Понятие, назначение, юридические свойства, структура и функции конституции РБ. Роль и значение преамбулы в структуре конституции. Толкование конституции РБ.
Конституция – основной закон государства, закрепляющий устройство гос., организацию гос. власти и ее взаимоотношение с обществом и гражданами Структура: преамбула, основная часть и заключительные переходные положения. Весь текст состоит из 146 статей. В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется К.. Основная часть Конституции состоит из восьми разделов: разделы III, IV и VI состоят из глав (всего восемь глав). Раздел I – основы констит. строя. Раздел II – права, свободы и обязанности человека и гр-на. Разделе III – основные положения, касающиеся избир. системы и референдума. Раздел IV – статус гос. Органов. В нем закрепляются полномочия Главы гос., Парламента. Правительства, органов судебной власти. Раздел V – местное управление и самоуправление. Раздел VI – нормы, регламентирующие дея-ть двух гос. органов – Прокуратуры и Комитета гос. контроля. Раздел VII – нормы, касающиеся финансово-кредитной системы РБ. К числу основных функций Конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая. Юридическая функция заключается в том, что Конституция – это Основной Закон государства, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать. Политическая функция означает, что Конституция устанавливает основы организации и деятельности органов государственной власти, а также основы участия граждан в управлении делами общества и государства. Идеологическая функция выражается в том, что Конституция закрепляет те духовные ценности, на которых основывается государство, прививает уважение граждан к закону. Важнейшее значение для определения места и роли К., формирования всей правовой системы с учетом иерархии НПА имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия К. и порядка ее изменения. Раздел IX – заключительные и переходные положения.
К свойствам К. как юр. документа (юр. свойства) можно отнести: – учредительный характер – 1) положения К. являются реализацией учредительной власти, воли народа; 2) нормы К. выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем нормам. – К. – это Основной Закон, т.е. ядро правовой системы. – Высшая юр. сила К. означает, что: 1) она является правовым актом высшего порядка; 2) все другие правовые акты, принимаемые гос. органами, издаются на основе и в соотв. с К., т.е. не должны ей противоречить. – Стабильность – обеспечивается усложненным порядком внесений в нее изменений. – К. является актом прямого действия. Официальное толкование норм КП дается уполномоченными на это гос. органами. Оно формулируется в специальных актах, которые формально связывают исполнителей толкуемых норм. Толкование – это де-ть, направленная на установление точного содержания правового акта для его правильного понимания и реализации. Конституция закрепляет полномочие Парламента давать толкование К., законов. Таким образом, речь идет об аутентичном толковании, т.е. о толковании органом, принявшим акт или соответствующим уполномоченным органом для уяснения смысла нормы и при отсутствии спора. В 1997 г. был лишь единственный случай, когда Парламент по предложению Президента принял конституционный закон о толковании ч. 1 ст. 143 К. Для принятия акта аутентичного толкования К. необходимо квалифицированное большинство голосов депутатов Парламента – 2/3 (в отличие от толкования обычного закона). Толкование К. (закона) дается Парламентом в форме конст. закона (закона). Конст. Суд осуществляет казуальное (правоприменительное) толкование, когда толкование Конст. может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм при рассмотрении какого-либо дела (спора). Толкование Констит. Судом дается в форме решения.
Действие Конституции во времени, по территории и по кругу лиц. Сущность прямого действия Конституции. Конституционное развитие Беларуси (сравнительный анализ Конституций 1919, 1927, 1937, 1978 годов). Действие Конституции рассматривается в нескольких аспектах. Прежде всего, имеется в виду действие во времени. Обычно конституция вступает в действие (в силу) с момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Переходные положения конституции могут предусматривать, что отдельные ее нормы начинают применяться позднее – обычно по наступлении какого-либо события (выборов и т.п.). Если конституция временная, то она действует до заранее установленного, иногда в ее же тексте, времени или события (например, до вступления в силу постоянной конституции). Как правило, конституция вступает в действие на всей территории государства. В случае последующего присоединения к данному государству каких-либо новых его частей с этого или с иного установленного особым актом момента конституция начинает действовать и на их территориях. Другой аспект действия конституции – по кругу лиц. Конституция имеет обязательную силу для всех государственных органов. Она обязательна и для всех лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для его граждан, юридических лиц, учреждений и организаций за границей. Иностранные государства и международные правительственные организации должны уважать конституцию, за исключением положений, противоречащих общепризнанным принципам и нормам международного права (разрешающих вести агрессивные войны, нарушающих права человека и т. п.). Очень важное значение имеет вопрос о непосредственном действии конституционных норм. Целый ряд конституций предусматривает такое действие. Например, ч. 2 ст. 5 Конституции Республики Болгарии 1991 года гласит: «Положения Конституции имеют непосредственное действие». В социалистических странах конституция зачастую рассматривается как политико-правовой документ, то есть практически как декларация принципов, непосредственно государственные органы и должностных лиц не обязывающих.
