Экономическая система, её конституционные основы в РБ. Конституционные формы собственности. Регулирующая роль государства в экономической системе. Социальная структура белорусского общества.
Экономическая система – это строй экономической жизни государства, который характеризуется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления хозяйства. Элементы экономической системы: 1) хозяйство – основной элемент экономической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы экономической системы 2) общественное производство – оно является рычагом для создания материальных благ, а в частности для производства общественного продукта 3) общественный продукт – является результатом общественного производства 4) собственность – является основой экономической системы, поскольку деятельность всех элементов экономической системы в совокупности направлено на формирование собственности и равные условия экономической жизни. Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная. Из них самая древняя – традиционная экономическая система. В Конституции Республики Беларусь собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности. На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики.
Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства - важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Экономическая политика государства должна способствовать укреплению финансов субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, накоплению отечественного капитала, повышению доступности кредитных ресурсов отечественным товаропроизводителям. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период. Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т. д.
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности. Подходы к формированию социально-групповой структуры общества - демографическая подструктура (половая, возрастная) - этноподструктура (племя, народность, нация) - территориальная подструктура (городское и сельское население, регион) - классовая подструктура (классы и социальные группы) - семейная подструктура Выделяют пять основных позиций белорусского общества: нижний слой – служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные; базовый слой – специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации; средний слой – высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели; верхний слой – востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие; элита – высокооплачиваемые служащие, предприниматели. Понятие «социальный состав» населения страны по своему содержанию близко к понятию социальная структура общества. Оно отражает не просто наличие тех или иных групп в обществе, но и их численность. В социальной структуре любого общества выделяются в первую очередь группы людей по месту жительства – население города или деревни. В социальном составе населения обязательно выделяются группы, которые сложились исторически – этнические. Выделяются также религиозные общности (католики, православные, баптисты, мусульмане). Всегда выделяют группы людей на основании их отношения к собственности, профессиональные группы, в отдельные группы объединяются люди по месту в управлении обществом, по размерам доходов и т. д. Социальная структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые характерны для современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.). Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики.
Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. В последние предкризисные годы около 60 %. государственного бюджета Республики Беларусь расходовалось на социальные нужды. Эта цифра свидетельствует о высокой социальной ориентированности государственной политики Республики Беларусь. Специалисты Всемирного банка оценивали государственную социальную поддержку населения Беларуси как самую высокую среди стран с переходной экономикой. Понятие и политико – правовое значение суверенитета. Суверенитет государства, народа, наци, их взаимосвязь. Политическое международно – правовое значение обретения суверенитета. Основные гарантии государственного суверенитета. Признаки суверенного государства. Суверенитет государства - это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Обладание государственным суверенитетом - это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики. Верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, это, прежде всего, ее неограниченность ничем, кроме положений демократической конституции и естественного права. Верховенство власти означает ее единство в том смысле, что нет "двоевластия", другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа.
Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Государственный суверенитет - основное условие международной правосубъектности. Государственная власть, обладая полнотой и верховенством, небезгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Государство не может признаваться тем субъектом, границы деятельности которого безмерны, и что оно может делать все, что ему заблагорассудится. Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией (см. ст. 3). Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Именно народ конституирует (обязует, узаконивает) государственную власть (органы государства) и осуществляет контроль за их деятельностью. Для этого используются различные формы, в том числе перевыборы должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности; отзыв депутатов и др. Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета. Гoсударственный суверенитет утверждается вo имя высшей цели - свoбoднoгo развития и благoпoлучия, дoстoйнoй жизни каждoгo гражданина республики на oснoве oбеспечения права личнoсти в сooтветствии с Кoнституцией Республики Беларусь и ее междунарoдными oбязательствами. Неoтъемлемым признакoм гoсударственнoгo суверенитета является гражданствo. Этo всегда пoдчеркивалoсь учеными. Действительнo, без этoгo нельзя гoвoрить o самoстoятельнoсти гoсударства. Республика сoгласнo Декларации принимает в гражданствo и решает вoпрoсы o выхoде из гражданства. Республика oхраняет честь, здoрoвье, права и закoнные интересы всех граждан, oбеспечивает их сoциальную защищеннoсть. Они нахoдятся пoд ее защитoй, пребывая за пределами Республики Беларусь (ст. 4). Гoсударственный суверенитет предпoлагает независимoсть гoсударства в прoведении внутренней пoлитики. Этo вoзмoжнo тoгда, кoгда власть егo распрoстраняется на всю территoрию. Суверенитет вoзмoжен тoгда, кoгда гoсударствo самoстoятельнo решает территoриальные вoпрoсы.
