Правовое положение национальных меньшинств в РБ. Конституционно – правовые основы социальной политики Республики Беларусь.
Сущность и содержание социальной политики Республики Беларусь напрямую зависит от наличия социальных гарантий, представляющих собой обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых материальных, духовных и культурных потребностей. На сегодняшний день приоритетным направлением социальной политики Республики Беларусь является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации государственных программ в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, недопущения серьезного имущественного расслоения общества и значительного повышения благосостояния населения, стимулирования рождаемости. Государство, принимая на себя значительные социальные обязательства, через систему конституционных социальных гарантий вынуждено стремиться к более высокой организации социальной жизни своих граждан, что в конечном итоге дает нам основание заявить о реальном, а не декларативном социальном характере государственного устройства Республики Беларусь. Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах. Направления развития социальной политики на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (на 15 лет), Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет), на среднесрочную перспективу ― в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; на краткосрочную перспективу ― в годовом прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь.
Государственная политика в социальной сфере основывается на сохранении наиболее ценного, использовании в новых условиях принципа социальной справедливости, который выражается в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы. Важнейшими путями реализации задач социальной политики в РБ являются: повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства. «Социальные права – это признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности» Сегодня необходима целостная единая система гарантий, обеспечивающая максимальную охрану и реализацию социальных прав граждан. При демократическом устройстве общества именно человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. «Ни наука, ни техника, какими бы высокими темпами они ни развивались и какими бы достижениями не удивляли, не характеризуют прогрессивность социального строя в такой степени, как реальное положение человека в системе общественных отношений. Признание более высокой социальной роли личности говорит о прогрессивности общественного строя». В конечном итоге создание целостной системы гарантий социальных прав граждан является одним из основных векторов реализации социальной политики государства, которая теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Являясь, согласно статье 3 Конституции Республики Беларусь, единственным источником государственной власти, народ устанавливает основные экономические, политические и социальные гарантии своего естественного существования путем принятия Конституции страны, в которой закрепляются экономические, политические и социальные основы организации общества, механизм государственной власти и управления, права и обязанности граждан. Данные конституционные институты призваны по своему характеру обеспечить жизнь каждого человека. В случае же, если они не выполняют или не надлежащим образом выполняют возложенную на них роль, народ непосредственно или Глава государства – Президент вправе инициировать усовершенствование вышеуказанных институтов путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (статья 138 Конституции Республики Беларусь). Таким образом, можно определить следующую систему общих (материальных) гарантий социальных прав граждан, закрепленных Конституцией Республики Беларусь:
Социальное государство – это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В настоящее время понятия социальное и правовое государство не отделяются, всегда речь идет о социальном правовом государстве. Таким образом, социальное правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих права народа. Становление социального государства – это процесс экономический, нравственный и политический, но в любом случае требующий человеческого измерения. Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: 1. Демократическая организация государственной власти; 2. Высокий нравственный уровень граждан; 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя положения собственника; 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства; 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства и, в первую очередь, верховенство закона; 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально-ориентированной политики; 7. Социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации; 8. наличие развитого социального законодательства. В соответствии со ст.50 Конституции РБ каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения
Под национальностью понимается принадлежность лица к какой-либо нации или народности. Право сохранять свою нац. Принадлежность имеют как граждане РБ, так и иностранцы, лица без гражданства. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по нац. признаку. Оскорбление нац. достоинства преследуется согласно закону. Установлен конституционный запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды. Государство регулирует отношения между нац. и иными общностями на основе приципов равенства, уважения прав и интересов. В качестве конституционной закреплена обязанность каждого чела беречь историко-культурное, духовное наследие, другие нац. Ценности. Закон «О национальных меньшиствах в РБ» от 1993 создает правовую основу в сфере международных отношений РБ, гарантирует свободное развитие нац. Меньшинств в РБ, основывается на принципах межд. права в области прав человека и нац. меньшинств. Лица, принадлежащие к нац. меньшинствам – лица, постоянно проживающие на территории РБ, имеющие гражданство РБ, которые по своему происхождению, языку, культуре, отличаются от основного населения республики. Нац. меньшинства должны – соблюдать Конституцию, - содействовать сохранению суверенитета и территориальной целостности – уважать традиции граждан всех национальностей, населяющих республику. Не допускаются прямое и косвенное ограничение прав и свобод нац. меньшинств, попытки ассимиляции против их воли (ст 4 Закона) Права – 1) На получение помощи со стороны гос-ва на развитие нац. культуры и образования 2) Право пользования родным языком 3) Право на учреждение СМИ 4) Право на установление связей с соотечественниками за пределами РБ 5) Право исповедовать любую религию или не исп никакой 6) На сохранение ист-культ наследия 7) На создание обществ объединений 8) Свободно избирать и быть избранным 9) Право равного доступа к любым должностям (ст 6 Закона) При местных советах депутатов могут создаваться совещательные органы из представителей нац. меньшинств. Граждане РБ независимо от национальности пользуются защитой государства на равных основаниях. Любые действия, направленные на дискриминацию по нац. признакам, создание препятствий в реализации нац. меньшинствами своих прав, разжигание межнациональной вражды, влекут ответственность в соответствии с законодательством РБ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|