Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественный, государственный и конституционный строй Республики Беларусь, их соотношение. Основные элементы конституционного строя: политическая, экономическая и социальная системы общества.




Термин «общественный строй» появился в конституции БССР 1978 г.: раздел 1 «основы общественного строя». Термину «общественный строй» предшествовал термин «общественное устройство».

Под общественным строем обычно понимают определенную организацию общества, исторически конкретную систему общественных отношений, обусловленную уровнем производства, обмена, распределения продуктов, уровнем производственных, политических, идеологических и правовых отношений, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия между людьми в разных сферах жизни и охраняемую государством и правом.

На определенном этапе развития общественных отношений, для наиболее эффективного решения своих задач, в первую очередь для защиты основ общественного строя, общество учреждает государство как один из основных институтов его политической организации.

Общественное устройство при определенных конкретно-исторических условиях предопределяет форму государственного устройства и формирует основы государственного строя.

«государственный строй» включает определенную основополагающую часть общественного строя, социальных отношений и закрепляет организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, при которых общественный строй приобретает черты государственного строя.

Существует точка зрения, что конституционный строй – это определенная форма, или способ, организации государства, закрепленный в его конституции.

Понятие государственного строя более широкое. Государственный строй как определенная форма (или способ) организации государства и общества можно отнести к любому государству. Понятие же конституционного строя – более узкое, оно применимо лишь в отношении государственного строя, соответствующего определенным требованиям. Конст строй – это такой гос. и общ. строй, который определен демократической Конституцией как основным законом страны и для которого характерна гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Конституционный строй – это часть общественного строя, но в отличие от него конституционный строй включает не все общественные отношения, а только те, которые урегулированы Конституцией.

Конституционный строй – это отраженные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства, способ организации гос-ва, который обеспечивает подчинение гос-ва праву и характеризует его как конституционное государство; это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а гос-во действует в соответствии с Конституцией.

Основы конституционного строя – главные устои гос-ва, его основные принципы, которые призваны обеспечить РБ характер конституционного государства; это наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

Основные элементы конституционного строя РБ:

- политическая система

- экономическая система Исходной базой экономических отношений является собственность.

- социальная основа белорусского общества

- культурно-духовная система (некоторые авторы);

- внешняя политика государства

- власть народа

Закрепление основ конституционного строя в Конституции РБ:

Первый раздел Конституции РБ содержит общие, основополагающие, отправные положения и называется «Основы конституционного строя». Сам факт начала текста Конституции с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.

 


Государство, как основной элемент политической системы общества. Конституционные характеристики государства: унитарное, правовое, демократическое, социальное. Форма правления и политический режим в РБ.

Политическая система – это, как известно, комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти

Государство в политической системе занимает центральное место.

во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо.

Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы - все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают.

Вся политическая система как бы вертится вокруг государства.

Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством. Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы.

Гос-во обладает гос-м аппаратом. Он с помощью права иногда насилия реал-т общ-ые отн-ия и предает своим решениям волевой, обяз-й хар-р для всех граждан и орг-й.

Деят-ть общ-х орг-й находится под охраной гос-ва. Охрану осущ-т суд, прок-ра и другие гос. Органы.

Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы.

Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».

Унитарное государство – цельное единое национально-государственное устройство административно территориальные единицы, которого не обладают признаками государственности.

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении наций под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью - само государство. Только ему присущ государственный суверенитет подтверждённый основным законом – Конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и нераздельную государственность на всей территории страны. Территории входящие в состав унитарного государства политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными и их правовой статус определяется центральной властью т.е. актами центральных органов власти и управления.

Для унитарного государства характерен ряд отличительных признаков:

1) единая Конституция, нормы которой применяются на всей территории страны

2) единая системы высшей государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны

3) единое гражданство

4) единая система права, местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти

5) единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права

6) территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. В отличие от унитарного федеративное государства состоит из нескольких государств, за которыми сохраняется определенная политико-юридическая самостоятельность.

Конфедерация – это союз двух и более суверенных государств.

Демократия – народовластие, способ организации и осуществления государственной власти, когда обеспечивается верховенство народа и в устройстве и в осуществлении государственной власти, когда народ является источником власти и реализует её непосредственно, а так же через формируемые им государственные органы.

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, общепризнанные права и свободы человека и гражданина, многообразие политических институтов, идеологий и мнений.

В демократическом государстве существует и развивается самоуправление, степень развития самоуправления напрямую зависит от степени развития демократии в обществе.

В зависимости от форм волеизъявления народа обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного участия народа или каких-либо групп населения в управлении делами государства (народ обладает законодательной инициативой, участвует в референдумах по особо важным вопросам государственной и общественной жизни, в выборах представителей власти, в том числе на местах).

Под представительной демократией понимается то, что народ может свободно выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений выражающих волю народа.

Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст.4 Конституции) Принцип идеологического и политического многообразия называется политическим плюрализмом.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений, взглядов и действий, проявляется в деятельности независимых объединений граждан.

Понятие социальное государство в широком смысле обозначает сосуществование людей в обществе и государстве, законодательное сглаживание противоречивых интересов. В узком смысле это обеспечение достойных условий жизни людей, повышение их благосостояния и прежде всего заботу о бедных и слабых, признание неприкосновенных и неотчуждаемых прав личности – это обеспечение равных справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека.

Правовое государство – это такое государство, которое признаёт в качестве своих непременных обязанностей и институтов разделения властей, верховенство права, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью, взаимную правовую ответственность государства и личности, незыблемость гражданских прав и свобод их охрану и гарантированность. Главное в идеи правового государства – связанность государства правом гарантирующая предсказуемость и надёжность действий государства, его подчинения праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...