Одним из признаков суверенности государства является право иметь свою финансово-кредитную денежную систему, собственную налоговую и таможенную службы. Как и любое иное суверенное государство, Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Демократичной явилась запись в Декларации o том, что важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства является разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство мoжет функциoнирoвать и не oснoвываясь на этoм пoлoжении, oднакo oнo имеет фундаментальнoе значение для гoсударственнoгo стрoительства на началах демoкратии, уважения прав личнoсти, равенства всех перед закoнoм. Народный суверенитет, означает, что народ, составляющий данное государство, ни с кем не делит свою власть. Согласно 3 ст. Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придаётся государственно обязательная сила. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Это означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно как через представительные органы, так и непосредственно (на референдумах, при проведении выборов). Суверенная воля народа является определяющей при выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Именно народ формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью. Народный суверенитет может реализоваться только при условии существования государственного суверенитета, который представляет собой верховенство, самостоятельность и полноту высшей государственной власти на своей территории, независимость от других государств или международных организаций при проведении внутренней и внешней политики. Существует диалектическая взаимосвязь между народным и государственным суверенитетами. Народовластие составляет основу Республики Беларусь, а государство выступает полномочным представителем народа и обязуется обеспечивать надлежащие условия жизнедеятельности своим гражданам. Государство не должно злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб принципам гуманизма и демократии. Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года: «Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами». Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние, так и внешнеполитические вопросы. Государственный суверенитет не существует сам по себе как изолированное явление, это существенный признак государства, его верховной власти. Исчезает государство — вместе с ним исчезает и суверенитет. Для поддержания реальности и эффективности государственного суверенитета необходимы многообразные постоянные гарантии. Наиболее значимыми из них являются: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т. е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; обеспечение экономической и политической независимости; обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан; обеспечение правопорядка; высокий уровень развития демократических процессов в обществе и государстве; гибкость дипломатической деятельности, повышающей авторитет государства; наличие вооружённых сил, способных защитить целостность и территориальное верховенство государства; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них; наличие государственных наград и символики, отражающей сущность суверенитета государства. Удачно созданное административно-территориальное устройство и эффективное функционирование в нём местных органов управления и самоуправления укрепляют государство, его экономику, социально-культурные устои, а следовательно, и суверенитет. В суверенном государстве должна быть сильная власть как в центре, так и на местах, способная эффективно реализовывать его внутренние и внешние функции. Государство должно быть крупным собственником национальных богатств, уметь накапливать в свой бюджет средства за счёт стабильности и эффективности общественного производства, умелого управления государственной собственностью, проведения разумной ценовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, накопления капитала за счёт международной торговли, бартера, недопущения военных действий, подрывающих экономику государства, надёжно защищать объекты государственной собственности, обеспечивать своим гражданам право на труд, иные конституционные права и свободы. Нельзя допускать, чтобы международные организации, особенно международный валютный фонд и Мировой банк, делали какие-либо услуги (предоставляли кредиты, оказывали гуманитарную помощь и др.) под обязательным условием государства выполнить определённые действия (проводить экономические реформы, изменять цены, устанавливать выгодный им курс национальной валюты, сокращать вооружённые силы и т.д.). Эти организации предоставляют финансовую помощь нуждающимся странам только при условии проведения ими реальных экономических реформ. Статус Республики Беларусь как суверенного государства был юридически закреплён в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля1990 г. 25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного закона. Принятие Декларации положило начало строительства суверенитета Беларуси. Для государственного суверенитета Республики Беларусь характерны следующие черты: 1)верховенство государственной власти. 2)единство государственной власти. 3)независимость государственной власти. 4)своя территория. 5)собственное гражданство. 6)собственные вооруженные силы. 7)собственная финансово-кредитная система. 8)государственный язык. 9)государственные символы. 10)самостоятельность в решении вопросов, развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества.
