Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права. Источники конституционного права.
Стр 1 из 23Следующая ⇒ Вопросы к экзамену по дисциплине «Конституционное право» 1. Цели, задачи и предмет дисциплины «Конституционное право», её связь с другими дисциплинами учебного плана. Конституционное право как юридическая наука, учебная дисциплина и отрасль права. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь. 2. Понятие, предмет, метод конституционного права как отрасли права. Источники конституционного права. 3. Конституционно - правовые институты, конституционно – правовые нормы. Конституционно – правовые отношения: их структура, виды, особенности, содержание. Субъекты конституционно – правовых отношений, их виды и особенности. 4. Конституционно – правовая ответственность: понятие, основания, объекты, субъекты. 5. Понятие, назначение, юридические свойства, структура и функции Конституции Республики Беларусь. Роль и значение преамбулы в структуре Конституции. Толкование Конституции Республики Беларусь. 6. Действие Конституции во времени, по территории и по кругу лиц. Сущность прямого действия Конституции. Конституционное развитие Беларуси (сравнительный анализ Конституций 1919, 1927, 1937, 1978 годов). 7. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.: разработка, принятие, отличия от предыдущих Конституций РБ. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Изменения и дополнения внесённые в Конституцию 1994г. по результатам республиканских референдумов 1996г., 2004 г. 8. Общественный, государственный и конституционный строй Республики Беларусь, их соотношение. Основные элементы конституционного строя: политическая, экономическая и социальная системы общества.
9. Государство, как основной элемент политической системы общества. Конституционные характеристики государства: унитарное, правовое, демократическое, социальное. Форма правления и политический режим в РБ. 10. Конституционные основы полновластия народа в РБ. Понятие демократии. Институты непосредственной (прямой) и представительной демократии в РБ. 11. Правовой статус политических партий и общественных объединений в Республики Беларусь: их виды, порядок регистрации, членство. 12. Правовое положение национальных меньшинств в РБ. Конституционно – правовые основы социальной политики Республики Беларусь. 13. Экономическая система, её конституционные основы в РБ. Конституционные формы собственности. Регулирующая роль государства в экономической системе. Социальная структура белорусского общества. 14. Понятие и политико – правовое значение суверенитета. Суверенитет государства, народа, наци, их взаимосвязь. Политическое международно – правовое значение обретения суверенитета. Основные гарантии государственного суверенитета. Признаки суверенного государства. 15. Государственная символика Республики Беларусь. Декларация о государственном суверенитете БССР (27.07.1990г.): структура, общая характеристика, роль и значение Декларации в процессе конституционного развития и государственного строительства Республики Беларусь. 16. Республика Беларусь – субъект содружества Независимых Государств. Правовая основа, принципы и органы СНГ. Правовые основы и этапы развития Союза Беларуси и России. Принципы, формы и направления сотрудничества Союзного государства. 17. Понятие «человек», «личность», «гражданин» и их соотношение. Содержание и соотношение понятий «конституционные права» и «конституционные свободы», «обязанности» и «долг», «единство прав и обязанностей», «равноправие» и «равенство».
18. Конституционные (основные) права, свободы и обязанности. Позитивистская и естественно – правовая концепции прав и свобод. Позитивные и негативные права и свободы. Классификация прав и свобод по времени появления; по уровню право правового закрепления; по субъектам реализации; по сферам (областям) реализации. 19. Конституционное закрепление основных прав, свобод человека и гражданина в Беларуси. Личные права и свободы, их значение и место в общей системе прав и свобод. Конституционные основы права на жизнь. Политические права и свободы граждан. Социально – экономические и культурные права личности. Правовая природа и содержание. Экономические, социальные и культурные права и свободы. 20. Механизм реализации и пределы осуществления основных прав и свобод личности. Гарантии прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь. Виды гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина: конституционные и международно - правовые; общие (политические, социально – экономические, духовные), специальные (юридические) и организационные гарантии. 21. Гражданство (подданство) как основа конституционно – правового статуса человека в государстве. Гражданство Республики Беларусь: понятие, правовые основы, принципы и значение. 22. Способы, условия и порядок приобретения, прекращения и изменения гражданства Республики Беларусь. Особенности гражданства детей в РБ. 23. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев в РБ. Органы принимающие решения и оформляющие документы по вопросам гражданства Республики Беларусь. 24. Система административно – территориального устройства Республики Беларусь. Правовые основы, принципы административно - территориального устройства Республики Беларусь. 25. Административно – территориальное деление. Административно - территориальные и территориальные единицы: понятие и виды. Населённый пункт: понятие и виды. Политико – правовой статус столицы Республики Беларусь – города Минска. 26. Полномочия государственных органов Республики Беларусь при решении вопросов административно – территориального устройства. Порядок переименования административно - территориальных единиц и изменения их границ.
