Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологическое вступление




рационалистов. И также никогда не откажется от логики, как никогда не откажется от речи. Ведь любое знание, в конце концов, должно быть выражено на языке, хотя язык сам по себе уже искажает реальность: напри­мер, он членит действительность на неизменные элементы (а потому при­мер Б. Рассела — если некто ест котлету, с помощью языка невозможно выразить, когда эта котлета перестаёт быть котлетой и становится частью едока). Как бы рационализм ни критиковался, в новых формах он будет возникать снова и снова. Потому что без принятых логических правил игры с символами нельзя надеяться на однозначное понимание.

Итак, нельзя объяснить самоочевидность логическими средства­ми. Но из-за этого не стоит пытаться отказаться от логики, хотя подоб­ная точка зрения с достойной лучшего применения регулярностью встре­чается в истории культуры. Ибо логика — всего лишь упрощенный и универсальный язык общения (в том числе общения с самим собой), существующий для того, чтобы иметь возможность максимально одно­значно выражать свои мысли. В науке типично требование, чтобы ком­муникация между учеными была логически безупречна 1. Но логика не­обходима во всех видах взаимодействия между людьми. Отказ от ло­гики - это отказ от надежды на проверку правильности (т. е. одно­значности понимания) совершаемых коммуникаций.

О мистическом проникновении в тайну сознания

Издревле существовал другой подход к явлениям сознания. Тому, что находится в сознании, т. е. тому, что самоочевидно, придавался осо­бый таинственный (или, с греческого языка, мистический), не объясни­мый с точки зрения реального опыта смысл. Мистики уверены: содер­жание сознания мало зависит от желания осознающей личности. Дей­ствительно, люди не совсем точно выражают мысль, когда говорят: я думаю. Правильнее было бы сказать: «мне думается», так как сам акт думания происходит так, как происходит, практически независимо от нашего желания. При всем своем старании человек не может не думать или думать иначе, чем ему думается. Никому не может быть известно, откуда и почему переживание очевидности возникает. Нет никаких са­моочевидных оснований именно себе приписывать в качестве заслуги собственные мысли. Но хоть человек и не знает, откуда к нему пришли его переживания, они — в силу своей самоочевидности — остаются для него самой достоверной вещью на свете. [окончание cтраницы 49]

______________________________

'Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993, с. 28.


Раздел первый

Любое знание дано человеку лишь через сознание. Даже пред­ставители строгих наук признают, что «очевидность остаётся после­дним источником истины и познания» 1. А значит, из всего этого дела­ют вывод мистики, именно внутри этой таинственной очевидности со­знания только и может содержаться подлинная истина — знание о том, как надо жить человеку. Сознание несет нам свет Истины. Ибо Тот, кто знает, как всё происходит, только с помощью сознания может сообщить нам об этом. В Коране сказано: «Всё написано в книге очевидности». «Царствие небесное внутри нас», — добавляют христиане.

Но почему тогда не все люди понимают эту очевидную для мис­тиков идею? Что мешает всем сразу овладеть этим знанием? О, чтобы его приобрести, говорят мистики, требуется особое умение, вырабаты­ваемое лишь в чрезвычайно трудном процессе овладения мистическим опытом. Ибо нетренированный человек воспринимает только хаос соб­ственных мыслей и не может за этим хаосом увидеть подлинный свет. Необходимо собирание себя из рассеяния, нужно, как говорит Св. Тереза, «великое отречение от всего». Вот как они об этом пишут:

Св. Августин: «Если в ком умолкнет волнение плоти, умолкнут
представления о земле, водах и воздухе, умолкнет и небо, умолкнет и;
сама душа и выйдет из себя, о себе не думая, умолкнут сны и
воображаемые откровения, всякий язык, всякий знак и все, что проходит

и возникает, если наступит полное молчание — то заговорит Он Сам, один — не через них, а прямо от себя, да услышим слово Его»2.

Шри Ауробиндо: «Пусть ищущий попытается не думать хотя бы в
течение нескольких минут — он сразу поймет, что живет в невидимом
хаосе, в изматывающем непрестанном вихре, заполненном исключитель­
но его мыслями, его ощущениями, побуждениями и реакциями. «Я»
всегда «я» - гном-переросток, который во всё вмешивается, всё затемняет,
видит и слышит только себя, знает только себя... Мы замурованы, без
конца повторяем самих себя, жужжим одно и то же... Мы затоплены
потоком мыслей. Они появляются отовсюду подобно испуганным или
даже агрессивным крысам. Надо научиться их утихомирить. Каждый
должен найти свой путь успокоения ума и расширения сознания»3.

—«Самый загадочный мистик в мировой истории» — средневе­
ковый немецкий проповедник Мейстер Экхарт: «Пусть человек отвратится от себя самого и от всего сотворенного. Только тогда он достигнет единства и блаженства в той искре души, которой не косну-лось ни время, ни пространство... Оставь себя совершенно и предоставь [окончание cтраницы 50]

________________________

'ВейльГ. Математическое мышление. М., 1989, с. 65.

2 Августин Исповедь. М., 1991.

3Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Л., 1989.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...