Государственная символика Республики Беларусь. Декларация о государственном суверенитете БССР (27.07.1990г.): структура, общая характеристика, роль и значение Декларации в процессе конституционного развития и государственного строительства Республики Беларусь. В ст. 19 Конституции Республики Беларусь отмечается, что символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Описание государственных символов Республики Беларусь и порядок их использования устанавливаются Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» (в ред. от 19.07.2006). Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к длине древка – 1:3. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова «Рэспублiка Беларусь». Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Верховный Совет Республики Беларусь 20 июня 1990 г. принял постановление «О подготовке Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» (тогда еще Белорусской Советской Социалистической Республики), в котором выражалось согласие с предложением Председателя Верховного Совета республики о включении в повестку дня первой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва вопроса о Декларации о государственном суверенитете республики. Из 35 депутатов была образована Комиссия Верховного Совета по подготовке проекта Декларации (из них 24 – члены Президиума Верховного Совета). Хотя Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь и не имела тогда юридического значения, носила рекомендательный характер, она стимулировала принятие других законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь. Государственный суверенитет, как было заявлено в Декларации, утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Декларация определила соотношение властных полномочий Союза и Республики Беларусь. Ранее существовавшая пирамида была перевернута: не Конституция и законы СССР имели верхо- венство, а объявлялось, что на территории Беларуси устанавливается верховенство Конституции и законов республики. Эта запись явилась в будущем юридической основой для решения судьбы о федеративном государстве, в котором не может не быть определенного круга вопросов, по которым федерация имеет прерогативу. Для усиления этой формулы в Декларации было подчеркнуто, что все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, находящиеся и действующие на территории республики, обязаны исполнять законодательство республики. Идея Декларации заключалась и в том, чтобы подчеркнуть самостоятельность республики в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Более того, вовсе не отвергалось нахождение в составе СССР, так как Республика Беларусь предлагала безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств. Государственный суверенитет предполагает независимость государства в проведении внутренней политики. Это возможно тогда, когда власть государства распространяется на всю территорию. В этих целях в Декларации было закреплено, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Демократичной явилась запись в Декларации о том, что важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства является разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей. Придавая историческую важность принятию Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, Верховный Совет постановлением от 27 июля 1990 г. решил считать день 27 июля Днем провозглашения Декларации о государственном суверенитете (Днем независимости) и отмечать его впредь как национальный праздник Беларуси. После референдума, проведенного 24 ноября 1996 г., этот день празднуется ежегодно 3 июля. Законом Верховного Совета Республики Беларусь от 25 августа 1991 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь был придан статус конституционного закона. Впервые в практике законотворческой деятельности высшего представительного органа нашей республики был принят конституционный закон. Причем этот закон получил более высокий статус, нежели Основной Закон – Конституция.
Республика Беларусь – субъект содружества Независимых Государств. Правовая основа, принципы и органы СНГ. Правовые основы и этапы развития Союза Беларуси и России. Принципы, формы и направления сотрудничества Союзного государства.