27. Избирательное право в объективном и субъективном смысле. Политическое и правовое содержание понятий «выборы», «избирательный корпус», «абсентеизм». Виды выборов в РБ. Конституционно - правовые основы и принципы избирательного права в РБ. 28. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем в РБ. Понятие избирательного процесса, избирательной компании. 29. Стадии избирательного процесса и его правовое регулирование. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. 30. Референдум: понятие, значение, виды. Порядок назначения и проведения референдумов в РБ. Юридическая сила решений, принятых референдумом. Референдальная практика в РБ. 31.Референдум 17.04.1991г., республиканские референдумы 1995, 1996, 2004годов в РБ. Политико – правовая характеристика вопросов, вынесенных на референдумы. 32. Понятия «государственный орган», «государственный аппарат». Признаки государственных органов в РБ. 33. Конституционные основы системы государственных органов в РБ. Принципы организации и деятельности государственных органов в РБ. Особенности реализации принципа разделения властей в РБ. 34. Виды государственных органов в РБ. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы государственного контроля и надзора. Органы местного управления и самоуправления. Роль и задачи государственных органов в политическом, социально - экономическом строительстве в РБ. 35. Институт президентуры в РБ: понятие, назначение. Политико – правовое положение Президента Республики Беларусь в системе органов государственной власти. Порядок избрания, вступления в должность и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь. 36. Конституционно – правовые гарантии осуществления полномочий Президентом РБ. Компетенция Президента Республики Беларусь. 37. Полномочия Президента в нормотворческой сфере. Виды и порядок издания актов Президента Республики Беларусь (декреты, указы, директивы, распоряжения). Место актов Президента Республики Беларусь в иерархии нормативных актов.
38. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, назначение и правовой статус органов составляющих аппарат Президента. 39. Понятие и функции Парламента. Парламент (Национальное собрание): конституционно – правовые основы, структура, порядок формирования его палат, срок полномочий, основания досрочного прекращения полномочий Парламента. 40. Порядок формирования и назначение органов палат Парламента (Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики, постоянных и временных комиссий, согласительной комиссии и др.). 41. Организационно- правовые формы работы Парламенты Республики Беларусь. Сессионная деятельность, заседания. Парламентские слушания и другие формы контрольной деятельности Парламента Республики Беларусь. Взаимодействие палат. 42. Статус депутата Палаты представителей и члена Совета Республики, императивный депутатский мандат. Порядок отзыва парламентариев. Компетенция Парламента Республики Беларусь и его палат. Формы парламентского контроля. 43. Акты парламента Республики Беларусь. Виды законов: конституционные законы, программные законы, органические и обыкновенные законы. Кодексы. 44. Иерархия законов по юридической силе. Обратная сила закона. Толкование законов. Виды постановлений палат Парламента Республики Беларусь. 45. Законодательный процесс в Парламенте Республики Беларусь. Стадии законодательного процесса. Субъекты права законодательной инициативы и порядок его реализации. Понятие кворума. 46. Виды законопроектов. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения обычных законопроектов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Обязательный предварительный конституционный контроль конституционности всех законов. 47. Подписание законов. Право вето Президента (отлагательное вето, «карманное» вето). Опубликование актов Парламента и вступление их в силу. 48. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти. Понятие Правительства: порядок формирования, структура, состав, подотчётность и подконтрольность, основания и порядок отставки. 49. Премьер - министр Республики Беларусь: порядок назначения и полномочия. Президиум и аппарат Правительства. Формы работы Правительства. 50. Компетенция Правительства Республики Беларусь (полномочия, в экономической и социальной – культурной сферах, области внутренней и внешней политики и т.д.). Взаимодействие Правительства и Президента Республики Беларусь. 51. Акты Правительства Республики Беларусь. Постановления, распоряжения, протоколы указания, поручения: порядок их принятия, основания отмены.
