­ Организация учета изданий, их хранения, поиска и распрост­ранения в библиотеках отрабатывалась на протяжении веков. В настоящее время составление каталогов изданий и их описания во многом регламентируется общепризнанными стандартами. В России эта работа нормируется соответствующими ГОСТами, та­кими, как ГОСТ 7.52—85 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу". Организация работы элек­тронных библиотек во многом опирается на опыт традиционных библиотек.

Главным достоинством электронной библиотеки для пользо­вателя является обеспечение комплексного поиска и доступа к ресурсам знаний (книгам, учебникам) и информационным ре­сурсам на основе современных компьютерных и телекоммуника­ционных технологий. Таким образом, электронная библиотека способна в любой момент времени любому пользователю, неза­висимо от его местонахождения, предоставить доступ к различ­ным информационным ресурсам.

Работа с электронной библиотекой, так же как и с традицион­ной, начинается с поиска издания или публикации в электрон­ном каталоге.

В настоящее время доступ к электронным каталогам открыт на сайтах всех федеральных, более половины российских универ­сальных, научных, вузовских и крупных научно-технических библиотек. Анализ динамики появления каталогов позволяет ут­верждать, что к концу 2006 г. качественными электронными ката­логами обзаведутся все российские библиотеки, информацион­ный потенциал которых может представлять интерес для широ­кой читательской аудитории [49].

Особенность работы с фондами библиотек состоит в том, что полные тексты, как правило, недоступны для поиска информа­ции. Поэтому поиск необходимых изданий должен строиться, исходя из библиографического описания.

В электронном каталоге читатель может осуществлять поиск по следующим параметрам (рис. 7.3 и 7.4):

· тематический рубрикатор;

· автор;

· заглавие;

· вид (тип) документа;

· издательство и др.

 

 

 

Рис. 7.3. Фрагмент электронного каталога Информационно-библиотечного центра МЭСИ на базе ИРБИС

 

Результаты поиска по электронному каталогу во многом зави­сят от качества библиографического описания изданий и других видов обработки, поступающих в библиотеки изданий.

Библиотеки проводят аналитико-синтетическую обработку своих фондов (табл. 7.2). Процессы аналитико-синтетической обработки всегда сопровождаются свертыванием, т.е. уменьше­нием физического объема исходных данных.


 

 

 

Рис. 7.4. Фрагмент электронного каталога Информационно-библиотечного центра МЭСИ в Интернете

 

 

Таблица 7.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...