Методологическое вступление
рационалистов. И также никогда не откажется от логики, как никогда не откажется от речи. Ведь любое знание, в конце концов, должно быть выражено на языке, хотя язык сам по себе уже искажает реальность: например, он членит действительность на неизменные элементы (а потому пример Б. Рассела — если некто ест котлету, с помощью языка невозможно выразить, когда эта котлета перестаёт быть котлетой и становится частью едока). Как бы рационализм ни критиковался, в новых формах он будет возникать снова и снова. Потому что без принятых логических правил игры с символами нельзя надеяться на однозначное понимание. Итак, нельзя объяснить самоочевидность логическими средствами. Но из-за этого не стоит пытаться отказаться от логики, хотя подобная точка зрения с достойной лучшего применения регулярностью встречается в истории культуры. Ибо логика — всего лишь упрощенный и универсальный язык общения (в том числе общения с самим собой), существующий для того, чтобы иметь возможность максимально однозначно выражать свои мысли. В науке типично требование, чтобы коммуникация между учеными была логически безупречна 1. Но логика необходима во всех видах взаимодействия между людьми. Отказ от логики - это отказ от надежды на проверку правильности (т. е. однозначности понимания) совершаемых коммуникаций. О мистическом проникновении в тайну сознания Издревле существовал другой подход к явлениям сознания. Тому, что находится в сознании, т. е. тому, что самоочевидно, придавался особый таинственный (или, с греческого языка, мистический), не объяснимый с точки зрения реального опыта смысл. Мистики уверены: содержание сознания мало зависит от желания осознающей личности. Действительно, люди не совсем точно выражают мысль, когда говорят: я думаю. Правильнее было бы сказать: «мне думается», так как сам акт думания происходит так, как происходит, практически независимо от нашего желания. При всем своем старании человек не может не думать или думать иначе, чем ему думается. Никому не может быть известно, откуда и почему переживание очевидности возникает. Нет никаких самоочевидных оснований именно себе приписывать в качестве заслуги собственные мысли. Но хоть человек и не знает, откуда к нему пришли его переживания, они — в силу своей самоочевидности — остаются для него самой достоверной вещью на свете. [окончание cтраницы 49]
______________________________ 'Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993, с. 28. Раздел первый Любое знание дано человеку лишь через сознание. Даже представители строгих наук признают, что «очевидность остаётся последним источником истины и познания» 1. А значит, из всего этого делают вывод мистики, именно внутри этой таинственной очевидности сознания только и может содержаться подлинная истина — знание о том, как надо жить человеку. Сознание несет нам свет Истины. Ибо Тот, кто знает, как всё происходит, только с помощью сознания может сообщить нам об этом. В Коране сказано: «Всё написано в книге очевидности». «Царствие небесное внутри нас», — добавляют христиане. Но почему тогда не все люди понимают эту очевидную для мистиков идею? Что мешает всем сразу овладеть этим знанием? О, чтобы его приобрести, говорят мистики, требуется особое умение, вырабатываемое лишь в чрезвычайно трудном процессе овладения мистическим опытом. Ибо нетренированный человек воспринимает только хаос собственных мыслей и не может за этим хаосом увидеть подлинный свет. Необходимо собирание себя из рассеяния, нужно, как говорит Св. Тереза, «великое отречение от всего». Вот как они об этом пишут:
— Св. Августин: «Если в ком умолкнет волнение плоти, умолкнут и возникает, если наступит полное молчание — то заговорит Он Сам, один — не через них, а прямо от себя, да услышим слово Его»2. — Шри Ауробиндо: «Пусть ищущий попытается не думать хотя бы в —«Самый загадочный мистик в мировой истории» — средневе ________________________ 'ВейльГ. Математическое мышление. М., 1989, с. 65. 2 Августин Исповедь. М., 1991. 3Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Л., 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|