52. Понятие «судебная власть», «правосудие», «судебная юрисдикция». Конституционные принципы правосудия. Судебная система в РБ. 53. Правовой статус судьи и гарантии его деятельности. Понятие и природа конституционного правосудия. 54. Объекты конституционного контроля. Способы формирования органов конституционного контроля. История возникновения института конституционного контроля. Американская и европейская модель конституционного правосудия. 55. Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, место и роль в судебной системе государства, правовые основы деятельности. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, прядок формирования, состав. Компетенция Конституционного Суда. 56. Особенности процессуальной деятельности Конституционного Суда. Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда. 57. Решения Конституционного Суда: понятие, специфика, виды актов (заключение, решение, послание, разъяснение, запрос, требование, представление) и их юридическая сила. 58. Классификация актов Конституционного Суда Республики Беларусь (материально – правовые и процессуальные, окончательные и промежуточные, письменные и устные, в виде отдельного документа, протокольные). 59. Провозглашение, опубликование и вступление в силу решений Конституционного Суда. Реализация решений Конституционного Суда и контроль за их исполнением. Значение заключений Конституционного Суда для функционирования политической системы обществ в направлении безусловного соблюдения Конституции. 60. Понятие местного управления. Система органов местного управления в РБ. 61.Исполнительные комитеты, отделы, управления инспекции - порядок их образования. Председатель исполнительного комитета (глава администрации) – порядок его назначения, полномочия. Компетенция субъектов органов местного управления. 62. Понятие местного самоуправления. Основы местного самоуправления в РБ: конституционно – правовые, территориальные, организационные, финансово – экономические. Место органов местного самоуправления в системе государственной власти. Европейская Хартия местного самоуправления. 63. Местные Советы депутатов – основное звено системы местного самоуправления в РБ. Организационно – правовая структура местных представительных органов. Президиум местного Совета депутатов, порядок его избрания, полномочия. Компетенция и полномочия местных советов депутатов. Досрочное прекращение полномочий (роспуск) местного Совета депутатов. Решения местных Советов депутатов. 64. Конституционное развитие института территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления (коллегиальные, единоличные). Иные формы местного самоуправления (собрания граждан, местные референдумы). 65. Конституционно – правовой статус органов Прокуратуры в системе разделения властей. Функции и цели прокурорского надзора. 66. Система органов Прокуратуры, принципы её организации и деятельности. Порядок назначения Генерального Прокурора. Акты прокурорского надзора. 67. Порядок образования, подчинённость и компетенция Комитета государственного контроля. Состав и структура республиканского и областного аппарата Комитета государственного контроля. 68. Компетенция в области осуществления контроля за использованием государственной собственности и бюджетных средств. Формы воздействия Комитета государственного контроля Республики Беларусь. 1.Цели задачи и предмет дисциплины «Конституционное право» его связь с учебными дисциплинами учебного плана. Конституционное право как юридическая наука, учебная дисциплина и отрасль права. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь. Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний по наиболее существенным, основополагающим вопросам, как отрасли, так и науки конституционного права. Термин «конституционное право» используется в трех значениях: 1) как отрасль права; 2) как наука конституционного права; 3) как учебная дисциплина. Наука конституционного права – составная часть юридической науки, представляет собой совокупность теорий, гипотез, рассуждений и выводов ученых об общественных отношениях, которые составляют предмет конституционного права. Наука конституционного права изучает историю, теорию действующего конституционного права, а также практику реализации его норм. Предметом науки конституционного права является исследование конституционно-правовых отношений и норм, практики их применения. Главной задачей науки конституционного права является исследование сущности и содержания соответствующей отрасли права, ее основополагающих политико-правовых принципов, тенденций развития, проблем совершенствования конституционно-правовых отношений, норм и институтов. Одной из основных задач конституционно-правовой науки является исследование основ конституционного строя, воплощающих главные направления строительства в РБ правового государства, а также проблем взаимоотношений человека с государством и обществом, становления реального суверенитета. Не менее важной задачей науки конституционного права является критическая и вместе с тем объективная оценка накопленного отечественного и зарубежного опыта конституционализма, выработка с учетом развивающихся реалий теоретических положений и концепций, которые можно было бы воплощать в современную конституционно-правовую практику Республики Беларусь. Принципиальное значение для конституционно-правовой науки имеет осмысление таких теоретических и практических общегосударственных проблем как соотношение верховенства права и закона, приоритет общечеловеческих ценностей, политический и идеологический плюрализм, взаимодействие властных структур и др. Конституционное право наряду с административным, гражданским, уголовным, финансовым и рядом иных отраслей является основной отраслью права, т.