Методологическое вступление
«Надо, чтобы такие слова, как точка, прямая, плоскость, во всех предложениях геометрии можно было заменить, например, словами стол, стул, пивная кружка» 1); — о грамматике — наборе правил, позволяющих связывать эти слова — об аксиоматике — наборе не требующих доказательств само — - об энциклопедии — наборе предложений, истинных на основе внелогических (прежде всего, эмпирических) оснований2; — наконец, о способах доказательства — о правилах преобразова Выбор всех этих слов, правил и аксиом сам по себе с логической точки зрения произволен (ссылка на очевидность ничего не решает). Он не может быть доказан (в том числе и потому, что непонятно, как доказывать то, что и так очевидно). Е. Вигнер удачно определил математику как «науку о хитроумных операциях, производимых по специально разработанным правилам над специально придуманными понятиями»3. Единственное требование, которое ограничивает произвол, — система должна быть непротиворечивой: в ней не должно быть ни самопротиворечивых аксиом, ни противоречий между аксиомами. Логико-математические науки, прежде всего, претендуют именно на формальную правильность и непротиворечивость своих рассуждений, а не на их истинность (если истину понимать как соответствие действительности). Так, если принять, что все рыбы — красные и что все игроки в домино — рыбы, то можно сделать формально безупречный вывод, разумеется, не претендующий на истинность как на соответствие действительности: игроки в домино — красные.
Кстати, естественные науки включают в себя логику, и именно поэтому вынуждены иметь дело с исходно неопределяемыми (а потому [окончание cтраницы 45] ______________________________ 1Цит. по Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989, с. 237 2Я надеюсь, что позволил себе не слишком вольную трактовку позиции, восхо 3 Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971, с. 183-184. Раздел первый необъяснимыми) терминами. К. Хюбнер говорит о «свободе выбора априорных установлений» в естественной науке1. А. Шопенгауэр в этой необъяснимости исходных терминов и аксиом видит бессилье естественных наук, тогда как такое положение дел — неизбежное следствие применения логики. Вот как рассуждал Шопенгауэр: естественная наука (этиология, в его терминологии) раскрывает закономерный порядок, указывает явлениям их место во времени и пространстве, однако о внутреннем существе какого-либо из этих явлений мы не получаем ни малейшего знания. Это существо именуется силой природы и лежит вне сферы естественнонаучного (этиологического) объяснения. После всех её объяснений эти явления остаются нам совершенно чужды, их смысл непонятен. «Механика, — пишет Шопенгауэр, — с самого начала предполагает как необъяснимое материю, тяжесть, непроницаемость, передачу движения толчком, косность и т. д.»2. Но всё дело в том, что логика определяет только правила игры с символами. Она не может претендовать ни на что большее. Эти прави ла должны быть однозначными и удобными для тех, кто в эту игру с символами играет. Разумеется, есть правила, которые удобны почти всегда. Например, такое: если a < b, а Ь < с, то a < с. Однако и такое обыч но разумное правило отнюдь не всегда верно. Не очень целесообразно его применение к качественным оценкам (если, например, знак «<» означает «менее красив» или «менее загадочен»), к величинам, изменяющимся во времени, и т. д. Так, какое бы ни было эмоциональное отношение а к Ь и Ь к с, вряд ли что-либо строго однозначное можно сказать об отношении а к с. Поэтому, вообще говоря, логическая система требует какой-либо интерпретации, в рамках которой и используются термины. Интерпретация приписывает этой системе некий смысл, выходящий за рамки самой системы. Интерпретация может быть эмпирической — тогда система связывается хоть с каким-либо представлением о реальности. Например, арифметика связывается со способами перечисления, а геометрия — с измерением на поверхности Земли. Интерпретация может быть также логической или математической — тогда одна логическая система интерпретируется в терминах другой — например, геометрия интерпретируется в алгебраических терминах.
Требование непротиворечивости недостаточно для построения логической системы. Ведь даже для доказательства непротиворечивости необходим какой-то набор слов и аксиом. Любое доказательство, в том [окончание cтраницы 46] ______________________________ 'Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994, с. 55. 2Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998, с. 223-225.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|