Республика Беларусь является субъектом Содружества Независимых Государств. Правовой базой для создания СНГ явилось Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств", подписанное 8 декабря 1991 г. руководителями Беларуси, России, Украины. В этот же день, 10 декабря 1991 года, был денонсирован Договор 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Дальнейшим шагом к расширению Содружества явилась встреча в Алма-Ате и принятие 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской Декларации, в которой Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина подтвердили свою приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.- В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Целями СНГ, является развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Государства – члены Содружества взяли на себя обязательство сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Решением Совета Глав государств 22 января 1993 г. принят Устав Содружества Независимых Государств. Уставом определено, что к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества относятся: – обеспечение прав и основных свобод человека; – координация внешнеполитической деятельности; – сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков таможенной политики; – сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; – охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; – борьба с организованной преступностью; – сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов. Республика Беларусь действует в рамках СНГ как равноправный его член. Она сохраняет государственный суверенитет, территориальную целостность, независимость, свою конституцию, национальные (государственные) символы. В рамках Содружества Независимых Государств действуют следующие органы, осуществляющие исключительно консультативные и координационные функции: 1) Совет глав государств; 2) Межпарламентская Ассамблея; 3) Совет глав правительств; 4) Координационно-консультативный комитет; 5) Межгосударственный экономический комитет (МЭК) Экономического Союза; 6) Экономический Суд; 7) Комиссия по правам человека. Созданы такие органы отраслевого сотрудничества: 1) Совет министров иностранных дел; 2) Совет министров обороны; 3) Штаб по координации военного сотрудничества; 4) Совет командующих Пограничными войсками; 5) Совет министров внутренних дел; 6) Межгосударственный банк; 7) Статистический комитет; 8) Совет руководителей государственных информационных агентств; 9) Совет по культурному сотрудничеству; 10) Конференция конституционных судов стран молодой демократии (учредителями ее выступили в октябре 1997 г. конституционные суды Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана). В ноябре 2001 г. в нее вошли конституционные суды Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины. Заключение 2 апреля 1996 г. Договора о создании Сообщества Беларуси и России (ратифицирован постановлением Верховного Совета 4 мая 1996 г.). Основой для его заключения явились итоги белорусского референдума от 14 мая 1995 г. (о поддержке действий Президента Республики Беларусь, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией) и решения палат Федерального собрания России, принятые в октябре 1995 г. по более тесному сотрудничеству с Беларусью. 2 апреля 1997 г. в Москве был заключен Договор о Союзе Беларуси и России, а также подписан Устав Союза Беларуси и России. Сообщество основано на принципах суверенитета и равенства Сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права. Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза (23 мая 1997 г.). При этом каждое государство - участник Союза сохранило государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. В соответствии с Уставом установлено гражданство Союза, при котором каждый гражданин Республики Беларусь и каждый гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином Союза. 25 декабря 1998 г. в г. Москве был заключен Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан. Согласно Договору (ратифицирован законом от 17 февраля 1999 г.), граждане Беларуси и России обладают равными правами избирать и быть избранными в выборные органы Союза. Граждане Беларуси и России имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территориях Договаривающихся Сторон. Граждане Беларуси и России пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами Договаривающихся Сторон. Символично, что именно 8 декабря 1999 г., ровно через восемь лет после образования СНГ, был подписан Договор о создании Союзного государства. С его ратификации законом от 24 декабря 1999 г. и обмена ратификационными грамотами прекратили действие Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г. и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжают действовать в части, не противоречащей Договору о создании Союзного государства. В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов. Государства-участники проводят единую торговую политику в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируют законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли. В Союзном государстве действует единое таможенное пространство. В пределах Союзного государства функционируют объединенные энергетическая, транспортная системы, взаимоувязанные системы связи и телекоммуникаций. Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов. Целями Союзного государства являются: – обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни; – создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; – неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; – проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; – формирование единой правовой системы демократического государства; – проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; – обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью; – укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств. Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств.
Понятие «человек», «личность», «гражданин» и их соотношение. Содержание и соотношение понятий «конституционные права» и «конституционные свободы», «обязанности» и «долг», «единство прав и обязанностей», «равноправие» и «равенство».
«Человек», «личность», «гражданин» – понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом. Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. «Личность» – понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. «Гражданин» – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином. Права и свободы в целом идентичные понятия. Однако, право – это возможность получения определенных благ; свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него. Конституционные права и свободы можно определить как закрепленные в Конституции и гарантированные государством юридические возможности пользоваться определенными благами. В любом случае эти возможности закреплены государством в Основном Законе. В литературе часто используются выражения «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина». Содержание этих понятий несколько различается. Права и свободы гражданина предопределены государственно-правовой принадлежностью соответствующего лица к государству – РБ. Права и свободы человека предполагают их естественное происхождение вне зависимости от государства. Обязанность – мера должного поведения. Несоблюдение обязанности влечет юридическую ответственность. Долг – категория морали, обознача
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|