к. оперирует правовыми нормами порожденными в недрах самой отрасли. Помимо основных отраслей существуют комплексные отрасли, которые используют правовые нормы, заимствованные из основных отраслей права. Специфика конституционного права среди иных правовых отраслей определяется следующим: Конституционное право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и государства. Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом. Иные отрасли права в своих правовых нормах развивают и детализируют конституционно-правовые нормы для регулирования общественных отношений специфичных для каждой конкретной отрасли. Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в соответствующих учебных заведениях. Вместе с тем, они имеют и существенные отличия, поскольку решают качественно различные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, программа имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей. Особенно наглядно различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что, если первая из них призвана заниматься конституционным устройством по сути всех государств мира, то вторая ограничивается изучением 10-15 стран, характер и уровень развития конституционного строя которых позволяет наиболее отчетливо уяснить существующее многообразие современного состояния конституционализма в мире. Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе слушатели овладевают уже добытыми наукой знаниями.
Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права. Источники конституционного права. КП как отрасль права РБ – это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством. Предметом КП являются общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти. Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества. Источники КП – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. В конституционном праве Беларуси 2 вида источников: 1.НПА (официальный документ, который принят государственным органом или народом и содержит нормы права. НПА могут не только устанавливать новые нормы, но и вносить изменения, дополнения в существующие, признавать их утратившими силу, приостанавливать, толковать); 2.Международный договор (содержащие нормы права, соглашения между государствами, международными организациями, органами различных государств). Иерархия: 1)Конституция РБ – Основной Закон РБ, имеющий высшую юр. силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Констю является основным источником КП РБ; 2) законы – НПА, рег. наиболее важные и устойчивые общественные отношения: –конституционные законы – з. о внесении изменений и дополнений в К., законы о толковании К.; – программные законы – з., принимаемые в установленном К. порядке и по определенным ею вопросам (об основных направлениях внутренней и внешней политики РБ, о военной доктрине) – референдарные законы – з., принимаемые путем референдума. По своей юр. силе они стоят выше обычных законов: как правило, их нельзя отменить или изменить обычным законом; –обычные законы – регулируют отдельные виды общественных отношений; 3)международные договоры, действующие на территории РБ. В соответствии с ч. 3 ст. 8 К. РБ не допускается заключение меж. договоров, которые противоречат К.. Этот источник КП РБ располагается после К. и конст. законов, но перед программными и обычными законами.; 4) декреты и указы Президента РБ; 5) постановления палат Национального собрания РБ; 6) постановления Правительства РБ; 7) нормативные акты республиканских органов государственного управления; 8) нормативные акты органов местного управления и самоуправления. Особое место в иерархии НПА занимают заключения Конст. Суда РБ, который вправе признать НПА в целом либо его часть неконституционными. Конституционное право отграничивается от других отраслей права не только своим предметом, но и методами правового регулирования. Метод конституционного права – совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения и его участников. В конституционном праве применяются следующие основные методы: 1) запрета – конституционно-правовая норма запрещает какому-либо органу или лицу совершать определенные действия (например, вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.110 Конституции Республики Беларусь); 2) обязывания – нормы, обязывающие какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия (например, каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53 Конституции Республики Беларусь); 3) дозволения – нормы, разрешающие какому-либо органу или лицу совершать соответствующие действия (например, Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей (ст. 106 Конституции Республики Беларусь). Отличительной чертой методов конституционного права является преобладание среди них методов императивно-властного характера, т. е. запрета и обязывания, что не предполагает равенства сторон, а влечет прямое осуществление власти, поскольку один из субъектов (государство), реализуя свою власть, обязывает другие субъекты выполнять его властные предписания. Нормы-дозволения используются реже, в основном при регулировании правового статуса личности.