Не случайно в нашей стране было бессмысленно обращаться в суд, ссылаясь только на Конституцию: если нет какого-либо закона, указа или, еще лучше, приказа министерства по данному вопросу, суд дело не принимал, да и в судебных решениях ссылок на Конституцию не бывало. Демократический же режим предполагает судебную защиту конституционных прав, и поэтому в каждом случае важно выяснить, можно ли конституционную норму применить непосредственно. Важнейшей особенностью и характерной чертой конституции является ее прямое действие, что означает: – нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного управления и самоуправления; – каждый гражданин, который считает свои права нарушенными, ссылаясь на соответствующие статьи конституции, может обратиться в суд. Прямое действие Конституции означает, что ее нормы применяются судами напрямую, без использования специального материального или процессуального закона, иного нормативного правового акта. Реализация принципа прямого действия Конституции позволяет направлять в необходимое русло правотворческий процесс, поскольку частое принятие решений судами исключительно на основании конституционных норм свидетельствует о несовершенстве и пробелах правового регулирования отдельных вопросов. В Беларуси были приняты пять конституций: 1) Конституция 1919 ᴦ. – восприняла основные идеи и принципы Конституции РСФСР 1918 года; закрепила образование БССР; наиболее идеологизированная; носила классовый характер; установила диктатуру пролетариата͵ признала применение насилия в целях утверждения социалистического строя; 2) Конституция 1927 г: провозгласила диктатуру пролетариата͵ закрепила вхождение в БССР в состав СССР, закрепила равенство белорусского, русского, еврейского, польского языков; учредила двойное гражданство
(БССР, СССР); закрепила неравное избирательное право для сельского и городского населения; 3) Конституция 1937 ᴦ. – утвердила два государственных языка; ввела государственный народный план; закрепила равное избирательное право; провозгласила руководящую роль КПСС; учредила депутатскую неприкосновенность; объявила лиц, осуществляющих покушение на социалистическую собственность, врагами народа; 4) Конституция 1978 ᴦ. – диктатура пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса; КПСС – основа всей государственной структуры; закрепила права граждан на жилище, охрану здоровья и др.; впервые включила норму о суверенитете БССР; впервые закрепила положение о том, что наиболее ванные вопросы государственной жизни ставятся на всенародное голосование. Для первых четырех Конституций общими специфическими чертами являлись: классовый характер, закрепление господствующей лишь одной идеологии, исключение многопартийности, отсутствие многообразия форм собственности, подчинение интересам социалистического и коммунистического строительства. В Конституциях 1919, 1927, 1937, 1978 гᴦ. не получили отражения положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой под конституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
Конституция РБ от 15 марта 1994г. с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.: разработка, принятие и отличия от предыдущих Конституций РБ. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РБ. Изменения и дополнения внесенные в Конституцию 1994г. по результатам республиканских референдумов 1996г., 2004г. Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.
В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конституционную стабильность. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного голосования. Огромное значение для принятия новой Конституции имела Декларация о государственном суверенитете. Объявив суверенитет республики, декларация закрепила обязанность государства охранять и защищать национальную государственность белорусского народа. Декларация определила соотношение властных полномочий Союза и республики. Теперь не Конституция и законы СССР имели верховенство, а объявлялось, что на территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов республики. В декларации имелись положения, предопределяющие содержание будущего проекта Конституции Беларуси. 22 июня 1990 ᴦ. верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии. В рамках данной комиссии образовались две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. Затем был выработан единый текст проекта и предложен верховному Совету. Предложенный проект был одобрен не сразу. Развернулась серьезная дискуссия относительно вопроса о форме республики. Многие высказывались за придание Беларуси статуса парламентской республики, однако большинство высказалось за президентскую, неоднозначным был подход к административно-территориальному устройству страны, к статусу депутатов, определению государственного языка. В итоге разногласий и противоречий по проекту Конституции образовалось столько, что принятие исторического решения – новой Конституции – затянулось на четыре года. 15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. Существует так называемое обновление конституции, что предполагает внесение в нее изменений и дополнений. Частое обновление Конституции свидетельствует о нестабильном развитии государства либо недостатках Основного Закона. Самая стабильная Конституция – Конституция США 1787 ᴦ. Это обстоятельство возлагает на нас моральную обязанность признать достоинство и высокий уровень развития населения этой страны. Конституция Республики Беларусь существенно изменялась дважды: 24 ноября 1996 ᴦ. и 17 октября 2004 ᴦ. Референдум 1996 ᴦ. фактически предложил нам новую редакцию Конституции. В основном изменения коснулись перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством. Референдумом, проведенным в 2004 году, была отменена норма об ограничении пребывания на президентской должности два срока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|