3. Конституционно-правовые институты, конституционно-правовые нормы. Конституционно-правовые отношения их структура, виды, особенности, содержание. Субъекты Конституционно-правовых отношений их виды и особенности.
КП нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные гос. в целях охраны и регулирования определенных общ. отношений, входящих в предмет КП, которые обеспечиваются принудительной силой гос-ва. Структура: 1.Гипотеза 2.Диспозиция 3.Санкция Гипотеза – элемент ПН, который указывает на условия, при которых данная ПН подлежит применению. Является элементом, связывающим норму права и регулируемое им общественное отношение. Диспозиция – элемент ПН, содержащий дозволение, обязывание или запрет для субъекта, которому адресована ПН. Содержит правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений, урегулированных данной нормой. Санкция – элемент ПН, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований ПН (ее диспозиции). (меры юридической ответственности). КП норма отличается тем, что для нее характерно наличие диспозиции, однако встречается гипотеза и диспозиция, как правило санкция отсутствует, а если она и имеется, то носит общественный характер. Классификация норм конституционного права. 1.По характеру имеющихся предписаний: а) уполномочивающие; б) обязывающие; в)запрещающие. 2.По действию во времени: а) постоянные; б) опред-ные временем; в) исключительные. 3.По территории дей-я: а) Республиканские; б) местные. 4.По степени определенности содержания предложений: а) императивные нормы – не оставляет субъекту ни какой свободы выбора, а четко приписывает соблюдать ПН; б) диспозитивные – субъекту предоставляется возможность выбора своих действий, но только в пределах указанных данной нормой. Институт КП – определенная сов-сть норм, регул-щая сходные, однородные и взаимосвязанные отношения. Классификация институтов конституционного права. 1.С точки зрения структуры выделяют простые (унитарные) и комплексные институты конституционного права. Простой институт не может быть разделен на другие меньшие по объему институты. Комплексные институты состоят из подинститутов, которые являются институтами для более мелких делений (институт правового статуса личности: институт гражданства, личных прав, политических прав и т.д. Вместе с тем крупные институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли КП (избирательное право). 2.По содержанию обычно выделяют институты: основ конст. строя, основ правового статуса личности, избирательного права, президентства, законодательной власти, исполнительной власти, основ судебной власти, основ местного самоуправления и др. КП отношения – это общественные отношения, участники которых юридически взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права. Элементами КП отношений выступают: субъекты, объекты и содержание. Субъекты КП отношений – это участники данных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Субъектами КП отношений в РБ выступают:1) государство; 2) граждане РБ, их группы и собрания; 3) иностранные граждане и лица без гражданства; 4) АТЕ и территориальные единицы; 5) гос. органы РБ; 6) органы местного самоуправления; 7) должностные лица; 8) депутаты представительных органов, их объединения; 9) общественные объединения, политические партии; 10) трудовые коллективы и другие субъекты. Объектом КП отношения выступают: материальные блага, нематериальные блага и действия (обращения граждан в государственные органы). Содержание составляют права и обязанности, которые осуществляют участники КП отношений. Юридический факт является основанием возникновения, изменения и прекращения КП отношений. Юридические факты делятся на две группы: события (не зависят от воли людей, например, смерть депутата влечет возникновение правоотношений по поводу проведения дополнительных выборов) и действия (зависят от воли людей, например, обращение иностранного гражданина с заявлением о приобретении белорусского гражданства).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|